Закон Московской области от 08.11.2001 N 171/2001-ОЗ

"Об отходах производства и потребления в Московской области"
Редакция от 25.04.2018 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

8 ноября 2001 г. N 171/2001-ОЗ

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ, от 03.08.2004 N 112/2004-ОЗ, от 05.10.2006 N 166/2006-ОЗ, от 05.10.2007 N 172/2007-ОЗ, от 27.12.2008 N 237/2008-ОЗ, от 16.07.2009 N 92/2009-ОЗ, от 29.12.2011 N 228/2011-ОЗ, от 23.07.2012 N 121/2012-ОЗ, от 26.12.2012 N 201/2012-ОЗ, от 27.07.2013 N 103/2013-ОЗ, от 02.10.2013 N 106/2013-ОЗ, от 30.12.2014 N 194/2014-ОЗ, от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ, от 11.07.2016 N 95/2016-ОЗ, от 25.04.2018 N 48/2018-ОЗ, от 25.04.2018 N 50/2018-ОЗ)

Принят
решением
Московской областной Думы
от 17 октября 2001 г. N 15/148

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Московской области в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности в качестве дополнительных источников сырья. (в ред. Закона МО от 05.10.2006 N 166/2006-ОЗ)

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. (в ред. Законов МО от 16.07.2009 N 92/2009-ОЗ, от 30.12.2014 N 194/2014-ОЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

В целях настоящего Закона применяются понятия, определенные Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами

1. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами в Московской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Московской области. (в ред. Закона МО от 05.10.2006 N 166/2006-ОЗ)

2. Настоящий Закон регулирует отношения при обращении с отходами производства и потребления (далее - отходами), устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области, права и обязанности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений. Определяет основные принципы, условия и требования по экологически безопасному ресурсосберегающему, экономически выгодному обращению с отходами на территории Московской области.

Положения, нормы и требования настоящего Закона не распространяются на остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используются на самом предприятии, где они образуются.

Статья 3. - Утратила силу. (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

Глава II. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Статья 4. - Утратила силу (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

Статья 4.1. Кадастр отходов Московской области (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

1. Кадастр отходов Московской области включает в себя:

а) реестр объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов;

б) банк данных об отходах, включая сведения о происхождении, количестве, свойствах и классе опасности отходов;

в) сведения о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов;

г) перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.

2. Органы местного самоуправления, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, представляют сведения, используемые для ведения кадастра отходов Московской области в соответствии с порядком, установленным уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.

Статья 5. - Утратила силу (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

Статья 6. Экологический паспорт природопользователя (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по утилизации, и (или) обезвреживанию, и (или) размещению отходов на соответствующих объектах, вправе разрабатывать на данные объекты экологические паспорта природопользователей, оформленные в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.

2. Экологические паспорта природопользователей размещаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) на стендах возле соответствующих объектов для всеобщего обозрения.

Статьи 7. - 11. - Утратили силу (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 12. Полномочия органов государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

1. К полномочиям Правительства Московской области в сфере обращения с отходами относятся:

а) утверждение государственных программ Московской области в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

б) организация осуществления государственного надзора в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

в) определение прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; (в ред. Закона МО от 25.04.2018 N 48/2018-ОЗ)

г) утверждение предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

д) утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

е) установление порядка осуществления контроля (надзора) в области регулируемых государством тарифов (региональный государственный контроль (надзор));

ж) установление содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченными исполнительными органами государственной власти Московской области и региональными операторами, условий проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов; (в ред. Закона МО от 25.04.2018 N 50/2018-ОЗ)

з) установление правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также порядка осуществления контроля за их исполнением;

и) утверждение перечня должностных лиц центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего государственный надзор в сфере обращения с отходами;

к) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

2. К полномочиям уполномоченных центральных исполнительных органов государственной власти Московской области относятся:

а) участие в проведении государственной политики в сфере обращения с отходами на территории Московской области;

б) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в сфере обращения с отходами;

в) разработка и реализация государственных программ Московской области в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

г) участие в разработке и выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами;

д) осуществление государственного надзора в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

е) участие в организации обеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами;

ж) установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

з) осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;

и) установление порядка ведения кадастра отходов Московской области и организация ведения кадастра отходов Московской области;

к) утверждение инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; (в ред. Закона МО от 25.04.2018 N 50/2018-ОЗ)

л) утверждение производственных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; (в ред. Закона МО от 25.04.2018 N 50/2018-ОЗ)

м) установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

н) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; (в ред. Закона МО от 25.04.2018 N 50/2018-ОЗ)

о) утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); (в ред. Закона МО от 25.04.2018 N 50/2018-ОЗ)

п) регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

п.1) проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Закона МО от 11.07.2016 N 95/2016-ОЗ)

р) разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

с) осуществление регионального государственного контроля (надзора) в части правильности применения тарифов;

т) осуществление контроля (надзора) в области регулируемых государством тарифов (региональный государственный контроль (надзор));

у) государственное регулирование тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

ф) разработка и утверждение методических рекомендаций к оформлению экологического паспорта природопользователя;

ф.1) утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; (в ред. Закона МО от 11.07.2016 N 95/2016-ОЗ)

х) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Статья 13. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений в сфере обращения с отходами в Московской области

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане и их объединения имеют право:

а) на получение в установленном законодательством порядке полной, объективной и достоверной информации, касающейся обращения с отходами, в том числе об опасности, возникающей при функционировании объектов обращения с отходами;

б) на участие в установленном порядке в разработке мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, ресурсосбережения при проектировании, сооружении и эксплуатации объектов по обращению с отходами;

в) на компенсацию в установленном законодательством порядке материального ущерба, а также прямого или непосредственного ущерба здоровью граждан, нанесенных вследствие функционирования объектов по обращению с отходами;

г) осуществлять общественный контроль за обращением с отходами производства и потребления через трудовые коллективы или объединения граждан в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ресурсосберегающему, безопасному обращению с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны:

а) осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии разрешительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

б) принимать необходимые организационно-технические и технологические меры по уменьшению образования отходов посредством более рационального использования первичного сырья и использования (применения) малоотходных технологических процессов и производств;

в) обеспечивать эффективное повторное использование отходов, а также соблюдать установленный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); (в ред. Закона МО от 25.04.2018 N 50/2018-ОЗ)

г) определять и документировать свойства и состав отходов, класс их опасности в соответствии с действующими санитарными и другими правилами, стандартами и методиками;

д) обеспечивать полный сбор, соответствующее хранение и предотвращение уничтожения, порчи отходов, имеющих ресурсную ценность, выполнять мероприятия по специальному складированию, консервации и безопасному хранению указанных отходов, которые временно не используются;

е) разрабатывать за счет собственных средств технологии и рекомендации по сбору и использованию образующихся отходов производства и потребления, в том числе собственной продукции, утерявшей потребительские свойства при эксплуатации;

ж) возмещать в полном объеме причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан вред, нанесенный в результате деятельности в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Закона МО от 03.08.2004 N 112/2004-ОЗ)

з) обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности; (в ред. Законов МО от 03.08.2004 N 112/2004-ОЗ, от 16.07.2009 N 92/2009-ОЗ)

и) в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области. (в ред. Законов МО от 03.08.2004 N 112/2004-ОЗ, от 05.10.2006 N 166/2006-ОЗ)

Статья 15. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере обращения с отходами (в ред. Закона МО от 30.12.2014 N 194/2014-ОЗ)

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют свою деятельность в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органов государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами могут быть перераспределены между ними в соответствии с законом Московской области о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области.

Статья 16. Воспитательная и просветительская деятельность по проблемам обращения с отходами

1. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области организуют и обеспечивают всеобщность, комплексность и непрерывность целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности среди населения Московской области по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами, а также разработку и реализацию программ по данным направлениям. (в ред. Закона МО от 03.08.2004 N 112/2004-ОЗ)

2. Распространение популярных знаний по безопасному, ресурсосберегающему обращению с отходами осуществляется через средства массовой информации, посредством выпуска популярной литературы, наглядной агитации, листовок и другими доступными средствами.

Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статьи 17. - 18. - Утратили силу (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

Статья 19. - Утратила силу. (в ред. Закона МО от 26.12.2012 N 201/2012-ОЗ)

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ (в ред. Закона МО от 29.12.2011 N 228/2011-ОЗ)

Статья 20. Государственный надзор в сфере обращения с отходами (в ред. Законов МО от 05.10.2006 N 166/2006-ОЗ, от 29.12.2011 N 228/2011-ОЗ)

1. Уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области осуществляет государственный надзор в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. (в ред. Закона МО от 29.12.2011 N 228/2011-ОЗ)

2. Пункт утратил силу. (в ред. Закона МО от 29.12.2011 N 228/2011-ОЗ)

3. Решения органа, осуществляющего государственный надзор в сфере обращения с отходами, подлежат обязательному выполнению и могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Закона МО от 29.12.2011 N 228/2011-ОЗ)

4. Пункт утратил силу. (в ред. Закона МО от 29.12.2011 N 228/2011-ОЗ)

Статья 21. - Утратила силу. (в ред. Закона МО от 29.12.2011 N 228/2011-ОЗ)

Статья 22. Производственный контроль в сфере обращения с отходами (в ред. Закона МО от 05.10.2006 N 166/2006-ОЗ)

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Пункт утратил силу. (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

3. Производственный контроль в сфере обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. (в ред. Закона МО от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ)

Статья 23. Общественный контроль в области обращения с отходами

Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане, общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с целью проверки выполнения требований настоящего Закона органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами.

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 24. Виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели возмещают вред, причиненный вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами, в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанностей по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещения вреда, причиненного здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

3. Споры по вопросам обращения с отходами решаются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ (в ред. Закона МО от 03.08.2004 N 112/2004-ОЗ)

Статья 26. Формы сотрудничества

1. Международное сотрудничество Московской области в сфере обращения с отходами регулируется законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

2. Межрегиональное сотрудничество Московской области с субъектами Российской Федерации в сфере обращения с отходами регулируется договором (соглашением).

Договор (соглашение) устанавливает экономические, финансовые и правовые условия размещения и переработки отходов, поступающих с территории иных субъектов Российской Федерации.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. - Исключена. (в ред. Закона МО от 05.10.2006 N 166/2006-ОЗ.

Статья 28. Приведение нормативных правовых актов Московской области в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты Московской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор Московской области
Б.В. ГРОМОВ

8 ноября 2001 года

N 171/2001-ОЗ