ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 28 апреля 2000 г. N 91/7
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11.04.2000 N 6-П
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2000 N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" абзац 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать противоречащий федеральному законодательству закон субъекта Российской Федерации недействительным и утрачивающим юридическую силу, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. Вместе с тем Конституционный Суд России подтвердил полномочие судов общей юрисдикции на основании ч. 3 ст. 10, ст. 41, ст. 231, 239.1 - 239.8 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, ст. 3 и 6 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" рассматривать дела о признании законов субъектов Российской Федерации не соответствующими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, а также признал право прокурора при осуществлении возложенных на него полномочий обращаться в суд общей юрисдикции с требованием о проверке соответствия закона субъекта Федерации федеральному закону.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, общественных объединений и органов местного самоуправления, также могут быть обжалованы в судебном порядке.
В целях обеспечения действенного прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации предлагаю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированным прокурорам при осуществлении надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов регионального уровня опротестовывать изданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты, не соответствующие федеральному законодательству.
2. В случае необоснованного отклонения протестов незамедлительно обращаться в суды общей юрисдикции с заявлениями о проверке соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному закону. В заявлениях ставить вопрос о признании таких актов противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению.
3. При вынесении судами общей юрисдикции определений об отказе в принятии заявлений ввиду неподведомственности им споров (со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.98 N 19-П) принимать все предусмотренные федеральным законодательством меры к обжалованию (опротестованию) подобных судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке.
4. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И.
Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.
И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса
В.В.УСТИНОВ