Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2006 г. N 7904
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 2 мая 2006 г. N 270
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
В соответствии со статьями 40, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491), а также во исполнение пункта 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
2. Признать утратившим силу Приказ МЧС России от 15.06.2004 N 283 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 сентября 2004 г., регистрационный N 6028).
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение
к Приказу МЧС России
от 02.05.2006 N 270
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана на основе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <*> (далее - УПК Российской Федерации), Федерального закона "О пожарной безопасности" <**>, иных федеральных законов и Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" и устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях <***> в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - органы ГПС МЧС России, если не указано иное), а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649.
<***> Для целей настоящей Инструкции под сообщением об ином происшествии следует понимать информацию об административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, связанных с пожарами, поступившую по телефону, телеграфу, факсимильной и иным видам связи, а также сведения об этом, содержащиеся в жалобах и иных обращениях граждан, должностных лиц и организаций.
2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц органов ГПС МЧС России в пределах их компетенции:
а) заместителей главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору - начальников управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей;
б) главных государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместителей; главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей;
в) старших дознавателей и дознавателей органов ГПС МЧС России (далее - дознаватели ГПС МЧС России);
г) иных должностных лиц органов ГПС МЧС России.
3. Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях, контроль за их осуществлением возлагаются на должностных лиц, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящей Инструкции.
4. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами, указанными в настоящей Инструкции, возложенных на них полномочий и обязанностей по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях, а также принятию по ним процессуальных решений влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
II. Прием сообщений о преступлениях
5. Сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех органах ГПС МЧС России.
6. В общедоступных помещениях административных зданий органов ГПС МЧС России на стендах размещаются: выписки из положений УПК Российской Федерации и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, письменного заявления о явке с повинной и требования по их составлению; перечень должностных лиц органов ГПС МЧС России, правомочных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении; сведения о руководителях и иных должностных лицах органов прокуратуры и суда (должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК Российской Федерации могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или отказом в приеме) сообщений о преступлениях. Такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на Интернет-сайте МЧС России и (или) интернет-сайтах территориальных органов МЧС России.
7. Правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК Российской Федерации являются должностные лица, указанные в подпунктах "а", "б", "в" пункта 2 настоящей Инструкции.
Должностные лица органов ГПС МЧС России, перечисленные в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящей Инструкции, вправе уполномочить своими распоряжениями иных подчиненных должностных лиц, с учетом степени их юридической подготовки, принимать и оформлять сообщения о преступлениях.
Должностные лица, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящей Инструкции, принимают сообщения о преступлениях, как правило, в дни и часы, предусмотренные графиком приема граждан.
Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их оформление осуществляются в органах ГПС МЧС России при наличии организованного постоянного дежурства дознавателей, а также должностных лиц, уполномоченных на осуществление этих действий. Их отсутствие не является основанием для иных должностных лиц, указанных в подпункте "г" пункта 2 (из числа уполномоченных принимать сообщения о преступлениях) настоящей Инструкции, отказать заявителю в приеме от него сообщения о преступлении.
Прием руководителями органов ГПС МЧС России граждан с жалобами на то, что дознаватель или иное уполномоченное должностное лицо органов ГПС МЧС России отказалось принять сообщение о преступлении, осуществляется незамедлительно.
8. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в орган ГПС МЧС России, в устном или письменном виде.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
9. Прибывшему в орган ГПС МЧС России с сообщением о преступлении предлагается написать соответствующее заявление, в котором он также указывает о своей осведомленности об ответственности по ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации <*> (далее - УК Российской Федерации), которая может наступить в случае заведомо ложного доноса.
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954.
10. Устное сообщение о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к ст. 476 УПК Российской Федерации). При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В нем должны также содержаться данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность.
11. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно заносится в протокол следственного действия. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
12. Заявление о явке с повинной (добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении) может быть сделано как в произвольном письменном, так и в устном виде. Принятое устное заявление заносится в протокол (приложение 3 к ст. 476 УПК Российской Федерации).
13. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, если они не были приняты и (или) оформлены в порядке, установленном пунктами 8 - 12 настоящей Инструкции, считаются полученными из иных источников. Такими источниками могут быть, например, сведения, распространенные в средствах массовой информации, содержащиеся в письмах, жалобах и иных обращениях граждан и организаций; информация, переданная по телефону, телеграфу и иным средствам связи.
При обнаружении признаков преступления в ходе проверки вышеуказанных сообщений должностные лица, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, составляют рапорт (приложение 1 к ст. 476 УПК Российской Федерации). Аналогичный рапорт составляется дознавателем ГПС МЧС России в случае выявления в ходе расследования уголовного дела признаков другого ранее неучтенного преступления.
14. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление (приложение N 1 к настоящей Инструкции) о принятии этого сообщения с указанием в нем данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
15. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков изготавливаются типографским способом.
Заполненные талоны-корешки сдаются должностному лицу органа ГПС МЧС России, осуществившему регистрацию этого сообщения (для отчета и организации их хранения в течение одного года с момента выдачи талона-уведомления заявителю).
16. Отказ в принятии сообщения о преступлении правомочным должностным лицом, а также невыдача им заявителю уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы.
III. Прием сообщений об иных происшествиях
17. Сообщения об иных происшествиях принимаются в круглосуточном режиме согласно территориальности по каналам единой телефонной связи "01".
18. Прием сообщений об иных происшествиях осуществляется должностными лицами дежурных смен единой дежурно-диспетчерской службы (дежурными диспетчерами) - "01".
IV. Регистрация сообщений о преступлениях
19. Для регистрации поступивших по почте и принятых сообщений о преступлениях, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятыми процессуальными решениями в каждом органе ГПС МЧС России ведется Книга регистрации сообщений о преступлениях (приложение N 2 к настоящей Инструкции).
В Книге регистрации сообщений о преступлениях (далее - КРСП, если не указано иное) отражаются следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; сведения о заявителе, должностном лице, его принявшем; номер талона-уведомления, выданного заявителю; дата и время регистрации сообщения, а также сведения о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; резолюция руководителя; должность, фамилия лица, получившего для проверки сообщение о преступлении, его подпись и дата; сведения о принятом процессуальном решении и дате его принятия; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.).
КРСП хранится не менее 3 лет с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении.
20. Обязанности по ведению КРСП и регистрации в ней сообщений о преступлениях возлагаются решением руководителя органа ГПС МЧС России на одно из должностных лиц, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 2 настоящей Инструкции, а также могут быть возложены на специалиста.
21. При регистрации сообщения о преступлении в нем проставляется штамп регистрации (приложение N 3 к настоящей Инструкции), в оттиск которого вносятся регистрационный номер сообщения по КРСП, дата регистрации, фамилия, инициалы и подпись должностного лица, зарегистрировавшего данное сообщение.
22. Функции по регистрации сообщений о преступлениях в нерабочее время и нерабочие дни могут быть также возложены на дежурных дознавателей ГПС МЧС России.
23. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в КРСП, ведущейся в том органе ГПС МЧС России, в котором оно проходит службу, если иное не установлено настоящей Инструкцией.
24. При наличии причин, препятствующих должностному лицу зарегистрировать в течение 3 часов принятое им сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.д.), сведения о таком сообщении могут быть внесены в КРСП на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (почтовой, телефонной, телеграфной и другим средствам передачи информации), либо по его прибытию в орган ГПС МЧС России.
25. Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления, составленного по результатам проверки полноты регистрации сообщений о преступлении и ином происшествии, жалоб и иных обращений граждан и организаций осуществляется в том органе ГПС МЧС России, в котором он был составлен.
26. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 ст. 40 УПК Российской Федерации, осуществляется на основании полученной от этих лиц информации. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.
27. Поступившие по подследственности заверенные в установленном порядке копии (выписки) протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий с внесенными в них сообщениями о других неучтенных преступлениях подлежат регистрации в том органе ГПС МЧС России, в который они поступили для проверки.
Регистрации в КРСП также подлежат сообщения о преступлениях, поступившие для проверки и принятия процессуального решения из вышестоящих органов ГПС МЧС России (независимо от ранее произведенной регистрации).
28. Запрещается отражать в КРСП ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.
29. Непринятие правомочным должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы.
V. Регистрация сообщений об иных происшествиях
30. Регистрация сообщений об иных происшествиях осуществляется непосредственно при их поступлении от должностных лиц, указанных в пункте 18 настоящей Инструкции к должностному лицу органа ГПС МЧС России, на которое решением должностных лиц органа ГПС МЧС России, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящей Инструкции, возложена обязанность по регистрации указанных сообщений.
Регистрация сообщений об иных происшествиях производится должностным лицом органа ГПС МЧС России в Журнале регистрации пожаров и иных происшествий (приложение N 4 к настоящей Инструкции).
В Журнале регистрации пожаров и иных происшествий (далее - ЖРП, если не указано иное) отражаются следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о происшествии; дата и время его принятия; данные о заявителе, должностном лице, его принявшем и зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; фамилия лица, получившего для проверки сообщение о происшествии, и время получения; результаты проверки сообщения; особые отметки (номер карточки учета пожара; акт или рапорт о последствиях пожара и т.д.).
ЖРП хранится не менее 3 лет с момента регистрации в нем последнего сообщения о происшествии.
Запрещается отражать в ЖРП ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.
31. Непринятие правомочным либо уполномоченным должностным лицом органа ГПС МЧС России мер к регистрации принятого сообщения об ином происшествии или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы.
32. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение об ином происшествии (в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), регистрация такого сообщения в ЖРП может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи. В иных случаях регистрация указанных сообщений может быть осуществлена при прибытии должностного лица в орган ГПС МЧС России.
33. Если сообщение об ином происшествии не относится к компетенции органов ГПС МЧС России или указанное в нем происшествие произошло на территории, обслуживаемой другим органом ГПС МЧС России, то сообщение об этом передается по территориальности, о чем делается отметка в ЖРП.
VI. Проверка сообщений о преступлениях
34. Принятые сообщения о преступлениях, в том числе поступившие по почте, после их регистрации незамедлительно докладываются должностным лицам, указанным в подпунктах "а", "б" пункта 2 настоящей Инструкции, которые организуют проверку сообщений о преступлениях, в том числе, по которым были произведены отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы).
35. Анонимные заявления о преступлениях, которые в соответствии с частью 7 ст. 141 УПК Российской Федерации не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, направляются по решению должностных лиц органов ГПС МЧС России, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящей Инструкции, в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность <*>, для проверки в установленном порядке. Если указанная в таких сообщениях информация требует незамедлительной проверки, то она должна быть немедленно передана по различным каналам связи.
<*> Статья 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349).
36. Правомочными проверять сообщения о преступлениях являются дознаватели органов ГПС МЧС России.
37. Должностные лица органов ГПС МЧС России, указанные в подпунктах "а", "б" пункта 2 настоящей Инструкции, вправе уполномочить своими решениями иных подчиненных должностных лиц, с учетом степени их юридической подготовки, проверять сообщения о преступлениях.
38. В ходе проверки сообщений о преступлениях правомочные или уполномоченные на это должностные лица органов ГПС МЧС России могут: получать объяснения; истребовать и изучать необходимые документы и материалы; назначать документальные проверки или ревизии; затребовать имеющиеся в распоряжении средств массовой информации документы и материалы, подтверждающие сведения о преступлении, а также данные о лице, представившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации; произвести отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, предусмотренные статьей 146 УПК Российской Федерации, а также осуществить иные действия, предусмотренные Федеральным законом "О пожарной безопасности".
39. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче в другой орган дознания или предварительного следствия по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд, то должностное лицо, принявшее или проверяющее сообщение, обязано вынести в 3 экземплярах постановление о передаче сообщения по подследственности (приложение 10 к ст. 476 УПК Российской Федерации) или постановление о передаче сообщения в суд (приложение 11 к ст. 476 УПК Российской Федерации).
Первый экземпляр постановления вместе с сообщением о преступлении и иными документами (при их наличии) должен быть в течение суток после его вынесения направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй - заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщается в накопительное дело органа ГПС МЧС России (приложение N 5 к настоящей Инструкции), направившего вышеназванные документы.
Информация, содержащаяся в сообщениях, требующих неотложного реагирования, либо постановление с этим сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по каналам телефонной или факсимильной связи.
Информация о направлении сообщений и постановлений по подследственности или подсудности регистрируется в журналах и разносных книгах, предусмотренных инструкцией по ведению делопроизводства, о чем делается отметка в КРСП.
Если по сообщению о преступлении принято решение о направлении его для проверки и принятия процессуального решения в нижестоящий орган ГПС МЧС России, то об этом делается соответствующая отметка в КРСП.
40. Повторные сообщения приобщаются к первичному сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято процессуальное решение, о чем делается соответствующая отметка в КРСП.
В случаях, когда по принятому и зарегистрированному сообщению о преступлении будет установлено, что по результатам проверки другого сообщения об этом же преступлении, поступившего от этого же или иного заявителя, было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении, такое сообщение приобщается к соответствующему материалу или возбужденному (прекращенному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается соответствующая отметка в КРСП.
41. Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления первого сообщения о нем.
Должностные лица, указанные в подпунктах "а", "б" пункта 2 настоящей Инструкции, вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен прокурором или его заместителем до 30 суток.
42. Ходатайство о продлении срока проверки сообщения оформляется в виде постановления (приложения 8 и 9 к ст. 476 УПК Российской Федерации) в 2 экземплярах. Первый из них подшивается в материалы проверки, а второй - в накопительное дело.
43. О продлении срока проверки сообщения о преступлении должна быть произведена соответствующая отметка в КРСП.
44. По сообщениям о преступлениях принимаются решения, предусмотренные ст. 145 УПК Российской Федерации. В случаях принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела этот материал регистрируется в Журнале регистрации материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (далее - ЖРОМ) (приложение N 6 к настоящей Инструкции), а по нереабилитирующим основаниям - дополнительно (через дробь) в Едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движении уголовных дел <*>, о чем делается соответствующая отметка в КРСП.
<*> Приложение к Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов (приложение N 3 к Приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339).
45. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
VII. Проверка сообщений об иных происшествиях
46. Проверка сообщений об иных происшествиях осуществляется должностными лицами органов ГПС МЧС России по решению должностных лиц, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящей Инструкции.
47. По результатам проверки сообщений об иных происшествиях должностным лицом, ее осуществившим, составляется и докладывается должностным лицам органа ГПС МЧС России, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящей Инструкции, рапорт, к которому могут быть приложены соответствующие материалы (протокол об административном правонарушении, акты, справки, объяснения и др.).
48. Сроки проверки сообщений об иных происшествиях определяются с учетом федерального законодательства должностным лицом органа ГПС МЧС России, ее поручившим (назначившим).
49. Должностные лица органов ГПС МЧС России, указанные в подпунктах "а" и "б" настоящей Инструкции, рассмотрев представленные результаты проверки сообщения об ином происшествии, в соответствии со своими полномочиями принимают одно из следующих решений:
а) о регистрации рапорта в КРСП, организации проверки в порядке ст. 144 УПК Российской Федерации или о его направлении по подследственности;
б) о привлечении лица к административной ответственности по представленному протоколу об административном правонарушении;
в) о возбуждении административного дела и производстве административного расследования;
г) о списании материалов проверки в накопительное дело.
50. О принятом решении должно быть письменно уведомлено лицо, сообщившее об ином происшествии, если оно установлено.
VIII. Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях
51. Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС России осуществляется должностными лицами органов ГПС МЧС России, указанными в подпунктах "а", "б" пункта 2 настоящей Инструкции, а также по их поручениям иными должностными лицами органов ГПС МЧС России.
52. Ежедневный контроль за своевременностью и полнотой регистрации сообщений о преступлениях и иных происшествиях, а также за соблюдением правил ведения книг и журналов, предусмотренных настоящей Инструкцией, возлагается на заместителей:
главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
начальников управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору;
главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
главных государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору;
главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
53. Начальник управления государственного пожарного надзора МЧС России - заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; начальники управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору; главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору; главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору своим решением создают в органе ГПС МЧС России специальную комиссию по проверке регистрационно-учетной дисциплины (далее - Комиссия), которая обязана проводить ежемесячные сверки своевременности и полноты регистрации сообщений о преступлениях и иных происшествиях, соблюдения сроков их проверки, обоснованности принятых решений, а также по решениям вышеуказанных должностных лиц, проводить служебные проверки в отношении должностных лиц органов ГПС МЧС России, допустивших нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях. Председателем комиссии назначается заместитель:
начальника управления государственного пожарного надзора МЧС России;
начальника управления государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;
главного государственного инспектора закрытого административно-территориального образования по пожарному надзору;
главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору.
54. По результатам вышеуказанных сверок Комиссия составляет акт (приложение N 7), а по результатам служебной проверки - заключение, которые докладываются начальнику управления государственного пожарного надзора МЧС России; начальникам управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - государственным инспекторам Российской Федерации по пожарному надзору; главным государственным инспекторам субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главным государственным инспекторам закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору; главным государственным инспекторам городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, который принимает безотлагательные меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, а также применяет в отношении виновных лиц меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
55. В ходе инспектирования и контрольных проверок, проводимых вышестоящими органами ГПС МЧС России, в обязательном порядке должно изучаться состояние регистрационно-учетной дисциплины при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях. Результаты проверок подлежат отражению в соответствующих справках, которые после их составления представляются для ознакомления под роспись начальнику проверенного органа ГПС МЧС России.
56. Принятые, зарегистрированные и проверяемые (проверенные) сообщения о преступлениях, книги регистрации сообщений о преступлениях, талоны-корешки, материалы проверки и постановления, вынесенные по результатам рассмотрения этих сообщений, представляются прокурорам, их заместителям и по их поручениям иным прокурорским работникам, должностным лицам органов ГПС МЧС России, указанным в подпунктах "а", "б" пункта 2 настоящей Инструкции, контролирующим (проверяющим) должностным лицам вышестоящих органов ГПС МЧС России, а также в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами, - судьям и другим должностным лицам.
КНИГА
РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Инвентарный N ____
Правила
ведения Книги регистрации сообщений о преступлениях
(печатается на обороте титульного листа Книги)
Форма Книги регистрации сообщений о преступлениях (далее - КРСП) является единой для всех органов ГПС МЧС России.
Ведение КРСП возлагается на должностное лицо органа ГПС МЧС России, осуществляющее регистрацию сообщений о преступлениях.
Листы в КРСП должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Записи в КРСП производятся полно и аккуратно. Не допускается внесение в КРСП записей карандашом, а также исправления и подчистки. Ошибочные записи подтверждаются подписью должностного лица, осуществляющего регистрацию сообщений о преступлениях.
Каждому сообщению присваивается очередной, с начала текущего года, порядковый номер.
По окончании КРСП хранится в органе ГПС МЧС России не менее 3 лет с момента регистрации последнего сообщения.
Запрещается отражать в КРСП ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.
ОБРАЗЕЦ ШТАМПА РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ (размер 70 мм x 50 мм)
ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ ПОЖАРОВ И ИНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Правила
ведения Журнала регистрации пожаров и иных происшествий
(печатается на обороте титульного листа Журнала)
Форма Журнала регистрации пожаров и иных происшествий (далее - ЖРП) является единой для всех органов ГПС МЧС России.
Ведение ЖРП возлагается на должностное лицо органа ГПС МЧС России, осуществляющее регистрацию сообщений об иных происшествиях.
Листы в ЖРП должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Записи в ЖРП производятся полно и аккуратно. Не допускается внесение в ЖРП записей карандашом, а также исправления и подчистки. Ошибочные записи подтверждаются подписью должностного лица, осуществляющего регистрацию сообщений об иных происшествиях.
По окончании ЖРП хранится в органе ГПС МЧС России не менее 3 лет.
Запрещается отражать в ЖРП ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.
НАКОПИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО
Правила
ведения Накопительного дела
(печатается на обороте титульного листа Книги)
Форма Накопительного дела является единой для всех органов ГПС МЧС России.
Ведение Накопительного дела возлагается на должностное лицо органа ГПС МЧС России, осуществляющего делопроизводство.
В Накопительном деле подлежат хранению:
копии постановлений о передаче сообщений о преступлении по
подследственности или подсудности;
материалы проверки по сообщениям об иных происшествиях.
Находящиеся в Накопительном деле материалы должны быть пронумерованы в соответствии с описью. Записи в описи производятся полно и аккуратно. Не допускается внесение в опись записей карандашом, а также исправления и подчистки. Ошибочные записи подтверждаются подписью должностного лица, осуществляющего
делопроизводство.
Накопительное дело по окончании года сдается на хранение в орган ГПС МЧС России и хранится не менее 3 лет.
Содержание граф описи Накопительного дела
ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ МАТЕРИАЛОВ, ПО КОТОРЫМ ВЫНЕСЕНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Правила
ведения Журнала регистрации материалов, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
(печатается на обороте титульного листа Журнала)
Форма Журнала регистрации материалов, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (далее - ЖРОМ), является единой для всех органов ГПС МЧС России.
Ведение ЖРОМ возлагается на должностное лицо органа ГПС МЧС России, осуществляющее регистрацию и учет материалов, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Листы в ЖРОМ должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Записи в ЖРОМ производятся полно и аккуратно.
Не допускаются внесение в ЖРОМ записей карандашом, исправления и подчистки. Ошибочные записи подтверждаются подписью должностного лица, осуществляющего регистрацию и учет материалов, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В ЖРОМ подлежат регистрации материалы, подтверждающие окончание разрешения сообщений, зарегистрированных в установленном порядке в КРСП.
Каждому материалу присваивается очередной, с начала текущего года, номер, а при отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям - дополнительно (через дробь - номер по Единому журналу учета преступлений, лиц, их совершивших, и движении уголовных дел).
По окончании ЖРОМ хранится в органе ГПС МЧС России не менее 3 лет.
N п/п | Дата, время, адрес (место) возникновения пожара или иного преступления | Краткое описание события (время, место, обстоятельства происшедшего) | Дата вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела | Правовые основы принятия решения (ссылки на статьи УК и УПК Российской Федерации) | Кем вынесено и утверждено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (фамилия, инициалы, должность) | Срок, в который рассмотрено сообщение о преступлении (количество суток), кем и на какой срок продлевался | Дата проверки материалов отказного производства прокурором в порядке надзора | Движение материалов (при отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) | Особые отметки | ||
постановление отменено с возбуждением уголовного дела (дата возбуждения, номер уголовного дела, статья УК Российской Федерации) | постановление отменено с направлением для дополнительной проверки | результат дополнительной проверки | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
УТВЕРЖДАЮ |
(наименование органа ГПС МЧС России) |
(должность, специальное звание, фамилия, и.о.) |
"__" ___________ 200_ г. |
(подпись) |
АКТ
СВЕРКИ ПОЛНОТЫ РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
в ___________________________________________
(наименование органа ГПС МЧС России)
за ___________________________________________
(период)
Комиссией при проверке порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иных происшествиях установлено:
1. По Книге регистрации сообщений о преступлениях зарегистрировано и разрешено:
Примечание: число графы 1 должно равняться сумме чисел граф 2, 3, 5 и сумме чисел граф 6 - 8.
2. По Журналу регистрации пожаров и иных происшествий зарегистрировано и разрешено:
Примечание: число графы 1 должно быть больше или равняться сумме чисел граф 2, 3, 4, 7.
3. По Журналу регистрации материалов, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела:
4. Номера уголовных дел, возбужденных в связи с отменой постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела:
N п/п | Номер отказного производства | Квалификация по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации | Должность, звание, фамилия, и.о. лица, вынесшего постановление об отказе в возбуждении уголовного дела |
1 | 2 | 3 | 4 |
5. Комиссией проведена сверка учетов с иными документами и источниками, содержащими информацию о совершенном преступлении или ином происшествии (результат сверки оформляется рапортом председателя Комиссии с перечислением конкретных нарушений регистрационно-учетной дисциплины и законности, допущенных должностными лицами ГПС МЧС России):
6. Результаты проверки рассмотрены на заседании Комиссии
"__" __________ 200_ г., протокол N _______
Акт составлен в 2 экземплярах 1 экземпляр направляется в управление (отдел, отделение) государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. 2 экземпляр подшивается в Накопительное дело органа ГПС МЧС России.