25 декабря 2007 г. N 185-КЗ
ЗАКОН
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Принят
Законодательным Собранием
Приморского края
12 декабря 2007 года
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией государственных полномочий Приморского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Приморского края.
Статья 1. Правовая основа организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
Правовую основу организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству составляют Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья 2. Органы, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству
Государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Приморском крае осуществляют органы исполнительной власти Приморского края, уполномоченные Администрацией Приморского края (далее - органы опеки и попечительства).
Статья 3. Основные задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1) защита прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством;
2) обеспечение оптимальных условий жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;
3) государственная поддержка граждан, исполняющих обязанности опекунов (попечителей);
4) эффективное исполнение органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий и функций.
Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К полномочиям органа исполнительной власти Приморского края в сфере образования по осуществлению опеки и попечительства относятся:
1) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения;
2) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, избрание формы их устройства исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, а также последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;
3) временное исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в семью или в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;
4) принятие решений о помещении несовершеннолетних в психиатрический стационар, проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего, а также помещении несовершеннолетних в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения в случаях, предусмотренных законодательством;
5) назначение опекунов и попечителей, освобождение или отстранение опекунов или попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством;
6) выдача разрешений в случаях, предусмотренных законодательством, на совершение сделок с имуществом подопечных, а также на отказ от наследства в случае, когда наследником является несовершеннолетний, в соответствии с законодательством обращение с заявлением в суд об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;
7) оформление в установленном законодательством порядке договора передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае смерти родителей, а также иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние;
8) участие в формировании и использовании регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
9) осуществление надзора за деятельностью опекунов (попечителей);
10) выдача разрешений на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет;
11) заключение в установленном законодательством порядке договора о доверительном управлении недвижимым и ценным движимым имуществом подопечных;
12) обеспечение контроля за использованием и сохранностью имущества (в том числе жилого помещения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством;
13) подготовка и выдача заключений лицам, желающим усыновить ребенка (детей), об их возможности быть усыновителями, подготовка заключений об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка, ведение учета кандидатов в усыновители, осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в соответствии с законодательством;
14) дача согласия на усыновление ребенка при отсутствии родителей или опекунов (попечителей);
15) дача согласия на общение ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом;
16) дача согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания;
17) участие в установленном законодательством порядке в рассмотрении судом дел об установлении усыновления (удочерения) ребенка, об отмене усыновления ребенка, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, а также споров, связанных с воспитанием детей;
18) осуществление подбора приемных родителей при соблюдении требований, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации;
19) заключение договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
20) оказание приемной семье необходимой помощи, содействие созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), осуществление контроля за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей);
21) выдача разрешений на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям ребенка (детей);
22) принятие решений об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации) в случаях, установленных законодательством;
23) участие в установленном законодательством порядке в рассмотрении судом дел, связанных с нарушением прав и законных интересов детей;
24) проведение обследования условий жизни детей в предусмотренных законодательством случаях;
25) обращение в соответствии с законодательством в суд с заявлением о признании брака недействительным в предусмотренных законодательством случаях;
26) выдача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством;
27) разрешение разногласий между родителями, между опекуном ребенка несовершеннолетних родителей и несовершеннолетними родителями в случаях, предусмотренных законодательством;
28) выдача разрешений в случаях, предусмотренных законодательством, на изменение имени ребенка, не достигшего возраста 14 лет, а также изменение присвоенной ему фамилии;
29) назначение представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми;
30) принятие решений об обязывании родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления этого общения, обращение в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком в случае, если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства;
31) обращение в соответствии с законодательством в суд с заявлениями о лишении родительских прав или исками об ограничении родительских прав в случаях, предусмотренных законодательством;
32) произведение в порядке, установленном законодательством, немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, а также участие в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу;
33) предъявление исков в соответствии с законодательством в суд о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) в случаях, предусмотренных законодательством;
34) осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях;
35) выдача заключения о возможности (или невозможности) передачи ребенка в семью патронатного воспитателя;
36) защита прав выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения);
37) выдача в порядке, установленном действующим законодательством, согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
38) участие в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними в случаях, установленных Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
2. К полномочиям органа исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения по осуществлению опеки и попечительства относятся:
1) учет граждан, страдающих психическими расстройствами и нуждающихся в установлении опеки;
2) осуществление устройства детей до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствующие учреждения;
3) подача в соответствии с законодательством заявлений в суд об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об отмене ограничения в дееспособности в случаях, предусмотренных законодательством.
3. К полномочиям органа исполнительной власти Приморского края в сфере социальной защиты по осуществлению опеки и попечительства относятся:
1) выявление несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, оставшихся без попечения родителей;
2) установление попечительства в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, их учет;
3) осуществление контроля за исполнением стационарными учреждениями социального обслуживания функций опекунов и попечителей;
4) принятие мер для охраны имущественных интересов лиц, помещаемых в психоневрологические учреждения для социального обеспечения.
4. Органы опеки и попечительства осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Приморского края.
Статья 5. Структура и штатная численность органов опеки и попечительства
1. Структура и штатная численность органов опеки и попечительства устанавливаются Администрацией Приморского края с учетом положений настоящей статьи.
2. В органах опеки и попечительства могут создаваться территориальные отделы, действующие в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований Приморского края.
Полномочия и порядок организации деятельности территориального отдела органа опеки и попечительства определяются положением о территориальном отделе органа опеки и попечительства.
3. Штатная численность органа опеки и попечительства определяется исходя из следующих нормативов:
1) для организации работы по защите прав детей - из расчета один специалист на 1,5 тысячи детей, проживающих на территории муниципального района, и один специалист на 2 тысячи детей, проживающих на территории городского округа, но не менее трех специалистов на территориальный отдел органа опеки и попечительства;
2) дополнительная численность работников, непосредственно осуществляющих работу по защите прав детей, - из расчета не менее одного специалиста на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 6. Финансирование организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
Расходы на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству производятся за счет средств краевого бюджета.
Статья 7. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор края
С.М.ДАРЬКИН
г. Владивосток
25 декабря 2007 года
N 185-КЗ