Решение Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ от 23.05.2002 N 11/9/6/5

"О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации"
Редакция от 23.05.2002 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2002 г.N 11/9/6/5

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегии Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиум РАО, заслушав и обсудив на своем совместном заседании вопрос о совершенствовании процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее - образовательные учреждения) Российской Федерации, отмечают:

в качестве одной из основных задач государства в сфере образования считать всестороннюю заботу о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей и учащейся молодежи;

одним из главных принципов, на котором основывается государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта, является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодежи на всех уровнях образования;

физическая культура в образовательных учреждениях как образовательная область, как учебная дисциплина, важнейший базовый компонент гуманитарного образования, гармоничного развития личности обучающегося направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, формирование таких общечеловеческих ценностей как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются:

единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования;

совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре;

систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени;

сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели;

системой гигиенического обучения и воспитания, формирования навыков здорового образа жизни;

обязательностью требований по контролю за динамикой физической подготовленности обучающихся в образовательных учреждениях;

взаимодействием государственных и общественных спортивных организаций.

Система физического воспитания, объединяемая Министерством образования, включает в себя: 51,3 тысячи дошкольных образовательных учреждений; 65,9 тысяч общеобразовательных учреждений в общем образовании и 7,2 тысячи - в профессиональном образовании, в которых совокупно занимаются физической культурой 27,6 млн. воспитанников и обучающихся (85,7%).

Учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях дополняется внеучебными формами занятий физической культурой в спортивных секциях и клубах. В настоящее время на внеучебных занятиях занимаются более пяти млн. обучающихся, что составляет 18,6% от контингента обучающихся в системе образования.

Содержание физической культуры в образовательных учреждениях различных типов определяется государственными образовательными стандартами, примерными (базисными) учебными планами и примерными учебными программами, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области образования. Это обеспечивает непрерывность физического воспитания обучающихся, преемственность его содержания и требований к их физической подготовленности.

Министерством образования Российской Федерации совместно с Госкомспортом России, Минздравом России и Российской академией образования, начиная с 1993 года, проделана определенная работа по формированию законодательного, нормативно-правового, кадрового и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования:

в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 N 80-ФЗ включены положения по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;

в Национальную доктрину образования в Российской Федерации от 04.10.2000 включены вопросы формирования здорового образа жизни, физического развития и воспитания учащейся молодежи;

в "Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы" и в "Межведомственную программу развития дополнительного образования детей на 2001-2005 годы" от 25.12.2001 включены вопросы совершенствования организации физического воспитания и системы учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности;

в региональные законы в области физической культуры в большинстве субъектов Российской Федерации включены положения о физическом воспитании учащейся молодежи;

в типовые положения об образовательных учреждениях включены вопросы организации процесса физического воспитания обучающихся;

в государственные образовательные стандарты включены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по физической культуре;

издан приказ Минобразования России от 01.12.99 N 1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования";

издан приказ Минздрава России от 20.08.2001 N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры";

разработано и издается новое поколение учебной и учебно-методической литературы по физической культуре для обучающихся и преподавателей;

утверждены перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для общеобразовательных учреждений России;

формируется система текущего и итогового тестирования физической подготовленности обучающихся и выпускников образовательных учреждений.

Подготовка кадров по физической культуре для системы физического воспитания учащейся молодежи осуществляется по одному направлению и семи специальностям в 216 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Минобразованию России и Госкомспорту России.

В последние годы открыты четыре новые специальности по подготовке специалистов для дошкольных образовательных учреждений, по туризму и внешкольной физкультурно-оздоровительной работе, для работы с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Для специальности "Адаптивная физическая культура" совместно с Минтрудом России введены новые должности.

Вместе с тем, в последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечнососудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.

Более 50% юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 2-3 хронических заболевания, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой.

Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть (с 92,7% до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке.

За последние два года в 2,4 раза увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.

Сокращение сети физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов, коммерциализация спортивных центров с повышением стоимости тренировочно-оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности различных групп детей, развитию хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и к ухудшению физической подготовки допризывной молодежи. Проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени стоит остро и, к сожалению, во многих школах не решена. Таких детей просто освобождают от занятий физической культурой, в то время как ослабленные дети в еще большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры.

Традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности воспитанников и обучающихся нуждается в увеличении их двигательной активности, в усилении образовательной направленности учебных занятий по физической культуре, в расширении внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на основе создания спортивных клубов в каждом образовательном учреждении и в значительном улучшении материально-технического обеспечения процесса физического воспитания.

Несмотря на увеличение подготовки кадров в области физической культуры, спорта и туризма, по данным органов управления образованием субъектов Российской Федерации отмечается недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма, нехватка учителей физической культуры в общеобразовательных школах и, особенно, в сельских и малокомплектных школах.

Прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, требуют долгосрочного планирования подготовки кадров по физической культуре в высших и средних специальных учебных заведениях. Наряду с этим требуется переподготовка учителей физической культуры и школьных медицинских работников по вопросам врачебно-педагогического контроля за физическим воспитанием ослабленных детей.

Сокращение бюджетного финансирования в образовательных учреждениях за последние годы привело к ухудшению состояния учебно-спортивной базы, слабому обеспечению учебно-тренировочных занятий спортивным инвентарем и оборудованием, что отразилось на уровне организации и качестве учебного процесса.

Наряду с общими проблемами в организации процесса физического воспитания на уровнях дошкольного, общего и профессионального образования происходят негативные процессы, ограничивающие качество его функционирования и не обеспечивающие необходимого уровня образованности в физической культуре, воспитанных и обучающихся, их физического развития и физической подготовленности.

На уровне дошкольного образования большая часть детей по разным причинам не посещает детские сады и тем самым не вовлечена в организованные занятия физическими упражнениями. Не приобретая правильных двигательных навыков, дошкольники отстают в своем физическом развитии, что в определенной степени сдерживает их интеллектуальное развитие.

На ступени начального общего образования существующий объем уроков по физической культуре (два часа в неделю) не обеспечивает обучающимся физиологически необходимой нормы потребности в двигательной активности, достаточной для нормального развития основных систем и моторики активно растущего молодого организма.

На ступени основного общего образования реально не обеспечено дополнение уроков физической культуры внешкольной клубной работой, позволяющей вовлечь в разнообразные секционные занятия по интересам основную массу школьников и сформировать у них потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом (лишь 21% школьников занимается в организованных спортивных группах и секциях).

На ступени среднего (полного) общего образования ограничение применяемых форм и средств физического воспитания не удовлетворяет весь спектр интересов и потребностей старших школьников и, как правило, ведет к снижению посещаемости уроков физической культуры, что особенно проявляется у учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам.

На уровнях начального и среднего профессионального образования утеряна сложившаяся годами система профессиональной направленности физического воспитания, использование в ней прикладных видов спорта; неоправданно сокращен (с четырех до двух часов) недельный объем обязательных учебных часов, отводимых на физическую культуру в модели и примерных учебных планах начального и среднего профессионального образования; разрушена клубная деятельность учебных заведений, ранее финансировавшаяся отраслевыми профсоюзами.

На уровне высшего профессионального образования слабо организована работа по формированию у студентов методико-практических навыков физического и спортивного совершенствования, ведения здорового образа жизни; резко сокращена секционная и клубная работа из-за недостаточного бюджетного финансирования внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вузов.

Факторами, осложняющими процесс физического воспитания дошкольников и учащейся молодежи, выступают также:

отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физического развития и подготовленности детей, подростков и молодежи; слабое сопряжение требований по физической подготовке, предъявляемых к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, и содержания физической подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

слабое сопряжение требований про физической подготовке, предъявляемых к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, и содержания физической подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

необоснованное уменьшение руководителями образовательных учреждений объемов учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебных планах и в рабочих программах по физической культуре;

резкое сокращение выделения бюджетных средств на аренду учебно-спортивной базы;

недостаточное учебно-методическое сопровождение процесса физического воспитания.

В условиях модернизации образования, необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся, формирования физической культуры личности требуются новые подходы к организации и построению процесса физического воспитания.

В целях дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации коллегии Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиум РАО решили:

1. Считать приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях:

создание в образовательных учреждениях, в детских и молодежных общественных объединениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников и обучающихся средствами физической культуры и спорта;

обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;

формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;

совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;

объективизацию методов оценки и сорвершенствования физического и моторного развития воспитанников и обучающихся на основе учета возрастных психофизических характеристик;

профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;

оснащение учебно-спортивным оборудованием и инвентарем дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

2. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И. Кружалину), Департаменту по молодежной политике (Г.В. Куприяновой) Минобразования России, Управлению развития физической культуры Госкомспорта России (П.А. Виноградову) включить приоритетные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях в подпрограмму "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации" федеральной целевой программы "Молодежь России".

3. Департаменту общего образования Минобразования России (А.В. Баранникову):

3.1. Включить в действующие учебные планы общеобразовательных учреждений в установленном порядке проведение обязательных уроков по образовательной области "Физическая культура" в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования.

3.2. При разработке новых базисных учебных планов в общеобразовательных учреждениях ввести дополнительный третий урок по физической культуре.

4. Управлению дошкольного- образования Минобразования России (Т.И. Оверчук), начиная с 2003 года, предусмотреть увеличение объема двигательной активности воспитанников в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольного образовательного учреждения.

5. Управлению начального профессионального образования Минобразования России (Е.Я. Бутко) предусмотреть в учебных планах, начиная с 2002/2003 учебного года, по всем профессиям начального профессионального образования планирование по предмету "Физическая культура" не менее четырех часов в неделю в течение всего периода обучения с проставлением итоговой оценки по завершении изучения указанного предмета. Обязательный курс физического воспитания дополнить факультативными занятиями (2-4 часа в неделю) по предложению педагогического совета.

6. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И. Кружалину), Департаменту общего образования (А.В. Баранникову), Департаменту по молодежной политике (Г.В. Куприяновой), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я. Бутко), Управлению дошкольного образования (Т.И. Оверчук), Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной) Минобразования России; Управлению медицинских проблем материнства и детства Минздрава России (А.А .Корсунскому):

6.1. Обеспечить организацию процесса физического воспитания воспитанников и обучающихся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минобразования России, Минздрава России и Госкомспорта России.

6.2. С участием Управления развития физической культуры Госкомспорта России (П.А. Виноградовым), Российской общественной физкультурно-спортивной организации "Юность России" (А.П. Зотовым), Российского студенческого спортивного союза (А.И. Киселевым) до 01.10.2002 разработать:

требования к оснащению учебно-спортивной базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования минимумом спортивного оборудования и инвентаря;

сборники материалов по оценке уровня физической подготовленности разных возрастных групп обучающихся и итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

систему экспериментальных площадок по внедрению инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в образовательных учреждениях;

программы и учебные пособия для секций спортивной и туристической направленности;

многоуровневую структуру физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

6.3. Совместно с Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России (С.И. Ивановым) до 01.03.2003 разработать предложения по совершенствованию гигиенического образования обучающихся, включить в новые учебные программы основные положения по формированию навыков здорового образа жизни воспитанников и обучающихся.

6.4. Совместно с Департаментом организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России (Р.А. Хальфиным) и Управлением развития физической культуры Госкомспорта России (П.А. Виноградовым):

6.4.1. Разработать и утвердить до 01.11.2002:

6.4.1.1. Рекомендации по совершенствованию учебных и внеучебных форм физического воспитания в общеобразовательных учреждениях;

6.4.1.2. Рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы среди детей и учащейся молодежи по месту жительства с использованием опыта субъектов Российской Федерации;

6.4.1.3. Рекомендации по оценке деятельности образовательных учреждений по уровню физической подготовленности обучающихся, качеству знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни.

6.4.2. Разработать до 01.12.2002 систему требований к уровню физической подготовленности обучающихся как основу всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье".

7. Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России (Ю.П. Акимову), Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России (Е.Н. Геворкян) при проведении лицензирования, государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений выявлять случаи по несоответствию содержания учебных программ и учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебных планах образовательных учреждений с содержанием примерных учебных программ и объемами часов, определенных в базисных учебных планах и государственных образовательных стандартах, по несоблюдению лицензионных требований в части нормативов материально-технической обеспеченности процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.

8. Российской академии образования (Н.Д. Никандрову) совместно с Российской государственной академией физической культуры Госкомспорта России (О.В. Матыциным), Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта Госкомспорта России (О.П. Юшковым), Институтом общего образования Минобразования России (В.Ф. Кривошеевым), Институтом развития профессионального образования Минобразования России (И.П. Смирновым) организовать и провести исследования, направленные на:

разработку концепции формирования физической культуры и здорового образа жизни обучающихся в процессе обучения в образовательных учреждениях;

создание социально-педагогических технологий массового детского и юношеского спорта на основе лучших отечественных традиций;

обоснование основ содержания образовательной области "Физическая культура" в системе общего образования и учебной дисциплины "Физическая культура" в системе профессионального образования.

9. Ректорам педагогических вузов Минобразования России и вузов физической культуры Госкомспорта России, начиная с 2002/2003 учебного года, увеличить в установленном порядке в рамках контрольных цифр прием студентов на специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).

10. Руководителям общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования исключить практику сокращения учебного времени, выделяемого на физическую культуру, установленного в базисном учебном плане и государственных образовательных стандартах.

11. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

11.1. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования положений Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и нормативных актов Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России (в части организации процесса физического воспитания обучающихся и врачебно-педагогического контроля за ним).

11.2. Принять меры по созданию в образовательных учреждениях детско-юношеских и студенческих спортивно-оздоровительных клубов.

11.3. Предусмотреть в региональных профаммах развития физической культуры, спорта и туризма:

реконструкцию и строительство учебно-спортивной базы образовательных учреждений, обеспечение их необходимым спортивным оборудованием и инвентарем;

проведение анализа потребности рынка труда в области физической культуры, спорта, спортивно-оздоровительного туризма и разработку прогноза подготовки кадров в высших и средних специальных учебных заведениях до 2010 года.

11.4. Оказывать содействие и помощь региональным отделениям Российской общественной физкультурно-спортивной организации "Юность России", ассоциациям (отделениям) Российского студенческого спортивного союза, республиканским, краевым, областным советам Российской оборонной спортивно-технической организации в проведении внеучебной физкультурно-спортивной работы и организации спортивных мероприятий среди учащейся и студенческой молодежи.

11.5. Принять меры по расширению сети оздоровительно-спортивных и оборонно-спортивных лагерей, по организации военно-спортивных игр "Зарница" и "Орленок".

11.6. Содействовать сохранению и развитию сети образовательных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности Минобразования России и Госкомспорта России.

12. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России (В.И.Кружалину) совместно с Департаментом организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфиным), Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора (С.И.Ивановым), Управлением медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунским) Минздрава России, (П.А.Виноградовым) и Отделением образования и культуры президиума РАО (И.В. Бестужевым-Ладой) до 05.07.2002 подготовить совместный приказ по реализации настоящего решения.

Председатель коллегии,
Министр образования
Российской
Федерации
В. М. ФИЛЛИПОВ

Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю. Л. ШЕВЧЕНКО

Председатель коллегии,
Председатель Государственного
комитета Российской Федерации
по физической культуре и спорту
В. А. ФЕТИСОВ

Председатель президиума,
Президент Российской
академии образования
Н. Д. НИКАНДРОВ