Приказ ФТС РФ от 21.11.2006 N 1199

"Об утверждении Инструкции о порядке организации взаимодействия авиационных подразделений с правоохранительными и иными подразделениями региональных таможенных управлений, таможен, выполняющих оперативные задачи по защите экономических интересов Российской Федерации"
Редакция от 21.11.2006 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 21 ноября 2006 г. N 1199

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВИАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ И ИНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ УПРАВЛЕНИЙ, ТАМОЖЕН, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Во исполнение требований приказа ГТК России от 31.07.2000 N 654 "Об утверждении Положения об основах взаимодействия морских и авиационных подразделений с правоохранительными подразделениями таможенных органов Российской Федерации" и в соответствии с положениями Руководства по организации летной работы в авиации таможенных органов, введенного в действие приказом ФТС России от 23.09.2005 N 886 (далее - Руководство), в части планирования и выполнения оперативных мероприятий с использованием воздушных судов таможенных органов приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации взаимодействия авиационных подразделений с правоохранительными и иными подразделениями региональных таможенных управлений, таможен, выполняющих оперативные задачи по защите экономических интересов Российской Федерации (далее - Инструкция).

2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен, в распоряжении которых имеются воздушные суда таможенных органов, руководителям рабочих групп, осуществляющим оперативное планирование использования авиационной техники, неукоснительно выполнять требования Руководства в соответствии с настоящей Инструкцией.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России И.А.Завражнова.

Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ

Приложение
к приказу ФТС России
от 21.11.200б N 1199

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВИАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ И ИНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Инструкция определяет цели, задачи, основные направления и порядок организации взаимодействия авиационных подразделений с подразделениями по борьбе с контрабандой, собственной безопасности, организации таможенного контроля и таможенных режимов, служб силового обеспечения (специальные отряды быстрого реагирования, оперативно-дежурная служба) регионального таможенного управления (далее - РТУ), другими подразделениями таможенных органов Российской Федерации (далее - правоохранительные и иные подразделения) при подготовке и проведении оперативных мероприятий с применением воздушных судов таможенных органов (далее - ВС) в целях осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

I. Цели взаимодействия

1. Целями взаимодействия авиационных, правоохранительных и иных подразделений РТУ, таможни являются:

а) согласованность при разработке планов проведения оперативных мероприятий (далее - ОМ) в зоне деятельности РТУ, таможен с применением ВС;

б) координация деятельности экипажа ВС, правоохранительных и иных подразделений таможенных органов, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих проведение ОМ как на земле, так и в воздухе;

в) комплексное и эффективное применение ВС РТУ, сил и средств правоохранительных и иных подразделений таможенных органов для борьбы с контрабандой и иными преступлениями в области таможенного дела.

II. Задачи взаимодействия

2. Задачами взаимодействия авиационных, правоохранительных и иных подразделений таможенных органов Российской Федерации являются:

а) защита экономических интересов Российской Федерации, заключающаяся в выявлении и пресечении фактов контрабанды, иных преступлений и правонарушений в области таможенного дела, пополнении доходной части федерального бюджета;

б) перекрытие ранее установленных и выявление новых районов местности, географические условия которых позволяют беспрепятственное пересечение таможенной границы Российской Федерации, минуя таможенные посты и пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

в) выявление дополнительных каналов контрабанды товаров, транспортных средств, оружия, наркотических средств и взрывчатых веществ и иных предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

г) использование оперативной информации и сведений о каналах и фактах контрабанды, нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации, а также сведения о лицах, причастных к совершению противоправных действий в сфере внешнеэкономической деятельности;

д) укрепление и расширение взаимодействия РТУ и таможен с правоохранительными подразделениями МВД России, ФСБ России.

III. Основные направления взаимодействия

Правовое направление.

3. Общие вопросы организации и направления взаимодействия отражены в Положении об основах взаимодействия морских и авиационных подразделений с правоохранительными подразделениями, подразделениями организации таможенного контроля и таможенных режимов, участвующими в таможенном оформлении, другими подразделениями таможенных органов Российской Федерации, выполняющими оперативные задачи по защите экономических интересов Российской Федерации, утвержденном приказом ГТК России от 31.07.2000 N 654, планах взаимодействия, разработанных в РТУ, таможнях во исполнение требований вышеназванного приказа.

4. Цели, задачи, основные направления взаимодействия, вопросы организации ОМ, связи и отчетности, обязанности и ответственность должностных лиц при планировании и проведении ОМ определены настоящей Инструкцией.

5. Порядок планирования, подготовки и выполнения полетов при проведении ОМ определен Руководством по организации летной работы в авиации таможенных органов, введенным в действие приказом ФТС России от 23.09.2005 N 886.

6. Выдача разрешений на использование воздушного пространства в приграничной полосе Российской Федерации осуществляется по согласованию с соответствующими региональными органами ФСБ России, Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны в строгом соответствии с требованиями Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1084.

7. Порядок и правила десантирования сотрудников специальных отрядов быстрого реагирования при проведении ОМ осуществляются в соответствии с требованиями Руководства по воздушному десантированию в гражданской авиации (РВД ГА-99), введенного в действие в таможенных органах приказом ГТК России от 20.08.2001 N 828, с учетом положений Наставления по парашютно-спасательной и десантной подготовке авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, введенного в действие в таможенных органах приказом ГТК России от 23.01.2004 N 83.

8. Бортовой наблюдатель, входящий в состав экипажа ВС, выполняет свои функциональные обязанности в соответствии с должностной инструкцией бортового наблюдателя.

9. Для разработки необходимых правовых актов, а также в целях более эффективного планирования и проведения ОМ приказом по РТУ, таможне, согласно приказу ФТС России от 23.09.2005 N 886 "О вводе в действие Руководства по организации летной работы в авиации таможенных органов" созданы рабочие группы, состоящие из должностных лиц правоохранительных и иных подразделений РТУ, таможен.

Организационное направление.

10. Вся имеющаяся и вновь поступившая оперативная информация о каналах и фактах контрабанды и нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации в части перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в регионе деятельности РТУ, таможен поступает и анализируется рабочей группой.

11. На основании анализа оперативной обстановки и в соответствии с планом использования ВС, утвержденным заместителем руководителя ФТС России, организующим и курирующим осуществление функций ФТС России по вопросам авиации ФТС России, рабочей группой составляется план ОМ, который утверждается начальником РТУ, таможни.

12. При проведении ОМ в приграничных таможнях начальники таможен и таможенных постов, в регионе деятельности которых проводятся ОМ, обязаны оказывать необходимую помощь рабочей группе (выделение необходимых для проведения ОМ сил и средств, размещение экипажа и оперативной группы, обеспечение их автотранспортом, охрана ВС).

13. После утверждения плана ОМ начальник РТУ, таможни телеграммой по установленной форме запрашивает у руководства ФТС России разрешение на использование ВС.

Подготовка к вылету в авиационном подразделении РТУ, таможни.

14. Начальник авиационного подразделения доводит до экипажа задачи ОМ, поставленные начальником РТУ, таможни и рабочей группой, методы их достижения, рекомендации по обеспечению безопасности полетов, проводит подготовку экипажа к полетам, проверяет наличие необходимой для выполнения задания штурманской и аэронавигационной информации, осуществляет контроль готовности экипажа к полетам, а также контролирует готовность ВС к вылету и выполнению мероприятий, связанных с обеспечением полетов.

15. Проводится согласование возможности и условий получения услуг в транзитных аэропортах (на аэродромах, вертолетных площадках государственной и гражданской авиации).

16. Подается заявка в соответствующие центры единой системы организации воздушного движения на использование воздушного пространства в соответствии с установленным порядком.

Подготовка к вылету в правоохранительном подразделении РТУ, таможни.

17. Приказом РТУ, таможни (как правило, в приказе об использовании ВС) назначается старший оперативной группы (далее - ОГ). отвечающий за эффективное использование ВС при проведении ОМ (кандидатура старшего ОГ рекомендуется рабочей группой).

18. Старший ОГ формирует ее состав из числа должностных лиц правоохранительных и иных подразделений РТУ, таможен в соответствии с задачами ОМ. Состав ОГ указывается в приложении к приказу РТУ, таможни об использовании ВС.

19. Рабочая группа ставит задачи старшему ОГ согласно плану ОМ.

20. Старший ОГ доводит задачи ОМ до состава ОГ и определяет тактику их выполнения.

21. После получения от ФТС России разрешения на использование ВС (при проведении ОМ) издается приказ РТУ, таможни об использовании ВС.

22. Вылет ВС с ОГ на борту производится по условному сигналу, передаваемому согласно утвержденному плану оперативным дежурным.

Информационное направление.

23. На этапе планирования ОМ:

рабочая группа доводит до должностных лиц авиационного отдела предполагаемые место и сроки планируемых ОМ на основании полученной оперативной информации;

начальник авиационного подразделения информирует рабочую группу об аэронавигационной обстановке в районе проведения ОМ, о возможности получения необходимых для выполнения задания услуг, готовности ВС и экипажа к выполнению задания, возможных пунктах дислокации и заправки ВС;

рабочая группа на основании полученной информации разрабатывает план ОМ и график использования ВС.

24. На этапе проведения ОМ:

командир воздушного судна (далее - КВС) перед вылетом информирует старшего ОГ о метеорологической и аэронавигационной обстановке в районе проведения ОМ;

старший ОГ информирует командира о времени, месте и способах проведения ОМ;

КВС в полете информирует старшего ОГ о визуально обнаруженных дорогах и транспортных средствах, идущих в обход автомобильного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также об изменениях метеорологической и аэронавигационной обстановки;

старший ОГ на основании полученных оперативных данных информирует КВС о необходимости изменения времени, места и способов проведения ОМ, если это не угрожает безопасности полетов.

IV. Организация оперативных мероприятий

25. Общее оперативное управление при решении задач с применением ВС при проведении ОМ осуществляет рабочая группа (руководитель группы -начальник оперативной таможни).

26. При проведении в приграничных таможнях ОМ с использованием ВС ответственность за их организацию, обеспечение и эффективное проведение возлагается на заместителей начальников таможен по правоохранительной деятельности (являются членами рабочей группы), в регионе деятельности которых проводятся ОМ.

27. Эффективное использование ВС согласно плану проведения ОМ и графику использования ВС возлагается на старшего ОГ.

28. В исключительных случаях (изменение метеоусловий, оперативной обстановки) план и график могут быть изменены. Изменение графика использования ВС и плана проведения ОМ вносятся только с разрешения руководителя рабочей группы.

29. Старший ОГ принимает решение:

по использованию ВС при проведении ОМ;

по работе мобильных наземных групп;

по досмотру и задержанию автотранспортных (морских, речных) средств, следующих через таможенную границу Российской Федерации в обход пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

по высадке ОГ (при отсутствии возможности высадки ОГ непосредственно на землю решает вопрос с КВС о десантировании при помощи спусковых устройств сотрудников специальных отрядов быстрого реагирования, прошедших специальную подготовку).

30. КВС отвечает за безопасный исход полета. С этой целью он имеет право:

давать распоряжения в пределах своих полномочий, которые подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на борту лицами; принимать решение по изменению маршрута и режима полета.

V. Организация связи

31. При проведении ОМ по теме "Таможня" в состав экипажа для обеспечения связи и работы с дополнительным оборудованием, установленным на ВС, включается бортовой оператор (согласно Руководству по летной эксплуатации вертолета Ми-8МТВ). Бортовой оператор осуществляет связь между наземными мобильными группами, экипажем, ОГ на борту ВС, оперативным дежурным таможенного органа, в зоне деятельности которого проводятся ОМ, по стационарной радиостанции FTL-2011, установленной на ВС, в соответствии с технологией работы бортового оператора.

32. Вся полученная бортовым оператором информация передается старшему ОГ для принятия решения и дальнейшей трансляции по назначению.

33. Радиосвязь при проведении ОМ с использованием ВС ведется при помощи переносных и стационарных радиостанций.

34. При отказе FTL-2011 на борту ВС срочная информация передается по бортовым ультракоротковолновым и коротковолновым радиостанциям экипажем ВС диспетчеру аэропорта, в зоне ответственности которого выполняются полеты, с последующей передачей этой информации по телефону оперативному дежурному таможенного органа.

VI. Отчетность

35. При проведении ОМ в оперативно-дежурную службу ФТС России ежедневно передается служебная информация о взлетах и посадках ВС, налете часов, количестве полетов, составе ОГ на борту ВС и другие сведения, которые являются служебной информацией ограниченного распространения.

36. Информация об ОМ передается в соответствии с установленным порядком по каналам ведомственной телефонной связи.

37. Порядок передачи информации об ОМ:

старший ОГ (либо назначенное должностное лицо таможенного поста, автомобильного пункта пропуска) - оперативному дежурному таможни, оперативный дежурный таможни - оперативному дежурному РТУ, оперативный дежурный РТУ - оперативному дежурному ФТС России, -оперативный дежурный ФТС России в авиационную и морскую службу ФТС России (для доклада руководству ФТС России, начальнику РТУ ОСО). Ответственность за организацию и сбор предоставляемой служебной информации возлагается на начальника службы силового обеспечения таможенного органа, ответственность за своевременное представление служебной информации - на начальника оперативно-дежурной службы ФТС России.

38. Старшим ОГ в пятидневный срок после проведения ОМ с использованием ВС составляется справка о предварительных результатах проведенных ОМ, которая представляется начальнику РТУ, таможни, начальнику авиационного подразделения.

39. Начальник авиационного подразделения на основании вышеуказанной справки готовит отчет по установленным формам отчетности.

40. Результаты ОМ анализируются рабочей группой, которая дает оценку проведения ОМ и готовит предложения по повышению их эффективности.

41. Совещания рабочей группы проводятся не реже одного раза в квартал.

VII. Контроль

42. Контроль за подготовкой и выполнением ОМ с использованием ВС, а также за достоверностью и сроками представления отчетности (п. 38 настоящей Инструкции) возлагается на руководителя рабочей группы.

Начальник Регионального
таможенного управления
организации силового обеспечения
Е.В.ЖАРКОВ