Приказ Минюста РФ от 22.06.2006 N 241

"Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и методических рекомендаций по их применению"
Редакция от 22.06.2006 — Документ не действует
Показать изменения

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 июня 2006 г. N 241

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ

В целях оптимизации экспертного производство и научно-методического обеспечения экспертной деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России приказываю:

Утвердить:

нормы затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приложение 1);

Методические рекомендации по применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приложение 2).

Министр
Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение 1
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 241

НОРМЫ
ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Роды (виды) судебных экспертиз Затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов) в зависимости от категории ее сложности (1, 2, 3, 4)
1 2 3 4
Почерковедческая 23 54 136 328
Автороведческая 23 54 136 328
Техническая экспертиза документов:        
реквизитов документов 30 64 136 328
материалов документов 40 82 164 328
Фототехническая 32 64 136 328
Портретная 32 64 136 328
Трасологическая:        
следов человека 23 64 110 246
следов орудий, инструментов, механизмов 23 64 110 246
следов транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация) 40 82 164 246
Видео- и звукозаписей:        
голоса и звучащей речи 40 82 164 410
звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей 40 82 164 410
видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей 40 82 164 410
Оружия и следов выстрела:        
огнестрельного оружия и патронов к нему 27 54 110 246
следов и обстоятельств выстрела 27 54 110 246
холодного оружия 16 46 96 246
Маркировочных обозначений 16 46 110 246
Взрывотехническая:        
взрывчатых веществ, продуктов и следов их взрыва 40 82 164 246
боеприпасов, взрывных устройств и следов их взрыва 40 82 164 246
порохов, пиротехнических составов и следов их сгорания 40 82 164 246
Материалов, веществ и изделий:        
волокнистых материалов и изделий из них 32 82 164 328
лакокрасочных материалов и покрытий 32 82 164 246
нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов 32 82 164 246
изделий из металлов и сплавов 32 82 164 246
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, лекарственных средств 40 54 164 246
изделий из стекла и керамики, силикатных строительных материалов 32 54 164 246
спиртосодержащих жидкостей 27 54 164 246
изделий из резины, пластмасс и других полимерных материалов 32 54 110 246
автомобильных электроламп 32 54 110 246
изделий парфюмерной промышленности 32 54 164 246
драгоценных, полудрагоценных камней, минералов и горных пород 32 54 164 246
веществ неустановленной природы 40 82 164 246
Почвоведческая 27 54 96 246
Биологическая:        
объектов растительного происхождения 23 46 96 246
объектов животного происхождения 23 46 96 246
Автотехническая:        
обстоятельств дорожно-транспортного происшествия 32 54 110 328
технического состояния транспортных средств 32 54 110 328
следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика) 32 54 110 328
технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия 32 54 110 328
транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости 14 46 96 246
Пожарно-техническая 32 54 110 328
Взрывотехнологическая 40 82 164 492
Строительно-техническая 40 82 164 492
Бухгалтерская 40 82 164 492
Финансово-экономическая 40 82 164 492
Товароведческая:        
промышленных (непродовольственных) товаров 23 46 110 246
продовольственных товаров - - - -
транспортных средств 6 46 96 246
Психологическая 27 54 110 246
Компьютерно-техническая 40 82 164 328
Экологическая 40 82 164 492
Электробытовой техники 20 46 96 246
Лингвистическая 23 54 136 328

Приложение 2
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 241

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Нормы экспертной нагрузки устанавливаются из расчета 100% затрат рабочего времени на экспертную и прямо связанную с ней работу (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов исследования, разработка при необходимости методики решения конкретной экспертной задачи, проведение экспертного эксперимента и т.п.), работу по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности (далее - НМО), в том числе научно-исследовательскую работу (далее - НИР).

Общие затраты рабочего времени на НИР для государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) не могут превышать следующие показатели затрат рабочего времени, обеспеченного бюджетным финансированием: в РФЦСЭ при Минюсте России - 20%, в региональных центрах судебной экспертизы Минюста России - 10%, в лабораториях судебной экспертизы Минюста России - 5%.

2. Расчет норм экспертной нагрузки за месяц производится исходя из продолжительности рабочего времени в соответствующем месяце, определяемой производственным календарем.

Для некоторых категорий работников нормы экспертной нагрузки рассчитываются с учетом установленной для них в соответствии с трудовым законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени.

3. При определении сложности судебной экспертизы рекомендуется учитывать следующие признаки:

- многообъектность (более трех объектов или более 200 листов материалов дела, представленных на исследование);

- множественность поставленных вопросов (свыше трех вопросов, требующих проведения исследований);

- потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, технологический регламент которых превышает 5 дней, в проведении модельных экспериментов для решения конкретных экспертных задач;

- необходимость разработки новых расчетных моделей и частных методик исследования для решения поставленных вопросов;

- отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо межведомственной;

- необходимость выезда на место происшествия либо осмотра объектов, находящихся вне территории СЭУ, либо проведения исследования на базе других учреждений.

Указанные признаки используются также и при определении сложности выполняемых в СЭУ экспертных исследований (несудебных экспертиз).

4. По степени сложности судебные экспертизы подразделяются на 4 категории:

1 - экспертизы, не имеющие ни одного признака сложности; их производство осуществляется в срок до 5 календарных дней.

2 - имеющие хотя бы один признак сложности; для их производства требуется до 15 календарных дней.

3 - имеющие не менее двух признаков сложности; для их выполнения требуется более 15 календарных дней (до 30 календарных дней).

4 (особо сложные экспертизы) - имеющие не менее четырех признаков сложности. Для производства экспертиз данной категории сложности требуется более 30 календарных дней. В исключительных случаях возможно превышение (при соответствующем обосновании) указанных в Приложении 1 затрат времени на выполнение экспертизы этой категории сложности. Срок завершения экспертизы этой категории сложности необходимо согласовывать с лицом, ее назначившим.

5. При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами одной специальности, рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение им одной экспертизы соответствующей категории сложности.

При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами разных специальностей (комплексная экспертиза), рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение экспертизы соответствующей категории сложности, выполняемой им в рамках комплексной экспертизы в соответствии с его экспертной специальностью.

6. При определении общей экспертной нагрузки рекомендуется учитывать затраты времени на выполнение работ по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности СЭУ (исходя из норм затрат времени на производство экспертизы соответствующей категории сложности):

- проверка руководителем подразделения заключения эксперта, подготовленного для отправки лицу (органу), назначившему экспертизу, - 0,05 экспертизы соответствующей категории сложности;

- методическое рецензирование одного наблюдательного производства по экспертизе - 0,1 экспертизы соответствующей категории сложности;

- организация и проведение школы, курсов повышения квалификации, семинара, конференции - 1 экспертиза четвертой категории сложности за каждое из указанных учебных мероприятий (доля участия каждого специалиста определяется исходя из фактически затраченного им количества рабочих часов в пределах нормы, установленной на организацию и проведение мероприятия);

- руководство стажировкой эксперта - 0,1 экспертизы первой категории сложности за каждый день стажировки;

- руководство подготовкой эксперта к аттестации - 0,5 экспертизы первой категории сложности за каждый месяц;

- разработка программы подготовки экспертов по новой экспертной специальности - 1,5 экспертизы третьей категории сложности;

- разработка программы подготовки экспертов по утвержденной экспертной специальности, а равно внесение изменений и дополнений в нее - 0,5 экспертизы третьей категории сложности;

- подготовка отзыва на работу научного и методического характера: на пособие, монографию, диссертацию - 0,3 экспертизы третьей категории сложности; на другие методические материалы - 0,3 экспертизы второй категории сложности;

- проведение испытания (апробации) методических материалов - 1 экспертиза третьей категории сложности;

- подготовка обобщения экспертной практики - изучение одного наблюдательного производства - 0,05 одной экспертизы соответствующей категории сложности;

- подготовка и чтение лекции судьям, следователям и другим категориям слушателей (в порядке служебного задания) - 0,2 экспертизы первой категории сложности;

- оказание методической помощи и проверка состояния практики производства экспертиз с выездом в конкретное СЭУ - 1 экспертиза второй категории сложности за одну календарную неделю командировки;

- научное руководство темой НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей, второй или первой категории сложности соответственно;

- участие в выполнении промежуточного этапа НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей, второй или первой категории сложности соответственно;

- участие в выполнении заключительного этапа НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) с выходным материалом методического характера - 2 экспертизы третьей, второй или первой категории сложности соответственно;

- подготовка диссертации: кандидатской - 1 экспертиза первой категории сложности за каждый месяц; докторской - 1 экспертиза второй категории сложности за каждый месяц.