Постановление Госстроя РФ от 15.04.99 N 24

"Об утверждении Порядка аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг"
Редакция от 15.04.1999 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минрегиона РФ от 05.07.2006 N 78»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 1999 г. N 24

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА АККРЕДИТАЦИИ ПРИ ГОССТРОЕ РОССИИ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ТОВАРЫ, РАБОТЫ, УСЛУГИ, УЧИТЫВАЕМЫХ В ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В целях реализации Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., N 18, ст. 2131), и в соответствии с Генеральным соглашением о взаимодействии Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно - коммунального хозяйства Госстрой России постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг;

Состав Комиссии по аккредитации экспертных организаций для проведения экспертизы тарифов на товары, продукцию, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг Госстроя России.

2. Управлению реформирования жилищно - коммунального хозяйства (Дронову А.А.) обеспечить в 1999 году издание и доведение указанного Порядка до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и оказание содействия регионам в вопросах проведения экономического обоснования тарифов на жилищно - коммунальные услуги.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях снижения затрат на производство жилищно - коммунальных услуг довести Порядок до организаций ЖКХ.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н.

Председатель
Е.В.БАСИН

Приложение 1
к Постановлению Госстроя России
от 15 апреля 1999 г. N 24

ПОРЯДОК
АККРЕДИТАЦИИ ПРИ ГОССТРОЕ РОССИИ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ТОВАРЫ, РАБОТЫ, УСЛУГИ, УЧИТЫВАЕМЫХ В ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок аккредитации организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, разработан во исполнение Постановления Госстроя России от 11.11.98 N 13 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг" в целях оказания содействия регионам Российской Федерации в вопросах эффективного проведения экспертизы тарифов на жилищно - коммунальные услуги, повышения качества соответствующих проверок хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ и защиты имущественных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как собственников объектов жилищно - коммунальной сферы.

1.2. Порядок определяет статус аккредитованной при Госстрое России организации для проведения экспертизы тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, процедуру аккредитации, методы доведения соответствующей информации до регулирующих органов, порядок сбора, обобщения и представления необходимой информации в Госстрой России для координации процессов ценообразования и тарифной политики в ЖКХ, а также организацию контроля со стороны Госстроя России за аккредитованными экспертными организациями, функционирующими в этом секторе экономики.

1.3. Целью аккредитации является обеспечение высокого профессионального и организационного уровня работы экспертных организаций, занимающихся аудитом тарифов на жилищно - коммунальные услуги, внедрение современных форм и методов в практику работы органов по ценообразованию.

1.4. Настоящий порядок в соответствии с "Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" регистрации в Минюсте России не подлежит.

1.5. Значение используемых в настоящем Порядке основных понятий идентично основным понятиям, установленным Положением о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13 (в дальнейшем - Положение о проведении экспертизы тарифов).

2. Статус аккредитованной экспертной организации

2.1. Аккредитованная экспертная организация - организация, проводящая финансовую и (или) технологическую экспертизу экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, или экспертизу отдельных направлений финансово - хозяйственной деятельности организаций ЖКХ, прошедшая аккредитацию в Госстрое России в соответствии с настоящим Порядком.

2.2. Аккредитацию могут пройти экспертные организации, осуществляющие следующие виды работ:

2.2.1. проведение полной финансовой экспертизы экономического обоснования тарифов по одному, нескольким или всем видам деятельности, относящимся к жилищно - коммунальному хозяйству;

2.2.2. участие в проведении экспертизы финансово - хозяйственной деятельности по следующим направлениям:

- проверка хозяйствующих субъектов по правомерности применяемых норм и нормативов материальных затрат;

- проверка хозяйствующих субъектов по правомерности применяемых норм и нормативов трудовых затрат;

- экспертиза правомерности применяемых нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг;

- аудиторские проверки хозяйствующих субъектов;

- анализ финансово - хозяйственной деятельности в целях определения финансовых и имущественных резервов хозяйствующих субъектов;

- анализ методологии и порядка планирования тарифов на жилищно - коммунальные услуги;

2.2.3. проведение полной технологической экспертизы экономического обоснования тарифов по одному, нескольким или всем видам деятельности в жилищно - коммунальном хозяйстве;

2.2.4. участие в проведении технологической экспертизы по следующим направлениям:

- проверка состояния отдельных видов инженерного оборудования;

- проверка соответствия современным требованиям технологии производимых и поставляемых работ, услуг потребителям;

- другие виды специализированных проверок.

2.3. Аккредитованная экспертная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Порядком, Положением о проведении экспертизы тарифов, законодательными и нормативно - правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Госстроя России, законодательными и нормативными актами, распорядительными и организационными документами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2.4. Аккредитованная экспертная организация имеет право заключать договоры с Заказчиками экспертизы только по назначению экспертизы, по которой экспертная организация получила аккредитацию.

2.5. В тех случаях, когда экспертная организация привлекает к проведению проверок отдельных направлений финансово - хозяйственной деятельности организаций ЖКХ другие компетентные организации, то ответственность за выводы, изложенные в экспертном заключении в отношении обоснования тех или иных величин тарифов перед Заказчиком экспертизы, несет экспертная организация, заключившая договор на проведение экспертизы тарифов.

2.6. Аккредитованная экспертная организация может привлекаться к экспертизе тарифов по решению органов, осуществляющих регулирование тарифов, или хозяйствующих субъектов в случаях, предусмотренных п. 6 Положения по проведению экспертизы тарифов.

2.7. При проведении экспертной организацией полной финансовой и (или) технологической экспертизы экономического обоснования тарифов аккредитованная экспертная организация по завершении проверки хозяйствующего субъекта по вопросам, определенным договором с ней, должна представить Заключение, составленное в соответствии с требованиями п. 12 Положения по проведению экспертизы тарифов.

3. Права и обязанности аккредитованной экспертной организации

3.1. Аккредитованная экспертная организация имеет право:

3.1.1. Самостоятельно привлекать сторонние специализированные организации, специалистов и экспертов для проведения экспертизы тарифов.

3.1.2. Указывать в своих информационных материалах факт аккредитации при Госстрое России.

3.1.3. Представлять в Госстрой России свои предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство или нормативно - правовую базу по жилищно - коммунальному хозяйству.

3.2. Аккредитованная экспертная организация обязана:

3.2.1. Действовать, руководствуясь федеральными и региональными законодательными и нормативными актами, нормативными и методическими документами Госстроя России в области ценообразования в жилищно - коммунальном хозяйстве.

3.2.2. Представлять в установленном Госстроем России порядке сводную информацию по экономическому обоснованию величин действующих тарифов и объективных факторов, на них влияющих.

4. Порядок аккредитации

4.1. Функции по проведению аккредитации экспертных организаций возлагаются на Комиссию по аккредитации Госстроя России, в состав которой включаются специалисты Госстроя России и представители специализированных отраслевых организаций. Руководство деятельностью Комиссии осуществляется председателем, назначенным по должности из состава заместителей Председателя Госстроя России.

Порядок работы Комиссии по аккредитации регламентируется положением, утвержденным председателем комиссии.

4.2. Аккредитация экспертных организаций оформляется распоряжением Госстроя России по представлению Комиссии по аккредитации экспертных организаций для проведения независимой экспертизы тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг.

4.3. Экспертные организации, претендующие на получение статуса аккредитованных для проведения полной финансовой экспертизы экономического обоснования тарифов (аудиторские, научные и иные организации), должны отвечать следующим специальным требованиям, независимо от статуса экспертной организации:

4.3.1. Наличие специализированного подразделения организации по финансово - экономической сфере деятельности в ЖКХ.

4.3.2. Независимость экспертной организации, а также ее специалистов от каких-либо органов, регулирующих тарифы, либо хозяйствующих субъектов.

4.3.3. Наличие в организации квалифицированных специалистов жилищно - коммунального хозяйства или договоров со специализированными фирмами, имеющими таких специалистов. Устанавливаются следующие минимальные обязательные требования к квалификации указанных специалистов:

4.3.3.1. по финансовой деятельности - экономическое или финансовое высшее образование и опыт практической работы в финансовой сфере ЖКХ свыше 1 года;

4.3.3.2. по аудиторской деятельности - экономическое или финансовое высшее образование, наличие аттестата аудитора Минфина России и опыт практической работы в финансовой сфере ЖКХ свыше 1 года;

4.3.3.3. по экономической деятельности - экономическое или финансовое высшее образование или звание кандидата экономических наук и опыт работы по соответствующему профилю в сфере ЖКХ более 3 лет.

4.3.4. Для специализированных организаций с опытом работы в финансово - экономической сфере ЖКХ более 2-х лет - наличие договорных работ (не менее 5) по проверке финансово - хозяйственной деятельности отраслевых хозяйствующих субъектов или отдельных ее аспектов, связанных с ценообразованием.

4.3.5. Для вновь образованных экспертных организаций - принадлежность организации или ее специалистов к участию в решении вопросов ценообразования на жилищно - коммунальные услуги с соответствующим их привлечением в этих целях в течение не менее 2-х последних лет одним из органов: Госстроем России, органами исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими регулирующими вопросы ценообразования и финансирования органами: министерств и ведомств федерального и регионального уровня.

4.4. Экспертные организации, претендующие на получение статуса аккредитованных для проведения финансовой экспертизы экономического обоснования тарифов по отдельным направлениям деятельности хозяйствующих субъектов, должны отвечать специальным требованиям, устанавливаемым в соответствии с требованиями, предусмотренными пп. 4.3.1 - 4.3.5 настоящего Порядка относительно той сферы деятельности, по которой производится аккредитация экспертной организации.

4.5. Для аудиторской организации, претендующей на аккредитацию, обязательно наличие лицензии на право осуществления деятельности в области общего аудита.

4.6. Экспертные организации, претендующие на получение статуса аккредитованных для проведения полной технологической экспертизы экономического обоснования тарифов (научные, производственные, технические, технологические и иные организации), должны отвечать следующим специальным требованиям:

4.6.1. Отраслевая специализация организации в научной, производственной, технической (технологической) сфере деятельности ЖКХ по одной, нескольким или всем подотраслям жилищно - коммунального хозяйства.

4.6.2. Независимость экспертной организации или ее специалистов от органов, регулирующих тарифы, или хозяйствующих субъектов.

4.6.3. Наличие в штате организации квалифицированных специалистов жилищно - коммунального хозяйства.

Минимальные обязательные требования к указанным специалистам: высшее техническое образование или звание кандидата технических наук с опытом работы по соответствующему профилю в сфере жилищно - коммунального хозяйства более 3-х лет.

4.6.4. Для специализированных организаций с опытом работы в сфере ЖКХ более 2-х лет - наличие договорных работ (не менее 10) по внедренческой деятельности, производственно - техническим разработкам и др.

4.6.5. Для вновь образованных экспертных организаций - принадлежность организации или ее специалистов к участию в решении вопросов энергоресурсосбережения, развитию основных фондов в ЖКХ и др. не менее 2-х последних лет по заданиям Госстроя России, органов исполнительной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, других органов управления в жилищно - коммунальном хозяйстве.

4.7. Экспертные организации, претендующие на получение статуса аккредитованных для проведения технологической экспертизы экономического обоснования тарифов по отдельным производственным объектам или направлениям деятельности хозяйствующих субъектов, должны отвечать специальным требованиям, устанавливаемым в соответствии с требованиями, предусмотренными пп. 4.6.1 - 4.6.5 настоящего Порядка, относительно той сферы деятельности, по которой экспертной организацией производится аккредитация.

4.8. Экспертные организации, претендующие на получение статуса аккредитованных, кроме специальных требований, должны отвечать следующим общим требованиям:

4.8.1. Наличие современного уровня информационного обеспечения.

4.8.2. Соответствие внутрифирменных стандартов экспертной организации по проведению экспертизы тарифов к содержанию и полноте экспертного заключения требованиям, предъявляемым Положением.

4.9. Стоимость аккредитации составляет 20 минимальных окладов оплаты труда, установленных Правительством Российской Федерации на день оплаты экспертной организацией за аккредитацию. Плата за аккредитацию вносится на расчетный счет Госстроя России, по реквизитам, сообщаемым Комиссией по аккредитации.

4.10. Для аккредитации экспертная организация представляет в Госстрой России следующие документы и информацию:

4.10.1. Заявку на аккредитацию с указанием видов деятельности и предмета аккредитации.

4.10.2. Копию платежного документа, заверенного банком.

4.10.3. Ксерокопии учредительных документов по сведениям, характеризующим выполняемые виды деятельности.

4.10.4. Ксерокопии лицензий на право осуществления лицензируемых видов деятельности.

4.10.5. Копии аттестатов, свидетельств, дипломов штатных специалистов, подтверждающих соответствующую квалификацию по предмету аккредитации организации.

4.10.6. Программу или внутрифирменный стандарт по проведению работ по направлению аккредитации.

4.10.7. Рекламные проспекты организации, характеризующие виды выполняемых работ или оказанных услуг.

Представляемые ксерокопии документов заверяются подписью руководителя и печатью организации.

4.11. Решение об аккредитации или об отказе в таковой принимается Комиссией Госстроя России по аккредитации в месячный срок со дня получения Комиссией заявки и необходимой информации для получения аккредитации. При необходимости Комиссия может запросить у экспертной организации Заключение, подтверждающее ее профессиональную квалификацию.

4.12. Аккредитованной экспертной организации выдается свидетельство об аккредитации при Госстрое России для проведения работ по экспертизе тарифов в хозяйствующих субъектах ЖКХ за подписью Председателя Госстроя России.

4.13. Срок аккредитации экспертных организаций устанавливается - один год от даты выдачи свидетельства об аккредитации.

Продление аккредитации осуществляется в том же порядке, что и аккредитация.

4.14. Экспертной организации может быть отказано в аккредитации или в продлении аккредитации в следующих случаях:

4.14.1. Представления неполного перечня документов или информации, указанных в п. 4.9 настоящего Порядка.

4.14.2. Несоответствия представленной информации требованиям, предъявляемым к аккредитованным экспертным организациям.

4.14.3. Наличия претензий со стороны Заказчиков по качеству выполняемых работ, состоятельность которых должна быть подтверждена Госстроем России или органами регулирования аудиторской деятельности.

4.14.4. В других случаях, являющихся существенными для отказа в аккредитации.

4.15. Экспертная организация может быть исключена из состава аккредитованных в следующих случаях:

4.15.1. Несоответствие информации, представляемой экспертной организацией в комиссию по аккредитации.

4.15.2. Наличие претензий со стороны Заказчиков по качеству проведенных работ.

4.15.3. Наличие фактов представления выводов и рекомендаций по итогам экспертизы, противоречащих Концепции реформирования ЖКХ.

4.15.4. По ходатайству органов, регулирующих тарифы, или хозяйствующих субъектов.

4.15.5. В иных случаях, являющихся существенными для принятия решения об исключении экспертной организации из числа аккредитованных.

4.16. В случае принятия решения Комиссией по аккредитации об отказе в аккредитации или об отказе в продлении аккредитации, а также об исключении экспертной организации из числа аккредитованных плата, внесенная экспертной организацией за аккредитацию, не возвращается.

5. Контроль Госстроем России за аккредитованными экспертными организациями

5.1. Госстрой России ведет реестр аккредитованных экспертных организаций.

5.2. Госстрой России имеет право в любой период деятельности аккредитованной экспертной организации запросить сведения о месте и объемах выполняемой работы по аккредитованному виду деятельности.

5.3. Госстрой России имеет право в любой период деятельности аккредитованной экспертной организации запросить у Заказчиков, работающих с аккредитованной экспертной организацией, информацию о качестве выполненных ею работ или оказанных услуг для Заказчиков.

6. Порядок доведения информации по аккредитации экспертных организаций до регулирующих органов и хозяйствующих субъектов

6.1. Информация об экспертных организациях, прошедших аккредитацию в соответствии с условиями, установленными разделом 4 настоящего Порядка, доводится до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6.2. Органы, регулирующие тарифы, а также хозяйствующие субъекты получают информацию об аккредитации экспертных организаций через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, отраслевую компьютерную информационную базу, информационные и справочные издания отраслевых специализированных организаций.

Приложение 2
к Постановлению Госстроя России
от 15 апреля 1999 г. N 24

СОСТАВ
КОМИССИИ ПО АККРЕДИТАЦИИ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТАРИФОВ НА ТОВАРЫ, ПРОДУКЦИЮ, РАБОТЫ И УСЛУГИ, УЧИТЫВАЕМЫХ В ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГОССТРОЯ РОССИИ

1. Чернышов Леонид Николаевич - Заместитель Председателя Госстроя России (председатель комиссии)
2. Жуков Николай Николаевич - Заместитель начальника управления жилищно - коммунальной сферы
3. Волкова Татьяна Николаевна - Начальник Планово - финансового Управления Госстроя России
4. Никитский Николай Петрович - Директор ООО "Королевская электросеть" (по согласованию)
5. Святоха Алина Михайловна - Начальник отдела ценообразования и ценовой политики Администрации г. Нижний Новгород (по согласованию)
6. Драгинский Виктор Львович - Заведующий лабораторией НИИКВОВ (по согласованию)
7. Михайлов Сергей Алексеевич - Начальник отдела координации программ энергосбережения и экспертизы проектов Минтопэнерго России (по согласованию)
8. Лисицын Юрий Алексеевич - Начальник отдела Академии коммунального хозяйства (по согласованию)
9. Медведева Елена Михайловна - Первый заместитель начальника Управления городского заказа (по согласованию)
10. Бадягин Игорь Владимирович - Руководитель Департамента цен Минэкономики России (по согласованию)
11. Голомолзин Анатолий Николаевич - Начальник Управления по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно - энергетическом комплексе транспорта и связи (по согласованию)
12. Степанов Виктор Александрович - Начальник Управления ценообразования и сметного нормирования в строительстве и ЖКХ
13. Фатахетдинова Асия Ильжановна - Начальник отдела Управления реформирования ЖКХ
14. Гужавина Вера Александровна - Заместитель Министра ЖКХ Московской области по экономике (по согласованию)