Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2007 N 261

"О внесении дополнений в квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации"
Редакция от 12.04.2007 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 апреля 2007 г. N 261

О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В связи с уточнением характера выполняемых работ по отдельным должностям служащих приказываю:

Внести дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, утвержденный Постановлением Минтруда России от 5 марта 2004 г. N 29, согласно приложению.

Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
М.ЗУРАБОВ

Приложение
к Приказу
Минздравсоцразвития России
от 12 апреля 2007 г. N 261

ДОПОЛНЕНИЯ В КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 5 МАРТА 2004 Г. N 29

1. Раздел II "Должности руководителей" дополнить:

1) после квалификационной характеристики должности "Главный специалист (по направлениям деятельности авиационно-технической базы)" квалификационной характеристикой должности "Главный специалист по авиационному и радиоэлектронному оборудованию", изложив ее в следующей редакции:

"Главный специалист по авиационному и радиоэлектронному оборудованию

Должностные обязанности. Осуществляет техническое руководство и контроль за работой специалистов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию. Анализирует причины отказов и неисправностей авиационного и радиоэлектронного оборудования, разрабатывает мероприятия по их предупреждению. Принимает меры по развитию производственной базы подразделений, обслуживающих авиационное и радиоэлектронное оборудование, оснащению их совершенным оборудованием, средствами диагностирования и наземного обслуживания, инструментом. Осуществляет мероприятия по сокращению продолжительности технического обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования и снижению его себестоимости, не ухудшающее качество технического обслуживания данного оборудования. Контролирует техническое состояние и качество обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования. Организует и контролирует производственную деятельность участка обработки и анализа полетной информации. Контролирует организацию учета и хранения аппаратуры опознавания, организацию и учет выполнения доработок авиационного и радиоэлектронного оборудования. Организует и контролирует проведение работ по метрологическому обеспечению эксплуатации и ремонта авиационной техники. Организует своевременное изучение и исполнение требований руководящих документов по эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования. Принимает меры по обеспечению безопасных условий труда специалистов. Руководит профессиональной подготовкой специалистов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию, утверждает рабочие программы по изучению этого оборудования, проверяет знание специалистами устройства и правил эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования, контролирует допуск специалистов к его обслуживанию. Организует проведение практических занятий и стажировок летного и технического составов авиационно-технической базы, производственной практики учащихся и стажировок преподавателей учебных заведений на авиационно-технической базе. Контролирует готовность технического состава к проведению практических занятий и стажировок с летным составом по изучению авиационного и радиоэлектронного оборудования. Принимает меры по оснащению технических классов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию учебными экспонатами, литературой. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по подготовке специалистов подразделений авиационно-технической базы, обслуживающих авиационное и радиоэлектронное оборудование, к освоению нового оборудования. Осуществляет инженерно-авиационное обеспечение проводимых эксплуатационных испытаний авиационного и радиоэлектронного оборудования. Проводит мероприятия, направленные на экономное расходование материально-технических средств и топливно-энергетических ресурсов, выделяемых для технического обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования. Отстраняет от выполнения производственного задания работников, показавших неудовлетворительные знания авиационного и радиоэлектронного оборудования, правил его технического обслуживания, нарушающих или не выполняющих эти правила. Не дает разрешение на использование неисправных и своевременно не проверенных средств диагностирования и наземного обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования, не имеющих сопроводительных документов, характеризующих их техническое состояние. Проводит организационные, учебные и методические мероприятия по вопросам эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные и методические документы, касающиеся обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования; конструкцию и общие правила эксплуатации воздушного судна; задачи и функции подразделений организаций по техническому обслуживанию воздушных судов; устройство и правила эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования; эксплуатационную и ремонтную документацию авиационного и радиоэлектронного оборудования; организацию производственного процесса обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования; порядок и методы технико-экономического и текущего производственного планирования; положения по оплате труда и формы материального стимулирования; передовой отечественный и зарубежный опыт в области эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов; принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов" или "техническая эксплуатация транспортного радиооборудования" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.";

2) после квалификационной характеристики должности "Начальник радиобюро (телеграфа) узла связи" квалификационной характеристикой должности "Начальник региональной поисково-спасательной базы", изложив ее в следующей редакции:

"Начальник региональной поисково-спасательной базы

Должностные обязанности. Руководит деятельностью региональной поисково-спасательной базы, организует круглосуточное дежурство спасательных парашютно-десантных групп. Участвует в организации и проведении поисково-спасательных работ по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поисково-эвакуационных работ по поиску и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (за исключением космических объектов военного значения), поиска и эвакуации людей, терпящих бедствие при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Организует обучение членов спасательных парашютно-десантных групп и наземных и поисково-спасательных команд методам и способам проведения поиска, правилам доставки имущества и снаряжения к месту бедствия, навыкам десантирования грузов, в том числе с помощью парашютных систем, действиям в аварийных ситуациях в воздухе, правилам применения аварийно-спасательных средств при экстренной эвакуации пассажиров воздушных судов и выживанию их в экстремальных условиях. Организует проведение занятий и тренировок со спасательными парашютно-десантными группами и наземными поисково-спасательными командами. Обеспечивает выполнение учебных прыжков с парашютами, подъемов и спусков на специальных устройствах с воздушных судов. Осуществляет взаимодействие с организациями, подведомственными другим федеральным органам исполнительной власти, по вопросам организации и проведения поисково-спасательных работ. Обеспечивает комплектование и содержание в постоянной готовности средств десантирования, поисково-спасательного оборудования и снаряжения. Оформляет заявки по материально-техническому снабжению региональной поисково-спасательной базы. Организует контроль за эксплуатационным и техническим обслуживанием бортовых и наземных аварийно-спасательных средств. Изучает и внедряет передовой опыт проведения поисково-спасательных работ. Участвует в разработке проектов документов по функционированию региональной поисково-спасательной базы. Участвует в приеме на работу, перемещении и увольнении работников региональной поисково-спасательной базы.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Воздушный кодекс Российской Федерации; нормативные и методические документы, регламентирующие поисково-спасательное обеспечение полетов; организацию и технологию процесса эксплуатации авиационной техники; перспективы технического, экономического и социального развития региональной поисково-спасательной базы; основные летно-технические характеристики и конструктивные особенности воздушных судов; технические данные и эксплуатационные характеристики поисковой и аварийно-спасательной техники; правила эксплуатации и хранения бортового аварийно-спасательного оборудования; правила проведения поисково-спасательных работ; порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (летное, техническое) образование и стаж работы в области поискового спасательного обеспечения полетов не менее 3 лет.";

3) после квалификационной характеристики должности "Начальник штаба авиационной безопасности (включая заместителей)" квалификационной характеристикой должности "Руководитель полетов", изложив ее в следующей редакции:

"Руководитель полетов

Должностные обязанности. Обеспечивает безопасность и экономичность полетов воздушных судов. Организует и контролирует управление движением воздушных судов, находящихся в зоне ответственности диспетчерских пунктов управления воздушным движением. Осуществляет взаимодействие с руководителями полетов смежных диспетчерских центров управления воздушным движением, органами управления полетами на запасных аэродромах, органами управления полетами гражданской авиации и авиации других ведомств. Контролирует соблюдение правил использования воздушного пространства. Координирует работу смен служб обеспечения полетов (планово-диспетчерской, аэродромной, эксплуатации радиотехнического оборудования и связи, электросветотехнического обеспечения полетов, метеорологической, штурманской). Принимает решение о направлении воздушных судов на запасные аэродромы при невозможности посадки на аэродроме назначения, а также о начале, прекращении и возобновлении полетов на аэродроме. Изучает метеорологическую обстановку в районе аэродрома и районах запасных аэродромов. Получает информацию от предыдущей дежурной смены о воздушной, метеорологической обстановке; недостатках, имевших место при управлении воздушным движением. Изучает ограничения и запреты полетов на воздушных трассах, а также в районе аэродрома. Определяет после личного осмотра готовность аэродрома к приему и выпуску воздушных судов; готовность радиотехнических средств и средств связи, готовность взлетно-посадочной полосы к приему и выпуску воздушных судов. Обеспечивает выполнение работниками требований, наставлений, инструкций, технологий работы и других документов, регламентирующих управление воздушного движения. Руководит работой дежурной смены управления воздушным движением. Изучает суточный план воздушного движения. Составляет план проведения инструктажа, проводит инструктаж и разбор работы личного состава диспетчерской смены с использованием средств объективного контроля и с привлечением работников других служб, обеспечивающих полеты. Контролирует готовность экипажей воздушных судов к полетам. Информирует в соответствии со схемой оповещения службы и органы управления воздушным движением о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие. Принимает меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья людей при возникновении таких ситуаций. При необходимости участвует в работе комиссий по расследованию случаев нарушения правил управления воздушным движением, разрабатывает мероприятия по их предотвращению, обеспечивает и контролирует их выполнение. Проводит в диспетчерской смене профессиональную учебу и изучение документов, регламентирующих управление воздушным движением. Систематически осуществляет проверку теоретических знаний и практических навыков работы подчиненных диспетчеров с использованием средств объективного контроля. Организует сбор информации и сохранение материалов средств объективного контроля, связанных с нарушением технологии и безопасности полетов. Обеспечивает обучение и стажировку вновь принятых на работу специалистов.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные и методические документы, регламентирующие организацию воздушного движения; технологию работы диспетчеров управления и планирования воздушного движения; положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации; положение об оперативных органах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации; летно-технические характеристики воздушных судов; порядок организации, планирования и обеспечения движения воздушных судов; самолетовождение; авиационную метеорологию; организацию связи; профессионально ориентированный английский язык; основы планирования, координирования и контроля воздушным движением на международных воздушных трассах; порядок взаимодействия с зарубежными центрами обслуживания воздушного движения; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет."

2. Раздел III "Должности специалистов" дополнить:

1) после квалификационной характеристики должности "Бортовой инженер-инструктор" квалификационной характеристикой должности "Ведущий инженер по эксплуатации воздушных судов", изложив ее в следующей редакции:

"Ведущий инженер по эксплуатации воздушных судов

Должностные обязанности. Разрабатывает мероприятия по обеспечению исправности авиационной техники, снижению простоев воздушных судов на техническом обслуживании, снижению издержек (материальных, финансовых, трудовых), не влекущих за собой снижения качества технического обслуживания воздушных судов. Обеспечивает высокое качество и конкурентоспособность авиационных технических услуг, соответствие их государственным сертификационным требованиям. Разрабатывает предложения по совершенствованию эксплуатационно-ремонтной документации, внедрению новых передовых форм и методов технического обслуживания воздушных судов. Участвует в облете воздушного судна и проверке работы его систем на борту. Выдает рекомендации экипажу в особых случаях полета воздушного судна. Составляет программы работ на повторные отказы авиационной техники. Осуществляет контроль за соблюдением конструкторской и технологической дисциплины при осуществлении технического обслуживания воздушного судна. Принимает участие в работе, касающейся вопросов патентно-изобретательской деятельности, унификации, стандартизации и сертификации технического обслуживания, аттестации и рационализации рабочих мест, метрологического обеспечения. Принимает меры по совершенствованию организации труда и управления на основе внедрения новейших технических средств выполнения инженерных и управленческих работ. Организует обучение и повышение квалификации специалистов, стажировку летного персонала и специалистов.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; Воздушный кодекс Российской Федерации; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; эксплуатационную документацию, регламенты технического обслуживания воздушных судов; организацию и технологию производственно-хозяйственного процесса эксплуатации авиационной техники; задачи и функции каждого подразделения организации по техническому обслуживанию; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; руководство по поиску и спасанию, наставления, регламентирующие организацию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и стаж работы по специальности не менее 3 лет.";

2) после квалификационной характеристики должности "Второй пилот" квалификационной характеристикой должности "Диспетчер", изложив ее в следующей редакции:

"Диспетчер

Должностные обязанности. Осуществляет с использованием вычислительной техники, средств коммуникаций и связи оперативное регулирование хода производства подразделений авиапредприятия в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями. Контролирует обеспеченность подразделений авиапредприятия необходимыми материалами, запчастями воздушных судов, комплектующими изделиями, оборудованием. Обеспечивает соблюдение установленных норм технического обслуживания воздушных судов на участках и в цехах технического обслуживания. Принимает меры по предупреждению и устранению нарушений хода производства подразделений авиапредприятия, привлекая при необходимости соответствующие службы авиапредприятия. Осуществляет внедрение и обеспечивает рациональное использование технических средств оперативного управления производством подразделений авиапредприятия. Ведет диспетчерский журнал, составляет отчеты и другую техническую диспетчерскую документацию. Участвует в работе по анализу и оценке деятельности подразделений авиапредприятия.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, методические документы по вопросам производственного планирования и оперативного управления производством; организацию производственного планирования и диспетчерской деятельности на авиапредприятии; производственные мощности авиапредприятия и его подразделений; специализацию подразделений авиапредприятия и производственные связи между ними; номенклатуру выпускаемой продукции, виды выполняемых работ (услуг); организацию работы производственных складов, транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на авиапредприятии; устройство, правила эксплуатации средств вычислительной техники, коммуникаций и связи; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по оперативному регулированию процесса управления производства не менее 3 лет, в том числе на авиационном предприятии не менее 1 года.";

3) после квалификационной характеристики должности "Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта" квалификационной характеристикой должности "Диспетчер аэродромной службы", изложив ее в следующей редакции:

"Диспетчер аэродромной службы

Должностные обязанности. Координирует работу водителей аэродромных машин и аэродромных рабочих с целью своевременного выполнения работ по надлежащему содержанию территории и ремонту элементов летного поля аэродрома. Координирует работу водителей аэродромных машин при проведении аэродромных работ. Ведет учет работающих в смене аэродромных рабочих, водителей аэродромной техники в соответствии с табелем выделения машин и производит их перестановку с учетом производственной необходимости. Своевременно докладывает инженеру аэродромной службы о ходе выполненных работ по надлежащему содержанию и своевременному ремонту элементов летного поля. Ведет учет отработанного времени водителей аэродромной техники и аэродромных рабочих за смену. Ведет учет расхода горюче-смазочных материалов, пробега аэродромных машин и наработки моточасов. Своевременно передает начальнику смены аэродромной службы поступившую информацию. Принимает заявки на выполнение работ от служб авиапредприятия, сторонних организаций. Контролирует работу водителей аэродромных машин и аэродромных рабочих с использованием средств радиосвязи, местонахождение каждой спецмашины (механизма), производимые на территории аэродрома работы, а также состояние летного поля. Принимает срочные меры по оказанию технической помощи аэродромным машинам, требующим ремонта. Обеспечивает сохранность путевых листов и журналов учета. Осуществляет оперативную координацию производства аэродромных работ. Контролирует обеспеченность смены аэродромной службы необходимым спецтранспортом и погрузочно-разгрузочными средствами.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность службы спецавтотранспорта и безопасность дорожного движения; технические характеристики эксплуатируемых средств спецавтотранспорта и его конструктивные особенности; основы пользования радиотехническими средствами связи; передовой опыт в области безопасного движения спецавтотранспорта на аэродроме; основы экономики, организации производства; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

4) после квалификационной характеристики должности "Диспетчер диспетчерского пункта круга и пункта посадки" квалификационными характеристиками должностей "Диспетчер по организации пассажирских, почтово-грузовых, международных авиационных перевозок (включая старшего)", "Диспетчер по претензионной работе (включая старшего)", изложив их в следующей редакции:

"Диспетчер по организации пассажирских, почтово-грузовых, международных авиационных перевозок (включая старшего)

Должностные обязанности. Проверяет наличие и состояние технических средств и рабочей документации оперативной диспетчерской службы организации пассажирских перевозок. Анализирует информацию о рейсах воздушных судов, которые передаются для обслуживания предыдущей сменой, об особенностях обстановки на перроне и поступивших за смену указаний и распоряжений руководителя. Изучает планы прилета и вылета воздушных судов на сутки и их особенности. Контролирует прохождение медицинского контроля до начала работ грузчиками, водителями самоходных механизмов. Контролирует рейсы воздушных судов, обслуживаемые во время приема/передачи смены. Контролирует исправность эксплуатируемой техники. Принимает необходимые меры по своевременной отправке и получению багажа пассажирами. При повреждении или утрате багажа докладывает начальнику смены. При возникновении сбойных ситуаций участвует в организации обслуживания рейса, принимает меры для выполнения рейса. Организовывает проведение розыска багажа. Организовывает в процессе работы взаимодействие со смежными службами. По получении сводно-загрузочной ведомости инструктирует звеньевого грузчика об особенностях расположения коммерческой загрузки в воздушных судах, порученного ему для обработки рейса. Контролирует ведение служебных документов по учету багажа и объема выполненных работ. Проверяет правильность заполнения багажных ведомостей, актов учета дополнительных операций, нарядов на сдельную работу и подписывает их после проверки. Контролирует актирование поврежденного на транспортере багажа, пересчет мест багажа, опознание багажа пассажирами и другие случаи, предусмотренные технологией. При обнаружении поврежденного багажа на транспортере во время комплектации и при пересчете мест багажа в случае расхождения данных грузчика и диспетчера составляет акт установленной формы. Участвует в процедуре опознания багажа пассажирами. Контролирует удаление средств перронной механизации с места стоянки воздушных судов после окончания обслуживания воздушных судов. Анализирует информацию, содержащуюся в сводной загрузочной ведомости. Извещает руководство о ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, несчастных случаях, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении признаков острого профессионального заболевания (отравления). Проверяет техническое состояние оборудования, механизмов и приспособлений на рабочих местах и организовывает устранение недостатков в их работе. Оформляет наряды, допуски и другие специальные разрешения на работы. Непосредственно руководит работами повышенной опасности. Осуществляет организацию и контроль за работой диспетчеров и агентов участка регистрации вылетающих пассажиров. Ведет план-график вылета воздушных судов, уделяя особое внимание обслуживанию литерных рейсов воздушных судов и рейсов иностранных авиакомпаний. Контролирует ход регистрации пассажиров и их багажа, принимает необходимые меры по устранению недостатков по обслуживанию пассажиров. Своевременно рассматривает претензии. При необходимости готовит документы служебного расследования. Совместно со сменным заместителем начальника службы организации пассажирских перевозок и смежных служб решает вопросы отправки незабронированных пассажиров и сверхнормативного багажа, опаздывающих пассажиров; анализирует причины предпосылок и задержек вылетов воздушных судов и случаи нарушения технологий, происшедшие по вине личного состава службы, принимает меры по их предупреждению. Осуществляет разработку предложений по повышению качества обслуживания пассажиров. Встречает трансфертных и транзитных пассажиров и производит их оформление для дальнейшего продолжения полета. Контролирует ход регистрации и отправки трансфертных пассажиров и их багажа. Принимает необходимые меры по устранению всех недостатков в обслуживании пассажиров. Контролирует обработку поступающих телеграмм, передает их для исполнения, готовит ответы, ведет телеграфную переписку в пределах своей компетенции. В случае посадки воздушного судна на запасной аэродром устанавливает точные данные о количестве транзитных и трансфертных пассажиров воздушного судна. Организует по указанию сменного заместителя начальника службы организации пассажирских перевозок обслуживание пассажиров на запасном аэродроме. Организует размещение пассажиров в гостинице до момента их вылета. Участвует в служебном расследовании случаев задержек рейсов, жалоб пассажиров, имеющих отношение к работе подчиненной смены участка транзита.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие авиационные перевозки, загрузку и центровку воздушных судов; нормативные и методические документы, касающиеся организации производственной диспетчерской деятельности на авиационном предприятии; требования технических инструкций по перевозке опасных грузов по воздуху; правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; типовые технологические процессы и режимы производства; руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов; государственные стандарты и технические условия на выполнение погрузочно-разгрузочных работ; основные требования организации труда при проектировании технологических процессов; современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; технические и коммерческие характеристики воздушных судов, используемых средств пакетирования; технологию выполнения работ по центровке и загрузке воздушных судов, технологические графики подготовки воздушных судов в части, касающейся деятельности участка; иностранный язык в объеме, предусмотренном специальной подготовкой, правила перевозки пассажиров, багажа, груза и почты; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "организация перевозок и управление на транспорте" без предъявления требований к стажу работы.

Диспетчер по претензионной работе (включая старшего)

Должностные обязанности. Организует оперативный розыск багажа и обработку информации о неисправном багаже в соответствии с актами о неисправностях багажа при перевозке и коммерческими актами, заявлениями и письмами пассажиров и организаций, запросами из других аэропортов. Информирует руководство авиапредприятий о нерегулярном багаже, задержанном таможней, осуществляет оперативный контроль за этой категорией багажа. Координирует работу по обработке регулярного и нерегулярного багажа. Контролирует подразделения службы организации пассажирских перевозок по розыску и отправке багажа. Организует хранение и своевременную передачу претензионных заявлений в отдел претензий по багажу претензионной службы. Обеспечивает безопасную организацию работ и эксплуатацию оборудования. Дает указание работникам службы организации пассажирских перевозок о вскрытии невостребованного багажа и забытых вещей. Присутствует при составлении описи содержимого багажа и забытых вещей с целью их идентификации. Дает распоряжения работникам камеры хранения невостребованного багажа о досылке неисправного багажа. Информирует пассажиров о результатах розыска багажа, найденных багаже и забытых вещах. Контролирует работу работников службы организации пассажирских перевозок, непосредственно связанных с обработкой, хранением и розыском багажа, и в случае выявления нарушений технологии обработки багажа информирует о них старшего диспетчера. Извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе появлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по организации производственного диспетчерирования на авиационном предприятии: руководство по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации в части, касающейся претензионной работы; современные средства вычислительной техники; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "организация перевозок и управление на транспорте" без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "организация перевозок и управление на транспорте" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.";

5) после квалификационной характеристики должности "Диспетчер по рулению" квалификационными характеристиками должностей "Диспетчер по центровке (включая старшего)", "Диспетчер производственно-диспетчерской службы по контролю за подготовкой воздушных судов к вылету (включая старшего)", "Диспетчер производственно-диспетчерской службы по организации информационно-справочной работы (включая старшего)", изложив их в следующей редакции:

"Диспетчер по центровке (включая старшего)

Должностные обязанности. Организует и координирует работу служб авиапредприятия по загрузке воздушных судов перед вылетом в соответствии с руководством по центровке и загрузке воздушных судов. Производит предварительную и окончательную центровку воздушного судна в соответствии с суточным планом вылетов и предварительной информацией о рейсе с помощью терминального оборудования и других средств информации и связи. Осуществляет все виды центровок воздушного судна с использованием современных средств оргтехники, коммуникации и связи. Координирует работу служб авиапредприятия по загрузке воздушного судна. Осуществляет предварительный сбор и подготовку информации о составе и весовых характеристиках воздушного судна, их максимально допустимой взлетной массе, величине планируемых грузовых отправок. Обеспечивает максимальную загрузку воздушного судна при соблюдении установленных центровок. Своевременно представляет информацию о загрузке и центровке воздушного судна. Осуществляет контроль за реализацией рекомендаций об ограничениях по массе и очередности размещения грузов. При необходимости принимает меры по устранению сбойной ситуации. Повышает квалификацию путем обучения по социальной программе. Выполняет мероприятия по переходу к сезонным видам эксплуатации воздушного судна. Проверяет состояние оборудования на рабочих местах и принимает своевременные меры для устранения обнаруженных недостатков.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации по организации производственного диспетчерирования на авиапредприятии, регламентирующие загрузку и центровку воздушных судов; нормативные и методические документы, касающиеся вопросов авиационных перевозок; нормативные правовые акты; технические инструкции по перевозке опасных грузов по воздуху; правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; типовые технологические процессы и режимы производства; стандарты и технические условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ; основные требования организации труда при проектировании технологических процессов; современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи; технические и коммерческие характеристики воздушных судов; назначение используемых средств пакетирования; технологию выполнения работ по центровке и загрузке воздушных судов; технологические графики подготовки воздушных судов, правила перевозки пассажиров, багажа, груза и почты; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "организация перевозок и управление на транспорте" без предъявления требований к стажу работ.

Диспетчер производственно-диспетчерской службы по контролю за подготовкой воздушных судов к вылету (включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет оперативное регулирование и контроль за обеспечением материальных и трудовых ресурсов для подготовки воздушных судов к вылету. Осуществляет контроль за качеством работ диспетчеров и правильностью заполнения ими перевозочной и отчетной документации. Осуществляет подготовку к обслуживанию воздушных судов конкретных рейсов в соответствии с суточным планом с учетом предварительной информации. В соответствии с требованиями командира воздушного судна и технологическим графиком организует подготовку воздушного судна всеми заинтересованными службами и подразделениями авиапредприятия. Осуществляет контроль исполнения графика подготовки воздушных судов к вылету. Своевременно информирует руководство производственно-диспетчерской службы о подготовке воздушных судов к вылету, при необходимости принимает меры для устранения сбойной ситуации. Обеспечивает коммерческую загрузку воздушных судов в соответствии со схемой загрузки. Изменения по загрузке согласовывает с диспетчером по центровке. При загрузке воздушных судов максимально использует коммерческие объемы грузовых отсеков с обязательным соблюдением требований безопасности полета, контролирует крепление багажа, груза, почты, а также средств пакетирования. Контролирует и ведет учет выполнения всех работ персоналом авиапредприятия. Оформляет перевозочную и отчетную документацию, участвует в составлении актов при подготовке воздушного судна. При возникновении на перроне ситуаций, влияющих на безопасность полета или угрожающих жизни людей, прекращает подготовку воздушных судов, докладывает командиру воздушного судна об оперативной обстановке, вызывает необходимые технические средства и принимает меры по выводу людей из опасной зоны. Выполняет мероприятия по переходу к сезонным видам обслуживания воздушного судна.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие загрузку и центровку воздушных судов и авиационные перевозки, по организации производственной диспетчерской деятельности на авиационном предприятии; технические инструкции по перевозке опасных грузов по воздуху; правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; типовые технологические процессы и режимы производства; руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов; государственные стандарты и технические условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ, основные требования организации труда при проектировании технологических процессов; современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; технические и коммерческие характеристики воздушных судов, используемые средства пакетирования; технологию выполнения работ по центровке и загрузке воздушных судов, технологические графики подготовки воздушных судов; правила перевозки пассажиров, багажа, груза и почты, правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "организация перевозок и управление на транспорте" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 2 лет.

Диспетчер производственно-диспетчерской службы по организации информационно-справочной работы (включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет оперативное регулирование информационно-справочного обеспечения служб аэропорта о движении воздушных судов, их коммерческой загрузке, корректировке суточного плана полетов, времени вылета и прилета воздушных судов. Контролирует полноту и своевременность доведения необходимой информации до заинтересованных диспетчерских пунктов аэропорта. Разрабатывает технологические схемы обработки и передачи информации. Согласовывает стоимость аэропортовых услуг и других расходов с авиапредприятиями, выполняющими полеты в данный аэропорт. Рассматривает и анализирует жалобы пассажиров на информационно-справочную работу. Принимает меры по предупреждению и устранению нарушений технологии работ, связанных с передачей сообщений. Доводит до служб аэропорта изменения в расписании движения воздушных судов. Ведет диспетчерскую документацию. Руководит работой операторов информационно-справочной группы.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие диспетчерскую деятельность и организацию воздушных перевозок; специализацию служб и подразделений авиапредприятия; правила применения оргтехники, средств автоматизации и связи; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "организация перевозок и управление на транспорте" и стаж работы по оперативному управлению производством не менее 1 года.";

6) после квалификационной характеристики должности "Диспетчер районного центра" квалификационной характеристикой должности "Диспетчер регионального координационного центра поиска и спасания", изложив ее в следующей редакции:

"Диспетчер регионального координационного центра поиска и спасания

Должностные обязанности. Руководит поисковыми и аварийно-спасательными работами в районе, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на региональный координационный центр поиска и спасания. Оповещает об авиационном происшествии дежурные поисковые и аварийно-спасательные силы авиапредприятий региона, на территории которого располагается региональный координационный центр поиска и спасания. Организует, дает распоряжения на вылет поисковых воздушных судов и выход наземных поисково-спасательных групп. Оповещает об авиационном происшествии орган противовоздушной обороны, органы внутренних дел Российской Федерации, организации других министерств и ведомств Российской Федерации, взаимодействующие с региональными координационными центрами поиска и спасания, руководство территориальных управлений государственного авиационного надзора и главный координационный центр поиска и спасания. Собирает и передает информацию в дежурно-диспетчерскую службу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об угрозах взрыва и иных акциях незаконного вмешательства в работу воздушного транспорта. Координирует действия поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиапредприятий воздушного транспорта с действиями органов внутренних дел Российской Федерации, предприятиями и организациями местных органов власти Российской Федерации по оперативному проведению поисковых и аварийно-спасательных работ до прибытия начальника регионального координационного центра поиска и спасания. Ведет журнал поиска и спасания. Готовит карту и справочные материалы для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ. В соответствии с расчетами зонального и районного центров единой системы управления воздушным движением регулирует порядок вылетов поисковых воздушных судов и их полеты в районе поиска. Проверяет готовность к вылету поисковых воздушных судов и летных экипажей, наземных поисково-спасательных групп. Готовит информацию и материалы для отчета о поисковом и аварийно-спасательном обеспечении полетов для представления в вышестоящие органы.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; наставление по авиационной поисково-спасательной службе; стандарты и рекомендации международной организации гражданской авиации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие поисково-спасательное обеспечение полетов; общую воздушную и метеорологическую обстановку на территории региона; технические характеристики бортовых и наземных средств спасания и правила их применения: правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "управление движением воздушного транспорта" и стаж работы в области поисково-спасательного обеспечения полетов или управления воздушным движением не менее 3 лет.";

7) после квалификационной характеристики должности "Инженер по безопасности движения" квалификационной характеристикой должности "Инженер по диагностике авиационной техники", изложив ее в следующей редакции:

"Инженер по диагностике авиационной техники

Должностные обязанности. Обеспечивает диагностирование технического состояния авиационной техники. Организует и контролирует сбор информации о неисправностях авиационной техники. Обеспечивает функционирование и совершенствование автоматизированной системы обработки информации. Анализирует информацию о надежности авиационной техники, динамике изменений контролируемых параметров, результаты проверок авиационной техники средствами неразрушающего контроля и по результатам анализов определяет и прогнозирует ее техническое состояние. Ведет поиск и принимает меры по предупреждению причин отказов и неисправностей авиационной техники. Разрабатывает меры по предупреждению причин отказов и неисправностей авиационной техники. Принимает участие в работе по нивелировке воздушных судов, в исследовании причин отказов агрегатов, узлов и другой авиационной техники. Разрабатывает рекомендации и технологию устранения обнаруженных неисправностей авиационной техники. Разрабатывает предложения по совершенствованию действующих технологических указаний, правил эксплуатации авиационной техники летными экипажами и регламентов технического обслуживания авиационной техники. Обеспечивает выполнение требований системы управления эффективностью и качеством технического обслуживания. Контролирует соблюдение технологии и качество выполнения работ по диагностированию и прогнозированию состояния авиационной техники. Оформляет установленную документацию и составляет отчетность. Обеспечивает экономное расходование материальных и энергетических ресурсов. Изучает, обобщает и внедряет передовой опыт диагностирования и прогнозирования состояния авиационной техники. Вносит предложения по совершенствованию технологии технического обслуживания средств и методов диагностирования и прогнозирования авиационной техники. Осуществляет проведение организационно-технических мероприятий, направленных на повышение безопасности и регулярности полетов, производительности труда, снижение затрат на техническое обслуживание воздушных судов. Организует и проводит техническую учебу со специалистами по вопросам эксплуатации, диагностирования и прогнозирования авиационной техники.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; положение о дисциплинарной ответственности работников воздушного транспорта; нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся диагностики технического состояния и прогнозирования авиационной техники; эксплуатационную документацию; наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники; технологию и методы диагностирования технического обслуживания и ремонта авиационной техники; методы и средства лабораторного анализа; передовой опыт развития диагностирования и повышения надежности авиационной техники; основы экономики, организации труда и производства; основы трудового законодательства; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации.

Инженер по диагностике авиационной техники I категории: высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и стаж работы в должности инженера по диагностике авиационной техники II категории не менее 3 лет.

Инженер по диагностике авиационной техники II категории: высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и стаж работы в должности инженера по диагностике авиационной техники не менее 3 лет.

Инженер по диагностике авиационной техники: высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.";

8) после квалификационной характеристики должности "Инженер по метрологии" квалификационной характеристикой должности "Инженер по надежности авиационной техники", изложив ее в следующей редакции:

"Инженер по надежности авиационной техники

Должностные обязанности. Обеспечивает повышение надежности авиационной техники путем разработки и реализации профилактических мероприятий, составленных на основе анализа дефектов и отказов этой техники. Организует сбор информации о сбоях в работе отремонтированной авиационной техники, контролирует ее полноту и достоверность. Принимает участие в исследовании причин авиационных происшествий и отказов работы авиационной техники. Составляет программы изучения причин отказов. Разрабатывает рекомендации или технологию устранения неисправностей, мероприятия по предотвращению, устранению отказов авиационной техники и сокращению сроков их устранения. Составляет отчеты о проведенных исследованиях. Ведет оперативный учет отказов и неисправностей воздушных судов. Представляет вышестоящим организациям информацию о надежности авиационной техники. Согласовывает с предприятиями и организациями гражданской авиации проведение дополнительных исследований деталей и узлов отказавшей авиационной техники, контролирует их отправку на ремонт и доработку. Осуществляет внедрение организационно-технических мероприятий, направленных на повышение безопасности полетов, снижение затрат при ремонте авиационной техники. Проводит работу, направленную на продление ресурсов ремонтируемой техники и ее отдельных элементов. Организует и проводит техническую учебу по вопросам надежности, прогнозирования отказов и качества ремонта авиационной техники. Принимает участие в аттестации технологических процессов и рабочих мест работников авиаремонтного производства. Ведет установленную отчетность.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся повышения надежности авиационной техники; порядок оформления ремонтной документации; технологию ремонта воздушных судов; методы и средства диагностики авиационной техники: основные требования регламентов технического обслуживания воздушных судов; ремонтные, эксплуатационные и информационные бюллетени по ремонтируемой авиационной технике; типовые программы исследования причин отказов авиационной техники (авиадвигателей, агрегатов и узлов); порядок рассмотрения рекламаций, взаимных расчетов с заказчиками; методику расчета показателей надежности ремонтируемой авиационной техники; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации.

Инженер по надежности авиационной техники I категории: высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и стаж работы в должности инженера по надежности авиационной техники II категории не менее 3 лет.

Инженер по надежности авиационной техники II категории: высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" стаж работы в должности инженера по надежности авиационной техники не менее 3 лет.

Инженер по надежности авиационной техники: высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.";

9) после квалификационной характеристики должности "Инженер по организации внутриобъектового режима" квалификационными характеристиками должностей "Инженер по организации движения спецавтотранспорта", "Инженер по орнитологическому обеспечению полетов", "Инженер по подготовке производства", изложив их в следующей редакции:

"Инженер по организации движения спецавтотранспорта

Должностные обязанности. Организует безопасное движение спецавтотранспорта на аэродроме. Проводит обучение водителей правилам движения на аэродроме. Составляет календарные планы проверки теоретических и практических знаний и навыков водителей по вождению автотранспорта на аэродроме. Организует работу кабинета безопасности движения. Проводит занятия по вопросам безопасности движения с применением технических средств обучения и тренажеров. Контролирует техническое состояние спецавтотранспорта и наличие соответствующей технической документации. Организует и проводит занятия по эксплуатации различных типов спецавтотранспорта с учетом климатических особенностей. Контролирует использование спецавтотранспорта и работу водителей на аэродроме, соблюдение ими правил дорожного движения. Производит разбор дорожно-транспортных происшествий, случаев повреждений воздушных судов и допущенных водителями нарушений правил движения на аэродроме, анализирует их причины, разрабатывает технические и организационные мероприятия по их устранению. Участвует в работе квалификационной комиссии по присвоению классности водителям, а также в работе дисциплинарных комиссий при рассмотрении материалов о нарушениях, допущенных водителями спецавтотранспорта. Разрабатывает схемы подъезда спецавтотранспорта к воздушным судам. Оформляет установленную документацию и составляет отчетность. Изучает, обобщает и внедряет передовой опыт безопасной работы водителей и организации движения спецавтотранспорта, принимает участие в освоении новой техники.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность службы спецавтотранспорта и безопасность дорожного движения; технические характеристики и конструктивные особенности спецавтотранспорта; передовой опыт в области безопасности движения спецавтотранспорта на аэродроме; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации.

Инженер по организации движения спецавтотранспорта I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по организации движения спецавтотранспорта II категории не менее 3 лет.

Инженер по организации движения спецавтотранспорта II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по организации движения спецавтотранспорта не менее 2 лет.

Инженер по организации движения спецавтотранспорта: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

Инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов

Должностные обязанности. Организует работу по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на аэродроме. Обеспечивает эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт авиарепелентного оборудования; готовит предложения об устранении конструктивных недостатков и создании его новых образцов. Готовит материалы для заключения договоров о поставке авиарепелентного оборудования и запасных частей к нему, организует внедрение нового оборудования, осуществляет надзор и контроль за его эффективным использованием, организует визуальные наблюдения за движением птиц в районе аэродрома. Анализирует и прогнозирует орнитологическую обстановку и информирует о ней соответствующие службы. Внедряет передовой опыт по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. Вносит предложения по совершенствованию методов и средств предотвращения столкновения воздушных судов с птицами, участвует в расследовании обстоятельств и причин этих столкновений. Ведет установленную отчетность. Проводит занятия и консультации по вопросам орнитологической безопасности полетов.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы безопасности полетов; технические характеристики, правила эксплуатации и технического обслуживания авиарепелентного оборудования; порядок составления заявок на авиарепелентное оборудование и его запасные части, ведения учета и паспортизации авиарепелентного оборудования; основные технические характеристики воздушных судов; передовой опыт по орнитологическому обеспечению безопасности полетов; орнитогеографию; основы экологии птиц; основные методы и средства снижения опасности от столкновений воздушных судов с птицами; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации.

Инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по орнитологическому обеспечению безопасности полетов II категории не менее 3 лет.

Инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по орнитологическому обеспечению безопасности полетов не менее 3 лет.

Инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Инженер по подготовке производства

Должностные обязанности. Осуществляет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи подготовку производства, контроль над обеспечением производства комплектующими изделиями, запасными частями, материалами, инструментом, за своевременностью оформления необходимой технической документации. Разрабатывает месячные производственные программы и сменно-суточные задания по закрепленному участку работы. Участвует в разработке и внедрении нормативов для оперативного планирования производства. Контролирует соблюдение установленных норм и календарных сроков работы производственных подразделений. Рассчитывает календарные графики загрузки оборудования, производственных площадей (ангаров) с учетом эффективного использования производственных мощностей, следит за их выполнением. Анализирует работу цехов и участков, изыскивает возможности сокращения простоев воздушных судов, трудоемкости технического обслуживания воздушных судов, выполнения работ (услуг) без снижения качества технического обслуживания воздушных судов, выявляет производственные резервы, разрабатывает предложения по их использованию. Контролирует выполнение плана производства и принимает меры по обеспечению регулярности полетов, предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса, эффективному использованию оборудования, созданию работникам благоприятных условий для выполнения производственной программы. Ведет установленную отчетность.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные и методические документы по вопросам производственного планирования на предприятии; порядок разработки производственных программ и сменно-суточных заданий; производственные мощности авиапредприятия, номенклатуру выпускаемой продукции, виды выполняемых работ (услуг); организацию производства; основы технологии производства продукции авиапредприятия; организацию учета хода производства; специализацию цехов, участков авиапредприятия, производственные связи между ними; средства организации и механизации диспетчерской службы; основы экономики; организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Квалификационные требования. Высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы.";

10) после квалификационной характеристики должности "Инженер по техническому обслуживанию авиационной техники (включая ведущего)" квалификационными характеристиками должностей "Инженер по эксплуатации аэродрома", "Инженер по технической эксплуатации специального оборудования автомобилей", изложив их в следующей редакции:

"Инженер по эксплуатации аэродрома

Должностные обязанности. Организует выполнение работ по содержанию в рабочем состоянии и ремонту аэродрома. Руководит работой личного состава смены аэродромной службы и водителей аэродромной техники по обеспечению постоянной готовности аэродрома к полетам воздушных судов. Обеспечивает рациональную расстановку работников смены аэродромной службы, добиваясь равномерной загрузки исполнителей и эффективности использования машин и механизмов. Проводит осмотр и проверку технического состояния конструкций и элементов аэродрома; фиксирует данные о техническом состоянии аэродрома и наличии неисправностей, угрожающих безопасности полетов, в соответствующей документации службы движения; обеспечивает устранение неисправностей, угрожающих безопасности полетов воздушных судов. Докладывает руководителю полетов о состоянии и готовности аэродрома к полетам; согласовывает с ним время проведения работ на рабочей части летного поля. Организует своевременную очистку водосточно-дренажной сети, привокзальной площади и подъездных путей, необходимых для движения автотранспорта. Обеспечивает своевременную передачу заявок на освобождение стоянок воздушных судов. Разрабатывает и представляет начальнику аэродромной службы предложения, направленные на повышение производительности труда, введение прогрессивных методов работы и снижение себестоимости работ. Обеспечивает безопасность движения аэродромных машин и механизмов на рабочей части летного поля. Поддерживает постоянную радиосвязь с водителями аэродромной техники и руководителем полетов (диспетчером). Контролирует сроки выполнения работ на летном поле аэродрома другими службами авиапредприятия. Обеспечивает рациональное использование материально-технических ресурсов при проведении работ по содержанию и ремонту аэродрома. Анализирует причины задержек воздушных судов по вине аэродромной службы. Составляет отчет о выполнении работ по содержанию и ремонту аэродрома за смену. Обеспечивает выполнение правил по охране труда, не допуская возникновения происшествий по вине аэродромной службы. Обеспечивает своевременное проведение аварийно-спасательных работ на территории летного поля.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность службы специального автотранспорта и безопасность дорожного движения; технические характеристики и конструктивные особенности специального автотранспорта; передовой опыт в области безопасного движения специального автотранспорта на аэродроме; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации.

Инженер по эксплуатации аэродрома I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по эксплуатации аэродромов II категории не менее 3 лет.

Инженер по эксплуатации аэродрома II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по эксплуатации аэродромов не менее 3 лет.

Инженер по эксплуатации аэродрома: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Инженер по технической эксплуатации специального оборудования автомобилей

Должностные обязанности. Организует и обеспечивает эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и наладку специального оборудования автомобилей, регулярно проверяет его техническое состояние и производит записи о проверках в формулярах и технических паспортах. Анализирует случаи отказов и нарушений в работе специального оборудования автомобилей и принимает меры по их предупреждению. Составляет планы, инструкции, графики работы работников, обслуживающих специальные автомобили. Участвует в составлении планов технического обслуживания, ремонта и эксплуатации обслуживаемых автомобилей. Контролирует правильность хранения специального оборудования автомобилей, своевременность отбраковки и отправки в ремонт неисправных автомобилей. Проверяет и принимает меры по обеспечению рабочих мест инструментами, оборудованием, приспособлениями, запасными частями, агрегатами, необходимыми для производства работ; составляет заявки на их приобретение; обеспечивает экономное расходование материальных и топливно-энергетических ресурсов. Контролирует выполнение работ по замене и регулировке агрегатов, правильность оформления карт-нарядов. Изучает, обобщает и внедряет передовой опыт по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту специального оборудования автомобилей; принимает участие в изучении и внедрении нового оборудования, осуществляет внедрение организационно-технических мероприятий, направленных на снижение затрат на техническое обслуживание. Организует и проводит техническую учебу.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность службы специального автотранспорта; принципы работы, технические характеристики и конструктивные особенности специального оборудования автомобилей; организацию и технологию технического обслуживания и ремонта специального оборудования автомобилей; передовой опыт в области организации технического обслуживания специального оборудования автомобилей; основы экономики; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

11) после квалификационной характеристики должности "Инспектор-пилот (включая старшего)" квалификационной характеристикой должности "Инструктор парашютной службы (включая старшего)", изложив ее в следующей редакции:

"Инструктор парашютной службы (включая старшего)

Должностные обязанности. Участвует в поисковых и аварийно-спасательных работах при авиационных и чрезвычайных происшествиях. Дежурит в составе поисковых и аварийно-спасательных сил; организует и выполняет наземный поиск пострадавших; выбирает место и подготавливает посадочные площадки для эвакуации пострадавших вертолетами, находящимися в режиме висения. Выполняет прыжки с парашютом с воздушных судов, спуски и подъемы с вертолета с применением специальных спускоподъемных устройств, в том числе в труднодоступной местности, на сушу и на водную поверхность в различное время суток. Выполняет десантирование из воздушного судна с парашютом на неподготовленные площадки (лес, горы, вода, лед) к месту происшествия. Готовит к работе подъемно-спусковые устройства вертолета, средства пожарного тушения, радиостанции, автомеханические средства вскрытия воздушных судов и медицинские укладки для оказания помощи потерпевшим. Принимает участие в тушении горящих воздушных судов, вскрывает аварийные люки, двери, фюзеляжи и оказывает помощь потерпевшим бедствие. Выполняет спасательные работы в горах с использованием горноспасательного (альпинистского) снаряжения и на воде с использованием аквалангов. Готовит к работе аварийные радиостанции индивидуального и группового пользования, поисковое и аварийно-спасательное имущество и снаряжение для выполнения поисковых и аварийно-спасательных работ. Устанавливает и ведет радиосвязь с поисковыми воздушными судами, пунктами управления воздушным движением. Выполняет техническое обслуживание, ремонт, укладку парашютных и бортовых аварийно-спасательных средств и содержит их в постоянной готовности к проведению поисково-спасательных работ. Управляет автотранспортными средствами и спасательными катерами при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ. Обеспечивает выживаемость как личную, так и групповую в экстремальных условиях. Осуществляет воздушный и наземный поиск воздушных судов и людей, потерпевших бедствие в различных условиях. Производит ориентировку на местности и осуществляет переходы по заданному маршруту с использованием магнитного компаса, топографических карт с учетом местных признаков. Участвует в составе спасательных групп в проведении плановых тренировок и комплексных учений. Готовит работников авиапредприятия к выполнению функций инструкторов парашютной службы для участия в проведении поисковых и аварийно-спасательных работ. Подает заявки на оснащение необходимым снаряжением инструкторов парашютной службы. Участвует в подготовке и выполнении плановых тренировочных прыжков с парашютом, подъемов и спусков на подъемно-спусковых устройствах.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; Воздушный кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов; эксплуатационную документацию, организацию и технологию процесса эксплуатации авиационной техники; задачи и функции подразделений авиапредприятия; основные летно-технические характеристики и конструктивные особенности воздушных судов; технические данные и эксплуатационные характеристики поисковой и аварийно-спасательной техники; правила эксплуатации и хранения бортового аварийно-спасательного оборудования и проведения поисково-спасательных работ; порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности авиапредприятия; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное (летное, техническое) образование и стаж работы в области поисково-спасательного обеспечения полетов не менее 3 лет.";

12) после квалификационной характеристики должности "Охранник" квалификационной характеристикой должности "Спасатель", изложив ее в следующей редакции:

"Спасатель

Должностные обязанности. Осуществляет авиационные поисково-спасательные работы по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях, поисково-эвакуационные работы по поиску и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов с помощью стационарных и подручных средств, доставляет их к месту сосредоточения и вертолетной площадке с погрузкой в воздушное судно. Осуществляет эвакуацию пассажиров и экипажей из горящих воздушных судов с применением индивидуальных средств пожарного тушения. Устанавливает и ведет радиосвязь с поисково-спасательными воздушными судами. Осуществляет дежурство в составе спасательных парашютно-десантных групп авиапредприятия. Проводит комплекс подготовительных работ, необходимых для спасания людей, терпящих бедствие, подготавливает спецодежду и снаряжение. Выполняет работы по подъему и спуску людей с применением специальных подъемных устройств на вертолетах и десантированию аварийно-спасательных средств из воздушных судов. Осуществляет прыжки с парашютом для оказания помощи людям, терпящим бедствие, в различное время суток. Ведет поисково-спасательные работы в различных климатических, географических условиях с использованием соответствующего снаряжения. Оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим пассажирам и членам экипажей воздушных судов, потерпевшим бедствие. Применяет поисковые радиотехнические средства и средства связи. Участвует в практической подготовке по специальной программе штатных и внештатных спасателей.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; Воздушный кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие поисково-спасательное обеспечение полетов; эксплуатационную документацию; организацию и технологию процесса эксплуатации авиационной техники; основные летно-технические характеристики и конструктивные особенности воздушных судов; технические данные и эксплуатационные характеристики поисковой и аварийно-спасательной техники; правила эксплуатации и хранения бортового аварийно-спасательного оборудования и проведения поисково-спасательных работ; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное (летное, техническое) образование, индивидуальная подготовка по специальной программе и стаж работы в области поисково-спасательного обеспечения полетов не менее 3 лет.";

13) после квалификационной характеристики должности "Старший флайт-менеджер" квалификационными характеристиками должностей "Техник аэродромной службы", "Техник по горюче-смазочным материалам", "Техник по обработке полетной информации", изложив их в следующей редакции:

"Техник аэродромной службы

Должностные обязанности. Выполняет работы по эксплуатации и ремонту аэродромов, контролю состояния летного поля под руководством более квалифицированного специалиста. Принимает участие в выполнении комплекса мероприятий по поддержанию летного поля в постоянной эксплуатационной готовности. Выполняет работы по профилактическому осмотру, текущему и капитальному ремонту летного поля, искусственных аэродромных покрытий, водосточно-дренажных систем, средств механизации и измерения сцепления, биоакустических и других установок для управления поведением птиц. Обеспечивает взаимодействие служб, производящих работы на летном поле аэродрома. Контролирует поддержание в работоспособном состоянии аэродромных машин и механизмов. Принимает участие во внедрении передовых методов организации работы по эксплуатации и ремонту аэродромов.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие эксплуатацию и ремонт аэродромов; порядок проведения ремонтных работ, устройство и правила эксплуатации аэродромных машин и механизмов; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации.

Техник аэродромной службы I категории: среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника аэродромной службы II категории не менее 2 лет.

Техник аэродромной службы II категории: среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника аэродромной службы или в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 2 лет.

Техник аэродромной службы: среднее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Техник по горюче-смазочным материалам

Должностные обязанности. Проводит физико-химические анализы проб горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, готовит заключение по результатам анализа. Принимает участие в проверках выполнения аэродромного контроля качества горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, чистоты резервуаров, железнодорожных цистерн, емкостей заправщиков для топлива и масла, автоцистерн и другого технологического оборудования. Осуществляет прием, учет, хранение, упаковку и отправку в другие лаборатории проб горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, контроль технического состояния установок, приборов, инструмента и другого лабораторного оборудования, выполняет простую его регулировку и устранение мелких неисправностей, осваивает новые методы проведения анализов. Оформляет заявки на необходимое оборудование, приборы, химические реактивы, а также другую установленную документацию. Принимает участие во внедрении передовых методов лабораторного контроля горюче-смазочных материалов, проведении технической учебы.

Должен знать: нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам лабораторного и аэродромного контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей; правила безопасной эксплуатации приборов и оборудования лаборатории горюче-смазочных материалов; правила учета и хранения горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей; порядок оформления технической документации; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами" без предъявления требований к стажу работы.

Техник по обработке полетной информации

Должностные обязанности. Выполняет работы по подготовке к анализу информационных материалов магнитных самолетных регистраторов полетов и бортовых магнитофонов к инженерному анализу, проводит подготовительные работы (подготовку перфолент с градуировочными характеристиками датчиков, исходных данных для обработки и т.д.), оценивает достоверность информационных сообщений. Контролирует соответствие градуировочных характеристик датчиков бортовых регистраторов характеристикам, находящимся в банке данных. Производит автоматизированную обработку носителей полетной информации, выявляет отклонения параметров режимов полета и функционирования систем воздушных судов от их предельных значений, нарушения правил летной и технической эксплуатации авиационной техники. Проводит классификацию отказов систем воздушных судов. Подготавливает информацию о выявленных отклонениях в работе системы и агрегатов воздушных судов, нарушениях летной и технической эксплуатации воздушных судов. Ведет учет носителей и передаваемых результатов обработки полетной информации. Подготавливает и сдает на хранение в архив материалы полетной информации.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники; положение о дисциплинарной ответственности работников воздушного транспорта; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок обработки и анализа полетной информации; регламенты, технологии, инструкции по эксплуатации средств сбора и доработки полетной информации; основы технической эксплуатации воздушных судов; руководства по летной эксплуатации воздушных судов, эксплуатируемых на авиапредприятии; алгоритмы контроля летной деятельности экипажа воздушного судна и состояния авиационной техники; технологию расшифровки полетной информации, прослушивания речевой информации; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Техник по обработке полетной информации I категории: среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов" и стаж работы в должности техника по обработке полетной информации II категории не менее 2 лет.

Техник по обработке полетной информации II категории: среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов" и стаж работы в должности техника по обработке полетной информации не менее 2 лет.

Техник по обработке полетной информации: среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов" и подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы;

14) после квалификационной характеристики должности "Техник по ремонту и эксплуатации парашютов и десантного снаряжения" квалификационной характеристикой должности "Техник по учету ресурса воздушных судов и их оборудования", изложив ее в следующей редакции:

"Техник по учету ресурса воздушных судов и их оборудования

Должностные обязанности. Оформляет паспорта, формуляры воздушных судов, двигателей, комплектующих изделий и другую техническую документацию, находящуюся на борту воздушного судна; подготавливает справки о работе авиационной техники в полете. Контролирует правильность заполнения и оформления первичной документации, поступающей от экипажей и специалистов структурных подразделений авиапредприятия, полноту обязательных записей и соответствие указанных параметров допускаемым значениям. Оформляет карточки (графики) учета ресурса, а также производит запись сведений в формулярах самолетов (вертолетов), двигателей и агрегатов об их наработке, движении и выполненных работах. Осуществляет контроль за обеспечением комплектности документации. Ведет учет работы агрегатов и деталей, имеющих ограниченный по сравнению с основным изделием ресурс. Контролирует остаток ресурса планера, двигателей и оборудования воздушных судов с целью недопущения переработки установленного им ресурса. При наличии автоматизированной системы обработки данных вводит в нее информацию о наработке воздушных судов, двигателей и оборудования. Заполняет карты учета отказов и неисправностей воздушных судов. Готовит для диспетчера сведения об изменении ресурса, составляет установленную отчетность. Обеспечивает сохранность технической документации воздушных судов.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники; положение о дисциплинарной ответственности работников воздушного транспорта; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; правила ведения технической документации; периодичность выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию эксплуатируемых воздушных судов; конструктивные особенности эксплуатируемых воздушных судов и их оборудования; ресурсы воздушных судов, двигателей, агрегатов; основы статистического учета; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Техник по учету ресурса воздушных судов и их оборудования I категории: среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и стаж работы в должности техника по учету ресурса воздушных судов и их оборудования II категории не менее 2 лет.

Техник по учету ресурса воздушных судов и их оборудования II категории: среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и стаж работы в должности техника по учету ресурса воздушных судов и их оборудования не менее 2 лет.

Техник по учету ресурса воздушных судов и их оборудования: среднее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" без предъявления требований к стажу работы.".