"Разъяснения порядка применения части 2 статьи 53 Федерального закона "О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

(утв. Постановлением Центризбиркома РФ от 12.10.2007 N 40/308-5)
Редакция от 12.10.2007 — Документ не действует

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Центризбиркома РФ
от 12.10.2007 N 40/308-5

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 53 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство прав политических партий, установленное Федеральным законом. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, является разновидностью информирования избирателей и должно способствовать реализации права граждан на получение объективной и достоверной информации о выборах.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона при любом опубликовании (обнародовании), то есть при размещении в периодических печатных изданиях, на каналах организаций телерадиовещания, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", или обнародовании иным способом результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы (то есть любых количественных показателей, полученных по итогам опроса), лица, осуществляющие такое опубликование (обнародование), обязаны указывать следующие сведения об опросе:

наименование организации, проводившей опрос;

время проведения опроса. При этом, если опрос проводился в один день, достаточно ограничиться указанием даты его проведения, а если несколько дней, следует указывать, с какой и по какую дату он проводился;

число опрошенных (выборку);

метод сбора информации. Следует указывать, с использованием какого именно метода (устный опрос, анкетирование и т.п.) проводился опрос;

регион, где проводился опрос. Следует указывать населенные пункты или субъекты Российской Федерации, в пределах территории которых проводился опрос. Если была охвачена территория большого количества субъектов Российской Федерации, достаточно ограничиться указанием их количества (например: "Опрос проводился в 50 субъектах Российской Федерации");

точную формулировку вопроса, который задавался респондентам;

статистическую оценку возможной погрешности;

лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование). При этом, если опрос проводился какой-либо организацией в инициативном порядке, а не был заказан третьими лицами, в качестве лица, заказавшего проведение опроса, указывается сама проводившая опрос организация. В том случае, если публикация не оплачена кем-либо, а осуществлена редакцией средства массовой информации по собственной инициативе бесплатно, информация об оплате не указывается.

Неуказание одного или нескольких из перечисленных в части 2 статьи 53 Федерального закона сведений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Требования части 2 статьи 53 Федерального закона должны соблюдаться редакциями средств массовой информации, гражданами и организациями в полном объеме, в том числе в случае, если результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных агентств, официальных выступлений, других средств массовой информации и т.п.), поскольку несоблюдение указанных требований не входит в перечень нарушений, от ответственности за которые редакции, главные редакторы, журналисты освобождаются в случаях, предусмотренных статьей 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

В случае цитирования в средствах массовой информации результатов опросов, размещенных в других средствах массовой информации, информационно - телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", озвученных кем-либо в публичном выступлении, распространенных иным способом без указания всех необходимых согласно части 2 статьи 53 Федерального закона данных, журналистам следует, руководствуясь статьями 47 и 49 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", запрашивать, уточнять недостающую информацию о проведенных опросах.

3. При обнародовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, организацией, осуществляющей телевещание, необходимые сведения об опросе также должны быть обнародованы: либо непосредственно диктором, ведущим, журналистом, либо иным способом, например, посредством "бегущей строки". В радиоэфире обнародование осуществляется непосредственно диктором, ведущим, журналистом.