Приказ Минобразования РФ от 11.07.2002 N 2654

"О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов"
Редакция от 14.11.2002 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 11 июля 2002 г. N 2654

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

(в ред. Приказа Минобразования РФ от 14.11.2002 N 3982)

В целях повышения качества высшего профессионального образования, а также в соответствии с п.п. 10 п. 6 Положения о Минобразовании России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 октября 2000 г. N 774 и от 30 января 2002 г. N 73, приказываю:

1. Провести в 2002 - 2004 годах эксперимент по организации образовательного процесса, предусматривающего использование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в вузах Российской Федерации, указанных в приложении 1.

2. Утвердить Методические рекомендации к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов (приложение 2).

3. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования, Управлению высшего профессионального образования совместно с вузами, согласно приложению 1:

до 1 октября 2002 г. определить сроки проведения и программы семинаров, организуемых на базе вузов - участников эксперимента, для вузов по проблемам реализации рейтинговой системы оценки успеваемости студентов;

до 1 октября 2003 г. подвести итоги первого этапа эксперимента.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Л.С. Гребнева.

Министр
В. ФИЛИППОВ

Приложение 1
к приказу Минобразования России
от 11.07.2002 N 2654

ПЕРЕЧЕНЬ
ВУЗОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В 2002/03 УЧЕБНОМ ГОДУ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа Минобразования РФ от 14.11.2002 N 3982)

1. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса;

2. Волгоградский государственный технический университет;

3. Государственный университет - Высшая школа экономики;

4. Ивановский государственный химико-технологический университет;

5. Ивановский государственный энергетический университет;

6. Мордовский государственный университет;

7. Московская государственная академия тонкой химической технологии;

8. Московский городской педагогический университет;

9. Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет);

10. Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина;

11. Российский государственный химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева;

12. Российский университет дружбы народов;

13. Таганрогский государственный радиотехнический университет;

14. Тульский государственный университет;

15. Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса;

16. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курский государственный технический университет"; (в ред. Приказа Минобразования РФ от 14.11.2002 N 3982)

17. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный технический университет"; (в ред. Приказа Минобразования РФ от 14.11.2002 N 3982)

18. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина)". (в ред. Приказа Минобразования РФ от 14.11.2002 N 3982)

Приложение 2
к приказу Минобразования России
от 11.07.2002 N 2654

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К РАЗРАБОТКЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

1. Методические рекомендации подготовлены для разработки вузами, участвующими в эксперименте по организации образовательного процесса, предусматривающего использование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в вузах Российской Федерации (далее - рейтинговая система), построенной на использовании кумулятивной (накопительной) оценки успеваемости студентов.

2. Целью разрабатываемой рейтинговой системы вуза является комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования.

3. Оценка качества учебной работы студента в рейтинговой системе является кумулятивной и используется для управления образовательным процессом, решения вопросов назначения на государственную академическую стипендию, трудоустройства выпускников и т. д.

4. Главные задачи рейтинговой системы заключаются в:

- повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;

- повышении уровня организации образовательного процесса в вузе.

5. Разработанная вузом рейтинговая система вводится во всем вузе по всем дисциплинам основных образовательных программ (на начальном этапе возможно введение рейтинговой системы по одной или нескольким основным образовательным программам). Разработанная вузом рейтинговая система формируется единой для всех задействованных в эксперименте кафедр и вводится одновременно на всех кафедрах, обеспечивающих основную образовательную программу.

6. Рейтинговая система стимулирует регулярную самостоятельную учебную работу студентов в семестре. С этой целью суммарную рейтинговую оценку по дисциплине целесообразно формировать из рейтинговой оценки качества самостоятельной работы в семестре и рейтинговой оценки на промежуточной аттестации по дисциплине в семестре.

7. Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением "премиальных" баллов с возможностью получить семестровую оценку без сдачи экзаменов или зачетов. При этом целесообразно ограничить проставление оценки без прохождения промежуточной аттестации баллом не выше "хорошо" и предусмотреть для получения оценки "отлично" обязательное прохождение промежуточной аттестации.

8. Наиболее целесообразна разработка рейтинговой системы, учитывающей трудоемкость всех учебных дисциплин через, так называемые, "зачетные единицы". В этом случае успешность работы студента в семестре по каждой дисциплине оценивается одинаковой максимальной суммой баллов (например, 100 баллов = "100%-ный успех"). Система зачетных единиц позволяет достаточно легко выводить кумулятивную рейтинговую оценку, в том числе и по дисциплинам, изучаемым в 2-3 семестрах, и за все время обучения. Для каждого студента возможен расчет суммарного количества баллов и определение места, которое занимает студент в группе, на курсе, в вузе.

9. Шкала оценок по отдельным модулям, блокам, разделам и т. д. каждой учебной дисциплины разрабатывается соответствующей кафедрой и сообщается студентам в начале каждого семестра. Возможно использование варианта системы, в котором из 100 баллов по дисциплине до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и от 20 до 40 - за экзамены и зачеты. При получении на промежуточной аттестации оценки ниже 20 баллов выставляется "неуд" и требуется повторная сдача. Для получения допуска к экзамену или зачету студент должен в семестре набрать не меньше 40 баллов.

10. Для организации постоянного текущего контроля и управления учебным процессом в вузе все кафедры регулярно в течение семестра (3-4 раза на "контрольных" неделях) передают в деканаты сведения по рейтинговым оценкам студентов и заполняют соответствующую форму единой ведомости для текущего контроля и промежуточной аттестации, используемую в течение всего семестра.

11. Рейтинговая система в вузе реализуется с применением автоматизированной компьютерной подсистемы, которая собирает и обрабатывает информацию.