Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1938

"Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений"
Редакция от 25.04.2008 — Документ утратил силу, см. «Приказ Рособрнадзора от 25.10.2011 N 2267»
Показать изменения

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2005 г. N 7092


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИКАЗ
от 30 сентября 2005 г. N 1938

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

(в ред. Приказа Рособрнадзора от 25.04.2008 N 885)

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", п. 4 Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о государственной аккредитации приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений (приложение N 1).

1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов (приложение N 2).

2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2006 года.

Руководитель
В.А.БОЛОТОВ

Приложение 1
к Приказу
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 30.09.2005 N 1938

ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"

Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию.

Показатель 1.2. Качество подготовки

Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.

Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования.

Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.

Востребованность выпускников.

Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения

Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися.

Организация воспитательной работы с обучающимися.

2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет)

Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

Показатель 2.4. Методическая работа

Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

Приложение 2
к Приказу
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 30.09.2005 N 1938

КРИТЕРИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

(в ред. Приказа Рособрнадзора от 25.04.2008 N 885)

Показатель государственной аккредитации Наименование критерия государственной аккредитации и его значение
2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ Число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам:
для университетов - не менее 7
2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантуры):
для университета - не менее 5
Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения:
для университета - не менее 4
для академии - не менее 2
Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших):
для университета - не менее 25
для академии - не менее 25
Для университета - наличие докторантуры, диссертационных советов, реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов, научных и научно-педагогических работников
  Для академии - наличие докторантуры, наличие диссертационных советов (информационный показатель), реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов для определенной области научно-педагогической деятельности
Среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.):
для университета - не менее 50
для академии - не менее 20
2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования:
для университета - не менее 5
Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (тыс. руб.):
для университета не менее 10 000
для академии не менее 5 000
для института не менее 1 500
Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.):
для университета - не менее 18
для академии - не менее 12
для института - не менее 5
  Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет:
для университета - не менее 2,0
для академии - не менее 1,5
для института - не менее 1,2
2.4. Методическая работа Процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами - 100%
Для университета - использование инновационных методов в образовательном процессе, в том числе обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий
Для академии - использование инновационных методов в образовательном процессе , в том числе обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий
(в ред. Приказа Рособрнадзора от 25.04.2008 N 885)
2.5. Квалификация педагогических работников Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями:
для университета - не менее 60
для академии - не менее 60
для института - не менее 55
Процент докторов наук и (или) профессоров:
для университета - не менее 10
для академии - не менее 10
для института - не менее 8,5
Процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе:
для вузов, существующих от трех до пяти лет - не менее 30
для вузов, существующих от пяти до девяти лет - не менее 40
для вузов, существующих более девяти лет - не менее 50
Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет:
для университета - не менее 3
для академии - не менее 3
для института - не менее 1

Дополнительные требования
к показателям и критериям государственной аккредитации для военных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших военно-учебных заведений)

Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров (специалистов).

Показатель 1.2. Качество подготовки

Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования

Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или) докторантов установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.

Для военной академии - наличие образовательных программ дополнительного профессионального образования для офицерского состава, научных и научно-педагогических кадров.

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

Соответствие объема финансирования научных исследований на единицу профессорско-преподавательского состава установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.

Показатель 2.4. Качественный состав научных и научно-педагогических кадров

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже "подполковник", а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.

В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.

Дополнительные требования
к показателям и критериям государственной аккредитации для высших учебных заведений культуры и искусств

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

В перечень основных научных и творческих школ по каждому направлению научных исследований включаются:

защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие самостоятельную постановку спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве концертирующих музыкантов и т.п.);

опубликованные статьи в специализированных журналах и научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.

К монографиям могут приравниваться публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений: спектакль, концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление.

Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.

Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.