Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1139

"Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации"
Редакция от 06.07.2010 — Документ утратил силу, см. «Приказ МВД РФ от 28.03.2017 N 155»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 24 декабря 2008 г. N 1139

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа МВД РФ от 06.07.2010 N 488)

В целях формирования в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России высококвалифицированного кадрового состава органов внутренних дел Российской Федерации, организации помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном становлении - приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации.

2. Директору Федеральной миграционной службы, руководителям подразделений центрального аппарата МВД России <*>, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений МВД России:

<*> Кроме ГКВВ МВД России.

2.1. Организовать в системе профессиональной подготовки личного состава изучение утвержденного Положения.

2.2. Ежегодно рассматривать на оперативных совещаниях (заседаниях коллегий) вопросы организации наставничества в подчиненных органах, организациях и подразделениях.

2.3. О состоянии работы по организации наставничества в прошедшем году информировать Департамент кадрового обеспечения МВД России до 1 февраля текущего года. (в ред. Приказа МВД РФ от 06.07.2010 N 488)

3. Считать утратившим силу Приказ МВД России от 30 июня 1994 г. N 221 "Об утверждении Положения о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации".

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ

Приложение
к Приказу МВД России
от 24.12.2008 N 1139

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации <*> определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в системе подготовки кадров для Министерства внутренних дел Российской Федерации <**>.

<*> Далее - "Положение".

<**> Далее - "МВД России".

2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России <*> по подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.

<*> Далее - "органы (подразделения)".

3. Правовой основой организации наставничества в органах (подразделениях) являются: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" <*>, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации <**>, настоящее Положение.

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360, N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1999, N 14, ст. 1666; N 49, ст. 5905; 2000, N 31, ст. 3204; 2001, N 1, ст. 15; N 31, ст. 3172; N 32, ст. 3316; N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 18, ст. 1721; N 27, ст. 2620; N 30, ст. 3029; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; N 52 (часть I), ст. 5038; 2004, N 30, ст. 3087; N 35, ст. 3607; 2005, N 13, ст. 1078; N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 24, ст. 2555; N 31 (ч. I), ст. 3420; N 31 (ч. I), ст. 3425; N 52 (ч. I), ст. 5498; N 10, ст. 1151; N 41, ст. 4845.

<**> Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 29, ст. 3698; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 27, ст. 2620; N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; 2007, N 10, ст. 1151; N 49, ст. 6072).

II. Задачи наставничества

4. Задачами наставничества являются:

4.1. Оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников (стажеров), в отношении которых осуществляется наставничество <*>.

<*> Далее - "сотрудники (стажеры)".

4.2. Оказание помощи в адаптации сотрудников (стажеров) к условиям осуществления служебной деятельности.

4.3. Воспитание профессионально-значимых качеств личности сотрудников (стажеров), ознакомление с историей и традициями органов внутренних дел и своего подразделения.

4.4. Содействие выработке навыков служебного поведения сотрудников (стажеров), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам.

4.5. Формирование активной гражданской и жизненной позиции сотрудников (стажеров), развитие ответственного и сознательного отношения к службе.

4.6. Изучение с сотрудниками (стажерами) требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей.

4.7. Реализация мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудников (стажеров).

4.8. Оказание моральной и психологической поддержки сотрудникам (стажерам) в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей.

4.9. Развитие у сотрудников (стажеров) интереса к служебной деятельности, их закрепление на службе в органах (подразделениях) внутренних дел.

5. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителей органов (подразделений) и их структурных подразделений, наставников, сотрудников подразделений по организации воспитательной работы, психологического обеспечения, профессиональной подготовки, представителей общественных формирований и ветеранских организаций.

III. Организация наставничества

6. Наставничество устанавливается в отношении следующих категорий сотрудников (стажеров):

6.1. Впервые принятых на службу в органы (подразделения) на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава, а также выпускников образовательных учреждений системы МВД России.

6.2. Перемещенных по службе на вышестоящую должность, либо на вышестоящую (равнозначную) должность в другую службу, если исполнение новых должностных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков.

6.3. Ранее уволенных из органов (подразделений) и вновь принятых на службу.

7. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года без учета времени первоначальной подготовки или переподготовки сотрудника (стажера).

8. Наставник назначается из числа сотрудников структурного подразделения органа (подразделения), в котором проходит службу сотрудник (стажер), имеющих высокие показатели в оперативно-служебной деятельности, обладающих значительным профессиональным и жизненным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.

9. Ветераны из числа государственных гражданских служащих, работников, специалистов органа (подразделения), в котором проходит службу сотрудник (стажер), могут привлекаться в качестве общественных наставников-консультантов для оказания помощи и содействия наставникам и сотрудникам (стажерам).

10. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного или нескольких сотрудников (стажеров) одновременно, в зависимости от специфики служебной деятельности.

11. Начальник органа (подразделения) назначает наставников сотрудникам (стажерам) по представлению руководителя структурного подразделения с учетом рекомендаций психологов.

12. Наставник утверждается приказом начальника органа (подразделения) не позднее одного месяца с момента назначения сотрудника на должность (стажера по должности).

13. Ответственность за организацию наставничества несут заместитель начальника органа (подразделения) по работе с личным составом и руководитель структурного подразделения, где проходит службу сотрудник (стажер).

14. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет заместитель начальника органа (подразделения) по работе с личным составом.

15. Заместитель начальника органа (подразделения) по работе с личным составом обязан:

15.1. Организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы.

15.2. Оказать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий с сотрудником (стажером).

15.3. Заслушивать отчеты наставников о проделанной работе, стимулировать положительные результаты наставничества.

15.4. Анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества.

15.5. Обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы на оперативных совещаниях при начальнике органа (подразделения).

16. Руководитель структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник (стажер), обязан:

16.1. Представить назначенного сотрудника (стажера) личному составу структурного подразделения и объявить приказ по органу (подразделению) о закреплении за ним наставника.

16.2. Создать необходимые условия наставнику для осуществления им наставнических функций.

16.3. Обеспечить участие наставников в конкурсе профессионального мастерства "Лучший наставник".

IV. Обязанности и права наставника

17. Наставник обязан:

17.1. Знать требования основ законодательства в сфере правоохранительной деятельности и прохождения службы в органах внутренних дел, ведомственных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности.

17.2. Осуществлять планирование работы с сотрудником (стажером).

17.3. Изучать личностные качества сотрудника (стажера), его интересы и увлечения, образ жизни и поведение. Принять участие в разработке и реализации комплексной программы изучения личности сотрудника (стажера).

17.4. Оказывать всестороннюю помощь сотруднику (стажеру) в овладении профессиональными приемами и методами исполнения служебных обязанностей, своевременно выявлять и устранять ошибки в служебной деятельности.

17.5. Прививать сотруднику (стажеру) чувство профессиональной гордости, ответственное и добросовестное отношение к службе, уважение к служебным традициям органов внутренних дел и своего подразделения.

17.6. Способствовать формированию у сотрудника (стажера) высоких профессиональных и морально-психологических качеств, корректировать его поведение на службе и в быту.

17.7. Воспитывать у сотрудника (стажера) дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения законности и норм профессиональной этики.

17.8. Осуществлять контроль за несением службы сотрудником (стажером), давать ему поручения по изучению необходимых нормативных правовых актов, проверять теоретические знания и их применение в практической деятельности.

17.9. Проверять правильность ведения сотрудником (стажером) служебной документации, давать консультации по вопросам выполнения служебных обязанностей.

17.10. Отчитываться по результатам наставнической работы с сотрудником (стажером), участвовать в подготовке заключения о проверке соответствия занимаемой должности стажера по результатам испытательного срока.

18. Наставник имеет право:

18.1. Знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела сотрудника (стажера), иными документами, характеризующими сотрудника (стажера).

18.2. Вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник (стажер), о создании условий для совместного несения службы.

18.3. Посещать сотрудника (стажера) по месту жительства для ознакомления с социально-бытовыми условиями его проживания.

18.4. Участвовать в аттестации сотрудника.

18.5. Вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник (стажер), о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания, перемещении по службе.

V. Планирование работы наставника

19. Планирование работы наставника по подготовке сотрудника (стажера) к самостоятельной служебной деятельности осуществляется на весь период организации наставничества для каждого сотрудника (стажера).

20. Индивидуальный план обучения и воспитания сотрудника (стажера) под руководством наставника составляется совместно с руководителем структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник (стажер), на основе типовой программы организации наставничества по специальности, и утверждается заместителем начальника органа (подразделения) по работе с личным составом (приложение N 1).

21. Мероприятия наставничества планируются по разделам с учетом рекомендаций психолога, а также уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки сотрудника (стажера).

VI. Завершение наставничества

22. Наставничество завершается отчетом наставника перед руководителем структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник (стажер).

23. Деятельность наставника оценивается руководителем органа (подразделения) по следующим критериям:

результаты выполнения сотрудником (стажером) служебных обязанностей;

уровень профессиональных знаний, развития навыков и умений сотрудника (стажера);

способность сотрудника (стажера) самостоятельно исполнять должностные обязанности;

характер мотивации сотрудника (стажера) к службе;

качество разработки сотрудником (стажером) служебной документации.

24. Отчет наставника утверждается заместителем начальника органа (подразделения) по работе с личным составом и приобщается к личному делу (приложение N 2).

25. На основании предложения заместителя начальника органа (подразделения) по работе с личным составом руководитель органа (подразделения) рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника.

26. Сотрудник за ненадлежащее выполнение обязанностей наставника может быть отстранен от наставничества, а также привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.

Приложение N 1
к Положению
об организации наставничества
в органах внутренних дел
Российской Федерации

ОБРАЗЕЦ

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника (командира)
 
по работе с личным составом
 
"__" _____________________ 200_ г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКА (СТАЖЕРА)
__________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА ______________

N п/п Наименование мероприятий Сроки исполнения Отметка о выполнении
Раздел 1. Ознакомление с подразделением, его структурой, задачами, особенностями службы
1.      
2.      
3.      
Раздел 2. Изучение личности сотрудника (стажера), социально-бытовых условий
Раздел 3. Организация изучения нормативной правовой базы, функциональных обязанностей и порядка их выполнения
Раздел 4. Изучение нравственных и профессионально-этических основ службы в органах внутренних дел
Раздел 5. Изучение особенностей организации и несения службы структурным подразделением
Раздел 6. Ознакомление с порядком и особенностями ведения служебной документации и соблюдения режима секретности
Раздел 7. Оказание помощи в адаптации к службе и в коллективе
Раздел 8. Проверка готовности сотрудника (стажера) к практическому выполнению служебных обязанностей
Наставник  
  (должность, специальное звание, подпись, инициалы, фамилия наставника)

Приложение N 2
к Положению
об организации наставничества
в органах внутренних дел
Российской Федерации

     ОБРАЗЕЦ
     
                                УТВЕРЖДАЮ
                                Заместитель начальника (командира)
                                __________________________________
                                    по работе с личным составом
                                __________________________________
                                "__" _____________________ 200_ г.
 
                                   Отчет
                         об итогах наставничества
 
Сотрудник (стажер) _______________________________________________
                              (фамилия, имя, отчество)
Год рождения _____________________________________________________
Образование ______________________________________________________
Служба в Вооруженных Силах, ФСБ, МВД России ______________________
__________________________________________________________________
Период наставничества            с  "__" _________________ 200_ г.
                                 по "__" _________________ 200_ г.
 
                             Текст
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
                             Вывод
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
__________________________________________________________________
   (должность, специальное звание, подпись, инициалы, фамилия,
                      подпись наставника)
__________________________________________________________________
   (должность, специальное звание, подпись, инициалы, фамилия,
              подпись руководителя подразделения)
 
"__" _______________ 200_ г.
 
     Примечания:
     1.   В   разделе   "Текст"  указываются конкретные поручения,
которые   выполнялись   сотрудником   (стажером),  его отношение к
службе,  знание  нормативных  документов,  должностных инструкций,
проявленные  им  волевые и нравственные качества, умение правильно
действовать в сложных условиях и нештатных ситуациях.
     2.   В   разделе   "Вывод"   указывается  мнение о готовности
исполнения   сотрудником   (стажером)   служебных  обязанностей по
занимаемой должности.