МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 октября 2006 г. N 262
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, и в связи с изменением структуры центрального аппарата Министерства, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N 270/к "Об утверждении структуры Министерства образования и науки Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2005 г. N 58 "О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 77 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Российской Федерации".
Министр
А.ФУРСЕНКО
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минобрнауки России
от 26 октября 2006 г. N 262
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Департамент научно-технической и инновационной политики (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство) по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в научной, научно-технической и инновационной сфере.
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти и структурными подразделениями Министерства.
II. Полномочия
4. Департамент осуществляет следующие полномочия:
4.1. Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, создания и развития инновационной инфраструктуры, интеграции научной и образовательной деятельности, подготовки научных и научно-педагогических кадров, интеллектуальной собственности, правовой охраны, использования и хозяйственного оборота результатов научной и научно-технической деятельности (далее - РНТД), созданных за счет средств федерального бюджета.
4.2. Осуществляет организацию и координацию, а также проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
осуществляет организацию и координацию деятельности по реализации Стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 года, Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года и связанные с этим вопросы;
осуществляет разработку совместно со структурными подразделениями Министерства, находящимися в ведении Министерства федеральными службами и федеральными агентствами, предложений в части научной, научно-технической и инновационной сфер деятельности в проекты планов действий Правительства Российской Федерации по реализации среднесрочных программ социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период и по реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации.
4.3. Организует работу по подготовке проекта доклада Президенту Российской Федерации Правительством Российской Федерации о проблемных вопросах развития науки, технологий и техники, и по реализации Основ политики и доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, готовит Доклад о социально-экономическом развитии Российской Федерации в части научно-технической и инновационной сфер деятельности.
4.4. Координирует работы по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки, модернизации академического и вузовского секторов науки, подготовке научных и научно-педагогических кадров.
4.5. Обеспечивает работу по реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий федерального значения и готовит рекомендации по их реализации в рамках действующих и планируемых федеральных и ведомственных целевых программ.
4.6. Подготавливает предложения по корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации;
готовит прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в сфере науки и инноваций;
разрабатывает предложения в план работы и по прогнозным показателям деятельности Министерства в части науки и инноваций.
4.7. Готовит проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, и обеспечивает самостоятельное принятие Министерством нормативных правовых актов, а также проводит рассмотрение и согласование нормативных правовых актов, подготавливаемых другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
4.8. Осуществляет нормативно-правовое регулирование и координацию мероприятий в сфере научно-исследовательской работы студентов.
4.9. Подготавливает предложения по осуществлению Минобрнауки России правового регулирования в научно-технической сфере и в области интеллектуальной собственности и хозяйственного оборота РНТД по вопросам:
организационно-финансовых и правовых механизмов охраны и введения в гражданский и хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств;
порядка и механизмов распоряжения правами на результаты научной, научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета;
порядка и механизмов осуществления партнерства и взаимодействия государства, предпринимательского сектора экономики и корпоративной науки по обмену результатами научно-технической деятельности.
4.10. Подготавливает предложения по осуществлению Минобрнауки России правового регулирования по:
выработке государственной политики в сфере государственного учета результатов научно-технической деятельности;
порядку взаимодействия научных организаций с образовательными организациями, предпринимательским сектором, корпоративной наукой в интересах интеграции науки и образования и ускоренного использования достижений науки и технологий.
4.11. Разрабатывает нормативные правовые документы, регулирующие функционирование Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, и участвует в разработке номенклатуры специальностей научных работников.
4.12. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию.
4.13. Подготавливает заключения в части научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и хозяйственного оборота РНТД и проекты официальных отзывов Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов, внесенным на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и направляемым в установленном порядке в Министерство на согласование;
подготавливает предложения по отмене в установленном порядке противоречащих федеральному законодательству решений, принятых находящимися в ведении Министерства федеральными службами и федеральными агентствами.
4.14. Формирует план организации законопроектной деятельности Министерства в научно-технической и инновационной сферах и в области интеллектуальной собственности и хозяйственного оборота РНТД, разрабатывает нормативно-правовую базу осуществления контроля за использованием прав Российской Федерации на РНТД, созданные за счет средств федерального бюджета.
4.15. Обеспечивает деятельность Минобрнауки России по вопросам компетенции:
Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике;
Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации;
Межведомственного научно-технического совета по проблеме нанотехнологий и наноматериалов;
Межведомственной комиссии по проблемам генно-инженерной деятельности;
Межведомственной рабочей группы по вопросам воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере;
обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам компетенции Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию.
4.16. Осуществляет координацию по вопросам организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью содействия развитию высокотехнологичных производств, организации трансфера технологий, в том числе между оборонно-промышленным комплексом и гражданскими отраслями промышленности.
4.17. Организует и координирует разработку долгосрочного прогноза научно-технологического развития и перспективного среднесрочного плана фундаментальных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
4.18. Подготавливает аналитические материалы и справки для руководства Министерства к заседаниям коллегии Министерства, к заседаниям Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
4.19. Формирует доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования в части научной, научно-технической и инновационной сфер деятельности.
4.20. Вырабатывает предложения по координации реализации государственной политики в части финансирования НИОКР гражданского назначения.
4.21. Разрабатывает и вносит в установленном порядке в Департамент прогнозирования и организации бюджетного процесса бюджетные проектировки по финансированию научной деятельности главных распорядителей бюджетных средств, для которых Министерство является субъектом бюджетного планирования;
согласовывает бюджетные проектировки перед направлением их в Минфин России.
4.22. Участвует в рассмотрении Минфином России и другими органами власти бюджетных проектировок Министерства по финансированию научной деятельности главных распорядителей бюджетных средств, для которых Министерство является субъектом бюджетного планирования;
участвует в формировании разделов, подразделов проекта федерального бюджета по финансированию научной деятельности находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств, а также по главным распорядителям бюджетных средств, для которых Министерство является субъектом бюджетного планирования;
участвует в согласовании с Минфином России материалов, расчетов, обоснований, нормативных документов по определению направлений бюджетных средств, выделяемых на научные исследования.
4.23. Подготавливает предложения по исполнению действующих и включению в федеральный бюджет принимаемых обязательств в рамках среднесрочного финансового планирования в сфере науки.
4.24. Разрабатывает систему показателей оценки деятельности научных организаций, научной работы вузов, результативности работы научных сотрудников, научной работы профессорско-преподавательского состава вузов.
4.25. Разрабатывает предложения по реализации государственной политики по реформированию и управлению государственной собственностью научных организаций.
4.26. Осуществляет координацию деятельности находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств в части реализации государственной политики по реформированию и управлению государственной собственностью научных организаций;
подготавливает для представления в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных научных организаций, находящихся в ведении подведомственных федеральных служб и федеральных агентств.
4.27. Формирует предложения по совершенствованию форм статистической отчетности в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности.
4.28. Координирует работу по обеспечению находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств, а также отдельных наиболее значимых бюджетных организаций утвержденной проектно-сметной документацией по объектам сферы науки, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу, согласовывает титульные списки строек.
4.29. Проводит анализ инвестиционной деятельности организаций находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств, учреждений и организаций, а также отдельных наиболее значимых бюджетных учреждений образования и науки в сфере ответственности Департамента.
4.30. Осуществляет координацию деятельности находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств, а также наиболее значимых бюджетных учреждений в сфере науки по формированию объемов государственных капитальных вложений в рамках перечня строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы.
4.31. Участвует в разработке механизмов государственного стимулирования инвестиционной активности в сфере науки и инноваций с привлечением бюджетных, внебюджетных источников и иностранных инвестиций.
4.32. Участвует в организации проведения конкурсов и заключения государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ для государственных нужд и осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения контрактов.
4.33. Осуществляет мониторинг государственного учета и контроля использования результатов НИОКТР гражданского назначения, в том числе осуществляемые находящимися в ведении Министерства федеральными службами и федеральными агентствами.
4.34. Принимает участие в анализе и планировании ресурсного обеспечения программ и проектов, а также иных форм бюджетных расходов, в установленной сфере деятельности, реализуемых Министерством, находящимися в ведении Министерства федеральными службами, федеральными агентствами и иными главными распорядителями бюджетных средств, для которых Министерство является субъектом бюджетного планирования.
4.35. Устанавливает порядок и координирует формирование и реализацию федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ Минобрнауки России, находящихся в ведении Минобрнауки России федеральных служб и федеральных агентств в части НИОКР гражданского назначения.
4.36. Устанавливает порядок формирования и осуществляет анализ эффективности реализации тематических планов научных исследований научных организаций и вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.
4.37. Осуществляет мониторинг федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из средств федерального бюджета, в части НИОКР гражданского назначения.
4.38. Координирует реализацию Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы и Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы";
координирует реализацию "Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации";
координирует реализацию Федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2007 - 2010 годы после ее утверждения Правительством Российской Федерации;
4.39. Обеспечивает организационно-методическое сопровождение аналитической Ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" (2006 - 2008 годы).
4.40. Координирует выработку механизмов государственно-частного партнерства в сфере развития сектора исследований и разработок и технологической модернизации отраслей экономики.
4.41. Обеспечивает работы по подготовке предложений по вопросам функционирования системы государственных научных центров Российской Федерации, их нормативно-правового обеспечения, присвоения организациям статуса государственного научного центра Российской Федерации или сохранения этого статуса, присвоения статуса федеральных центров науки и высоких технологий.
4.42. Координирует методическое обеспечение деятельности наукоградов, в том числе перечней мероприятий по развитию и поддержке их инфраструктуры.
4.43. Обеспечивает реализацию функций Министерства по вопросам деятельности фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
4.44. Обеспечивает деятельность Министерства в инновационной сфере по:
совершенствованию механизмов функционирования национальной инновационной системы, порядка формирования и совершенствования взаимодействия ее федерального, региональных и отраслевых сегментов;
формированию и развитию федеральных, региональных и отраслевых элементов инновационной инфраструктуры;
совершенствованию механизма формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
разработке комплекса экономических показателей в области инновационной деятельности и методологию их расчета, создания системы мониторинга инновационного потенциала и инновационной активности в экономике Российской Федерации;
разработке системы мониторинга и управления деятельностью фондов прямых инвестиций и венчурных фондов в инновационной сфере, созданных с участием государства, в том числе с участием субъектов Российской Федерации;
формированию и развитию системы информационного обеспечения инновационной деятельности.
4.45. Участвует в разработке государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования и порядка аттестации программ послевузовского профессионального образования.
4.46. Осуществляет координацию работ по оптимизации действующей сети аспирантур, докторантур и реструктуризации сети диссертационных советов.
4.47. Координирует работу по установлению федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям федерального бюджета контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру для граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета.
4.48. Координирует деятельность Минобрнауки России в области государственной поддержки молодых российских ученых, включая гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации.
4.49. Осуществляет координацию выставочно-ярмарочной деятельности Министерства на территории Российской Федерации.
4.50. Обеспечивает деятельность Министерства в международном сотрудничестве по вопросам, входящим в его компетенцию, в том числе:
координация участия российских научных организаций и вузов в научных программах Европейского союза;
координация реализации международных программ "Фундаментальные исследования и высшее образование", "Межрегиональные исследования в общественных науках", "Михаил Ломоносов", "Иммануил Кант".
4.51. Готовит предложения в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих государственную тайну.
4.52. Готовит предложения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации и стажировки работников Департамента.
4.53. Обеспечивает в рамках своей компетенции рассмотрение обращений организаций и граждан и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
4.54. Департамент осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Департамента вопросам.
5.2. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.
5.3. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием при необходимости работников структурных подразделений Министерства и специалистов организаций, находящихся в ведении Минобрнауки России.
5.4. Создавать экспертные группы, советы в установленной сфере деятельности Департамента.
5.5. Вести служебную переписку с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Министром.
8. Структурными подразделениями Департамента являются отделы по основным направлениям деятельности Департамента.
9. Директор:
9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает положения о структурных подразделениях (отделах) Департамента и должностные регламенты работников.
9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников Министерства.
9.5. Готовит проекты приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Департамента - ненормативного характера.
9.6. Подчиняется непосредственно заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
10. Департамент имеет печать и бланки установленного образца.