Письмо Минэкономразвития РФ от 23.06.2009 N Д06-1791

"По вопросу о разъяснениях законодательства РФ в области оценочной деятельности"
Редакция от 23.06.2009 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 июня 2009 г. N Д06-1791

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство экономического развития Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Иные виды стоимости, которые подлежат установлению субъектами оценочной деятельности, установлены п. 5 Федерального стандарта оценки "Цели и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255.

В частности, помимо рыночной стоимости в соответствии с требованием нормативного правового акта или договора об оценке объекта оценки субъектами оценочной деятельности в рамках законодательства об оценочной деятельности могут также определяться инвестиционная, ликвидационная или кадастровая стоимость.

При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 7 Закона об оценке, в случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом об оценке или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.

В то же время в целях приватизации государственного и муниципального имущества согласно положениям ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) определяются:

- нормативная цена подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества, то есть минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества;

- начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества.

В соответствии со ст. 3 Закона об оценке под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. При этом в рамках определения рыночной или иной стоимости в соответствии с п. 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов к оценке, указанных в разд. III ФСО N 1.

В случае определения нормативной цены круг лиц, которые вправе осуществлять в соответствии с Законом о приватизации такого рода деятельность, законодательно не определен, что не препятствует субъектам оценочной деятельности осуществлять данную деятельность. Однако порядок определения нормативной цены регламентирован не Законом об оценке, а иными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2006 N 87.

Таким образом, по мнению Департамента, по общему правилу на порядок определения нормативной цены субъектами оценочной деятельности законодательство Российской Федерации в области оценочной деятельности не распространяется.

Одновременно отмечаем, что в соответствии со ст. 12 Закона о приватизации начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных Законом о приватизации, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В этом случае, по мнению Департамента корпоративного управления, субъекты оценочной деятельности в рамках составления отчета об оценке в соответствии с требованиями Закона об оценке при определении стоимости должны руководствоваться требованиями Закона об оценке и федеральными стандартами оценки.

Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ