Письмо Минфина РФ от 14.04.2009 N 03-05-05-02/13

"По вопросу о применении льгот по уплате налога на имущество организаций и земельного налога городской общественной организацией инвалидов"
Редакция от 14.04.2009 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 апреля 2009 г. N 03-05-05-02/13

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо, и по вопросу об освобождении от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога сообщается следующее.

Согласно ст. ст. 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог - к местным налогам.

В соответствии с гл. 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно гл. 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

В настоящее время в силу п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном уровне освобождены следующие организации инвалидов:

1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для осуществления их уставной деятельности;

2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Кроме того, на основании п. 2 ст. 372 и п. 2 ст. 387 Кодекса законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы соответственно по налогу на имущество организаций и земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиком.

Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне Кодексом предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу лишь в отношении общероссийских общественных организаций инвалидов.

В связи с этим отмечаем, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23.12.1999 N 18-П, все общественные организации инвалидов вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные) имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом.

С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставлением им льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу, предусмотренных п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса (в частности, Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2008 N 566/08, от 31.01.2008 N 552/08).

В целом, соглашаясь с позицией судебных органов, считаем, что рассматриваемый вопрос требует законодательного урегулирования путем внесения изменений в ст. ст. 381 и 395 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - по вопросам ведения соответствующих судов.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН