Письмо ФНС РФ от 08.05.2009 N 3-2-16/49@

"О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход"
Редакция от 08.05.2009 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 8 мая 2009 г. N 3-2-16/49@

О ПРИМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает.

Согласно статье 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 1 - 3, 7 (в части, касающейся развозной и разносной торговли), а также 9 статьи 346.26 Кодекса, и применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, исчисляют налоговую базу по единому налогу с использованием физического показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

В целях главы 26.3 Кодекса под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (статья 346.27 Кодекса).

Нормы главы 26.3 Кодекса обязывают налогоплательщиков, уплачивающих единый налог на вмененный доход, вести учет показателей, необходимых для его исчисления.

В то же время порядок распределения указанного выше физического показателя базовой доходности при осуществлении налогоплательщиками нескольких видов предпринимательской деятельности Кодексом не определен.

В этих условиях, в целях избежания двойного налогообложения данных налогоплательщиков и учитывая принципы "вмененного" дохода, который напрямую зависит не от стоимостных, а от физических показателей, ФНС России считает целесообразным при определении налогоплательщиками физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", среднесписочную (среднюю) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т.п.), участвующих одновременно во всех видах деятельности таких налогоплательщиков, распределять по видам осуществляемой деятельности пропорционально исчисленной среднесписочной (средней) численности работников, непосредственно участвующих в каждом виде их деятельности.

При невозможности распределения численности работников по видам осуществляемой предпринимательской деятельности (отсутствует закрепление работников за конкретными видами предпринимательской деятельности) фактическая величина указанного физического показателя должна определяться налогоплательщиками исходя из общей списочной численности их работников, включающей в себя и работников административно-управленческого и вспомогательного (обслуживающего) персоналов, а также из средней численности внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера.

Данная позиция по затронутому в обращении вопросу неоднократно доводилась до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков после введения в действие главы 26.3 Кодекса и была предусмотрена в утративших силу Методических рекомендациях по применению главы 26.3 Кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707 (утратил силу в связи с изданием Приказа МНС России от 01.03.2004 N БГ-3-22/165).

Указанная методика расчета среднесписочной численности работников была также рекомендована налогоплательщикам и Минфином России (письмо от 18.03.2003 N 04-05-12/21).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН