Письмо Минфина РФ от 14.07.2009 N 03-04-06-01/166

"По вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) единовременной выплаты работникам, осуществляющим добычу (переработку) угля, в связи с утратой профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания"
Редакция от 14.07.2009 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 июля 2009 г. N 03-04-06-01/166

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц единовременной выплаты работникам, осуществляющим добычу (переработку) угля, в связи с утратой профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.

Из обращения следует, что Отраслевым тарифным соглашением по угледобывающему комплексу Российской Федерации на 2004 - 2006 гг. и Федеральным соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2007 - 2009 гг. предусмотрена обязанность работодателя в случае установления впервые работнику, занятому в организациях, осуществляющих добычу (переработку) угля, утраты профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания обеспечить выплату единовременной компенсации из расчета не менее 20 процентов среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременного пособия, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации) в порядке, оговоренном в коллективном договоре (соглашении).

В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с исполнением работником трудовых обязанностей.

Кодекс не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса этот термин используется в значении, которое придает ему трудовое законодательство.

В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) предусмотрена выплата компенсации в случае гибели работника организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда.

Вместе с тем выплата компенсации работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, Федеральным законом N 81-ФЗ не предусмотрена.

В соответствии со ст. 45 Трудового кодекса под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, Отраслевое тарифное соглашение по угледобывающему комплексу Российской Федерации на 2004 - 2006 гг. и Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2007 - 2009 гг. не являются нормативными правовыми актами и не относятся к трудовому законодательству.

Следовательно, единовременная компенсация, выплачиваемая из расчета не менее 20 процентов среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, не соответствует установленным п. 3 ст. 217 Кодекса требованиям и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами осуществляет подготовку проекта федерального закона, направленного на уточнение перечня доходов, освобождаемых от налогообложения налогом на доходы физических лиц. В рамках этого законопроекта рассматривается вопрос о налогообложении указанных в письме компенсационных выплат.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН