Письмо Минфина РФ от 23.07.2009 N 03-07-05/30

"По вопросу применения налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении комиссии, получаемой банком за отказ от взимания санкций за несоблюдение финансовых обязательств и других условий кредитного договора, предъявления требований по досрочному погашению задолженности, обращения взыскания на имущество, являющееся предметом обеспечения кредита, предъявления требования к гарантам и поручителям по кредитным договорам"
Редакция от 23.07.2009 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 июля 2009 г. N 03-07-05/30

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении комиссии, получаемой банком за отказ от взимания санкций за несоблюдение финансовых обязательств и других условий кредитного договора, предъявления требований по досрочному погашению задолженности, обращения взыскания на имущество, являющееся предметом обеспечения кредита, предъявления требования к гарантам и поручителям по кредитным договорам, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Согласно п. 1.2 Положения Банка России от 31.08.1998 N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований гражданского законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, банковской операцией по размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость, является предоставление банком заемщику (клиенту банка) денежных средств (кредитование) на условиях возвратности, срочности и платности (уплата процентов).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом п. 2 данной статьи Кодекса предусмотрено, что в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, указанное положение не применяется.

Таким образом, денежные средства, получаемые банком в связи с изменением сроков погашения (возврата) средств и других условий договора кредитования, следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой банковской услуги по предоставлению денежных средств, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость. В связи с этим такие денежные средства в налоговую базу по этому налогу не включаются.

Учитывая изложенное, денежные средства, получаемые банком за предоставление отсрочки по погашению основной суммы долга, отказ от взимания санкций за несоблюдение финансовых обязательств и других условий кредитного договора, предъявления требований по досрочному погашению задолженности, обращения взыскания на имущество, являющееся предметом обеспечения кредита, предъявления требования к гарантам и поручителям по соответствующим кредитным договорам, по нашему мнению, являются денежными средствами, связанными с оплатой банковской услуги по предоставлению денежных средств, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость. Поэтому такие денежные средства в налоговую базу по этому налогу не включаются.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН