Телеграмма ОАО "РЖД" от 10.07.2009 N ЦМО-17/195

"Разъяснение По порядку оформления договоров для реализации положений Инструкции по порядку оформления вагонов, направляемых на очистку и промывку"
Редакция от 10.07.2009 — Действует

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

ТЕЛЕГРАММА
от 10 июля 2009 г. N ЦМО-17/195

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ ВАГОНОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ОЧИСТКУ И ПРОМЫВКУ

В связи с поступающими с железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" запросами разъясняется порядок оформления договоров для реализации положений Инструкции по порядку оформления вагонов, направляемых на очистку и промывку (далее - Инструкция), введенной в действие Распоряжением ОАО "РЖД" N 226р от 03.02.2009, и отдельные положения Инструкции.

1. По порядку оформления договоров на оказание услуг по очистке или промывке вагонов

1.1. Договор оформляется по форме типового договора на оказание услуг по форме и в порядке, установленном на железной дороге выгрузки вагона. Дополнительные условия, связанные с оказанием услуг по очистке или промывке вагонов, указанные ниже, оформляются приложением к договору на оказание услуг.

1.2. Очистка. Договор на оказание услуги по очистке вагона заключается между грузополучателем и железной дорогой выгрузки только по инициативе грузополучателя (пункт 2.1 Инструкции при возможности железной дороги выполнить эту работу). При этом в приложение к договору должны быть включены следующие положения:

а) указана станция очистки (пункт 1.4 Инструкции). Для вагонов государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики станцией очистки должна быть только станция выгрузки: для вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД", а также собственных и арендованных станцией очистки может быть только станция выгрузки (пункт 2.4 Инструкции);

б) указана ставка договорного сбора за выполнение железной дорогой работ по очистке (пункт 1.4 Инструкции). При этом ведомость подачи и уборки вагонов под очистку не составляется, так как затраты за подачу и уборку вагонов под очистку входят в ставку договорных сборов за очистку (см. порядок расчета ставки сбора, установленный Распоряжением ОАО "РЖД" N 1646р от 04.08.2008);

в) положение о взимании договорных сборов за предоставление и установку запорно-пломбировочных устройств (далее - ЗПУ) или закруток на вагоне, которая производится работником железной дороги после выполнения работ по очистке в установленных случаях (см. пункт 1.4 Инструкции) (сведения об установленных ЗПУ должны быть указаны в акте общей формы на очистку). При этом в части порядка опломбирования порожних вагонов ЗПУ или закрутками следует руководствоваться телеграммой ОАО "РЖД" N 837 от 22.01.2009;

г) время, необходимое на выполнение работ, исходя из местных условий работы на станции очистки (пункт 1.4 Инструкции). Для вагонов инвентарного парка государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики и ОАО "РЖД" должно быть указано, что время, необходимое на выполнение работ, исходя из местных условий работы на станции очистки, включается станцией выгрузки в оплачиваемое время за пользование вагоном грузополучателем и указывается в памятке приемосдатчика на уборку вагонов после выгрузки;

д) положение о необходимости при подаче вагонов под выгрузку уведомления грузополучателем станции выгрузки о номерах вагонов, которые будет очищать железная дорога, а также о номере и дате договора (см. пункт 2.2 Инструкции);

е) положение о заполнении накладной грузополучателем на перевозку вагона инвентарного парка ОАО "РЖД" от станции выгрузки до станции очистки и о согласии на оплату провозных платежей от станции выгрузки до станции очистки (пункт 2.4 Инструкции). Взимание провозных платежей в этом случае предусматривается в связи с тем, что согласно разъяснениям ФСТ России N ЕВ-2352/10 от 05.05.2008 и N ЕВ-3479/10 от 06.06.2008 в тариф включен только "пробег вагонов общего парка от станций выгрузки до станций расположения промывочно-пропарочных и дезинфекционно-промывочных пунктов". Услуги по очистке вагонов к указанным случаям не относятся, так как оказываются работниками МЧ на специализированных путях железнодорожных станций. При заключении договора не следует предлагать грузополучателю в качестве станции очистки станцию, не открытую для выполнения грузовых операций, так как в этом случае в плату за оказание данной услуги в дополнение к договорному сбору за очистку необходимо вносить все статьи затрат ОАО "РЖД", установленные для случаев, когда станция не открыта для выполнения грузовых операций;

ж) положения о порядке подписания и получения грузополучателем акта общей формы на выполнение работ по очистке вагонов, если станция очистки не является станцией выгрузки (для реализации положений пункта 2.6 Инструкции). Если с грузополучателем уже заключен договор на оказание услуг, то заключения отдельного договора на очистку вагонов после выгрузки не требуется, в имеющийся договор необходимо дополнительно включить указанные выше положения.

1.3. Промывка. Договор на оказание услуги по промывке вагона заключается всегда железной дорогой выгрузки (даже если вагоны промываются на другой железной дороге) с грузополучателем при промывке вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД" и государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики, а при промывке собственных и арендованных вагонов с грузополучателем или с собственником вагонов (или представителем собственника, компанией-оператором). Заключение договора железной дорогой выгрузки связано с тем, что в целях обеспечения полноты и правильности взимания платежей за промывку вагонов подразделениями ОАО "РЖД" оформление взимания платежей производит всегда централизованно агент (или товарный кассир) АФТО станции выгрузки в системе ЭТРАН при оформлении перевозочных документов (см. пункты 3.4, 3.5, 4.2 и 5.2 Инструкции). В текст договора о промывке вагонов должны быть включены следующие положения:

а) указана станция промывки (пункт 1.4 Инструкции);

б) указана ставка договорного сбора за выполнение ОАО "РЖД" работ по промывке (пункт 1.4 Инструкции);

в) положение о дополнительном взимании договорных сборов за предоставление ЗПУ или закрутки и за установку ЗПУ или закрутки на вагоне, которая производится работником ОАО "РЖД" после выполнения работ по промывке вагона в установленных случаях (пункт 1.4 Инструкции) (сведения об установленных ЗПУ должны быть указаны в акте общей формы на промывку как подтверждение выполненных работ). При этом в части порядка опломбирования порожних вагонов ЗПУ или закрутками следует руководствоваться телеграммой ОАО "РЖД" N 837 от 22.01.2009;

г) время, необходимое на выполнение работ, исходя из местных условий работы на станции промывки для собственных вагонов, и, кроме того, время продления срока доставки, связанное с выполнением работ по промывке, в полных сутках (пункт 1.4 Инструкции). При этом время, необходимое на выполнение работ по промывке вагона каждого типа, определяется технологическим процессом пункта промывки вагона, которое должно быть объявлено станцией (дорогой) промывки;

д) положения о заполнении накладной грузополучателем, собственником вагона на перевозку вагона от станции выгрузки до станции промывки или с проследованием через станцию промывки. Сведения о договоре указываются в накладной в графе "Наименование груза" (см. пункты 3.4, 4.1 и 5.1 Инструкции) во всех случаях при направлении на промывку собственного вагона, а также при направлении на промывку по просьбе грузополучателя вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД" и вагонов государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики;

е) положения о том, что если ОАО "РЖД" в случаях, установленных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, осуществляется промывка вагона инвентарного парка по договору за счет грузополучателя, то порожний вагон принимается ОАО "РЖД" на промывку без заполнения и предъявления грузополучателем пересылочной накладной. При этом в графе "Примечание" в памятке приемосдатчика на уборку вагонов по грузовых операций по данному вагону проставляется отметка "Промывка ОАО "РЖД" (пункты 3.2 и 3.3 Инструкции). В этом случае инструкция предусматривает порядок оформления перевозки вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД", направляемых на промывку, с оформлением накладной формы ГУ-27, ГУ-27у-ВЦ по следующим причинам:

- применение накладной для оформления перевозки вагона позволяет обеспечить недопущение имеющихся на сети железных дорог случаев, когда вагоны, оформленные грузополучателем на промывку пересылочной накладной, на промывку не поступали, а подавались под погрузку без промывки;

- применение накладной для оформления перевозки порожнего вагона на промывку обеспечивает полноту взимания платежей, связанных с выполнением работ по промывке вагонов;

ж) для обеспечения промывки вагонов после выгрузки из них грузов, перевозимых на особых условиях, по которым в договоре на перевозку грузов на особых условиях указано, что требуется промывка вагона после выгрузки из него груза, в тексте договора на перевозку груза на особых условиях должно быть указано, кем выполняется промывка вагона после выгрузки из него груза (наименования и реквизиты заказчика работы и плательщика), а также в случае промывки вагона железной дорогой - сведения о договоре на оказание услуг по промывке вагонов, заключенном между железной дорогой выгрузки и заказчиком работы, указанном грузоотправителем в договоре на перевозку грузов на особых условиях. В этом случае после получения сведений в договоре на перевозку грузов на особых условиях указывается, что промывка вагона после выгрузки груза выполняется самим грузополучателем или железной дорогой по договору. Договор на перевозку грузов на особых условиях оформляется после получения сведений от начальника станции назначения о заключении договора на оказание услуг по промывке вагонов.

2. По порядку применения отдельных положений Инструкции

2.1. Положения инструкции распространяются только на оказание услуг по очистке вагонов после выгрузки из них грузов средствами грузополучателей и на промывку вагонов, которую выполняют пункты подготовки вагонов (см. ссылки 2 и 3 в Инструкции). Порядок оформления направления вагонов на ветеринарно-санитарную обработку определяется Инструкцией по ветеринарно-санитарной обработке вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения N ЦМ-787.

2.2. По вопросу промывки вагонов после перевозки в них опасных грузов (пункт 1.1 Инструкции) разъясняется, что промывка производится грузополучателем только в тех случаях, когда это установлено Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом или договором на перевозку грузов на особых условиях. Услуг по промывке вагонов после перевозки в них опасных грузов ОАО "РЖД" не производит.

2.3. По вопросу порядка установки ЗПУ или закруток после промывки разъясняется: порядок устанавливается начальником станции расположения ППВ исходя из местных условий, с учетом условий договора на оказание услуг по промывке вагонов.

2.4. Управление парком собственных вагонов производит собственник (его представитель) или компания-оператор. В случае отказа собственника вагона или грузополучателя собственных вагонов от направления данных вагонов на промывку со ссылкой на повторную погрузку такого же груза или наличия нового договора с собственником вагонов или новым грузоотправителем о допустимом наличии остатка перевозимого груза, не влияющего на безопасность движения, собственник вагона предъявляет на станции отправления накладную на перевозку вагона от станции выгрузки до станции следующей погрузки. Но если данный вагон новым грузоотправителем будет признан непригодным по причине того, что не промыт, то направление вагона на промывку будет осуществляться за счет собственника (оператора) вагона. В случаях, когда правилами установлена обязательная промывка вагона, вагон должен быть отправлен на станцию промывки независимо от желания собственника (грузополучателя).

2.5. О порядке оформления акта общей формы разъясняется, при отсутствии на ППВ АРМ, включенного в подсистему актово-розыскной работы (АРЛ), акт общей формы на промывку вагона оформляется в установленном порядке без участия автоматизированных систем.

2.6. По предложению указывать сведения о договоре на промывку в накладной формы ГУ-27у-ВЦ для вагона инвентарного парка (пункт 3.5 Инструкции) сообщается следующее. Вносить в накладную сведения о договоре нецелесообразно по следующим причинам. Накладную формы ГУ-27у-ВЦ оформляет в системе ЭТРАН агент (или товарный кассир) АФТО станции выгрузки по вагонам, имеющим в графе "Примечание" памятки приемосдатчика на уборку вагонов после выполнения грузовых операций отметку "Промывка ОАО "РЖД". Агент (или товарный кассир) АФТО проверяет наличие договора на промывку с грузополучателем: при наличии договора выполнить действия пункта 3.5 Инструкции, а при отсутствии - уведомить приемосдатчика станции о необходимости открытия акта общей формы на задержку выгрузки по причине отсутствия договора на промывку вагона.

2.7. Положения инструкции никаким образом не снимают ответственности с грузополучателя за состояние погрузочно-разгрузочных люков и необходимость очистки наружной поверхности вагона. Порядок приема вагонов после выгрузки определен Типовой должностной инструкцией приемосдатчика груза и багажа ОАО "РЖД", утвержденной Распоряжением ОАО "РЖД" N 198р от 15.02.2005, и данной инструкцией не изменяется.

2.8. Оформление направления на промывку вагонов в составе рефрижераторных секций с выгрузкой в пути следования настоящей инструкцией не предусматривается и будет определено в отдельном документе. На попутной станции выгрузки грузополучатель должен оплатить сбор за промывку выгруженного вагона. Направление рефрижераторной секции на промывку проводится на станции выгрузки ее последнего вагона.

2.9. В разделе 5 настоящей Инструкции определен только порядок оформления направления вагонов инвентарного парка стран Содружества Независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики для случая их возврата после выгрузки в страну-собственницу с заходом на станцию промывки ОАО "РЖД". Каждый случай использования вагонов инвентарного парка СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики под погрузку в попутном направлении с предварительным заходом на станцию промывки ОАО "РЖД" должен рассматриваться отдельно, так как подвод таких вагонов к станции погрузки для обеспечения конкретной заявки на перевозку грузов требует особой организации.

Начальник
департамента коммерческой работы
в сфере грузовых перевозок ОАО "РЖД"
А.КАЗАНЦЕВ