Приказ Минпромторга РФ от 24.09.2009 N 854

"Об утверждении Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года"
Редакция от 24.09.2009 — Действует с 24.09.2009

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 24 сентября 2009 г. N 854

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Во исполнение Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 234) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года.

2. Установить, что ответственным в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации за реализацию Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 г. является Департамент лесной и легкой промышленности (М.Ю. Клинов).

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Дементьева А.В.

Министр
В.Б.ХРИСТЕНКО

УТВЕРЖДЕНА
Приказом Минпромторга России
от 24 сентября 2009 г. N 854

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование системы общественных отношений, переход отечественной экономики к рынку внесли радикальные изменения в производственно-экономическое развитие народных художественных промыслов России, в корне изменили ту общественно-политическую и экономическую среду, в которой народные художественные промыслы находили сбалансированные условия для хозяйственной деятельности.

В настоящее время, когда основной целью развития и функционирования производств является извлечение прибыли, когда основой благополучия любого производства стала конкурентоспособность продукции, близость емкого рынка сбыта, а основой развития производств - накопление собственных средств, народные художественные промыслы оказались в сфере экономических отношений без учета особенностей функционирования и традиций их существования.

В отдельных субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы государственной поддержки народных художественных промыслов. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации и на уровне Федерации таких программ не существует. Принят и работает один механизм государственной поддержки организаций народных художественных промыслов - предоставление субсидирований на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Совокупность многочисленных и взаимосвязанных между собой проблем, накопившихся в процессе перехода к рынку, близкие к критическим ситуациям (практически во всех видах производств изделий народных художественных промыслов) настоятельно требуют разработки и применения действенных механизмов и инструментов государственного регулирования и управления, концентрации необходимых ресурсов из государственных и негосударственных источников, объединения усилий всех органов и ветвей власти, четкой согласованности действий в сфере народных художественных промыслов.

Для перелома негативных тенденций в экономическом развитии народных художественных промыслов, консолидации государственной поддержки, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, концентрации на этом направлении материальных и финансовых ресурсов необходима Программа государственной поддержки на 2010 - 2015 годы организаций народных художественных промыслов.

Концепция государственной поддержки организаций народных художественных промыслов (далее - Концепция) представляет собой совокупность способов решения актуальных проблем, накопившихся в сфере обеспечения жизнедеятельности народных художественных промыслов, на содержание программных мероприятий, способных разрешить наиболее важные и основополагающие задачи. Под Концепцией понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического и организационного характера в рамках федеральных, региональных и местных бюджетных целевых программ, отдельных проектах.

Решение проблем развития организаций народных художественных промыслов носит комплексный, многофакторный характер. При этом намечаемые мероприятия естественным образом связаны между собой и направлены на усиление интеграции их позитивного воздействия, финансирование которых осуществляется из федерального, регионального и местного бюджетов, для скорейшего достижения положительных результатов. От того, насколько это будет реализовано как единый комплекс задач, будет зависеть успех в достижении намечаемых целей.

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Концепция разработана в соответствии с протоколом совещания у Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Б. Христенко от 11 марта 2009 г. N 11-ХВ/19.

Концепция:

определяет цели, задачи, основные приоритеты развития народных художественных промыслов на период до 2015 года на основе традиций художественного творчества народов Российской Федерации;

содержит критерии, принципы, используемые при формировании мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач Концепции;

обеспечивает согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней в принятии решений о поддержке народных художественных промыслов на государственном уровне;

служит концептуальной основой для развития государственно-частного партнерства, малого предпринимательства в сфере производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

определяет пути эффективного и динамичного развития народных художественных промыслов в соответствии с общей идеологией экономического развития Российской Федерации.

При разработке Концепции учтены:

национальные интересы России (повышение уровня и качества жизни населения, здоровье нации, обеспечение высоких темпов промышленного роста и создание потенциала для развития российской экономики);

рекомендации парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 30 октября 2008 года;

важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие политику государства в сфере народных художественных промыслов;

предложения общественных организаций и организаций народных художественных промыслов о необходимых мерах государственной поддержки производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

особенности организаций народных художественных промыслов, как объекта предполагаемого воздействия и стартовые условия их деятельности на современном этапе для определения целевых ориентиров их развития на период до 2015 года.

Реализация этих мер позволит повысить конкурентоспособность организаций народных художественных промыслов, укрепить их позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках.

II. МЕСТО НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние культуры и одну из форм традиционного художественного творчества народов Российской Федерации.

Изготовлением изделий народных художественных промыслов, которые включают в себя 15 видов производств, занимается 250 предприятий, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации, с общей численностью работающих 30 тыс. человек. Ежегодный объем выпуска изделий народных художественных промыслов в фактических ценах (без НДС и акцизов) составляет около 4 млрд. рублей.

К областям традиционного бытования народных художественных промыслов со значительными объемами производства относятся Республика Дагестан, Московская, Нижегородская, Вологодская, Челябинская, Владимирская области, г. Санкт-Петербург.

За 2008 год произведено изделий народных художественных промыслов в фактических ценах (без НДС и акцизов) на сумму 4,04 млрд. рублей, в том числе изделий признанного художественного достоинства - на 1,19 млрд. рублей.

Народные художественные промыслы жизненно важны для гармоничного развития общества, изделия которых пользуются спросом у населения.

В настоящее время существует 15 видов производств изделий народных художественных промыслов, основным из которых является художественная обработка дерева и других растительных материалов, доля которого составляет 61,3% от общего объема выпускаемой продукции. Другие виды производств составляют:

производство изделий из стекла - 7,1%;

художественная обработка металлов - 7%;

производство художественной керамики - 6,9%;

производство строчевышитых изделий - 5%;

прочие - 12,7%.

III. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Анализ тенденций развития народных художественных промыслов показывает, что с середины 90-х годов их состояние неизменно оценивалось как критическое. Оказавшись в начале перестройки вне сферы внимания и поддержки федеральных властей, организации народных художественных промыслов стали терять объемы производства.

Так, темп роста производства изделий народных художественных промыслов к уровню предыдущего года составил в 2001 году 108,4%, но уже в 2002 году он снизился до 87,6%, а в 2004 году темп роста составил - 97,9 процента.

И только начиная с 2005 года народные художественные промыслы преодолели тенденцию падения объемов производства продукции и ежегодно увеличивали выпуск изделий народных художественных промыслов, этому способствовали меры государственной поддержки, направленные на стабилизацию и развитие организаций народных художественных промыслов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. N 586-р утвержден Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, которым предоставляются субсидии для компенсации части затрат на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки выпускаемой продукции, уплату процентов по кредитам, организацию работ по продвижению товаров на рынок, получение патентов и свидетельств на товарные знаки. В этот перечень включены 18 предприятий.

В связи с утратой силы Распоряжения Правительства РФ от 30.04.2004 N 586-р, следует руководствоваться принятым взамен Приказом Минпромторга РФ от 22.06.2010 N 509.

Этим предприятиям в 2008 году предоставлено из федерального бюджета субсидий в сумме 64,68 млн. рублей. Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ на 2009 год для поддержки производства и реализации изделий народных художественных промыслов утвержден объем субсидий в сумме 81,5 млн. рублей.

Действующие меры государственной поддержки на федеральном уровне предусматривают:

освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

снижение ставки единого социального налога на 6%;

защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, включая авторские права на произведения декоративно-прикладного искусства, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению изделий народных художественных промыслов, имеют право применять упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, законодательством предусмотрена возможность предоставления льгот на региональном уровне:

по земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога организаций народных художественных промыслов;

по налогу на имущество: законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе установить дополнительные категории организаций (в том числе народных художественных промыслов), которым может быть предоставлена льгота по налогу;

по налогу на прибыль: законодательным органам субъектов Российской Федерации дано право снижать налоговую ставку в части сумм налога на прибыль, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах 4 процентов.

Государственная поддержка народных художественных промыслов на федеральном и региональном уровнях составляет ежегодно (оценочно) в сумме более 400 млн. рублей.

IV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Разработка мероприятий по реализации Концепции осуществлена с учетом стратегических целей, законодательно-правовых актов, определяющих политику государства в развитии народных художественных промыслов.

В числе мероприятий предусмотрены:

1. Определение перечня организаций народных художественных промыслов, выпускающих и реализующих изделия признанного художественного достоинства.

2. Мониторинг (инвентаризация) существующих организаций народных художественных промыслов, выпускающих изделия признанного художественного достоинства, и учебных заведений, готовящих кадры для народных художественных промыслов, и их текущего состояния.

3. Разработка конкретных мер, необходимых для развития организаций народных художественных промыслов (техническое перевооружение и модернизация производства, реконструкция).

4. Разработка автоматизированной системы по ведению Перечня организаций народных художественных промыслов и Реестра изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

5. Подготовка предложений по формированию туристических маршрутов с учетом размещения организаций, выпускающих и реализующих изделия народных художественных промыслов, и мест их традиционного бытования.

6. Подготовка предложений по организации товаропроводящей сети для реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

7. Разработка мер популяризации народных художественных промыслов в средствах массовой информации в России и за рубежом.

8. Предложения по организации новых тематических выставок, смотров-конкурсов мастеров-художников народных художественных промыслов.

9. Подготовка предложений по формированию перечня организаций народных художественных промыслов федерального, регионального и местного значения, выпускающих и реализующих изделия признанного художественного достоинства.

10. Подготовка рекомендаций субъектам Российской Федерации по разработке региональных программ по развитию народных художественных промыслов.

11. Подготовка предложений по созданию системы государственных закупок (государственного заказа) изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, известные своим брендом не только в Российской Федерации, но и за рубежом, для создания подарочного фонда федеральных, региональных и местных органов власти.

Определение объемов государственных закупок (государственного заказа) изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (бренда) в натуральном и стоимостном выражении на федеральном, региональном и местном уровнях власти.

Подготовка предложений о выделении денежных средств из федерального, регионального и местного бюджетов для реализации государственных закупок (государственного заказа) изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (бренда).

12. Подготовка нормативно-правовых документов для реализации государственных закупок (государственного заказа) изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (бренда).

13. Доведение государственных закупок (государственного заказа) изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (бренда) в натуральном и стоимостном выражении до конкретных организаций народных художественных промыслов.

Сроки и этапы реализации мер

Реализация мер будет осуществляться в три этапа:

I этап - 2009 - 2010 годы;

II этап - 2011 год;

III этап - 2012 - 2015 годы.

Первый этап является организационно-подготовительным и ориентирован на реализацию следующих мероприятий:

определение перечня организаций народных художественных промыслов, выпускающих и реализующих изделия признанного художественного достоинства;

мониторинг (инвентаризация) существующих организаций народных художественных промыслов, выпускающих изделия признанного художественного достоинства;

мониторинг (инвентаризация) учебных заведений, готовящих кадры для народных художественных промыслов, и их текущего состояния;

разработку конкретных мероприятий, необходимых для развития организаций народных художественных промыслов (техническое перевооружение и модернизация производства, реконструкция);

разработку автоматизированной системы по ведению Перечня организаций народных художественных промыслов и Реестра изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

подготовку предложений по формированию туристических маршрутов с учетом размещения организаций, выпускающих и реализующих изделия народных художественных промыслов, и мест их традиционного бытования;

подготовку предложений по организации товаропроводящей сети для реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

разработку мер популяризации народных художественных промыслов в средствах массовой информации в России и за рубежом;

подготовку предложений по организации новых тематических выставок, смотров-конкурсов мастеров-художников народных художественных промыслов.

Второй этап является определяющим и направлен на реализацию следующих мероприятий:

подготовку предложений по формированию перечня организаций народных художественных промыслов федерального, регионального и местного значения, выпускающих и реализующих изделия признанного художественного достоинства;

подготовку рекомендаций субъектам Российской Федерации по разработке региональных программ по развитию народных художественных промыслов;

подготовку предложений по созданию системы государственных закупок (государственного заказа) изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, известные своим брендом не только в Российской Федерации, но и за рубежом, для создания подарочного фонда федеральных, региональных и местных органов власти;

определение объемов государственных закупок (государственного заказа) изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (бренда) в натуральном и стоимостном выражении на федеральном, региональном и местном уровнях власти;

подготовку предложений о выделении денежных средств из федерального, регионального и местного бюджетов для реализации государственных закупок (государственного заказа) изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (бренда);

подготовку нормативно-правовых документов для реализации государственных закупок (государственного заказа) изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (бренда).

Третий этап является основным и реализует доведение государственных закупок (государственного заказа) изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (бренда) в натуральном и стоимостном выражении до конкретных организаций народных художественных промыслов.

V. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Реализация мероприятий позволит:

сохранить традиции, культуру и самобытность народных художественных промыслов России;

способствовать обеспечению экономической стабильности организаций народных художественных промыслов, развитию регионов;

обеспечить устойчивое состояние организаций народных художественных промыслов;

гарантировать сбыт изделий народных художественных промыслов;

позволит осуществить продвижение изделий народных художественных промыслов на внешний рынок;

обеспечить необходимый уровень обновляемости основных фондов организаций народных художественных промыслов;

сохранить и расширить число рабочих мест, привлечь талантливую молодежь;

способствовать обеспечению экономической стабильности организаций народных художественных промыслов, развитию регионов.