Приказ Минобрнауки РФ от 08.10.2009 N 383

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 111701 кинология"
Редакция от 08.10.2009 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 07.05.2014 N 464»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2009 г. N 15405


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 октября 2009 г. N 383

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 111701 КИНОЛОГИЯ

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111701 Кинология.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 8 октября 2009 г. N 383

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 111701 КИНОЛОГИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 111701 Кинология всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Кинолог 2 года 6 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 6 месяцев <*>

<*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и выполнение работ, а также оказание услуг по разведению, выращиванию, содержанию и уходу за собаками, подготовке и применению собак в различных службах, в т.ч. в хозяйственной деятельности, спорте и промысловой охоте; в службах охраны, при розыскных и спасательных работах.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

собаки всех пород и типов использования;

технологии содержания, разведения и породообразования собак;

методики и способы подготовки собак по породам и видам служб;

инвентарь и оборудование для разведения, выращивания, содержания и профессиональной подготовки собак;

процессы организации и управления работами в области кинологии;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Кинолог готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Содержание собак и уход за ними.

4.3.2. Разведение и селекция собак.

4.3.3. Подготовка и применение собак по породам и видам служб.

4.3.4. Испытания и соревнования собак.

4.3.5. Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии.

4.3.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Кинолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Кинолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Содержание собак и уход за ними.

ПК 1.1. Обеспечивать уход за собаками с использованием необходимых средств и инвентаря.

ПК 1.2. Проводить кормление собак с учетом возраста, породы и видов служб.

ПК 1.3. Проводить выгул собак.

ПК 1.4. Под руководством ветеринарных специалистов участвовать в проведении противоэпизоотических мероприятий.

ПК 1.5. Выполнять лечебные назначения по указанию и под руководством ветеринарных специалистов.

5.2.2. Разведение и селекция собак.

ПК 2.1. Планировать опытно-селекционную работу.

ПК 2.2. Отбирать собак по результатам бонитировки для улучшения рабочих и породных качеств.

ПК 2.3. Закреплять желаемые рабочие и породные качества в последующих поколениях, в т.ч. с применением инбридинга и гетерозиса.

ПК 2.4. Применять технику и различные методы разведения собак.

ПК 2.5. Ухаживать за молодняком.

5.2.3. Подготовка и применение собак по породам и видам служб.

ПК 3.1. Готовить собак по общему курсу дрессировки.

ПК 3.2. Готовить собак по породам и видам служб.

ПК 3.3. Проводить подготовку собак по специальным курсам дрессировки.

ПК 3.4. Проводить прикладную подготовку собак.

ПК 3.5. Проводить тестирование собак по итогам подготовки.

ПК 3.6. Использовать собак в различных видах служб.

5.2.4. Испытания и соревнования собак.

ПК 4.1. Организовывать и проводить испытания собак.

ПК 4.2. Организовывать и проводить соревнования собак.

ПК 4.3. Проводить экспертизу и бонитировку собак.

5.2.5. Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии.

ПК 5.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности по оказанию услуг в области кинологии.

ПК 5.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 5.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 5.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 5.5. Изучать рынок и конъюнктуру услуг в области кинологии.

ПК 5.6. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности.

ПК 5.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

5.2.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Таблица 3

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП 2862 1908    
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 600 400    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 10
  уметь:        
  ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;        
  знать:        
  основные категории и понятия философии;        
  роль философии в жизни человека и общества;        
  основы философского учения о бытии;        
  сущность процесса познания;        
  основы научной, философской и религиозной картин мира;        
  об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;        
  о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий        
  уметь:   48 ОГСЭ.02. История ОК 1 - 10
  ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;        
  выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать:        
  основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);        
  сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;        
  основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;        
  назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;        
  о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;        
  содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения        
  уметь:   152 ОГСЭ.03. ОК 1 - 10
  общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;     Иностранный язык  
  переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;        
  самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;        
  знать:        
  лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности        
  уметь: 304 152 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;     ОК 3
        ОК 6
  знать:       ОК 10
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;        
  основы здорового образа жизни        
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 48 32    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:     ЕН.01. Экологические основы природопользования ОК 1 - 10
      ПК 1.1 - 1.5
  уметь:     ПК 2.1 - 2.5
  анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;     ПК 3.1 - 3.6
        ПК 4.1 - 4.3
        ПК 5.1 - 5.7
  использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;        
  соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;        
  знать:        
  принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;        
  особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;        
  условия устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;        
  принципы и методы рационального природопользования;        
  методы экологического регулирования;        
  принципы размещения производств различного типа;        
  основные группы отходов, их источники и масштабы образования;        
  понятие и принципы мониторинга окружающей среды;        
  правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;        
  принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;        
  природоресурсный потенциал Российской Федерации;        
  охраняемые природные территории        
П.00 Профессиональный цикл 2214 1476    
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 648 432    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:     ОП.01. Биология собак ОК 1 - 10
      ПК 1.1 - 1.5
        ПК 2.1 - 2.5
  уметь:       ПК 3.1 - 3.6
  определять пол, породу, возраст собак по внешним признакам;       ПК 4.1 - 4.3
        ПК 5.1 - 5.7
  определять конституциональный тип и тип высшей нервной деятельности (ВНД) собак;        
  знать:        
  строение и топографическое расположение органов;        
  основные физиологические характеристики собак;        
  роль нервной системы в формировании поведенческих реакций;        
  методы оценки конституции, экстерьера, интерьера собак;        
  происхождение и эволюцию пород собак        
  уметь:     ОП.02. Анатомия и физиология животных ОК 1 - 10
  определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;     ПК 1.1 - 1.5
        ПК 2.1 - 2.5
        ПК 3.1 - 3.6
  определять анатомические и возрастные особенности животных;       ПК 4.1 - 4.3
  определять и фиксировать физиологические характеристики животных;        
  знать:        
  основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;        
  строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;        
  видовые особенности животных;        
  характеристики процессов жизнедеятельности;        
  физиологические функции органов и систем органов животных;        
  понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;        
  регулирующие функции нервной и эндокринной систем;        
  функции иммунной системы;        
  характеристики процессов размножения;        
  характеристики высшей нервной деятельности (поведения)        
  уметь:     ОП.03. Основы ветеринарии и зоогигиены ОК 1 - 10
  выявлять заболевших животных;     ПК 1.1 - 1.5
  выполнять несложные ветеринарные назначения;     ПК 2.1 - 2.5
        ПК 3.1 - 3.6
  готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;       ПК 4.1 - 4.3
        ПК 5.1 - 5.7
  дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.;        
  знать:        
  нормы зоогигиены;        
  классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;        
  правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;        
  основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;        
  основные типы гельминтозов животных;        
  заболевания, общие для человека и животных;        
  профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний животных;        
  приемы оказания первой помощи животным        
  уметь:     ОП.04. Охрана труда ОК 1 - 10
  выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;     ПК 1.1 - 1.5
        ПК 2.1 - 2.5
        ПК 3.1 - 3.6
        ПК 4.1 - 4.3
        ПК 5.1 - 5.7
  использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;        
  проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;        
  разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;        
  контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;        
  вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; знать:        
  системы управления охраной труда в организации;        
  законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;        
  обязанности работников в области охраны труда;        
  фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;        
  возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);        
  порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);        
  порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;        
  порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности        
  уметь:     ОП.05. ОК 1 - 10
  использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;     Информационные технологии в профессиональной деятельности ПК 1.1 - 1.5
      ПК 2.1 - 2.5
      ПК 3.1 - 3.6
      ПК 4.1 - 4.3
      ПК 5.1 - 5.7
  использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;        
  применять компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности;        
  знать:        
  основные понятия автоматизированной обработки информации;        
  общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем, автоматизированных рабочих мест (АРМ);        
  состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;        
  методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;        
  базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;        
  основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности        
  уметь:     ОП.06. Культура делового общения ОК 1 - 10
  осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;     ПК 1.1 - 1.5
        ПК 2.1 - 2.5
        ПК 3.1 - 3.6
  пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;       ПК 4.1 - 4.3
        ПК 5.1 - 5.7
  передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;        
  принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;        
  поддерживать деловую репутацию;        
  создавать и соблюдать имидж делового человека;        
  организовывать рабочее место;        
  знать:        
  правила делового общения;        
  этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;        
  основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;        
  формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;        
  составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.;        
  правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения        
  уметь:     ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга ОК 1 - 10
  рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;     ПК 1.1 - 1.5
      ПК 2.1 - 2.5
      ПК 3.1 - 3.6
  применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;       ПК 4.1 - 4.3
        ПК 5.1 - 5.7
  анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;        
  знать:        
  основные положения экономической теории;        
  принципы рыночной экономики;        
  современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и ветеринарии;        
  роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;        
  механизмы ценообразования на продукцию (услуги);        
  формы оплаты труда;        
  стили управления, виды коммуникации;        
  принципы делового общения в коллективе;        
  управленческий цикл;        
  особенности менеджмента в области ветеринарии;        
  сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;        
  формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации        
  уметь:     ОП.08. Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности ОК 1 - 10
  использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;     ПК 1.1 - 1.5
      ПК 2.1 - 2.5
      ПК 3.1 - 3.6
  защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;     ПК 4.1 - 4.3
        ПК 5.1 - 5.7
  определять конкурентные преимущества организации;        
  вносить предложения по усовершенствованию товаров и услуг, организации продаж;        
  составлять бизнес-план организации малого бизнеса;        
  знать:        
  основные положения Конституции Российской Федерации;        
  права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;        
  понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;        
  законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;        
  права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;        
  характеристики организаций различных организационно-правовых форм;        
  порядок и способы организации продаж товаров и оказания услуг;        
  требования к бизнес-планам        
  уметь:   68 ОП.09. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 - 10
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;     ПК 1.1 - 1.5
      ПК 2.1 - 2.5
        ПК 3.1 - 3.6
        ПК 4.1 - 4.3
  предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;       ПК 5.1 - 5.7
  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;        
  применять первичные средства пожаротушения;        
  ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;        
  применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;        
  владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;        
  оказывать первую помощь пострадавшим;        
  знать:        
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;        
  основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;        
  основы военной службы и обороны государства;        
  задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;        
  меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;        
  организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;        
  основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;        
  область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;        
  порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим        
ПМ.00 Профессиональные модули 1566 1044    
ПМ.01 Содержание собак и уход за ними В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:     МДК.01.01. Методы содержания собак и ухода за ними ОК 1 - 10
      ПК 1.1 - 1.5
  иметь практический опыт:        
  содержания, кормления собак и ухода за ними;        
  уметь:        
  использовать современные технологии кормления, содержания собак и ухода за ними;        
  составлять рационы сбалансированного питания по породам и возрастным группам;        
  проводить стрижку и тримминг декоративных собак;        
  определять по внешним признакам состояние здоровья собаки;        
  оказывать первую помощь собакам в экстренных случаях;        
  осуществлять уход за больными собаками;        
  соблюдать меры личной гигиены;        
  организовывать и проводить профилактические мероприятия по предотвращению болезней, общих для человека и животных;        
  отбирать пробы воды, измерять основные параметры микроклимата в помещении для собак;        
  знать:        
  требования стандартов к качеству основных кормов и кормовых средств для собак;        
  нормы кормления и принципы составления рационов для различных пород собак и возрастных групп;        
  ветеринарно-санитарные требования к условиям содержания собак;        
  правила ухода за больной собакой;        
  правила оказания первой помощи животным;        
  методы отбора проб воды, измерения основных параметров микроклимата в помещении для собак;        
  основные сведения о болезнях собак, в т.ч. общих для человека и животного;        
  методы профилактики заболеваний собак; основные профилактические и противоэпизоотические мероприятия в собаководстве        
ПМ.02 Разведение и селекция собак     МДК.02.01. Техника и методы разведения собак ОК 1 - 10
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:     ПК 2.1 - 2.5
  иметь практический опыт:        
  отбора производителей по результатам бонитировки;        
  определения периода, благоприятного для вязки;        
  вязки собак;        
  содержания производителей;        
  выращивания щенков;        
  оформления документов о происхождении собак;        
  уметь:        
  анализировать генотип собак по отдельным признакам и их комплексам;        
  подбирать пары производителей с учетом их достоинств и недостатков для улучшения рабочих и породных качеств;        
  определять сук в эструсе (охоте);        
  организовывать кормление производителей и уход за ними;        
  применять специальную технику вязки;        
  разрабатывать документацию по опытно-селекционной работе;        
  оформлять документы о происхождении собак;        
  знать:        
  методы селекции собак;        
  особенности применения инбридинга и гетерозиса;        
  породообразовательный процесс;        
  методы отбора, подбора собак для селекционно-племенной работы;        
  требования к качествам собак-производителей;        
  признаки половой охоты собак;        
  технику вязки собак;        
  особенности роста и развития щенков разных пород        
ПМ.03 Подготовка и применение собак по породам и видам служб В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:     МДК.03.01. ОК 1 - 10
      Теоретические основы дрессировки собак ПК 3.1 - 3.6
  иметь практический опыт:     МДК.03.02. Методы подготовки и применения собак по породам и видам служб  
  дрессировки собак;      
  применения собак по 2 - 3 видам служб;      
  уметь:      
  организовывать дрессировку собак;        
  применять собак в различных видах деятельности;        
  отбирать собак для использования по различным службам;        
  проводить воспитание собак; подготовку по курсу общего послушания и общему курсу дрессировки;        
  знать:        
  формы, методы и приемы дрессировки собак;        
  специальный инвентарь и оборудование для дрессировки;        
  нормативные документы и правила отбора собак для использования по различным службам;        
  классификацию пород собак для различных служб        
ПМ.04 Испытания и соревнования собак     МДК.04.01. ОК 1 - 10
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:     Теоретические и практические основы организации и проведения испытаний и соревнований собак ПК 4.1 - 4.3
  экспертизы и бонитировки собак;      
  уметь:      
  организовывать выводку молодняка, испытания и состязания собак;        
  эффективно оценивать собак по результатам испытаний;        
  знать:        
  историю собаководства;        
  особенности служебного, декоративного, охотничьего, спортивного собаководства;        
  основные кинологические организации;        
  классификацию пород собак в системе Международной кинологической федерации;        
  нормативные документы Российской кинологической федерации (РКФ);        
  стандарты основных пород собак;        
  нормативы испытаний и соревнований;        
  состав и обязанности членов экспертной комиссии;        
  требования экспертизы к экстерьеру и конституции собак, шерстяному покрову, окрасу, движению собак        
ПМ.05 Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:     МДК.05.01. ОК 1 - 10
      Управление структурным подразделением организации и малым предприятием ПК 5.1 - 5.7
  иметь практический опыт:      
  участия в планировании и анализе основных показателей деятельности кинологической организации;      
  участия в управлении первичным трудовым коллективом;        
  ведения документации установленного образца;        
  уметь:        
  анализировать состояние рынка и конъюнктуру услуг в области кинологии;        
  планировать работу структурного подразделения организации и малого предприятия;        
  рассчитывать по принятой методике основные показатели деятельности организации;        
  инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;        
  разрабатывать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала;        
  оценивать качество выполняемых работ;        
  знать:        
  характеристики рынка и конъюнктуры услуг в области кинологии;        
  организацию кинологических служб различного назначения;        
  структуру организации и руководимого подразделения;        
  характер взаимодействия с другими подразделениями;        
  функциональные обязанности работников и руководителей;        
  основные перспективы развития малого бизнеса в области кинологии;        
  особенности структуры и функционирования малого предприятия;        
  основные показатели деятельности кинологической организации;        
  методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей;        
  виды, формы и методы мотивации персонала, в т.ч. материальное и нематериальное стимулирование работников;        
  методы оценивания качества выполняемых работ;        
  правила первичного документооборота, учета и отчетности        
ПМ.06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 1242 828    
  Всего часов обучения по циклам ОПОП 76 нед. 2736    
УП.00 Учебная практика 25 нед.     ОК 1 - 10
          ПК 1.1 - 1.5
          ПК 2.1 - 2.5
   
ПП.00 Производственная практика (по       ПК 3.1 - 3.6
  профилю специальности)       ПК 4.1 - 4.3
          ПК 5.1 - 5.7
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 4 нед.      
ПА.00 Промежуточная аттестация 4 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.      
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.      
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2 нед.      

В электронном документе нумерация таблиц соответствует официальному источнику.

Таблица 4

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 130 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам 76 нед.
Учебная практика 25 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
Промежуточная аттестация 4 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.
Каникулярное время 15 нед.
Итого 130 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.

7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной

нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед.

промежуточная аттестация 2 нед.

каникулярное время 11 нед.

7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>.

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

ПЕРЕЧЕНЬ КАБИНЕТОВ, ЛАБОРАТОРИЙ, МАСТЕРСКИХ И ПОМЕЩЕНИЙ

Кабинеты:

социально-экономических дисциплин;

иностранного языка;

информационных технологий в профессиональной деятельности;

биологии собак;

кинологии и собаководства;

экологических основ природопользования;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Лаборатории:

анатомии и физиологии собак;

ветеринарии и зоогигиены;

метрологии, стандартизации и подтверждения качества;

экспертизы собак.

Мастерская:

стрижки и тримминга собак.

Полигоны:

учебно-дрессировочная площадка;

выставочный ринг;

питомник.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

Приложение
к ФГОС СПО по специальности
111701 Кинология

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПО

Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) Наименование профессий рабочих, должностей служащих
1 2
18621 Собаковод