Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2009 N 676

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 151024 техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики"
Редакция от 26.11.2009 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 18.04.2014 N 345»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. N 15656


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 ноября 2009 г. N 676

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151024 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАШИН, ГИДРОПРИВОДОВ И ГИДРОПНЕВМОАВТОМАТИКИ

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151024 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 26 ноября 2009 г. N 676

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151024 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАШИН, ГИДРОПРИВОДОВ И ГИДРОПНЕВМОАВТОМАТИКИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 151024 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

<*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по монтажу, наладке, испытанию, техническому обслуживанию, ремонту гидравлических и пневматических устройств, систем и приводов; организация работы первичных трудовых коллективов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

гидравлические и пневматические устройства;

гидравлические и пневматические системы и приводы, гидропневмоавтоматика;

технологические процессы испытания, монтажа, пуска, наладки, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических приводов;

конструкторская и технологическая документация;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Организация и выполнение монтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических устройств, систем и приводов.

4.3.2. Проектирование гидравлических и пневматических приводов изделий.

4.3.3. Организация работы коллектива исполнителей на производственном участке.

4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Организация и выполнение монтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических устройств, систем и приводов.

ПК 1.1. Организовывать и выполнять монтаж гидравлических и пневматических устройств и систем.

ПК 1.2. Осуществлять пуск и наладку гидравлических и пневматических приводов.

ПК 1.3. Организовывать и проводить испытания гидравлических и пневматических устройств и систем.

ПК 1.4. Организовывать и выполнять техническое диагностирование гидравлических и пневматических устройств и систем.

ПК 1.5. Организовывать и выполнять техническое обслуживание гидравлических и пневматических устройств и систем.

ПК 1.6. Организовывать и выполнять ремонт гидравлических и пневматических систем.

5.2.2. Проектирование гидравлических и пневматических приводов изделий.

ПК 2.1. Участвовать в проектировании гидравлических и пневматических приводов по заданным условиям и разрабатывать принципиальные схемы.

ПК 2.2. Использовать прикладные программы при оформлении конструкторской и технологической документации.

5.2.3. Организация работы коллектива исполнителей на производственном участке.

ПК 3.1. Планировать выполнение работ по ремонту гидропневмосмазочной аппаратуры.

ПК 3.2. Осуществлять контроль качества проведения ремонта.

ПК 3.3. Руководить производственно-хозяйственной деятельностью на участке.

5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

Таблица 2

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс, наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть цикла ОПОП 3186 2124    
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 648 432    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ПК 3.1 - 3.3
  уметь:      
  ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;      
  знать:      
  основные категории и понятия философии;      
  роль философии в жизни человека и общества;      
  основы философского учения о бытии;        
  сущность процесса познания;        
  основы научной, философской и религиозной картин мира;        
  об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;        
  о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий        
  уметь:   48 ОГСЭ.02. История ОК 1
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ПК 3.1 - 3.3
  ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;      
  выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;      
  знать:      
  основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);      
  сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;      
  основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;        
  назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;        
  о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;        
  содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения        
  уметь:   168 ОГСЭ.03. ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 8
ОК 9
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.3
  общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;     Иностранный язык
  переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;      
  самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;      
  знать:      
  лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности        
  уметь: 336 168 ОГСЭ.04. ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 6
ОК 8
ПК 1.1 - 3.3
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;     Физическая культура
  знать:      
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;      
  основы здорового образа жизни        
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 216 144   ОК 2
ОК 6
ПК 2.1
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:     ЕН.01. Математика
  уметь:      
  анализировать сложные функции и строить их графики;        
  выполнять действия над комплексными числами;        
  вычислять значения геометрических величин;        
  производить операции над матрицами и определителями;        
  решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики;        
  решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений;        
  решать системы линейных уравнений различными методами;        
  знать:        
  основные математические методы решения прикладных задач;        
  основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теорию комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;        
  основы интегрального и дифференциального исчисления;        
  роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности        
  уметь:     ЕН.02. ОК 1
ОК 4
ОК 5
ОК 8
ОК 9
ПК 2.3
  выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;     Информационные технологии
  использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;      
  использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;      
  обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;      
  получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;      
  применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;      
  применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;        
  знать:        
  базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);        
  основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;        
  устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;        
  методы и приемы обеспечения информационной безопасности;        
  методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;        
  общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;        
  основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность        
П.00 Профессиональный цикл 2322 1548    
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 966 644    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:     ОП.01. Элементы гидравлических и пневматических приводов ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
  уметь:      
  рассчитывать основные параметры гидравлических и пневматических устройств;      
  проектировать типовые гидравлические устройства;      
  осуществлять сборку и разборку типовых конструкций гидравлических и пневматических устройств;      
  снимать характеристики гидравлических и пневматических устройств;      
  знать:        
  классификацию гидравлических и пневмоавтоматических устройств;        
  конструкцию, назначение, принцип действия гидравлических машин, двигателей, направляющей и управляющей аппаратуры, кондиционеров рабочего тела, реле давления и времени        
  уметь:     ОП.02. Гидромеханика ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 6
ОК 8
ПК 1.1
ПК 1.3
ПК 1.6
ПК 2.1
  определять параметры состояния рабочих жидкостей;    
  применять основные законы гидростатики и гидродинамики для решения актуальных инженерных задач;      
  производить расчет гидравлических потерь энергии;      
  знать:      
  физические свойства жидкостей и газов;      
  рабочие жидкости гидроприводов;      
  параметры состояния рабочих жидкостей;      
  основные законы гидростатики, гидродинамики;      
  уравнения неразрывности, Бернулли;      
  назначение, конструкцию и принцип действия беспроводных гидравлических насосов        
  уметь:     ОП.03. Технологическое оборудование ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.1
  читать кинематические схемы станков;    
  пользоваться технической документацией на станок;    
  знать:    
  классификацию металлообрабатывающих станков;    
  основные и вспомогательные движения в станках;    
  назначение, область применения, принцип действия и основные узлы станка      
  уметь:     ОП.04. Техническая механика ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ПК 2.3
  производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц; читать кинематические схемы;    
  определять напряжения в конструкционных элементах;      
  знать:      
  основы технической механики;      
  виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;      
  методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;      
  основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения      
  уметь:     ОП.05. Материаловедение ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ПК 1.2
ПК 1.3
  распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;    
  определять виды конструкционных материалов;      
  выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;      
  проводить исследования и испытания материалов;      
  рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;      
  знать:      
  закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;      
  классификацию и способы получения композиционных материалов;      
  принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;      
  строение и свойства металлов, методы их исследования;      
  классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;        
  методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ        
  уметь:     ОП.06. Инженерная графика ОК 1
ОК 5
ОК 6
ПК 1.6
  выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;    
  выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;    
  выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике;    
  читать чертежи и схемы;      
  оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;      
  знать:      
  законы, методы и приемы проекционного черчения;      
  правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации;        
  правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;        
  способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;        
  требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем        
  уметь:     ОП.07. Электротехника и электроника ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8
ОК 9
ПК 2.3
  выбирать электрические, электронные приборы и электрооборудование;    
  правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;      
  производить расчеты простых электрических цепей;      
  рассчитывать параметры различных электрических цепей и схем;      
  снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;      
  знать:      
  классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;      
  методы расчета и измерения основных параметров электрических цепей;      
  основные законы электротехники;      
  основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;        
  основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;        
  параметры электрических схем и единицы их измерения;        
  принцип выбора электрических и электронных приборов;        
  принципы составления простых электрических и электронных цепей;        
  способы получения, передачи и использования электрической энергии;        
  устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;        
  основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;        
  характеристики и параметры электрических и магнитных полей, параметры различных электрических цепей        
  уметь:     ОП.08. Метрология, стандартизация и сертификация ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 2.1
  оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;    
  применять документацию систем качества;    
  применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;      
  знать:      
  документацию систем качества;      
  единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;      
  основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;      
  основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;      
  основы повышения качества продукции      
  уметь:   68 ОП.09. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 - 10
ПК 1.1
ПК 3.3
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;    
  предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;      
  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;      
  применять первичные средства пожаротушения;      
  ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;      
  применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;      
  владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;      
  оказывать первую помощь пострадавшим;      
  знать:        
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;        
  основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;        
  основы военной службы и обороны государства;        
  задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;        
  меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;        
  организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;        
  основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;        
  область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;        
  порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим        
ПМ.00 Профессиональные модули 1356 904    
ПМ.01 Организация и выполнение монтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических устройств, систем и приводов     МДК.01.01. Монтаж, наладка, техническое обслуживание и ремонт гидравлических и пневматических устройств и систем ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ПК 1.1 - 1.6
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  организации и выполнения монтажа гидравлических и пневматических устройств и систем;    
  осуществления пуска и наладки гидравлических и пневматических приводов;    
  организации и проведения испытаний гидравлических и пневматических устройств и систем;      
  организации и выполнения технического диагностирования гидравлических и пневматических устройств и систем;      
  организации и выполнения технического обслуживания гидравлических и пневматических устройств и систем;      
  организации и выполнения ремонта гидравлических и пневматических систем;      
  уметь:      
  читать техническую документацию на производство монтажа;      
  читать принципиальные гидравлические и пневматические схемы;      
  готовить оборудование к монтажу;      
  осуществлять монтаж гидравлических и пневматических систем;      
  осуществлять наладку гидравлических и пневматических устройств;      
  проводить испытания;        
  выбирать диагностические параметры;        
  пользоваться диагностическими стендами, приборами для диагностирования состояния привода;        
  обнаруживать неисправности и устранять их;        
  анализировать работу привода, находить связь между неисправностью и элементами привода;        
  проводить технические обслуживания;        
  осуществлять контроль качества технического обслуживания;        
  производить ремонт гидравлических и пневматических силовых цилиндров, моторов, насосов, управляющей и направляющей аппаратуры, вспомогательных устройств;        
  производить разборку и сборку гидравлических и пневматических устройств и систем;        
  выполнять ремонтные чертежи;        
  разрабатывать технологические процессы изготовления и восстановления деталей;        
  составлять дефектную ведомость на ремонт;        
  знать:        
  перечень технической документации на производство монтажа;        
  порядок подготовки оборудования к монтажу;        
  правила техники безопасности при проведении монтажных работ;        
  типовые методы и способы монтажа;        
  последовательность пуско-наладочных работ;        
  принцип работы и назначение устройств в конкретном месте;        
  виды, цели и способы проведения испытаний;        
  схемы и порядок проведения испытаний гидронасосов, гидроцилиндров, гидромоторов, гидроаппаратуры;        
  правила техники безопасности при проведении испытаний;        
  понятие, цель и функции технической диагностики;        
  диагностические признаки;        
  методы диагностирования, неразрушающие методы контроля:        
  виды технического состояния привода;        
  конструкцию и принцип работы приборов и средств контроля технического состояния привода и устройств;        
  классификацию отказов оборудования;        
  понятие, цель и виды технического обслуживания;        
  операции технического обслуживания;        
  параметры, подлежащие проверке при техническом обслуживании;        
  требования к техническому обслуживанию и неисправности насосов, моторов, цилиндров, гидроаппаратуры, вспомогательной аппаратуры, привода в целом;        
  порядок поиска неисправности;        
  особенности эксплуатации приводов, работающих в условиях высоких и низких температур, повышенной запыленности;        
  меры по снижению шума и вибрации: содержание воздуха и воды в рабочих жидкостях;        
  правила техники безопасности при проведении технического обслуживания;        
  понятие надежности привода, показатели надежности;        
  технологическую последовательность разборки ремонта и сборки узлов и механизмов;        
  правила техники безопасности при проведении ремонтных работ;        
  виды износа, дефекты деталей гидравлических и пневматических машин, аппаратуры;        
  способы и методы устранения дефектов и восстановления изношенных поверхностей и соединений;        
  правила выполнения ремонтных чертежей;        
  типовые технологические процессы восстановления деталей        
ПМ.02 Проектирование гидравлических и пневматических приводов изделий     МДК.02.01. Объемные гидравлические и пневматические приводы, гидропневмоавтоматика ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ПК 2.1 - 2.2
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  проектирования гидравлических и пневматических приводов;    
  пользования прикладными программами;    
  уметь:    
  проектировать гидравлические и пневматические системы и приводы по заданным условиям;    
  проектировать системы управления;      
  выполнять принципиальные гидравлические схемы согласно требованиям Государственных стандартов;      
  описывать работу привода и системы управления по циклу;      
  писать схемы потоков рабочего тела по элементам цикла работы привода;      
  составлять функциональную циклограмму;      
  рассчитывать параметры гидравлических и пневматических машин;      
  производить расчет гидравлических потерь, энергетический и тепловой расчет;      
  выбирать гидродвигатели, гидромашины, гидроаппаратуру, кондиционеры рабочего тела и вспомогательные устройства с требуемыми техническими характеристиками;      
  пользоваться Государственными стандартами при выборе стандартных изделий;      
  использовать современные прикладные программы для выполнения принципиальных гидравлических схем;        
  знать:        
  понятия гидравлического (пневматического) привода, гидравлической (пневматической) системы, объемной гидропередачи;        
  структуру приводов и принцип действия;        
  классификацию приводов;        
  область применения приводов;        
  преимущества и недостатки;        
  рабочие жидкости гидроприводов, гидросистем и их свойства;        
  рабочие тела пневмоприводов, пневмосистем;        
  типовые схемные решения гидравлических и пневматических приводов;        
  виды систем управления;        
  элементы промышленной пневмоавтоматики, их назначение; функции, выполняемые в логических системах управления;        
  типовые схемы автоматизации производственных процессов с использованием гидропневмоавтоматики;        
  условные обозначения элементов гидро- и пневмоприводов;        
  правила выполнения схем гидравлических и пневматических приводов;        
  правила оформления функциональной циклограммы;        
  методику расчета объемного гидропривода        
ПМ.03 Организация работы коллектива исполнителей на производственном участке     МДК.03.01. Основы права, экономики, управления, организации и охраны труда
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ПК 3.1 - 3.3
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  планирования, управления и контроля трудовой деятельности коллектива исполнителей;    
  уметь:    
  обеспечивать выполнение работ по ремонту в установленные сроки;    
  анализировать технологические процессы и организацию труда на производственном участке:    
  пользоваться техническими справочниками, каталогами, паспортами на технологическое оборудование, государственными и отраслевыми стандартами по обслуживанию и ремонту гидравлического и пневматического оборудования;      
  вести учет поступления и выполнения нарядов, заявок на ремонт и пусконаладочные работы;      
  оформлять документы на получение, расход, списание, передачу, инвентаризацию комплектующих, запасных частей, расходных материалов и основных средств;      
  оценивать качества проведения ремонта и соответствие технических характеристик оборудования паспортным данным;      
  знать:      
  методы технико-экономического и производственного планирования;        
  Единую систему планово-предупредительного ремонта;        
  постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по организации технического обслуживания и ремонта оборудования;        
  организацию и технологию ремонтных работ;        
  правила сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта;        
  основы экономики, организации труда и управления;        
  основы трудового законодательства Российской Федерации и региона;        
  правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности;        
  политику руководства организации и цели коллектива в области качества        
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 1350 900    
  Всего часов обучения по циклам и разделам 4536 3024    
УП.00 Учебная практика 25 нед. 900   ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 3.3
ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 4 нед.      
ПА.00 Промежуточная аттестация 5 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.      
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.      
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2 нед.      

Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам 84 нед.
Учебная практика 25 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
Промежуточная аттестация 5 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.
Каникулярное время 23 нед.
Итого 147 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.

7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной

нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед.

промежуточная аттестация 2 нед.

каникулярное время 11 нед.

7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>.

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 10 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

философии;

истории;

иностранного языка;

математики;

инженерной графики;

метрологии, стандартизации и сертификации;

технической механики;

материаловедения;

безопасности жизнедеятельности;

гидромеханики;

технологического оборудования;

электротехники;

монтажа, наладки, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических устройств и систем;

объемных гидравлических и пневматических приводов, гидропневмоавтоматики;

элементов гидравлических и пневматических приводов;

технологии ремонта и монтажа промышленного оборудования;

основ экономики, управления и организации труда;

методический.

Лаборатории:

информационных технологий;

метрологии;

гидравлики, элементов гидравлических и пневматических приводов монтажа, наладки, испытания, диагностики гидравлических и пневматических устройств и приводов;

безопасности жизнедеятельности.

Мастерские:

слесарная;

механообрабатывающая.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

Приложение
к ФГОС СПО по специальности
151024 Техническая эксплуатация
гидравлических машин, гидроприводов
и гидропневмоавтоматики

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПО

Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) Наименование профессий рабочих, должностей служащих
18559 Слесарь-ремонтник
14919 Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики