Приказ Минобрнауки РФ от 15.10.2009 N 421

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 111401 Ихтиология и рыбоводство"
Редакция от 15.10.2009 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 07.05.2014 N 458»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г. N 15706


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 октября 2009 г. N 421

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 111401 ИХТИОЛОГИЯ И РЫБОВОДСТВО

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111401 Ихтиология и рыбоводство.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 15 октября 2009 г. N 421

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 111401 ИХТИОЛОГИЯ И РЫБОВОДСТВО

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 111401 Ихтиология и рыбоводство всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник-рыбовод 2 года 6 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 6 месяцев <*>

<*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.

Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.

Таблица 2

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Старший техник-рыбовод 3 года 6 месяцев
на базе основного общего образования 4 года 6 месяцев <*>

<*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и выполнение работ по промышленному выращиванию гидробионтов, охране и воспроизводству ценных промысловых видов водных биоресурсов и контролю среды их обитания.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

гидробионты;

корма, удобрения, специальные препараты;

гидротехнические сооружения;

технические средства рыбоводства и рыболовства;

технологические приемы воспроизводства и выращивания гидробионтов;

процессы организации и управления в организациях рыбного хозяйства, малых предприятиях;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Техник-рыбовод готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет.

4.3.2. Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов.

4.3.3. Охрана водных биоресурсов и среды их обитания.

4.3.4. Управление работой структурного подразделения рыбоводческой организации.

4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

4.4. Старший техник-рыбовод готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1. Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет.

4.4.2. Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов.

4.4.3. Охрана водных биоресурсов и среды их обитания.

4.4.4. Разведение и содержание аквариумных рыб.

4.4.5. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области рыбоводства и рыболовства.

4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Техник-рыбовод должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Техник-рыбовод должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет.

ПК 1.1. Проводить гидрологические исследования на рыбохозяйственных водоемах.

ПК 1.2. Оценивать состояние ихтиофауны.

ПК 1.3. Систематизировать и обрабатывать ихтиологический материал.

ПК 1.4. Отбирать и обрабатывать гидробиологические и гидрохимические пробы.

5.2.2. Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов.

ПК 2.1. Формировать, содержать и эксплуатировать ремонтно-маточное стадо.

ПК 2.2. Выращивать посадочный материал.

ПК 2.3. Выращивать товарную продукцию.

ПК 2.4. Разводить живые корма.

ПК 2.5. Организовать перевозку гидробионтов.

ПК 2.6. Эксплуатировать гидротехнические сооружения и технические средства рыбоводства и рыболовства.

ПК 2.7. Проводить диагностику, терапию и профилактику заболеваний гидробионтов.

5.2.3. Охрана водных биоресурсов и среды их обитания.

ПК 3.1. Организовывать и выполнять работы по поддержанию численности и рациональному использованию ресурсов гидробионтов во внутренних водоемах.

ПК 3.2. Выполнять работы по охране и рациональному использованию ресурсов среды обитания гидробионтов.

ПК 3.3. Организовывать и регулировать любительское и спортивное рыболовство.

ПК 3.4. Обеспечивать охрану водных биоресурсов и среды их обитания от незаконного промысла.

5.2.4. Управление работой структурного подразделения рыбоводческой организации.

ПК 4.1. Планировать работу участка.

ПК 4.2. Организовывать выполнение работ и оказание услуг в области рыбоводства.

ПК 4.3. Контролировать ход выполнения работ исполнителями.

ПК 4.4. Оценивать результаты деятельности исполнителей.

ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию участка.

5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Старший техник-рыбовод должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.4. Старший техник-рыбовод должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.4.1. Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет.

ПК 1.1. Проводить гидрологические исследования на рыбохозяйственных водоемах.

ПК 1.2. Оценивать состояние ихтиофауны.

ПК 1.3. Систематизировать и обрабатывать ихтиологический материал.

ПК 1.4. Отбирать и обрабатывать гидробиологические и гидрохимические пробы.

5.4.2. Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов.

ПК 2.1. Формировать, содержать и эксплуатировать ремонтно-маточное стадо.

ПК 2.2. Выращивать посадочный материал.

ПК 2.3. Выращивать товарную продукцию.

ПК 2.4. Разводить живые корма.

ПК 2.5. Организовать перевозку гидробионтов.

ПК 2.6. Эксплуатировать гидротехнические сооружения и технические средства рыбоводства и рыболовства.

ПК 2.7. Проводить диагностику, терапию и профилактику заболеваний гидробионтов.

ПК 2.8. Проводить племенную работу.

5.4.3. Охрана водных биоресурсов и среды их обитания.

ПК 3.1. Организовывать и выполнять работы по поддержанию численности и рациональному использованию ресурсов гидробионтов во внутренних водоемах.

ПК 3.2. Выполнять работы по охране и рациональному использованию ресурсов среды обитания гидробионтов.

ПК 3.3. Организовывать и регулировать любительское и спортивное рыболовство.

ПК 3.4. Обеспечивать охрану водных биоресурсов и среды их обитания от незаконного промысла.

5.4.4. Содержание и разведение аквариумных гидробионтов.

ПК 4.1. Оборудовать аквариумы в соответствии с требованиями к условиям содержания гидробионтов.

ПК 4.2. Обеспечивать требуемые режимы содержания гидробионтов.

ПК 4.3. Ухаживать за аквариумными растениями.

ПК 4.4. Ухаживать за аквариумными животными.

ПК 4.5. Разводить аквариумных гидробионтов.

5.4.5. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области рыбоводства и рыболовства.

ПК 5.1. Планировать основные показатели рыбоводческой организации.

ПК 5.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.

ПК 5.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 5.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.

ПК 5.5. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области профессиональной деятельности.

ПК 5.6. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности.

ПК 5.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

Таблица 3

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП 2808 1872    
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 594 396    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 10
  уметь:        
  ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;        
  знать:        
  основные категории и понятия философии;        
  роль философии в жизни человека и общества;        
  основы философского учения о бытии;        
  сущность процесса познания;        
  основы научной, философской и религиозной картин мира;        
  об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;        
  о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий        
  уметь:   48 ОГСЭ.02. История ОК 1 - 10
  ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;        
  выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;        
  знать:        
  основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);        
  сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;        
  основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;        
  назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;        
  о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;        
  содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения        
  уметь:   150 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1 - 10
  общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;      
  переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;        
  самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;        
  знать:        
  лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности        
  уметь: 300 150 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 10
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;    
  знать:      
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;      
  основы здорового образа жизни        
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 108 72    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:     ЕН.01. Математика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
  уметь:      
  решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;      
  знать:      
  значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;        
  основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;        
  основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;        
  основы интегрального и дифференциального исчисления        
  уметь:     ЕН.02. Экологические основы природопользования ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
  анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;    
  использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;    
  соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;      
  знать:        
  принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;        
  особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;        
  об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;        
  принципы и методы рационального природопользования;        
  методы экологического регулирования;        
  принципы размещения производств различного типа;        
  основные группы отходов, их источники и масштабы образования;        
  понятие и принципы мониторинга окружающей среды;        
  правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;        
  принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;        
  природоресурсный потенциал Российской Федерации;        
  охраняемые природные территории        
П.00 Профессиональный цикл 2106 1404    
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 570 380    
  В результате изучения обязательной части цикла по общепрофессиональным дисциплинам обучающийся должен:     ОП.01. Геодезия с основами черчения ОК 1 - 10
ПК 1.1
ПК 2.6
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
  уметь:      
  читать топографические карты;      
  пользоваться численным и графическим масштабами;      
  определять на топографических планах формы рельефа, высоты точек, уклоны линий;        
  ориентироваться на местности;        
  пользоваться геодезическими инструментами;        
  производить теодолитную съемку местности;        
  производить обработку результатов полевых измерений;        
  производить построение профилей и трехмерного изображения местности;        
  знать:        
  устройство геодезических инструментов;        
  организацию и виды геодезических работ;        
  ортогональный метод проектирования;        
  используемые в геодезии системы координат;        
  способы ориентирования на местности;        
  сущность измерения углов на местности;        
  типы теодолитов и их устройство;        
  порядок выполнения съемочных работ при горизонтальной и вертикальной теодолитных съемках;        
  принципы геометрического нивелирования;        
  способы нивелирования площадей;        
  разбивочные работы при строительстве канала, дамбы;        
  обозначение на местности границ затопления по заданной отметке        
  уметь:     ОП.02. Основы аналитической химии ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
  обоснованно выбирать методы анализа;    
  пользоваться аппаратурой и приборами;      
  проводить необходимые расчеты;        
  выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;        
  определять состав бинарных соединений;        
  проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;        
  проводить количественный анализ веществ;        
  знать:        
  теоретические основы аналитической химии;        
  о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе;        
  специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;        
  практическое применение наиболее распространенных методов анализа;        
  аналитическую классификацию катионов и анионов;        
  правила проведения химического анализа;        
  методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;        
  гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа        
  уметь:     ОП.03. Микробиология, санитария и гигиена ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
  обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;    
  проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;    
  пользоваться микроскопической оптической техникой;      
  соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии, применять необходимые методы и средства защиты;        
  готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;        
  дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.;        
  знать:        
  основные группы микроорганизмов, их классификацию;        
  значение микроорганизмов в природе, в жизни человека и животных;        
  микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;        
  правила отбора, доставки и хранения биоматериала;        
  типы питательных сред и правила работы с ними;        
  методы стерилизации и дезинфекции;        
  понятия патогенности и вирулентности;        
  чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;        
  формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных;        
  санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др.;        
  правила личной гигиены работников;        
  нормы гигиены труда;        
  классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;        
  правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта; дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;        
  основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;        
  санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции        
  уметь:     ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
  использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;    
  использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;      
  применять компьютерные и телекоммуникационные средства;        
  знать:        
  основные понятия автоматизированной обработки информации;        
  общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;        
  состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;        
  методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;        
  базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;        
  основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности        
  уметь:     ОП.05. Метрология, стандартизация и подтверждение качества ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
  применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;    
  оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;    
  использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;        
  приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;        
  знать:        
  основные понятия метрологии;        
  задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;        
  формы подтверждения качества;        
  терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ        
  уметь:     ОП.06. Правовые основы профессиональной деятельности ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
  использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;    
  защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;      
  знать:        
  основные положения Конституции Российской Федерации;        
  права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;        
  понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;        
  законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;        
  права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности        
  уметь:     ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
  рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;    
  применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;      
  анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;        
  знать:        
  основные положения экономической теории;        
  принципы рыночной экономики;        
  современное состояние и перспективы развития отрасли;        
  роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;        
  механизмы ценообразования на продукцию (услуги);        
  формы оплаты труда;        
  стили управления, виды коммуникации;        
  принципы делового общения в коллективе;        
  управленческий цикл;        
  особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;        
  сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;        
  формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации        
  уметь:     ОП.08. Охрана труда ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
  выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;    
  использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;      
  проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;        
  разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;        
  контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;        
  вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;        
  знать:        
  системы управления охраной труда в организации;        
  законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;        
  обязанности работников в области охраны труда;        
  фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;        
  возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);        
  порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);        
  порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;        
  порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности        
  уметь:   68 ОП.09. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;    
  предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;      
  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;        
  применять первичные средства пожаротушения;        
  ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;        
  применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;        
  владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;        
  оказывать первую помощь пострадавшим;        
  знать:        
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;        
  основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;        
  основы военной службы и обороны государства;        
  задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;        
  меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;        
  организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;        
  основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;        
  область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;        
  порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим        
ПМ.00 Профессиональные модули 1434 956    
ПМ.01 Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет     МДК.01.01. Основные принципы и методы мониторинга среды обитания гидробионтов и их учета ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:    
  метеорологических наблюдений;      
  проведения гидрометрических и гидрохимических измерений;      
  сбора, качественной и количественной обработки гидробиологических проб;        
  уметь:        
  проводить гидролого-морфологические работы на водоемах;        
  определять видовой состав гидробионтов (с определителями);        
  определять сапропность водоемов по организмам-индикаторам;        
  метить рыбу;        
  собирать ихтиологический материал на полный биологический анализ;        
  проводить санитарно-бактериологическое исследование почвы, воздуха и воды;        
  проводить вариационную обработку полученных материалов;        
  знать:        
  основные понятия и научную терминологию в области гидрологии, метеорологии, гидрохимии и гидробиологии;        
  правила работы с метеорологическими и гидрометрическими приборами;        
  физические и химические свойства воды;        
  морфологию и гидрометрию внутренних водоемов Российской Федерации;        
  теоретические основы рыбохозяйственной гидрохимии;        
  основные минеральные и органические вещества в воде;        
  газовый режим водоемов;        
  карбонатное равновесие;        
  роль биогенных элементов в водоемах;        
  факторы, формирующие основу продуктивности водоемов;        
  характеристики продуктивности внутренних водоемов Российской Федерации;        
  методы определения продуктивности водоемов;        
  методы гидробиологических исследований;        
  общие закономерности биологических процессов, протекающих в водоемах;        
  принципы адаптации водных организмов к среде обитания;        
  влияние абиотических факторов среды на гидробионтов;        
  пищевые взаимоотношения гидробионтов;        
  популяции типичных гидробионтов;        
  гидробиоценозы, гидроэкосистемы и экологические основы их рационального освоения;        
  видовой состав флоры (низшие и высшие водные растения) и фауны (беспозвоночные и позвоночные животные) водоемов;        
  внешние и внутренние признаки гидробионтов, в т.ч. рыб различных семейств;        
  видовой состав микрофлоры воды, почвы и воздуха;        
  основные показатели санитарно-гигиенической оценки почвы, воздуха, воды и гидробионтов;        
  требования к качеству воды рыбоводных хозяйств и рыбохозяйственных водоемов        
ПМ.02 Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов     МДК.02.01. Технологии воспроизводства и выращивания рыбы и других гидробионтов ОК 1 - 10
ПК 2.1 - 2.7
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:      
  эксплуатации гидротехнических сооружений, средств рыболовства и рыбоводства;     МДК.02.02. Техническое обеспечение процессов воспроизводства и выращивания рыбы и других гидробионтов  
  выращивания посадочного материала и товарной продукции;      
  участия в проведении бонитировки производителей и ремонтного молодняка;      
  участия в получении половых продуктов гидробионтов и их инкубации;      
  уметь:        
  выбирать и обосновывать технологические схемы выращивания рыбы и других гидробионтов;        
  рационально использовать земельные и водные ресурсы для получения максимального количества продукции;        
  проводить технологические процессы воспроизводства и выращивания рыбы и других гидробионтов;        
  выбирать технические средства для выполнения производственных процессов;        
  составлять календарные графики работ;        
  производить расчеты плотностей посадок, потребности в удобрениях и кормах, норм кормления;        
  заполнять специализированную документацию;        
  определять основные заболевания гидробионтов и подбирать эффективные меры борьбы и профилактики;        
  контролировать качество выращенной продукции;        
  знать:        
  биологические основы рыбоводства;        
  биологию объектов разведения;        
  значение беспозвоночных в рыбохозяйственной практике;        
  основы селекционно-племенной работы;        
  особенности выращивания отдельных видов и пород гидробионтов;        
  технологии выращивания товарной рыбы в хозяйствах разного типа;        
  биотехнику разведения и выращивания ценных промысловых рыб на рыборазводных заводах;        
  биотехнику разведения рыб в нерестово-выростных хозяйствах (НВХ);        
  биотехники воспроизводства проходных, полупроходных и туводных рыб;        
  устройство гидротехнических сооружений, применяемых в рыбоводстве;        
  оборудование рыбоводных организаций и гидротехнических сооружений (ГТС);        
  технические средства рыболовства и рыбоводства;        
  способы транспортировки живой рыбы и икры;        
  основные заболевания культивируемых гидробионтов, меры борьбы и профилактики        
ПМ.03 Охрана водных биоресурсов и среды их обитания     МДК.03.01. Основные принципы и нормы охраны гидробионтов и среды их обитания ОК 1 - 10 ПК 3.1 - 3.4
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:      
  составления паспорта водоема и рыбопромыслового участка;      
  отбора проб в случае гибели гидробионтов от различных видов вредного воздействия;        
  определения признаков незаконного промысла;        
  составления протокола и оформления сопутствующей документации в случае нарушения рыбоохранного законодательства;        
  уметь:        
  осуществлять контроль за водозаборами и рыбозащитными устройствами;        
  классифицировать признаки незаконного промысла;        
  находить пути решения экологических проблем в профессиональной деятельности, в т.ч. связанных с загрязнением рыбохозяйственных водоемов;        
  классифицировать загрязнители по лимитирующим показателям вредности;        
  применять нормативные и законодательные акты в случае загрязнения рыбохозяйственных водоемов и других видов вредного воздействия;        
  вести учет источников загрязнения;        
  оформлять документы по оперативному контролю за состоянием водоемов;        
  применять методику подсчета ущерба, наносимого рыбному хозяйству, в случае гибели рыбы и других гидробионтов;        
  знать:        
  основы рыбохозяйственного и природоохранного законодательства Российской Федерации;        
  правовые нормы по защите водной среды и биоресурсов;        
  меру ответственности за нарушение рыбохозяйственного законодательства и международных соглашений по рыболовству;        
  сырьевую базу рыбохозяйственных водоемов и принципы ее рационального использования;        
  правила рыболовства (промышленного и любительского);        
  права и обязанности органов рыбоохраны;        
  перечень основных предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов;        
  методы и способы очистки сточных вод;        
  систему стандартов и нормативов качества воды рыбохозяйственных водоемов;        
  ветеринарно-санитарные требования к проектированию, строительству и эксплуатации рыбоводных хозяйств;        
  структуру государственной ветеринарной службы в Российской Федерации, ее права и обязанности        
ПМ.04 Управление работой структурного подразделения рыбоводческой организации     МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации ОК 1 - 10
ПК 4.1 - 4.4
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:    
  участия в планировании и анализе производственных показателей рыбоводческой организации отрасли и структурного подразделения;        
  участия в управлении первичным трудовым коллективом;        
  ведения документации установленного образца;        
  уметь:        
  рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели рыбоводческих организаций;        
  планировать работу исполнителей;        
  инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;        
  подбирать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала;        
  оценивать качество выполняемых работ;        
  знать:        
  основы организации рыбоводства;        
  структуру организации и руководимого подразделения;        
  характер взаимодействия с другими подразделениями;        
  функциональные обязанности работников и руководителей;        
  основные производственные показатели работы организации отрасли и его структурных подразделений;        
  методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей;        
  виды, формы и методы мотивации персонала, в т.ч. материальное и нематериальное стимулирование работников;        
  методы оценивания качества выполняемых работ;        
  правила первичного документооборота, учета и отчетности        
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 1242 828    
  Всего часов обучения по циклам ОПОП 4050 2700    
УП.00 Учебная практика 18 нед. 648   ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.7
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности)
         
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 6 нед.      
ПА.00 Промежуточная аттестация 5 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.      
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.      
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2 нед.      

Таблица 4

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 130 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам 75 нед.
Учебная практика 18 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 6 нед.
Промежуточная аттестация 5 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.
Каникулярное время 20 нед.
Итого 130 нед.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки

Таблица 5

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП 4158 2772    
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 876 584    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь:   48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 10
  ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;        
  знать:        
  основные категории и понятия философии;        
  роль философии в жизни человека и общества;        
  основы философского учения о бытии;        
  сущность процесса познания;        
  основы научной, философской и религиозной картин мира;        
  об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;        
  о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий        
  уметь:   48 ОГСЭ.02. История ОК 1 - 10
  ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;        
  выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;        
  знать:        
  основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);        
  сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;        
  основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;        
  назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;        
  о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;        
  содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения        
  уметь:   48 ОГСЭ.03. Психология общения ОК 1 - 10
  применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;     ПК 5.1 - 5.7
  использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;        
  знать:        
  взаимосвязь общения и деятельности;        
  цели, функции, виды и уровни общения;        
  роли и ролевые ожидания в общении;        
  виды социальных взаимодействий;        
  механизмы взаимопонимания в общении;        
  техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;        
  этические принципы общения;        
  источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов        
  уметь:   220 ОГСЭ.04. Иностранный язык ОК 1 - 10
  общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;      
  переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;        
  самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;        
  знать:        
  лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности        
  уметь: 440 220 ОГСЭ.05. Физическая культура ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 10
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;    
  знать:      
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;        
  основы здорового образа жизни        
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 108 72    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:     ЕН.01. Математика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.8
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.5
ПК 5.1 - 5.7
  уметь:      
  решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;      
  знать:      
  значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;        
  основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;        
  основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;        
  основы интегрального и дифференциального исчисления        
  уметь:     ЕН.02. Экологические основы природопользования ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.8
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.5
ПК 5.1 - 5.7
  анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;    
  использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;    
  соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;        
  знать:        
  принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;        
  особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;        
  об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;        
  принципы и методы рационального природопользования;        
  методы экологического регулирования;        
  принципы размещения производств различного типа;        
  основные группы отходов, их источники и масштабы образования;        
  понятие и принципы мониторинга окружающей среды;        
  правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;        
  принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;        
  природоресурсный потенциал Российской Федерации;        
  охраняемые природные территории        
ПМ.00 Профессиональные модули 2370 1580    
ПМ.01 Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:     МДК.01.01. Основные принципы и методы мониторинга среды обитания гидробионтов и их учета ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
  иметь практический опыт:      
  определения физических и химических показателей воды;      
  проведения метеорологических и гидрометрических измерений;        
  определения видового состава гидробионтов;        
  сбора, качественной и количественной обработки гидробиологических проб;        
  уметь:        
  проводить гидрохимический анализ воды;        
  проводить гидролого-морфологические работы на водоемах;        
  работать с определителями (водорослей, беспозвоночных и рыб);        
  определять сапропность водоемов по организмам-индикаторам;        
  метить рыбу;        
  собирать ихтиологический материал на полный биологический анализ;        
  проводить санитарно-бактериологическое исследование почвы, воздуха и воды;        
  проводить вариационную обработку полученных материалов;        
  знать:        
  основные понятия и научную терминологию в области гидробиологии, метеорологии и гидрометрии;        
  физический и химический состав воды;        
  морфологию и гидрометрию водоемов;        
  правила работы с метеорологическими и гидрометрическими приборами;        
  общие закономерности биологических процессов, протекающих в водоемах;        
  определение продуктивности водоемов и способы ее повышения;        
  внешние и внутренние признаки рыб различных семейств;        
  видовой состав микрофлоры воды, почвы и воздуха;        
  основные показатели санитарно-гигиенической оценки почвы, воздуха, воды и гидробионтов;        
  оборудование и приборы, используемые для анализа веществ;        
  требования к качеству воды рыбоводных хозяйств и рыбохозяйственных водоемов        
ПМ.02 Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов     МДК.02.01. Технологии воспроизводства и выращивания рыбы и других гидробионтов ОК 1 - 10
ПК 2.1 - 2.8
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:      
  иметь практический опыт:      
  эксплуатации гидротехнических сооружений, средств рыболовства и рыбоводства;     МДК.02.02. Техническое обеспечение процессов воспроизводства и выращивания рыбы и других гидробионтов  
  выращивания посадочного материала и товарной продукции;      
  участия в проведении бонитировки производителей и ремонтного молодняка;      
  участия в получении половых продуктов гидробионтов и их инкубации;      
  уметь:        
  выбирать и обосновывать технологические схемы выращивания рыбы и других гидробионтов;        
  рационально использовать земельные и водные ресурсы для получения максимального количества продукции;        
  проводить технологические процессы воспроизводства и выращивания рыбы и других гидробионтов;        
  выбирать технические средства для выполнения производственных процессов;        
  составлять календарные графики работ;        
  производить расчеты плотностей посадок, потребности в удобрениях и кормах, норм кормления;        
  заполнять специализированную документацию;        
  определять основные заболевания гидробионтов и подбирать эффективные меры борьбы и профилактики;        
  контролировать качество выращенной продукции;        
  знать:        
  биологические основы рыбоводства;        
  биологию объектов разведения;        
  значение беспозвоночных в рыбохозяйственной практике;        
  основы селекционно-племенной работы;        
  особенности выращивания отдельных видов и пород гидробионтов;        
  технологии выращивания товарной рыбы в хозяйствах разного типа;        
  биотехнику разведения и выращивания ценных промысловых рыб на рыборазводных заводах;        
  биотехнику разведения рыб в нерестово-выростных хозяйствах (НВХ);        
  биотехники воспроизводства проходных, полупроходных и туводных рыб;        
  устройство гидротехнических сооружений, применяемых в рыбоводстве;        
  оборудование рыбоводных организаций и гидротехнических сооружений (ГТС);        
  технические средства рыболовства и рыбоводства;        
  способы транспортировки живой рыбы и икры;        
  основные заболевания культивируемых гидробионтов, меры борьбы и профилактики заболеваний        
ПМ.03 Охрана водных биоресурсов и среды их обитания     МДК.03.01. Основные принципы и нормы охраны гидробионтов и среды их обитания ОК 1 - 10
ПК 3.1 - 3.4
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:      
  составления паспорта водоема и рыбопромыслового участка;      
  отбора проб в случае гибели гидробионтов от различных видов вредного воздействия;        
  определения признаков незаконного промысла;        
  составления протокола и оформления сопутствующей документации в случае нарушения рыбоохранного законодательства;        
  уметь:        
  осуществлять контроль за водозаборами и рыбозащитными устройствами;        
  классифицировать признаки незаконного промысла;        
  находить пути решения экологических проблем в профессиональной деятельности, в т.ч. связанных с загрязнением рыбохозяйственных водоемов;        
  классифицировать загрязнители по лимитирующим показателям вредности;        
  применять нормативные и законодательные акты в случае загрязнения рыбохозяйственных водоемов и других видов вредного воздействия;        
  вести учет источников загрязнения;        
  оформлять документы по оперативному контролю за состоянием водоемов;        
  применять методику подсчета ущерба, наносимого рыбному хозяйству, в случае гибели рыбы и других гидробионтов;        
  контролировать соблюдение Правил рыболовства и природоохранного законодательства Российской Федерации в организациях рыбной промышленности;        
  проводить разъяснительную работу с населением по вопросам бережного отношения к природным ресурсам и их рационального использования;        
  знать:        
  основы природоохранного и рыбохозяйственного законодательства Российской Федерации;        
  правовые нормы по защите водной среды и биоресурсов;        
  меру ответственности за нарушение рыбохозяйственного законодательства и международных соглашений по рыболовству;        
  сырьевую базу рыбохозяйственных водоемов и принципы ее рационального использования;        
  правила рыболовства (промышленного и любительского);        
  права и обязанности органов рыбоохраны;        
  перечень основных предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов;        
  методы и способы очистки сточных вод;        
  систему стандартов и нормативов качества воды рыбохозяйственных водоемов;        
  ветеринарно-санитарные требования к проектированию, строительству и эксплуатации рыбоводных хозяйств;        
  структуру государственной ветеринарной службы в Российской Федерации, ее права и обязанности        
ПМ.04 Содержание и разведение аквариумных гидробионтов     МДК.04.01. Технология содержания и разведения аквариумных гидробионтов ОК 1 - 10
ПК 4.1 - 4.5
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:      
  оборудования и эксплуатации аквариумных систем;        
  уметь:        
  проектировать аквариумные системы для разных видов гидробионтов;        
  выбирать оборудование для аквариумов в соответствии с требованиями к условиям содержания гидробионтов;        
  контролировать соблюдение требуемых режимов содержания гидробионтов и корректировать их;        
  составлять рационы кормления;        
  определять основные заболевания аквариумных гидробионтов;        
  выполнять ветеринарные назначения по профилактике и лечению аквариумных гидробионтов;        
  знать:        
  принципы устройства аквариумных систем;        
  оборудование для фильтрации, аэрации, освещения и подогрева аквариумных систем;        
  требования к условиям содержания различных видов аквариумных гидробионтов;        
  основные типы кормов: сухие, мороженые, живые;        
  режимы кормления аквариумных животных;        
  правила ухода за аквариумными растениями и животными;        
  основные инфекционные, инвазионные и алиментарные заболевания аквариумных гидробионтов, меры борьбы и профилактики заболеваний        
ПМ.05 Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области рыбоводства и рыболовства     МДК.05.01. Управление структурным подразделением организации и малым предприятием ОК 1 - 10
ПК 5.1 - 5.7
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:        
  планирования и анализа производственных показателей рыбоводческой организации;        
  участия в управлении трудовым коллективом;        
  ведения документации установленного образца;        
  уметь:        
  анализировать состояние рынка продукции и услуг в области рыбоводства и рыболовства;        
  планировать работу структурного подразделения организации отрасли и малого предприятия;        
  рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели рыбоводческой организации;        
  рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб, причиняемый окружающей среде при выполнении работ и оказании услуг в области профессиональной деятельности;        
  инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;        
  разрабатывать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала;        
  оценивать качество выполняемых работ;        
  знать:        
  характеристики рынка продукции и услуг в области рыбоводства и рыболовства;        
  организацию производственных и технологических процессов рыбоводства;        
  структуру организации и руководимого подразделения;        
  характер взаимодействия с другими подразделениями;        
  функциональные обязанности работников и руководителей;        
  основные перспективы развития малого бизнеса в отрасли;        
  особенности структуры и функционирования малого предприятия;        
  производственные показатели рыбоводства;        
  методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей;        
  виды, формы и методы мотивации персонала, в т.ч. материальное и нематериальное стимулирование работников;        
  методы оценивания качества выполняемых работ;        
  правила первичного документооборота, учета и отчетности        
ПМ.06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 1782 1188    
  Всего часов обучения по циклам ОПОП 5940 3960    
УП.00 Учебная практика 24 нед. 864   ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.8
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.5
ПК 5.1 - 5.7
ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности)
         
         
         
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 6 нед.      
ПА.00 Промежуточная аттестация 7 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.      
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.      
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2 нед.      

Таблица 6

Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 182 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам 110 нед.
Учебная практика 24 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 6 нед.
Промежуточная аттестация 7 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.
Каникулярное время 29 нед.
Итого 182 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.

7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед.

промежуточная аттестация 2 нед.

каникулярное время 11 нед.

7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>.

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

социально-экономических дисциплин;

иностранного языка;

математики;

информационных технологий в профессиональной деятельности;

геодезии;

рыбохозяйственной гидротехники;

технических средств рыбоводства и рыболовства;

рыбоводства;

экологических основ природопользования;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Лаборатории:

ихтиологии;

зоологии беспозвоночных;

аналитической химии;

микробиологии, санитарии и гигиены;

мониторинга среды обитания гидробионтов;

ихтиопатологии;

метрологии, стандартизации и подтверждения качества.

Аквариальная.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

Приложение
к ФГОС СПО по специальности 111401
Ихтиология и рыбоводство

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПО

Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) Наименование профессий рабочих, должностей служащих
1 2
14162 Машинист рыбоподъемника
18097 Рыбовод