Письмо ГТК РФ от 17.05.95 N 01-13/6885

"О применении иностранных документов на территории Российской Федерации"
Редакция от 17.05.1995 — Документ не действует

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 мая 1995 г. N 01-13/6885

О ПРИМЕНЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В дополнение к письму ГТК России N 01-13/843 от 19.01.95 сообщаем, что документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства могут быть использованы на территории другого государства только после их соответствующего удостоверения, если иного не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются государства. В настоящее время наиболее широкое распространение получили 2 способа такого удостоверения - консульская легализация и проставление апостиля.

Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих случаях, печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве.

Иностранные документы, предназначенные для использования на территории России, могут быть легализованы на территории того государства, где эти документы выданы, или же непосредственно в Российской Федерации. В первом случае документ сначала заверяется в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ, а затем легализуется в консульском учреждении Российской Федерации в данном государстве. Во втором случае иностранный документ сначала заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан документ, а затем легализуется в Департаменте консульской службы МИД России. И в этом и в другом случае при необходимости может быть потребован нотариально заверенный перевод документа на русский язык.

Как видно, процедура легализации достаточно сложна и требует значительных затрат. Однако она несовершенна: документ, прошедший такую многоступенчатую и трудоемкую процедуру, оказывается действительным только для того государства, консульская служба которого его легализовала.

В целях упрощения процесса признания иностранных документов в 1961 году в Гааге (Нидерланды) была подписана Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаагская конвенция). Для Российской Федерации она вступила в силу 31 мая 1992 года. Текст Гаагской Конвенции, а также перечень стран - участниц (помимо России) приведен в Приложении N 1. <*>

<*> Приложения N N 1, 3 включены в базу отдельными документами.

Действие Гаагской конвенции распространяется на документы об образовании, гражданском состоянии, трудовом стаже, свидетельства о нахождении в живых, справки, доверенности, судебные решения и материалы по гражданским, семейным и уголовным делам и др. Статья 1 Конвенции предусматривает, что она не распространяется на "документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами", а также на "административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции" (доверенности на совершение сделок, перемещение товаров через границу, договоры (контракты) о поставке товаров и предоставлении услуг, о выполнении различных работ и расчетов по ним). Это означает, что в тех случаях, когда это предусмотрено внутренним законодательством страны, на территории которой будут использоваться данные документы, они должны легализовываться обычным путем, т.е. применяется консульская легализация, включающая в себя последовательное проставление удостоверительной надписи в нескольких учреждениях. Сохранение многоступенчатости при легализации такого рода документов позволяет осуществлять более строгий контроль за деятельностью коммерческих предприятий.

В соответствии с Гаагской конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль). Апостиль "удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ" (ст. 5). Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции.

Легализация и проставление апостиля не требуются, если международным договором предусмотрена отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними договорами о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой Договаривающейся Стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально заверенный перевод.

Перечень стран, с которыми Российская Федерация имеет двусторонние договоры о правовой помощи, приведен в Приложении N 2.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам вступила в силу 19 мая 1994 года, а для Российской Федерации - с 10 декабря 1994 года. Однако в соответствии со статьей 85 указанной Конвенции ее действие распространяется и на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу. По состоянию на 1 мая 1995 года участниками Конвенции являются следующие государства: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Туркменистан. Текст Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам приведен в Приложении N 3.

Начальник Правового
управления ГТК РФ
В.А.ГАЛДИН

Приложение N 2
к письму ГТК России
от 17.05.95 N 01-13/6885

NN п/п Страна Дата подписания договора Дата вступления в силу
1. Азербайджан 22 декабря 1992 г. не вступил в силу
2. Алжир 23 февраля 1982 г. 29 марта 1984 г.
3. Болгария 19 февраля 1975 г. 19 января 1976 г.
4. Венгрия 15 июля 1958 г. 4 января 1959 г.
19 октября 1971 г. <*> 23 июня 1972 г. <*>
5. Вьетнам 10 декабря 1981 г. 11 октября 1982 г.
6. Греция <**> 21 мая 1981 г. 1 сентября 1982 г.
7. Ирак <***> 22 июня 1973 г. 22 апреля 1974 г.
8. Италия <**> 25 января 1979 г. 8 августа 1986 г.
9. Кипр 19 января 1984 г. 27 марта 1987 г.
10. Китай 19 июня 1992 г. 14 ноября 1993 г.
11. КНДР 16 декабря 1957 г. 5 марта 1958 г.
12. Куба 28 ноября 1984 г. 7 августа 1986 г.
13. Кыргызстан 14 сентября 1992 г. 25 февраля 1994 г.
14. Латвия 3 февраля 1993 г. не вступил в силу
15. Литва 21 июля 1992 г. 21 января 1995 г.
16. Молдова 25 февраля 1993 г. не вступил в силу
17. Монголия 23 сентября 1988 г. 12 ноября 1990 г.
18. Йеменская Республика 6 декабря 1985 г. 24 октября 1986 г.
19. Польша 28 декабря 1957 г. 8 июня 1958 г.
23 января 1980 г. <*> 15 ноября 1980 г. <*>
20. Румыния 3 апреля 1958 г. 19 сент бря 1958 г.
21. Тунис 26 июня 1984 г. 13 июня 1986 г.
22. Финляндия <**> 11 августа 1978 г. 9 августа 1980 г.
23. Чехословакия <****> 12 августа 1982 г. 4 июня 1983 г.
24. Эстония 26 января 1993 г. не вступил в силу
25. Союзная Республика Югославия <*****> 24 февраля 1962 г. 26 мая 1963 г.

<*> Даты подписания дополнительных протоколов к договорам и вступления их в силу.

<**> Принимаются без легализации только документы, передаваемые в рамках правовой помощи.

<***> Документы, выданные или заверенные в должном порядке на территории одной из Договаривающихся Сторон, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны в соответствии с ее законодательством.

<****> Фактически применяется между Российской Федерацией и Словакией и Чехией. В настоящее время ведутся переговоры о юридическом оформлении такого применения.

<*****> Правопреемник СФРЮ.