Приказ ГТК РФ от 08.02.95 N 81

"О проверке организации контроля за доставкой товаров"
Редакция от 08.02.1995 — Документ утратил силу, см. «Приказ ФТС РФ от 07.08.2009 N 1427»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 февраля 1995 г. N 81

О ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТАВКОЙ ТОВАРОВ

Во исполнение Приказа ГТК России от 02.12.94 N 636 "О проверке организации контроля за доставкой товаров" рабочей группой ГТК России под руководством заместителя председателя ГТК России Бекова С.М. в период с 12 по 23 декабря 1994 г. была проведена проверка организации контроля за доставкой товаров в 15 таможнях (приложение 1 к упомянутому Приказу).

К участию в проверке привлекались должностные лица региональных таможенных управлений и таможен общей численностью 45 человек.

В ходе проверки установлено следующее:

Во многих таможнях имеются существенные недостатки в организации контроля за доставкой товаров. Так, практически во всех таможнях проверки, за исключением Выборгской, нарушаются сроки информирования таможен назначения о товарах и транспортных средствах, следующих под таможенным контролем в их адрес. Это информирование производится только путем высылки 4-го экземпляра ДКД, оперативные каналы связи при этом не используются.

В Санкт-Петербургской и Шереметьевской таможнях ОКДТ были созданы с опозданием на несколько месяцев и фактически начали работу только в сентябре 1994 г. Во многих таможнях (Екатеринбургской, Калининградской, Московской автогрузовой, Нижегородской, Тольяттинской) в ОКДТ ощущается недостаток сотрудников с опытом оперативной работы. Техническая оснащенность большинства ОКДТ находится на низком уровне, что создает заметные трудности при обмене информацией с другими подразделениями таможни и таможенными органами. В 7 таможнях из 15 не имеется телекса и ксерокса, в 6 таможнях нет положенных двух телефонных номеров, а в 2 таможнях в ОКДТ нет телефонов вообще. В подобных условиях осуществлять контроль за доставкой товаров на должном уровне невозможно.

В ряде таможен (Брянской, Калининградской и Московской автогрузовой) под ОКДТ выделены малые помещения и на одного сотрудника приходится менее 2 кв. м. Более того, в Калининградской таможне отдел размещается в вагончике.

Вследствие большой оперативной нагрузки ОКДТ Брянской, Выборгской, Нижегородской, Себежской, Смоленской и Шереметьевской таможен испытывают острую нехватку компьютерной техники. В Брянской, Выборгской, Московской автогрузовой, Нижегородской, Санкт-Петербургской, Себежской, Смоленской и Шереметьевской таможнях штатная численность ОКДТ не соответствует объему работы по контролю за доставкой товаров.

В некоторых таможнях (Екатеринбургская, Кингисеппская) на ОКДТ возложен контроль за складами временного хранения, что не входит в перечень функций ОКДТ и создает дополнительную нагрузку на личный состав. Практически повсеместно на ОКДТ возложены функции отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в части заведения и производства дел о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств под таможенным контролем.

Во многих таможнях качество оформления ДКД, книжек МДП и журналов их регистрации (и на бумаге, и в программе АРМ "Доставка-Т") находится на низком уровне, что выражается в незаполнении отдельных граф либо указании в них неточных сведений. Так, в Белгородской таможне выборочный анализ ДКД, оформленных на Центральном таможенном посту, показал, что примерно в 70% ДКД не дается конкретное описание товара в графе 31, в 30% ДКД не заполнена графа 50. Неоднократно ОКДТ информировал начальников постов о нарушении порядка оформления ДКД, однако должных мер по данным фактам так и не было принято.

При оформлении ДКД в Брянской таможне встречаются следующие типовые ошибки: неправильная структура номера ДКД, не заполнена графа "Таможня назначения", не указывается полное наименование и адрес получателя товаров, в некоторых случаях ДКД оформляется на бланках добавочных листов ТД-2 из-за отсутствия достаточного количества бланков ТД-1.

В 30% ДКД, оформленных Выборгской таможней, не указаны полные сведения о перевозчике товаров либо неточно указано наименование таможни назначения. Кроме того, встречаются двойные номера ДКД.

В Калининградской таможне оформление ДКД и книжек МДП ведется небрежно и с ошибками: имеются двойные номера и не заполняется ряд граф в журналах регистрации, в ряде случаев в книжках МДП не указывается срок доставки товаров и не проставляются личные номерные печати, встречаются оформленные книжки МДП, не зарегистрированные ни в журнале, ни в компьютере, т.е. фактически снятые с контроля.

В 30% ДКД, оформленных Нижневолжской таможней в ноябре 1994 г., в графе 50 отсутствует заверенное обязательство перевозчика о доставке товара. Треть ДКД в Санкт-Петербургской таможне также оформляется с ошибками.

В некоторых таможнях практикуется ведение журналов регистрации только на компьютере. При определенных условиях это может привести к полной потере информации либо к несанкционированному доступу к ней посторонних лиц.

Имеются случаи оформления ДКД без предъявления гарантийных обязательств получателей товаров либо при предъявлении гарантийных обязательств, не зарегистрированных в таможнях назначения (Выборгская, Нижневолжская, Смоленская таможни).

В Брянской, Выборгской, Кингисеппской, Московской автогрузовой, Смоленской и Шереметьевской таможнях ОКДТ не владеет информацией об оформлении доставки товаров под таможенным контролем по всем подразделениям таможни. В Московской автогрузовой таможне нередко подтверждения о доставке товаров отправляются непосредственно из таможенных постов, минуя ОКДТ. При этом используются телетайпы посторонних организаций, в результате чего другие таможни не принимают эти подтверждения и присылают в Московское таможенное управление дополнительные запросы о доставке того или иного товара.

При учете поступления товаров в ряде таможен не проставляется номер ГТД в журналах учета поступления товаров, а в некоторых случаях отметка о поступлении товара ставится не сразу при поступлении товара, а только после оформления ГТД на него. Из всех таможен проверки только в Выборгской таможне организован сплошной досмотр подакцизных товаров на складах временного хранения. В Себежской таможне досмотр товаров не производится как при их поступлении, так и при оформлении ГТД, более того, журнал учета поступления товаров вообще не ведется.

В Санкт-Петербургской таможне хорошо поставлена работа по контролю за доставкой товаров, перемещаемых в рамках Конвенции МДП, 1975. Подобного нельзя сказать о Брянской, Выборгской, Себежской, Смоленской и Московской автогрузовой таможнях, в которых в случае отсутствия подтверждений о доставке товаров не заводятся дела о НТП либо в таможню назначения не высылаются документы, необходимые для заведения дел о НТП. Например, в Себежской таможне накопилось 1600 контрольных листов книжек МДП, подтверждения о доставке по которым не поступало. Сумма гарантий по упомянутым книжкам МДП - 80 млн. долларов США.

В Смоленской и некоторых других пограничных таможнях выявлены нарушения установленного порядка доставки по таможенным контролем подакцизных товаров, включая алкогольные напитки и табачные изделия: при помещении указанных товаров под таможенный режим реэкспорта не вносятся денежные средства на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, применяется практика подтверждений вывоза реэкспортируемых товаров по телефону, не приняты меры и не заведены дела о НТП по фактам недоставления реэкспортируемых товаров в таможенные органы назначения, при возврате из приграничных складов временного хранения за границу алкогольных напитков и табачных изделий не применяется таможенное сопровождение, не накладываются таможенные обеспечения, не составляются акты таможенного досмотра и отсутствуют подтверждения о фактическом вывозе товаров.

В большинстве таможен слабо ведется работа по привлечению организаций к деятельности в качестве таможенного перевозчика. Из таможен проверки только в регионе деятельности Нижегородской и Санкт-Петербургской таможен зарегистрированы таможенные перевозчики.

В Калининградской и Кингисеппской таможнях нарушается установленный порядок допущения транспортных средств (контейнеров) к перевозкам под таможенным контролем. В Выборгской таможне свидетельства о допущении вообще не выдаются.

Критическая ситуация сложилась в области борьбы с нарушениями таможенных правил при перевозках товаров под таможенным контролем. Во многих таможнях не разработана технология взаимодействия подразделений таможни при розыске недоставленных товаров и заведении дел о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств до таможенных органов назначения. Отделы по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (ОБК) не уделяют должного внимания заведению и производству дел о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств под таможенным контролем. В ряде случаев недостаточная квалификация сотрудников ОКДТ не позволяет им грамотно составить протокол о нарушении таможенных правил. Вышеуказанные причины приводят к тому, что в таможнях с низкой эффективностью разыскиваются недоставленные товары, готовятся материалы для заведения дел о НТП и ведется производство по этим делам. В результате в 1993 г. из 7987 случаев недоставления товаров, по которым таможни проверки должны были завести дела о НТП, фактически заведено 526 дел (6,7%). В 1994 г. эта цифра несколько выше - 15,6% (2615 из 16719). Подобную ситуацию ни в коей мере нельзя считать нормальной. Если в подавляющем большинстве случаев недоставления товаров не принимаются меры и не заводятся дела о НТП, то теряется сам смысл контроля за доставкой товаров.

В ряде таможен (Выборгской, Екатеринбургской, Кингисеппской, Нижегородской, Нижневолжской, Тольяттинской) налажена хорошая связь с местными правоохранительными и другими государственными органами. В то же время в Брянской и Московской автогрузовой таможнях подобное взаимодействие практически отсутствует.

Вызывает тревогу организация контроля за доставкой товаров в Шереметьевской таможне. ОКДТ контролирует доставку товаров только в одном структурном подразделении таможни из десяти. Не производится информирование таможен назначения о направлении в их адрес товаров и транспортных средств под таможенным контролем как по оперативным каналам связи, так и путем направления четвертого экземпляра ДКД. В ГНИВЦ и ГТК России не было передано ни одной ежемесячной сводки об оформлении доставки товаров. Розыск недоставленных товаров не ведется, и дела о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств под таможенным контролем не заводятся.

В Шереметьевской таможне обнаружены нарушения действующего порядка оформления алкогольных напитков и табачных изделий. Неоднократно проводилось оформление временных деклараций на алкогольные напитки под гарантийное обязательство банка без внесения денежных средств на депозит таможенного органа. Досмотр товаров, близких по наименованию к акцизным, производится лишь выборочно.

Основными объективными причинами, затрудняющими контроль за доставкой товаров, являются отсутствие надежных каналов связи между подразделениями таможни и таможенными органами, слабое техническое оснащение ОКДТ, а также несоответствие штатной численности ОКДТ фактическому объему работы во многих таможнях. Среди субъективных причин необходимо назвать следующие: недостаточное внимание к контролю за доставкой товаров со стороны руководителей местных таможенных органов, отсутствие разделения ОКДТ на сектора (группы) с четким распределением обязанностей между ними, недостаточная квалификация сотрудников ОКДТ (отсутствие опыта оперативной работы, незнание компьютера, слабое знание нормативных актов ГТК России и т.д.), а также низкий уровень исполнительской дисциплины.

На основании изложенного приказываю:

1. За низкий уровень организации контроля за доставкой товаров и невыполнение требований ряда нормативных актов ГТК России объявить выговор заместителю начальника Калининградского таможенного управления - начальнику Калининградской таможни Евсютину В.В., начальникам Себежской таможни Скобелеву И.В. и Московской автогрузовой таможни Русаку С.А.

2. Строго предупредить начальников Шереметьевской таможни Копнина В.М., Белгородской таможни Данкова В.А., Выборгской таможни Фомина И.Н., Екатеринбургской таможни Комиссарова Н.Н., Нижегородской таможни Ивашкина В.М., Санкт-Петербургской таможни Еременко В.Г., Смоленской таможни Титова В.А. за серьезные упущения в организации контроля за доставкой товаров и невыполнение требований ряда нормативных актов ГТК России.

3. Указать начальникам Северо-Западного таможенного управления Бобкову В.Б., Западного таможенного управления Лютову Н.А., Московского таможенного управления Старохе А.М., Калининградского таможенного управления Краснянскому И.Ю., Поволжского таможенного управления Вагину А.А. и Уральского таможенного управления Нефедову В.Г. на невыполнение подчиненными таможнями требований ряда нормативных актов ГТК России, регламентирующих контроль за доставкой товаров, и низкий уровень организационной работы со стороны региональных таможенных управлений.

4. Начальникам таможен, упомянутых в пунктах 1 и 2, в месячный срок со дня подписания настоящего Приказа устранить указанные в преамбуле недостатки и доложить об этом в вышестоящие региональные таможенные управления и ГТК России.

5. Начальникам региональных таможенных управлений, упомянутых в пункте 3, проконтролировать устранение недостатков в подчиненных таможнях.

6. Западному таможенному управлению (Лютов) провести проверку складов временного хранения в регионе деятельности Смоленской таможни и доложить о результатах в ГТК России в срок до 15.03.94.

7. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен:

- проанализировать организацию контроля за доставкой товаров в подчиненных таможенных органах и устранить недостатки, отмеченные в настоящем Приказе;

- не возлагать на ОКДТ дополнительные функции, не предусмотренные в Типовом положении об ОКДТ, утвержденном Приказом ГТК России от 21.03.94 N 104;

- организовать систематическое изучение личным составом ОКДТ, таможенных постов и отделов таможенного оформления нормативных актов ГТК России, регламентирующих контроль за доставкой товаров;

- разработать технологические схемы взаимодействия подразделений таможен при розыске недоставленных товаров и заведении дел о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств под таможенным контролем в таможенные органы назначения;

- принять меры к первоочередному оснащению ОКДТ средствами вычислительной техники и связи.

8. УОТК (Васильев):

- во втором полугодии 1995 г. организовать аналогичную проверку ряда таможенных органов и в список проверяемых в обязательном порядке включить таможни, в которых настоящая проверка выявила наибольшее число нарушений;

- в срок до 01.04.95 разработать типовое положение об отделе по контролю за доставкой товаров на всех уровнях (таможня, региональное таможенное управление, ГТК России) с разделением ОКДТ на сектора (группы) с четким распределением обязанностей как между секторами (группами), так и внутри них;

- совместно с ГНИВЦ (Чеботов) и Региональным управлением по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений Российской Федерации (Уваров) в срок до 01.03.94 подготовить предложения по дооснащению ОКДТ таможен средствами вычислительной техники и связи;

- совместно с Управлением кадров и учебных заведений (Шамахов) и Финансовым управлением (Листопад) в срок до 01.03.94 подготовить предложения по увеличению штатной численности ОКДТ ряда таможен.

9. Управлению по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (Ванин):

- взять под особый контроль производство по делам о НТП, связанных с недоставлением товаров и транспортных средств под таможенным контролем, и ежемесячно докладывать мне о ходе проводимой в этом направлении работы;

- в срок до 01.04.95 разработать Типовое положение о порядке заведения и производства упомянутых дел;

- провести через отделы ОБК таможен обучение личного состава ОКДТ порядку составления протокола о НТП.

10. Начальнику Регионального управления по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социальному развитию Ануфриеву Г.М. поощрить сотрудников отдела социально-бытового обеспечения, организовавшим на высоком уровне прием и размещение участников проверки, а также приобретение для них билетов.

11. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя ГТК России С.М. Бекова.

Первый заместитель Председателя
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
В.Ф.КРУГЛИКОВ