Приказ Минобрнауки РФ от 19.04.2010 N 388

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 270802.03 Монтажник трубопроводов"
Редакция от 19.04.2010 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 N 741»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2010 г. N 17306


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 19 апреля 2010 г. N 388

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 270802.03 МОНТАЖНИК ТРУБОПРОВОДОВ

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.03 Монтажник трубопроводов и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 19 апреля 2010 г. N 388

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 270802.03 МОНТАЖНИК ТРУБОПРОВОДОВ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 270802.03 Монтажник трубопроводов всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Монтажник наружных трубопроводов
Монтажник технологических трубопроводов
10 мес.
на базе основного общего образования 2 года 5 мес. <**>

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

монтажник наружных трубопроводов - монтажник технологических трубопроводов.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: монтаж наружных и технологических трубопроводов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

технологические процессы прокладки и монтажа наружных и технологических трубопроводов;

материалы, комплектующие детали, приспособления и инструменты для прокладки и монтажа наружных и технологических трубопроводов;

наружные и технологические трубопроводы;

техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии монтажник трубопроводов готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Монтаж наружных трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев.

4.3.2. Монтаж и гидравлические испытания технологических трубопроводов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Монтаж наружных трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев.

ПК 1.1. Подготавливать основания под трубопроводы, коллекторы, каналы, камеры и колодцы.

ПК 1.2. Выполнять укладку и монтаж элементов сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев.

ПК 1.3. Выполнять подготовку элементов наружных трубопроводов к монтажу.

ПК 1.4. Осуществлять прокладку и сборку наружных трубопроводов.

5.2.2. Монтаж и гидравлические испытания технологических трубопроводов.

ПК 2.1. Подготавливать трубы к монтажу.

ПК 2.2. Осуществлять монтаж технологических трубопроводов.

ПК 2.3. Проводить гидравлические испытания технологических трубопроводов.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет два часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

Таблица 2

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" 864 576    
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 328 224    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:     ОП.01. Техническая графика ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 2.2
  уметь:      
  читать строительно-монтажные чертежи и схемы укладки трубопроводов;      
  выполнять несложные эскизы в области профессиональной деятельности;      
  производить поиск информации из различных источников (в том числе профессиональных изданий, Интернета и т.д.);        
  знать:        
  назначение и состав проекционных изображений, правила проецирования;        
  условные, схематизированные и упрощенные изображения элементов конструкций, узлов и стыков деталей;        
  возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности        
  уметь:     ОП.02. Электротехника ОК 1 - 7
ПК 1.2
ПК 1.4
ПК 2.2
ПК 2.3
  замерять параметры электрических и магнитных полей;    
  пользоваться справочными материалами, проводить самоконтроль и взаимоконтроль результатов работы;      
  читать и составлять по заданным условиям простые схемы несложных электрических цепей;      
  соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;      
  согласованно работать в группе при выполнении лабораторно-практических работ;        
  планировать деятельность и организовывать ее выполнение в соответствии с планом;        
  выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах;        
  знать:        
  сущность основных электрических и магнитных явлений, используемых в электротехнической практике;        
  характеристики электрических и магнитных полей;        
  характеристики электрических цепей постоянного и переменного токов, магнитных цепей;        
  виды, типы и технические характеристики электротехнического оборудования, применяемого при производстве работ по монтажу трубопроводов;        
  типы и виды планирования работ, построение планов-графиков деятельности;        
  стандарты и техническую документацию в данной области;        
  возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности;        
  основные нормы электробезопасности и правила безопасной эксплуатации электрооборудования        
  уметь:     ОП.03. Материаловедение ОК 1 - 7
  выбирать материалы на основе их свойств для использования при протравке, промывке, очистке и обезжиривании труб, деталей трубопроводов и арматуры, обосновывать свой выбор;     ПК 1.1 - 2.3
  анализировать характеристики материалов, применяемых при монтаже трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев в соответствии с задачами их использования;        
  готовить растворы для очистки трубопроводов;        
  готовить битумные мастики для заделки стыков трубопроводов;        
  осуществлять поиск необходимой для решения учебных задач информации из различных источников;        
  оценивать достигнутые результаты и корректировать деятельность на их основе;        
  знать:        
  виды и сортимент труб и деталей трубопроводов и арматуры;        
  химические, физико-механические свойства сырья и материалов, применяемых при монтаже трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев;        
  виды и свойства материалов, применяемых для протравки, промывки и обезжиривания труб;        
  пожароопасные свойства веществ и материалов;        
  возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности        
  уметь:     ОП.04. Основы автоматизации производства ОК 1 - 7
  выбирать тип контрольно-измерительных приборов в соответствии с производственными условиями и профессиональными задачами;     ПК 1.1 - 2.3
  определять место объекта в иерархической структуре управления;        
  использовать средства контроля и защиты для обеспечения безопасности;        
  осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицы, графики, диаграммы, текст и т.д.), в том числе с использованием компьютерных программ;        
  выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать результаты;        
  выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах;        
  знать:        
  основные виды и назначение автоматизированных систем управления;        
  принципы построения автоматизированных систем управления технологическими процессами при монтаже трубопроводов;        
  типы устройств контроля и защиты, применяемых при монтаже трубопроводов;        
  способы работы с информацией при разрешении профессионально-трудовых задач;        
  возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности        
  уметь:     ОП.05. Основы технологии и организации монтажных работ ОК 1 - 7
  составлять схемы устройства трубопроводов;     ПК 1.1 - 2.3
  описывать производственный процесс монтажа трубопроводов;      
  выбирать способ соединения труб с учетом производственных условий и аргументировать свой выбор;        
  соотносить виды технических измерений с типами оборудования и обосновывать свои решения;        
  составлять техническую документацию на производство работ по монтажу трубопроводов и связанных с ним конструкций;        
  оформлять производственную документацию при монтаже трубопроводов;        
  осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицы, диаграммы, текст и т.д.), в том числе с использованием компьютера;        
  распределять обязанности и согласовывать позиции в совместной деятельности по решению учебно-профессиональных задач;        
  знать:        
  номенклатуру и назначение труб, соединительных частей, арматуры и средств крепления;        
  способы соединения труб;        
  принципы устройства оснований под трубопроводы, коллекторы, каналы, камеры и колодцы;        
  виды технических измерений при монтаже наружных и технологических трубопроводов;        
  способы определения прямолинейности и плоскостности;        
  типы и устройство нивелиров и теодолитов;        
  структуру производственного процесса монтажа;        
  методы монтажа оборудования;        
  состав технической документации на монтаж оборудования;        
  виды и последовательность выполнения подготовительных и монтажных работ;        
  виды средств малой механизации, оборудования, технологической оснастки, специальных инструментов и приспособлений;        
  порядок организации управления монтажным производством;        
  возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения основ технологии и организации монтажных работ, в будущей профессионально-трудовой деятельности;        
  типы и виды проблем в профессиональной деятельности, обобщенные способы их разрешения;        
  типы и виды планирования работ, построения планов-графиков профессиональной деятельности, способы самоконтроля и коррекции;        
  нормы и правила оформления служебных документов в сфере монтажа трубопроводов;        
  типы и виды источников информации в профессиональной области, их особенности и способы получения        
  уметь:     ОП.06. Охрана труда ОК 1 - 7
  обеспечить безопасную организацию работ при монтаже наружных и технологических трубопроводов;     ПК 1.1 - 2.3
  пользоваться индивидуальными средствами защиты и электрозащитными средствами;        
  пользоваться средствами противопожарной защиты;        
  выбирать оптимальные средства пожаротушения в зависимости от ситуации;        
  использовать средства пожарной связи и сигнализации;        
  соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;        
  знать:        
  виды сигнализации, применяемые при выполнении всех видов работ по монтажу трубопроводов;        
  права и обязанности работников в области охраны труда;        
  нормы и требования в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности;        
  общие и специальные отраслевые правила, нормы и инструкции по технике безопасности в сфере производства работ по монтажу трубопроводов;        
  регламенты ответственности работника за нарушение законодательства по охране труда;        
  назначение и правила эксплуатации индивидуальных средств защиты, электрозащитных средств и средств противопожарной защиты;        
  порядок совместных действий с пожарной охраной и аварийно-спасательными формированиями при ликвидации аварий и пожаров;        
  основные нормы электробезопасности и правила безопасной эксплуатации электрооборудования;        
  меры защиты от поражения электрическим током;        
  средства пожаротушения и алгоритм их оптимального выбора в зависимости от ситуации;        
  порядок вызова пожарной и аварийной служб;        
  назначение и задачи производственной санитарии;        
  возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности        
  уметь:   32 ОП.07. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 - 7
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;     ПК 1.1 - 2.3
  предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;      
  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;        
  применять первичные средства пожаротушения;        
  ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;        
  применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;        
  владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;        
  оказывать первую помощь пострадавшим;        
  знать:        
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;        
  основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;        
  основы военной службы и обороны государства;        
  задачи и основные мероприятия гражданской обороны;        
  способы защиты населения от оружия массового поражения;        
  меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;        
  организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;        
  основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;        
  область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;        
  порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим        
П.00 Профессиональный цикл 456 312    
ПМ.00 Профессиональные модули 456 312    
ПМ.01 Монтаж наружных трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев     МДК.01.01. Основы монтажа наружных трубопроводов ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.4
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:        
  подготовки оснований под трубопроводы, коллекторы, каналы, камеры и колодцы;        
  укладки и монтажа элементов сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев;        
  подготовки элементов наружных трубопроводов к монтажу;        
  прокладки и сборки наружных трубопроводов;        
  обсуждения и аргументирования конкурентных преимуществ и социальной значимости своей будущей профессии;        
  анализа рабочей ситуации, выбора средств реализации целей и задач, поставленных руководителем;        
  организации эффективного взаимодействия с коллегами и руководством;        
  оценки достигнутых результатов и внесения коррективов в деятельность на их основе;        
  использования электрозащитных средств, средств противопожарной защиты и индивидуальных средств защиты;        
  уметь:        
  осуществлять установку такелажных приспособлений, строповку и расстроповку деталей трубопроводов, коллекторов, каналов, камер и колодцев;        
  укладывать железобетонные плиты основания и перекрытия коллекторов, каналов, камер и колодцев;        
  укладывать железобетонные опорные плиты под скользящие опоры, фасонные части и арматуру;        
  осуществлять монтаж цилиндров железобетонных круглых колодцев и горловин колодцев и камер;        
  готовить растворы для заделки стыков;        
  заделывать стыки стеновых блоков, плит основания и перекрытия коллекторов, каналов, камер и колодцев;        
  осуществлять пробивку отверстий механизированным инструментом в стенах камер и колодцев;        
  устанавливать ходовые скобы и люки в камерах и колодцах;        
  подготавливать элементы наружных трубопроводов к монтажу;        
  производить укладку звеньев и одиночных труб из различных материалов;        
  осуществлять подвешивание подземных трубопроводов и кабелей;        
  прокладывать трубы в пробуренных скважинах;        
  осуществлять врезку в существующую сеть канализации и водостока из неметаллических труб;        
  устанавливать заглушки, сифоны, гидрозатворы, сальники, коверы, гидранты, водоразборные колонки и вантузы;        
  осуществлять соединение труб с помощью раструбов, фланцев, накидных гаек, манжет, универсальных соединений;        
  подготавливать стальные трубы к сварке;        
  укладывать трубы звеньями и плетями;        
  заделывать стыки напорных и безнапорных труб;        
  осуществлять промывку стальных трубопроводов с хлорированием;        
  разрабатывать грунт при продавливании стальных труб гидравлическими и ручными домкратами;        
  пользоваться индивидуальными средствами защиты и электрозащитными средствами;        
  планировать профессиональную деятельность, самообразование и организовывать их выполнение в соответствии с планом;        
  применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;        
  оформлять различные документы служебного характера в соответствии со сферой профессиональной деятельности;        
  знать:        
  виды и назначение основных деталей трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев;        
  правила и способы очистки деталей трубопроводов;        
  устройство и способы применения подъемно-такелажных приспособлений;        
  правила и способы строповки труб и деталей;        
  правила крепления и перекрепления траншей и котлованов;        
  правила подготовки оснований под трубопроводы, коллекторы, каналы, колодцы и камеры;        
  правила и способы подбивки уложенных трубопроводов грунтом или бетоном;        
  правила и способы разработки грунта при продавливании стальных труб (продавливания стальных труб с помощью домкратов);        
  способы просушки и утепления стыков стальных труб при сварке;        
  правила укладки трубопроводов;        
  устройство сборных железобетонных коллекторов, каналов, камер и колодцев;        
  требования, предъявляемые к заделке раструбов и стыков трубопроводов, каналов, камер и колодцев;        
  содержание и последовательность действий при подвешивании подземных трубопроводов;        
  правила промывки трубопроводов;        
  правила сборки стальных труб в звенья и укладки стальных труб плетями;        
  требования, предъявляемые к кромкам и стыкам стальных труб, собранных под сварку;        
  правила испытания трубопроводов и коллекторов гидравлическим способом;        
  содержание и последовательность действий при воздушном испытании трубопроводов;        
  правила укладки дюкеров и трубопроводов через водные преграды;        
  правила сборки и укладки стальных труб, имеющих продольные сварные швы;        
  методы и способы снижения воздействия на окружающую среду всех видов производственной деятельности, продуктов, процессов;        
  наиболее опасные нарушения технологического режима, способные привести к загоранию, воспламенению или разрушению оборудования;        
  нормы и правила оформления служебных документов в сфере профессионально-трудовой деятельности;        
  возможности повышения профессиональной квалификации        
ПМ.02 Монтаж и гидравлические испытания технологических трубопроводов     МДК.02.01. Основы монтажа и испытаний технологических трубопроводов ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  подготовки труб к монтажу;      
  монтажа технологических трубопроводов;        
  проведения гидравлических испытаний технологических трубопроводов;        
  планирования работ и осуществления контроля их выполнения, исходя из целей и задач деятельности, определенных руководителем;        
  распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности по решению профессионально-трудовых задач;        
  работы с техническими инструкциями и регламентами в сфере своей профессиональной деятельности;        
  соблюдения техники безопасности при проведении работ;        
  уметь:        
  проводить разметку мест прокладки трубопроводов;        
  осуществлять монтаж оборудования из стекла, трубопроводов из стеклянных труб;        
  проводить сварку полиэтиленовых и винипластовых труб;        
  проводить установку арматуры;        
  устанавливать гидравлические и электрические приводы арматуры;        
  изготавливать детали элементов трубопроводов из стекла, полиэтилена, винипласта, алюминия, меди и латуни;        
  проверять соответствие выполненных работ требованиям технической документации;        
  выбирать оптимальный способ испытания трубопроводов;        
  устранять дефекты, обнаруженные во время испытаний трубопроводов;        
  составлять отчетную документацию по итогам испытаний трубопроводов;        
  принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции;        
  обрабатывать и представлять информацию в различных форматах для разных групп пользователей (в том числе администрации, коллег, потребителей и т.д.);        
  соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;        
  знать:        
  способы химической очистки внутренних поверхностей деталей и трубопроводов;        
  способы химической очистки оборудования из стекла, стеклянных труб и фасонных частей к ним;        
  содержание и последовательность действий при монтаже оборудования из стекла и трубопроводов из стеклянных труб;        
  правила обращения с газовыми баллонами и их транспортировки;        
  типы опор и подвесок на них;        
  правила прокладки, гидравлического и пневматического испытания трубопроводов;        
  требования к испытанию трубопровода из стеклянных труб;        
  сигналы, применяемые при монтаже трубопроводов кранами;        
  допуски при подготовке стыков к сварочным работам;        
  способы обезжиривания деталей и труб кислородопровода;        
  способы покрытия труб противокоррозионной изоляцией;        
  устройство поршневого монтажного пистолета и правила работы с ним;        
  типы компенсаторов и правила их установки;        
  типы фланцевых соединений на специальных прокладках и специальных муфтовых соединений;        
  правила химической промывки узлов и деталей труб;        
  перечень и общее содержание методов монтажа трубопроводов блоками;        
  правила монтажа трубопроводов из легированных сталей;        
  способы термообработки сварных стыков;        
  возможности трудоустройства и варианты построения трудовой карьеры на базе профессии обучения;        
  общие правила и нормы делового общения;        
  существующие способы и методы снижения и предотвращения рисков загрязнения окружающей среды, связанных с возможными аварийными ситуациями;        
  требования техники безопасности при проведении работ        
ФК.00 Физическая культура 80 40   ОК 2
  уметь:       ОК 3
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;       ОК 6
ОК 7
  знать:      
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;        
  основы здорового образа жизни        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 216 144    
  Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП 1080 720    
УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 19 нед. 684   ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 2.3
ПП.00 Производственная практика
ПА.00 Промежуточная аттестация 1 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.      

Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 20 нед.
Учебная практика (производственное обучение) 19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация 1 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.
Каникулярное время 2 нед.
Итого 43 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.

промежуточная аттестация 3 нед.

каникулярное время 13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

технической графики;

материаловедения;

автоматизации производства;

охраны труда и безопасности жизнедеятельности;

наружных и технологических трубопроводов.

Лаборатории:

электротехники;

информационных технологий.

Мастерские:

монтажа и испытаний трубопроводов.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.