Приказ Минобрнауки РФ от 12.04.2010 N 319

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 262005.02 Сборщик обуви"
Редакция от 12.04.2010 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 N 776»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июня 2010 г. N 17466


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 апреля 2010 г. N 319

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 262005.02 СБОРЩИК ОБУВИ

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262005.02 Сборщик обуви и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 апреля 2010 г. N 319

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 262005.02 СБОРЩИК ОБУВИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 262005.02 Сборщик обуви всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Сборщик обуви
Затяжчик обуви
10 мес.
на базе основного общего образования 2 года 5 мес. <**>

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

сборщик обуви - затяжчик обуви.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по сборке и отделке обуви различного назначения.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

колодки стандартные, колодки ортопедические;

детали обуви;

специальные детали ортопедической обуви;

основные и вспомогательные материалы и фурнитура для изготовления и отделки обуви;

полуфабрикаты обуви, подошвы, каблуки, набойки;

образцы обуви;

технологическая, конструкторская и иная документация.

4.3. Обучающийся по профессии Сборщик обуви готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Раскрой и разруб обувных материалов.

4.3.2. Сборка заготовок верха обуви.

4.3.3. Формование заготовок верха обуви.

4.3.4. Прикрепление деталей низа обуви.

4.3.5. Отделка обуви.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Раскрой и разруб обувных материалов.

ПК 1.1. Раскраивать обувные материалы на детали верха обуви.

ПК 1.2. Вырубать обувные материалы на детали низа обуви.

ПК 1.3. Обрабатывать детали верха.

ПК 1.4. Обрабатывать детали низа обуви.

5.2.2. Сборка заготовок верха обуви.

ПК 2.1. Выполнять сборку заготовки с помощью ниточных и клеевых швов.

ПК. 2.2. Выявлять и устранять дефекты сборки заготовок верха обуви.

5.2.3. Формование заготовок верха обуви.

ПК 3.1. Подготавливать заготовки верха, колодки, стелечные узлы к формованию.

ПК 3.2. Выполнять формование заготовок верха обуви обтяжно-затяжным способом на оборудовании и вручную.

ПК 3.3. Выполнять формование заготовок верха обуви беззатяжным и комбинированным способом.

ПК 3.4. Выявлять и устранять дефекты формования заготовок верха обуви.

5.2.4. Прикрепление деталей низа обуви.

ПК 4.1. Подготавливать след обуви к прикреплению подошв.

ПК 4.2. Прикреплять подошву обуви различными методами крепления.

ПК 4.3. Прикреплять каблуки и набойки различных конструкций из различных материалов.

ПК 4.4. Выявлять и устранять дефекты прикрепления деталей низа обуви.

5.2.5. Отделка обуви.

ПК 5.1. Выполнять операции по отделке верха обуви.

ПК 5.2. Выполнять операции по отделке низа обуви.

ПК 5.3. Выполнять операции, завершающие изготовление обуви, и ее упаковку.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

Таблица 2

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В том числе часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" 864 576    
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 182 128    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:     ОП.01. Основы материаловедения ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.3
  уметь:    
  распознавать и классифицировать материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;    
  подбирать материалы по их назначению с учетом физико-механических свойств материалов;      
  знать:      
  ассортимент обувных материалов;      
  классификацию и область применения различных материалов;      
  особенности строения, назначения и свойства различных материалов;      
  физико-механические свойства различных материалов;        
  способы производства различных материалов        
  уметь:     ОП.02. Основы технологии производства изделий из кожи ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.3
  классифицировать обувь, детали обуви, колодки;    
  определять конструктивные особенности обуви;    
  проводить обмер стоп;    
  подбирать затяжные колодки;      
  соблюдать правила техники безопасности, санитарии и гигиены труда;      
  знать:      
  историю развития конструкции обуви;      
  классификацию обуви;      
  антропометрию ноги: основные антропометрические точки и размерные признаки ноги;        
  патологии и дефекты стопы;        
  способы и методику обмера ноги, особенности обмера деформированной нижней конечности;        
  биомеханику стоп (движение и работа стопы, изменение размеров стопы);        
  отличие ортопедических колодок от стандартных;        
  этапы технологии производства обуви;        
  правила техники безопасности, санитарии и гигиены труда        
  уметь:     ОП.03. Основы стандартизации и технические измерения ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.3
  применять нормативные документы по стандартизации в производственной деятельности;    
  пользоваться материалами систем ГСС (Государственной системы стандартизации), ЕСКД (Единой системой конструкторской документации), ЕСТД (Единой системой технологической документации);    
  обоснованно выбирать и применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;    
  свободно читать и понимать документацию различных видов;      
  знать:      
  цели, задачи, принципы и методы стандартизации;        
  категории и виды стандартов;        
  организацию работ по стандартизации в Российской Федерации;        
  международные организации по стандартизации;        
  экономическую эффективность стандартизации;        
  основы метрологии;        
  объекты, субъекты метрологии;        
  средства и методы измерений;        
  виды измерительных средств;        
  методы определения погрешностей измерений;        
  государственное обеспечение единства измерений        
  уметь:   32 ОП.04. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.3
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;    
  предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;    
  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;      
  ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;      
  применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;      
  владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;        
  оказывать первую помощь пострадавшим;        
  знать:        
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;        
  основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;        
  основы военной службы и обороны государства;        
  задачи и основные мероприятия гражданской обороны;        
  способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;        
  организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;        
  основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;        
  область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;        
  порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим        
П.00 Профессиональный цикл 602 408    
ПМ.00 Профессиональные модули 602 408    
ПМ.01 Раскрой и разруб обувных материалов     МДК.01.01. Методика раскроя и разруба обувных материалов ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:        
  раскроя кож, текстильных и других материалов на детали верха;     МДК.01.02. Способы обработки деталей обуви  
  разруба различных материалов на детали низа обуви;      
  выполнения операций по обработке деталей верха и низа обуви;      
  уметь:        
  рационально использовать обувные материалы при выкраивании и вырубании деталей обуви;        
  выбирать схему раскроя;        
  выполнять раскрой и разруб обувных материалов;        
  обрабатывать детали верха и низа обуви;        
  знать:        
  эксплуатационные и технологические требования, предъявляемые к деталям верха и низа обуви;        
  методы, системы и схемы раскроя материалов; факторы, влияющие на рациональное использование обувных материалов;        
  сущность ручного и механического раскроя и разруба материалов;        
  характеристику оборудования и инструментов, применяемых при раскрое и разрубе материалов и обработке деталей обуви;        
  правила технической эксплуатации и безопасного обслуживания оборудования        
ПМ.02 Сборка заготовок верха обуви     МДК.02.01. Способы сборки заготовок верха обуви ОК 1 - 8
ПК 2.1 - 2.2
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  соединения деталей верха обуви с помощью ниточных и клеевых швов;        
  обеспечения правильного расположения деталей в шве;        
  выявления и устранения дефектов сборки заготовок верха обуви;        
  уметь:        
  выполнять однорядные, двухрядные и зигзагообразные строчки;        
  пользоваться инструментами и оборудованием при соединении деталей верха обуви;        
  предупреждать появление дефектов соединения деталей верха обуви, обнаруживать и устранять дефекты;        
  знать:        
  основные методы соединения деталей верха обуви, условия их использования;        
  виды ниточных швов и требования к ним;        
  виды клеевых швов и требования к ним;        
  технологические нормативы выполнения операций;        
  требования к выполняемым операциям;        
  особенности сборки заготовок верха ортопедической обуви для различных патологий стопы;        
  назначение и характеристики инструментов и оборудования, применяемых при сборке заготовок верха обуви;        
  дефекты сборки заготовок верха обуви        
ПМ.03 Формование заготовок верха обуви     МДК.03.01. Методика формования верха обуви ОК 1 - 8
ПК 3.1 - 3.4
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:      
  подготовки заготовок верха, колодок, стелечных узлов к формованию;        
  формования заготовок верха обуви обтяжно-затяжным способом на оборудовании и вручную;        
  формования заготовок верха обуви беззатяжным и комбинированным способами;        
  выявления и устранения дефектов формования заготовок верха обуви;        
  уметь:        
  выбирать способ формования заготовок верха обуви;        
  выполнять затяжку заготовок верха обуви различных видов и методов крепления;        
  использовать инструменты и оборудование при формовании заготовок верха обуви;        
  предупреждать появление дефектов формования заготовок верха обуви, обнаруживать и устранять дефекты;        
  знать:        
  теоретические основы формования;        
  способы формования заготовок верха обуви;        
  способы затяжки;        
  операции, предшествующие формованию, формования и завершающие формование верха обуви;        
  требования к выполняемым операциям;        
  технологические нормативы и режимы выполнения операций;        
  особенности формования верха ортопедической обуви;        
  назначение и характеристики инструментов и оборудования, применяемых при формовании заготовок верха обуви;        
  дефекты формования заготовок верха обуви и способы их устранения        
ПМ.04 Прикрепление деталей низа обуви     МДК.04.01. Технология прикрепления подошв в различных методах крепления ОК 1 - 8
ПК 4.1 - 4.4
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  подготовки следа обуви и деталей низа к прикреплению подошв;      
  прикрепления подошв различными методами крепления;     МДК.04.02. Особенности прикрепления каблуков и набоек  
  прикрепления каблуков и набоек из различных материалов в обуви различных конструкций;      
  выявления и устранения дефектов прикрепления деталей низа обуви;        
  уметь:        
  выбирать и правильно использовать методы крепления подошв, каблуков и набоек;        
  выполнять технологические операции по подготовке следа и прикреплению подошв при различных методах крепления;        
  использовать инструменты и оборудование для прикрепления деталей низа обуви;        
  предупреждать появление дефектов прикрепления деталей низа обуви, обнаруживать и устранять дефекты;        
  знать:        
  методы крепления деталей низа обуви, их сущность;        
  факторы, влияющие на прочность крепления деталей низа;        
  технологическую последовательность прикрепления деталей низа обуви;        
  операции по подготовке следа и деталей низа при различных методах к прикреплению деталей низа обуви;        
  операции по прикреплению деталей низа механическими, химическими и комбинированными методами;        
  способы прикрепления каблуков и набоек;        
  технологические нормативы выполнения операций;        
  требования к выполняемым операциям;        
  назначение и характеристику инструментов и оборудования, применяемых при прикреплении деталей низа обуви;        
  дефекты прикрепления деталей низа обуви и способы их устранения        
ПМ.05 Отделка обуви     МДК.05.01. Технологии отделки обуви ОК 1 - 8
ПК 5.1 - 5.3
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:      
  выполнения операций по отделке низа обуви из различных материалов;        
  выполнения операций по отделке верха обуви из различных материалов;        
  выполнения операций, завершающих изготовление обуви и упаковки;        
  уметь:        
  правильно выбирать и использовать технологии, способы, методы отделки обуви;        
  рационально использовать материалы;        
  пользоваться инструментами и оборудованием для отделки обуви;        
  знать:        
  классификацию отделочных операций;        
  характеристику операций по отделке верха и низа обуви;        
  технологические нормативы выполнения операций отделки верха и низа обуви - фрезерования, окрашивания, полирования, декоративной отделки, аппретирования, промывки, нанесения отделочных составов и закрепителя, уплотнения обуви;        
  назначение и характеристики инструментов и оборудования, применяемых при отделке верха и низа обуви;        
  дефекты отделки верха и низа обуви и способы их устранения;        
  операции, завершающие изготовление обуви, их характеристика и способы выполнения;        
  способы упаковки обуви        
ФК.00 Физическая культура 80 40   ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 8
  В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:      
  уметь:      
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;      
  знать:      
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;        
  основы здорового образа жизни        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 216 144    
  Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП 1080 720    
УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 19 нед. 684   ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.3
ПП.00 Производственная практика  
ПА.00 Промежуточная аттестация 1 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.      

Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 20 нед.
Учебная практика (производственное обучение) 19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация 1 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.
Каникулярное время 2 нед.
Итого 43 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной

нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.

промежуточная аттестация 3 нед.

каникулярное время 13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

черчения и инженерной графики;

материаловедения;

технологии и оборудования производства обуви;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Лаборатории:

испытания материалов;

стандартизации и технических измерений.

Мастерские:

производства обуви.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.