Приказ Минобрнауки РФ от 19.04.2010 N 386

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 270802.06 Кровельщик"
Редакция от 19.04.2010 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 N 744»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2010 г. N 17387


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 19 апреля 2010 г. N 386

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 270802.06 КРОВЕЛЬЩИК

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.06 Кровельщик и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 19 апреля 2010 г. N 386

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 270802.06 КРОВЕЛЬЩИК

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 270802.06 Кровельщик всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации (профессий но Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов
Кровельщик по стальным кровлям
10 мес.
на базе основного общего образования 2 года 5 мес. <**>
на базе основного общего образования 10 мес. (без получения среднего (полного) общего образования)

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов - кровельщик по стальным кровлям.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: устройство и ремонт кровли различных по сложности и конфигурации крыш с использованием рулонных, штучных и металлических материалов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

кровля крыши различных конструкций;

элементы крыши и кровли различных конструкций;

материалы для устройства крыш и кровель;

система водоотвода;

элементы, конструкции и изделия из древесины, металлических материалов;

грузы и грузоподъемные механизмы;

дефекты и повреждения кровельного покрытия и элементов крыши;

инструменты, приспособления, механизмы и машины для кровельных работ.

4.3. Обучающийся по профессии кровельщик готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Устройство кровли из рулонных и мастичных материалов.

4.3.2. Устройство кровли из неметаллических листовых и мелкоштучных материалов.

4.3.3. Устройство кровли из металлических материалов.

4.3.4. Ремонт кровли.

4.3.5. Осуществление сопутствующих видов деятельности при устройстве и ремонте кровельного покрытия.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Устройство кровли из рулонных и мастичных материалов.

ПК 1.1. Устраивать основание под кровлю.

ПК 1.2. Устраивать гидроизоляцию, пароизоляцию, теплоизоляцию.

ПК 1.3. Настилать кровельные рулонные материалы вручную при помощи приспособлений.

ПК 1.4. Устраивать элементы кровли.

ПК 1.5. Наносить мастичное покрытие на крышу с различным уклоном.

ПК 1.6. Контролировать качество устройства кровельного покрытия.

5.2.2. Устройство кровли из неметаллических листовых и мелкоштучных материалов.

ПК 2.1. Устраивать основание под кровлю.

ПК 2.2. Устраивать гидроизоляцию, пароизоляцию, теплоизоляцию.

ПК 2.3. Обделывать элементы кровли штучными материалами и деталями из металлических материалов.

ПК 2.4. Устраивать покрытие скатов.

ПК 2.5. Устраивать систему водоотвода.

ПК 2.6. Контролировать качество устройства кровельного покрытия.

5.2.3. Устройство кровли из металлических материалов.

ПК 3.1. Устраивать основание под кровлю.

ПК 3.2. Устраивать гидроизоляцию, пароизоляцию, теплоизоляцию.

ПК 3.3. Изготавливать шаблоны, собирать по шаблонам изделия, детали и фасонные части покрытия.

ПК 3.4. Обрабатывать металлические кровельные материалы вручную и механизированным способом.

ПК 3.5. Заготавливать картины рядового покрытия и элементы кровли.

ПК 3.6. Обделывать элементы кровли деталями из металлических материалов.

ПК 3.7. Устраивать рядовое покрытие в зависимости от формы крыши.

ПК 3.8. Устраивать систему водоотвода.

ПК 3.9. Контролировать качество устройства кровельного покрытия.

5.2.4. Ремонт кровли.

ПК 4.1. Производить демонтаж поврежденного кровельного покрытия, отдельных элементов кровли и конструктивных элементов крыши.

ПК 4.2. Выполнять замену и ремонт конструктивных элементов крыши.

ПК 4.3. Выполнять ремонт цементных и бетонных стяжек.

ПК 4.4. Выполнять частичную и полную замену кровельного покрытия из различных материалов.

ПК 4.5. Выполнять демонтаж и замену элементов системы водоотвода.

ПК 4.6. Контролировать качество выполнения ремонтных работ.

5.2.5. Осуществление сопутствующих видов деятельности при устройстве и ремонте кровельного покрытия.

ПК 5.1. Выполнять простые плотничные работы.

ПК 5.2. Выполнять стропальные работы.

ПК 5.3. Выполнять простые слесарные работы.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет два часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

Таблица 2

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" 864 576    
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 285 190    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:     ОП.01. Основы строительного черчения ОК 1 - 7
ПК 3.3
ПК 5.1
ПК 5.3
  уметь:    
  читать строительные чертежи, чертежи различных конструкций и соединений, планы, разрезы;    
  выполнять рабочие эскизы в прямоугольных проекциях, определять масштаб, проставлять размеры;      
  знать:        
  значение графической грамотности для квалифицированного рабочего;        
  стандарты на чертежи; виды и форматы чертежей;        
  масштабы, основные сведения о размерах и их точности;        
  линии чертежа;        
  основы проекционной графики;        
  назначение эскизов и последовательность их выполнения;        
  общие сведения о строительных чертежах: особенности постановки размеров, масштабирование, последовательность чтения строительных чертежей        
  уметь:     ОП.02. Охрана труда ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.4
ПК 3.6 - 3.8
ПК 4.1 - 4.5
ПК 5.1 - 5.3
  соблюдать безопасные условия труда при работе по устройству и ремонту кровель и при работе на высоте;    
  выполнять требования безопасности к рабочему месту кровельщика;      
  обеспечивать безопасность окружающих при производстве кровельных работ;      
  определять факторы риска при работе на высоте;      
  организовывать верхнюю и нижнюю опасные зоны, использовать средства индивидуальной защиты;      
  оказывать доврачебную помощь;      
  знать:      
  особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;      
  нормативные правовые и технические акты при производстве кровельных работ и работ на высоте;        
  требования безопасности к рабочему месту кровельщика, месту производства работ на высоте;        
  требования к средствам индивидуальной защиты и спецодежде кровельщика, способы хранения и эксплуатации средств защиты и поддержания их в работоспособном состоянии;        
  порядок допуска к выполнению самостоятельных работ на высоте;        
  требования электробезопасности, требования пожарной безопасности;        
  виды травматизма при выполнении кровельных работ и работ на высоте, мероприятия по оказанию доврачебной помощи;        
  порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на рабочем месте        
  уметь:     ОП.03. Технология и организация строительного производства ОК 1 - 7
ПК 1.6
ПК 2.6
ПК 3.9
ПК 4.6
ПК 5.1
ПК 5.2
ПК 5.3
  ориентироваться в конструкциях зданий и сооружений, в видах строительных работ, в проекте производства работ, в организации производства на реальной строительной площадке;    
  пользоваться нормативно-технической документацией на виды строительных работ;    
  ориентироваться в классификации кровельных систем;    
  знать:      
  особенности строительного производства;      
  основные сведения о зданиях и сооружениях;      
  требования к зданиям и сооружениям;      
  основные элементы зданий и сооружений;        
  конструкции и материалы, применяемые для строительства зданий и сооружений;        
  основные конструктивные схемы зданий;        
  строительные работы (виды, назначение, последовательность выполнения, краткая характеристика);        
  кровельные системы (строительные нормы и правила проведения кровельных работ, производство кровельных работ: виды, классификация, последовательность выполнения);        
  плотничные работы при устройстве кровель зданий и сооружений        
  уметь:     ОП.04. Основы информационных технологий в профессиональной деятельности ОК 1 - 7
  использовать прикладные программные средства в профессиональной деятельности;    
  применять компьютерные и телекоммуникативные средства;      
  знать:      
  состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности, базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ      
  уметь:   32 ОП.05. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.6
ПК 3.1 - 3.9
ПК 4.1 - 4.6
ПК 5.1 - 5.3
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;    
  предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;    
  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;      
  применять первичные средства пожаротушения;      
  ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;      
  применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;      
  владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;        
  оказывать первую помощь пострадавшим;        
  знать:        
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;        
  основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;        
  основы военной службы и обороны государства;        
  задачи и основные мероприятия гражданской обороны;        
  способы защиты населения от оружия массового поражения;        
  меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;        
  организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;        
  основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;        
  область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;        
  порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим        
П.00 Профессиональный цикл 499 346    
ПМ.00 Профессиональные модули 499 346    
ПМ.01 Устройство кровли из рулонных и мастичных материалов     МДК.01.01. Технология и организация устройства кровли из рулонных и мастичных материалов ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.6
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  устройства основания под рулонные и мастичные кровельные покрытия;    
  устройства изоляционных слоев:      
  устройства кровельного ковра;        
  уметь:        
  устраивать стяжки, температурно-усадочные швы, переходные бортики;        
  монтировать закладные элементы: водосточные воронки, компенсаторы деформационных швов, патрубки, анкерные болты;        
  закладывать антисептированные рейки для рулонного ковра;        
  устраивать деревянные основания;        
  обрабатывать деревянные основания защитными растворами и составами;        
  проверять уклоны и ровность основания;        
  укладывать гидроизоляционный, пароизоляционный материал, плитные теплоизоляционные материалы;        
  очищать, просушивать, грунтовать поверхность основания;        
  подготавливать и наклеивать кровельные рулонные материалы вручную при помощи приспособлений, машин;        
  устраивать элементы кровель: свесы, карнизы, фронтоны, коньки крыши, ендовы и разжелобки и т.д.;        
  устраивать примыкания кровли к стене, к деформационному шву;        
  устраивать мастичную кровлю: армирующий слой, мастичные слои;        
  наносить на кровельный ковер защитное покрытие;        
  контролировать качество устройства кровельного покрытия;        
  знать:        
  организацию рабочего места;        
  виды, составы, свойства и технологию приготовления растворов и бетонов;        
  виды пиломатериалов, технологические свойства древесины;        
  защитные растворы и составы, способы их приготовления и нанесения;        
  изоляционные, рулонные материалы, мастики: виды, технические свойства, область применения, способы укладки;        
  монтажные материалы;        
  устройство стяжек, температурно-усадочных швов, наклонных бортиков, закладных элементов кровель, устройство деревянных оснований;        
  устройство гидроизоляции, пароизоляции, теплоизоляции крыши;        
  устройство кровель из рулонных материалов: битумных, эластомерных, битумно-полимерных наплавляемых;        
  устройство кровли на сводчатых и арочных основаниях;        
  устройство мастичных кровель;        
  конструктивные особенности мастичных кровель в зависимости от уклонов;        
  способы армирования мастичных кровель;        
  выявление и устранение дефектов при устройстве оснований под кровлю, изоляции и кровельного покрытия        
ПМ.02 Устройство кровли из неметаллических листовых и мелкоштучных материалов     МДК.02.01. Технология и организация устройства кровли из неметаллических листовых и мелкоштучных материалов ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.6
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  устройства основания под кровельное покрытие неметаллическими листовыми и мелкоштучными материалами;      
  устройства изоляционных слоев;      
  устройства кровельного покрытия;      
  уметь:        
  устраивать деревянное основание;        
  укладывать изоляционные материалы;        
  выкладывать коньки и ребра;        
  закрывать ендовы и разжелобки, примыкания;        
  обделывать слуховые окна;        
  укладывать и закреплять листы и плитки на основание;        
  контролировать качество устройства кровельного покрытия;        
  знать:        
  организацию рабочего места;        
  виды пиломатериалов, технологические свойства древесины;        
  защитные растворы и составы: способы их приготовления и нанесения;        
  изоляционные материалы: виды, технические свойства, область применения;        
  штучные материалы (асбоцементные листы, черепица, металлочерепица, древесина);        
  достоинства и недостатки штучных материалов;        
  металлические детали;        
  крепежные материалы;        
  устройство деревянных оснований;        
  устройство изоляционных слоев крыши;        
  конструктивные особенности элементов кровли;        
  устройство элементов кровли;        
  устройство кровли из асбестоцементных плоских и волнистых листов;        
  устройство кровли из черепицы;        
  выявление и устранение дефектов покрытия        
ПМ.03 Устройство кровли из металлических материалов     МДК.03.01. Проектирование деталей элементов крыш ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.9
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:     МДК.03.02. Технология и организация устройства кровли из металлических материалов
  устройства основания под кровлю из металлических материалов;    
  устройства изоляционных слоев;      
  устройства кровельного покрытия различных форм крыши;      
  уметь:      
  выполнять основные слесарные операции;        
  изготавливать шаблоны из листовых материалов;        
  вырезать детали и фасонные части элементов кровли по шаблонам;        
  выкатывать заготовки вручную или при помощи механизмов;        
  собирать изделия и фасонные части;        
  выполнять фальцевые соединения;        
  заготавливать и собирать картины;        
  соединять картины кровельного покрытия в блоки;        
  изготавливать элементы карнизного свеса;        
  устраивать деревянное основание;        
  укладывать изоляционные материалы;        
  укладывать карнизные свесы и надстенные желоба;        
  покрывать скаты крыши, устраивать элементы крыши;        
  обделывать слуховые окна;        
  выполнять монтаж листов металлопрофиля и металлочерепицы;        
  контролировать качество устройства кровельного покрытия; знать;        
  организацию рабочего места;        
  расчет криволинейных поверхностей, построение развертки;        
  виды пиломатериалов, технологические свойства древесины;        
  защитные растворы и составы;        
  изоляционные материалы;        
  материалы для изготовления шаблонов;        
  листовые и штучные металлические материалы: виды, технические свойства, область применения, подготовку материалов к обработке;        
  способы выполнения основных слесарных операций;        
  выкатку заготовок;        
  последовательность сборки изделий по шаблону;        
  технологию выполнения фальцевых соединений;        
  последовательность заготовки картин рядового покрытия, карнизного свеса;        
  способы расчета уклона надстенных желобов;        
  устройство деревянного основания, изоляционных слоев крыши, покрытия скатов крыши, покрытия карнизного свеса;        
  особенности покрытия крайних частей скатов и других элементов крыши;        
  способы укладки настенных желобов;        
  монтаж листов металлопрофиля и металлочерепицы;        
  выявление и устранение дефектов рядового покрытия и элементов металлической кровли        
ПМ.04 Ремонт кровли     МДК 04.01. Основные дефекты и повреждения крыши и кровли ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.6
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:      
  замены значительной части или всего кровельного покрытия из различных материалов;     МДК 04.02. Ремонтные работы  
  выполнения частичной смены кровельного покрытия на отдельных небольших участках;        
  замены одного вида покрытия кровли на другой;        
  ремонта и замены конструктивных элементов крыши;        
  ремонта системы водоотвода;        
  уметь:        
  демонтировать поврежденные и изношенные листовые и штучные материалы, конструктивные элементы крыши;        
  устанавливать новые элементы крыши взамен поврежденных;        
  заменять поврежденные участки балок, стропил, обрешетки;        
  очищать поверхность поврежденного основания, устраивать стяжки, температурно-усадочные швы;        
  очищать и просушивать поврежденные места кровельного покрытия;        
  заделывать повреждения кровельного покрытия;        
  ставить заплаты;        
  разбирать покрытие и обделывать заново элементы кровли;        
  наносить окрашивающий состав;        
  устраивать новый вид кровельного покрытия;        
  выполнять демонтаж и замену элементов системы водоотвода;        
  контролировать качество ремонта и замены кровельного покрытия и элементов системы водоотвода;        
  знать:        
  основные дефекты кровли и конструкций крыши: механическое, биологическое, химическое разрушения кровельного ковра;        
  способы определения пригодности балок и стропил;        
  определение скрытых и явных дефектов основания;        
  последовательность демонтажа и замены поврежденного кровельного покрытия, отдельных элементов кровли и конструктивных элементов крыши;        
  особенности ремонта при провисании крыши;        
  способы усиления стропил и перекрытий;        
  последовательность выполнения ремонта стяжек;        
  последовательность частичной и полной замены рулонного покрытия, металлической кровли, мелкоштучных и листовых элементов кровельного покрытия, ремонта мастичного покрытия;        
  ремонта окрашенных металлических поверхностей;        
  способы выполнения заплат из тканевых материалов;        
  последовательность замены элементов системы водоотвода        
ПМ.05 Осуществление сопутствующих видов деятельности при устройстве и ремонте кровельного покрытия     МДК 05.01. Технология и организация плотничных работ ОК 1 - 7
ПК 5.1 - 5.3
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:     МДК 05.02. Технология и организация слесарных работ
  выполнения простых плотничных работ;      
  выполнения простых слесарных работ;     МДК 05.03. Технология и организация стропальных работ  
  выполнения стропальных работ;      
  уметь:      
  подготавливать, размечать, обрабатывать резанием древесину и древесные материалы;      
  соединять и закреплять деревянные заготовки;      
  устанавливать составные балки и фермы;      
  устраивать обрешетку и контробрешетку;        
  выполнять защиту деревянных конструкций антисептическими и огнезащитными составами;        
  контролировать качество выполнения плотничных работ;        
  править, размечать и раскраивать, резать, рубить, опиливать, сверлить, зенковать, гнуть металлические листы и заготовки;        
  нарезать резьбу;        
  выполнять фальцевые соединения, закатку проволоки и выкатку валиков жесткости;        
  окантовывать, закручивать жестяные заготовки;        
  выполнять холодную клепку и пайку;        
  изготавливать простые слесарные и жестяные изделия;        
  контролировать качество выполнения слесарных работ;        
  организовывать место погрузки-разгрузки;        
  подавать знаковую и голосовую сигнализацию;        
  зацеплять грузы инвентарными стропами;        
  наблюдать за грузом при подъеме, спуске;        
  принимать и укладывать грузы;        
  контролировать качество стропальных работ;        
  знать:        
  виды пиломатериалов;        
  породы, пороки и свойства древесины, область применения;        
  типы и виды крепежных и вспомогательных материалов, применяемых в плотничных работах;        
  способы разметки, пиления, долбления, сверления древесины;        
  способы соединения и закрепления досок, деревянных заготовок и элементов конструкций;        
  способы установки балок, ферм, полуферм;        
  устройство обрешетки и контробрешетки;        
  выявление и устранение дефектов при выполнении плотничных работ;        
  листовые и штучные металлические материалы: виды, технические свойства, область применения;        
  технологию холодной клепки и пайки;        
  процессы слесарной обработки металлов;        
  особенности работы с жестью и тонким металлическим листом;        
  выявление и устранение дефектов при выполнении слесарных работ;        
  схемы строповки и обвязки грузов;        
  способы приема и подачи груза на высоте, на транспортные средства и с транспортных средств;        
  знаковую и голосовую сигнализации;        
  контроль проведения стропальных работ        
ФК.00 Физическая культура 80 40   ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
  уметь:      
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;      
  знать:      
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;        
  основы здорового образа жизни        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 216 144    
  Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП 1080 720    
УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 19 нед. 684   ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 5.3
ПП.00 Производственная практика
ПА.00 Промежуточная аттестация 1 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.      

Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 20 нед.
Учебная практика (производственное обучение) 19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация 1 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.
Каникулярное время 2 нед.
Итого 43 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано и рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной

нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.

промежуточная аттестация 3 нед.

каникулярное время 13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

технологии и организации устройства кровли;

технологии и организации строительного производства;

строительного черчения;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Лаборатории:

информационных технологий.

Мастерские:

учебная мастерская по устройству кровли;

участок для выполнения плотничных работ;

участок для выполнения слесарных и жестяных работ.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.