Постановление ФКЦБФР при Правительстве РФ от 01.09.95 N 9

"О программе развития паевых инвестиционных фондов"
Редакция от 01.09.1995 — Документ утратил силу, см. «Постановление ФКЦБ РФ от 03.07.2002 N 24/ПС»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ И ФОНДОВОМУ РЫНКУ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 1995 г. N 9

В целях реализации требований Указа Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития паевых инвестиционных фондов.

2. Поручить Исполнительной дирекции Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации осуществить мероприятия по реализации Программы развития паевых инвестиционных фондов.

Председатель ФКЦБФР
при Правительстве РФ
А.ЧУБАЙС

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ

1. Основные положения

Целью настоящей Программы развития паевых инвестиционных фондов (далее - Программа) является создание условий для эффективного и надежного использования сбережений граждан, создание новых форм инвестирования, обеспечение прав инвесторов и повышение эффективности инвестиционной политики Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- создание нормативной базы паевых инвестиционных фондов,

- анализ коммерческих организаций, привлекающих денежные средства населения без соответствующей лицензии, на основании их предложений по преобразованию в паевые инвестиционные фонды,

- анализ чековых инвестиционных фондов, выразивших желание преобразоваться в паевые инвестиционные фонды,

- реализация конкретных проектов по преобразованию финансовых компаний, привлекающих денежные средства населения, и чековых инвестиционных фондов в паевые инвестиционные фонды,

- реализация проекта по созданию одного - двух пилотных паевых инвестиционных фондов,

- подготовка специалистов (управляющих, оценщиков, депозитариев и т.д.), обеспечивающих деятельность паевых инвестиционных фондов,

- проект обучения государственных служащих, которые будут заняты при лицензировании управляющих и депозитариев паевых инвестиционных фондов и независимых оценщиков.

2. Правовое обеспечение и регулирование

Для создания современной правовой, регулирующей и учетной основы для эффективного функционирования российских паевых инвестиционных фондов необходимо в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" разработать ряд нормативных документов, а именно типовые правила паевых инвестиционных фондов, типовой проспект эмиссии паевых инвестиционных фондов, документы по лицензированию управляющих компаний, специализированных депозитариев, независимых оценщиков, иные документы, необходимые для обеспечения правовой основы развития российского рынка капитала и обеспечения эффективного регулирования деятельности паевых инвестиционных фондов, а также ряд совместных с другими федеральными органами исполнительной власти документов, в том числе совместное с Государственной налоговой службой Российской Федерации разъяснение по порядку налогообложения паевых инвестиционных фондов.

3. Анализ коммерческих организаций, не имеющих лицензий

Необходимо провести работу по получению информации о коммерческих организациях, привлекающих денежные средства населения, не имея соответствующей лицензии, в результате чего они подлежат разделению на две группы:

- организации, в отношении которых должна быть проведена процедура банкротства,

- организации, которые в соответствии с установленными Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации правилами с учетом мнения общественности могут быть преобразованы в паевые инвестиционные фонды.

4. Поддержка создания паевых инвестиционных фондов

Необходимо оказывать содействие паевым инвестиционным фондам, а также провести работу по установлению высоких стандартов для данной отрасли.

Необходимо реализовать пилотный проект по созданию одного - двух паевых инвестиционных фондов.

5. Создание компенсационного фонда и гарантийного фонда рынка ценных бумаг

В целях восстановления доверия российских инвесторов к рынку ценных бумаг, а также оказания помощи вкладчикам коммерческих организаций, привлекавших денежные средства населения без соответствующих лицензий, необходимо рассмотреть вопрос о содействии созданию одного или нескольких компенсационных фондов, чья капитализация может быть осуществлена за счет следующих источников:

- арестованного имущества указанных коммерческих организаций,

- средств от приватизации,

- иного имущества, в т.ч. внесенного Правительством Российской Федерации,

- иных источников.

Права участия в указанных компенсационных фондах будут предоставляться инвесторам, вкладывавшим свои денежные средства в предприятия, которые будут закрыты Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.

Кроме того, необходимо разработать нормативную базу для создания гарантийного фонда рынка ценных бумаг, аналогичного фонду, создаваемому в банковской сфере.

6. Программа обучения

Необходимо обеспечить создание центра обучения работников региональных регулирующих органов и профессиональных участников рынка ценных бумаг по следующим видам деятельности: управляющие, специализированные депозитарии, независимые оценщики.

В качестве долгосрочной перспективы превращения Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации в регулирующий орган можно предложить стипендии тем лицам, которые изъявят желание получить ученую степень в иностранных учебных заведениях, в обмен на их обязательство проработать определенное количество лет в Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации или в каких-либо некоммерческих организациях, назначенных Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.

7. Организационное и финансовое обеспечение

Организационное обеспечение работы по реализации настоящей Программы целесообразно возложить на Исполнительную дирекцию Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.

Финансирование работы по реализации настоящей Программы осуществляется за счет средств приватизационных займов и западной технической помощи, а также за счет средств специализированного бюджетного фонда развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, созданного Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 г. N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации".

8. Сроки реализации Программы

Сентябрь - декабрь 1995 г.

1) сентябрь - октябрь 1995 г.:

- создание правовой и регулирующей основы для паевых инвестиционных фондов, в том числе нормативные акты о лицензировании управляющих компаний, специализированных депозитариев, независимых оценщиков, типовой договор об управлении средствами, типовой договор с депозитарием,

- разработка стандартов для паевых инвестиционных фондов, которые будут включать в себя: типовые правовые документы, структуру управления, последующую отчетность, анализ и управление портфелем, стандарты учета, связи с общественностью и маркетинг,

- проведение экспресс-аудита наиболее известных нелицензированных всероссийских финансовых компаний,

- начало работы по созданию паевых инвестиционных фондов,

- в отношении безнадежных финансовых компаний прибегнуть к процедуре банкротства,

- разработать проект компенсационного фонда.

2) октябрь - декабрь 1995 г.:

- определить активы, которые подлежат переводу в паевой инвестиционный фонд, и создать управляющую компанию,

- разработать порядок, в соответствии с которым инвесторы различных схем могут получить права участия в компенсационном фонде, определить принципы компенсации,

- объявить об образовании первого паевого инвестиционного фонда,

- объявить о создании компенсационного фонда и начать распределение прав участия в указанном фонде между инвесторами.