СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 4 октября 1995 г. N 603-I СФ
О ПОЛОЖЕНИИ С ПОДГОТОВКОЙ И ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1996 ГОД"
Совет Федерации положительно оценивает тот факт, что в отличие от прошлых лет верхняя палата российского парламента получила возможность заблаговременно ознакомиться с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год". Мы рассматриваем это как крупный шаг в улучшении взаимодействия Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, позволяющий депутатам палаты действительно реально и плодотворно участвовать в принятии федерального бюджета. Надеемся, что это приведет к гораздо более полному и точному отражению в нем интересов субъектов Федерации, российских граждан, Российской Федерации в целом. Одну из первоочередных своих задач на ближайший период Совет Федерации видит в том, чтобы самым активным образом участвовать в процессе подготовки и принятия федерального бюджета. Эта работа будет проводиться Советом Федерации с учетом предложений субъектов Федерации, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, представителей деловых кругов России.
Обстоятельно рассмотрев проект федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год", Совет Федерации отмечает, что в своем нынешнем виде он не учитывает ряд факторов, от которых прямо зависят его реалистичность, способность позитивно воздействовать на экономическое и финансовое оздоровление страны, уровень жизни населения, общественно-политическую стабильность.
Совет Федерации считает необходимым обратить особое внимание на следующее:
1. Представленный Правительством Российской Федерации проект федерального бюджета по существу игнорирует положения некоторых федеральных законов, замечания и рекомендации Совета Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти республик, краев, областей и автономных образований, направленные на совершенствование федеративного начала в бюджетной сфере, укрепление федерализма как краеугольного камня российской государственности.
Тем самым фактически поставлены под вопрос возможности регионов, их органов государственной власти, органов местного самоуправления эффективно осуществлять свои полномочия и нести ответственность, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Федерации, другими законодательными актами. Сохранение такого положения явилось бы шагом назад по сравнению с уже достигнутым уровнем федеративных отношений, создало бы опасную напряженность во взаимоотношениях между федеральным центром и регионами.
2. Представляется неприемлемой просматривающаяся тенденция к недостаточному финансированию социально-культурной сферы, в том числе уже одобренных Федеральным Собранием программ, а также социально-культурных нужд субъектов Федерации. По своей сути проект федерального бюджета на 1996 год продолжает проводимую Правительством Российской Федерации линию, которая уже привела к снижению реальных доходов россиян в 1995 году, вызвала рост социальной напряженности в ряде отраслей народного хозяйства, а также в ряде регионов.
Опыт убеждает, что необоснованная экономия расходов на социальные нужды общества так и не привела к ощутимому улучшению в хозяйственной сфере, зато приблизила к черте, за которой начинается деградация общества. Серьезнейшими негативными последствиями такой социальной политики могут стать подрыв доверия и утрата общественной поддержки проводимых реформ.
Считаем, что социальная направленность бюджета должна быть усилена.
3. Проект федерального бюджета на 1996 год закрепляет складывающуюся в последние два - три года модель структурной перестройки национальной экономики, ориентированную на добычу полезных ископаемых. Это сопряжено со свертыванием высокотехнологичных, наукоемких отраслей производства, что в перспективе представляет угрозу национальной безопасности России, ведет к подрыву ее позиций на международной арене. Кроме того, такая модель ведет к потере рабочих мест в тех секторах экономики (оборонные отрасли промышленности, машиностроение, прикладная наука), где у нас всегда была самая высокая занятость.
Совет Федерации не может поддержать такую ориентацию федерального бюджета, как социально опасную и не отвечающую интересам отечественной промышленности.
Высказанные оценки имеют целью содействовать доработке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год", которая отвечала бы сегодняшним реалиям, превратила бы его в действенный инструмент преодоления кризисных явлений и положила бы начало устойчивому экономическому росту. Предварительное рассмотрение проекта бюджета нельзя превращать в политическую игру отдельных депутатов, фракций и партий. В этом процессе должны проявиться единство и целенаправленная работа всех ветвей власти на федеральном и региональном уровнях. Участие депутатов Совета Федерации, равно как и представителей законодательных органов государственной власти субъектов Федерации уже на первой стадии рассмотрения законопроекта - насущная необходимость.
Принимая во внимание пожелания руководителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, Совет Федерации выступает с инициативой проведения в октябре 1995 года в городе Москве совещания с участием депутатов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, посвященного обсуждению проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год".