Постановление Правительства РФ от 27.02.92 N 132

"О временных мерах по специальному регулированию хозяйственной деятельности предприятий-монополистов в 1992 году"
Редакция от 27.02.1992 — Документ не действует

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 1992 г. N 132

О ВРЕМЕННЫХ МЕРАХ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ В 1992 ГОДУ

В целях защиты интересов потребителей от монополизма предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, создания условий для восстановления хозяйственных связей и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 165 "О мерах по стабилизации работы промышленности Российской Федерации в 1992 году" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Возложить в отраслях промышленности организацию работы по применению мер специального регулирования хозяйственной деятельности предприятий и организаций, допускающих монополизм и включенных в Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов (далее - Реестр), на Комиссию Правительства Российской Федерации по оперативному регулированию ресурсообеспечения (далее - Комиссия), действующую на основании Указов Президента Российской Федерации от 4 декабря 1991 г. N 270 и от 20 февраля 1992 г. N 165.

Предоставить Комиссии право:

принимать решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями и организациями, концернами, ассоциациями, корпорациями и другими хозяйственными объединениями (далее - предприятия), а также министерствами и ведомствами Российской Федерации;

запрашивать от указанных предприятий и органов государственного управления, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга сведения и документы, необходимые для рассмотрения вопросов, связанных с монополистической деятельностью предприятий;

создавать для подготовки к рассмотрению вопросов временные рабочие органы с привлечением специалистов министерств и ведомств Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также независимых экспертов, представителей предпринимательских кругов, союзов, ассоциаций и других некоммерческих объединений, защищающих интересы потребителей;

вносить в Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур предложения о включении предприятий-монополистов в Реестр и об исключении из Реестра.

2. Комиссии сосредоточить деятельность в первую очередь на осуществлении мер, обеспечивающих:

поставку необходимых материально-технических ресурсов энергообъектам для для обеспечения их устойчивой работы в зимний период;

регулирование поставок продукции предприятий базовых отраслей, допускающих монопольное поведение на рынке, и прежде всего поставщиков коксующихся углей, нефтепродуктов, металлопроката, труб, химической и целлюлозно-бумажной продукции, лесоматериалов и основных строительных материалов;

создание условий для выполнения поставок продукции (товаров) по заключенным Российской Федерацией соглашениям с государствами - членами Содружества Независимых Государств, а также на экспорт;

восстановление нарушенных внутри- и межотраслевых кооперированных связей по поставкам продукции (товаров), пользующейся повышенным спросом, производство которой в 1992 году резко сокращается из-за монопольных действий отдельных производителей;

поставку продукции (товаров), необходимой для устойчивой работы предприятий транспорта, энергетики, в связи, выполнения посевных и уборочных работ, для нужд учреждений социально-культурной сферы, вооруженных сил, правоохранительных органов и районов Крайнего Севера.

Оценка монополистических действий предприятий производится в соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

3. Определить, что меры специального регулирования хозяйственной деятельности в отношении предприятий-монополистов, включенных в Реестр, предусмотренные пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 165, включают:

восстановление сложившихся хозяйственных связей в соответствии с предписанием Комиссии, высылаемым в адрес поставщика и покупателя. Предписание Комиссии является документом, дающим покупателю право требовать заключения договора на поставку продукции (товаров) на условиях, определенных Комиссией, а в случае отказа поставщика от заключения договора - обратиться в арбитражный суд;

введение декларирования цен на продукцию предприятий-монополистов, включенных в Реестр. Указанная норма применяется в отношении цен, установленных со 2 января 1992 г., с соответствующим пересмотром условий ранее заключенных договоров поставки. Государственное регулирование цен осуществляется Комитетом цен при Министерстве экономики Российской Федерации в соответствии с Положением о порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов, утвержденным Министерством экономики и финансов Российской Федерации 29 декабря 1991 г. N Р-424, и во исполнение соответствующих решений Комиссии;

введение принудительного распределения продукции или обязательной поставки части продукции в государственный резерв по государственным регулируемым ценам, осуществляемое на основании решения Комиссии.

Документы на поставку продукции, реализуемой в порядке принудительного распределения, выдаваемые в устанавливаемом Комиссией порядке, являются основание для заключения договоров между поставщиком и покупателем. В случае отказа от заключения договора иск покупателя рассматривается органами арбитражного суда;

приостановление Министерством внешних экономических связей Российской Федерации действия квот и лицензий на экспорт продукции по представлению Комиссии;

прекращение всех видов государственной поддержки предприятиям-монополистам, включая дотации и льготные кредиты, осуществляемое по решению Комиссии, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации;

расторжение органами государственного управления контрактов с руководителями государственных предприятий и организаций на основании представлений Комиссии;

реорганизацию (разделение) хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих доминирующим положением на рынке, производимую на основании представления Комиссии и соответствующего решения Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в порядке, установленном Законом РСФСР "О конкуренции о ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

4. Деятельность Комиссии должна быть направлена на пресечение фактов монопольной деятельности предприятий и способствовать развитию цивилизованных рыночных отношений.

Комиссии:

при рассмотрении вопросов, отнесенных к ее компетенции, максимально учитывать предоставленное органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей , автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга право использовать на нужды регионов часть продукции, производимой предприятиями, расположенными на соответствующих территориях, а также уже заключенные предприятиями договоры на поставку продукции (товаров);

освещать в средствах массовой информации наиболее значимые факты проявления монополизма и сообщать о принимаемых мерах государственного воздействия к предприятиям-монополистам.

Б.ЕЛЬЦИН