Председатель Профсоюза
гражданского персонала
Вооруженных Сил России
Н.БОЙКО
7 февраля 2011 г.
Министр обороны
Российской Федерации
А.СЕРДЮКОВ
7 февраля 2011 г.
ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРОФСОЮЗАМИ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
I. Общие положения
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители профсоюзов гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в лице Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России (далее - Профсоюз) и работодателей в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны), именуемые в дальнейшем Сторонами, на основании Трудового кодекса Российской Федерации заключили настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) об обязательствах в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на 2011 - 2013 годы и совместных действиях Сторон по их реализации.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Стороны договорились:
1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует до 31 декабря 2013 года (включительно).
По истечении указанного срока, в случае если Стороны не заключили Соглашение на последующий период, Стороны могут своим решением продлить один раз действие Соглашения на срок не более трех лет.
Ни одна из сторон в одностороннем порядке не может в течение установленного срока действия Соглашения прекратить выполнение принятых обязательств.
2. Ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению, внесению изменений и дополнений в Соглашение, организации контроля за его выполнением и подведению итогов, толкованию и разъяснению его положений, а также рассмотрение конфликтных ситуаций и разногласий по коллективным договорам (соглашениям), заключенным на его основе, возлагаются на Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, образованную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 1012 (с изменениями от 19 января 2011 года) (далее именуется - Комиссия).
3. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.
4. Соглашение распространяется на работодателей и весь гражданский персонал, работающий в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - воинские части, если иное не оговорено особо), и является основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в воинских частях и организациях.
Условия коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров не должны ухудшать положение гражданского персонала по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
5. На гражданский персонал федеральных государственных унитарных предприятий Министерства обороны распространяются нормативные предписания, предусмотренные настоящим Соглашением, за исключением норм, указанных в пунктах 46, 47, 50, 56, которые обеспечиваются за счет собственных средств этих предприятий.
На федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны распространяются положения Соглашения, не противоречащие нормам, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
6. Стороны Соглашения оказывают содействие работодателям и выборным профсоюзным органам в заключении коллективных договоров (соглашений).
7. Законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и улучшающие социально-экономическое и правовое положение гражданского персонала, применяются с момента вступления их в силу.
8. Положения, установленные Соглашением, обязательны для выполнения заместителями Министра обороны Российской Федерации, руководителями центральных органов военного управления, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими объединениями, командирами соединений и воинских частей, начальниками (руководителями) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссарами и всеми территориальными и первичными организациями Профсоюза.
9. В воинских частях, дислоцирующихся на территориях иностранных государств, коллективные договоры (соглашения), трудовые договоры заключаются с учетом настоящего Соглашения. При этом трудовые отношения, социальные льготы и гарантии гражданскому персоналу устанавливаются в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
II. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения
10. Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности в целях укрепления обороноспособности страны, усиления защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов гражданского персонала.
11. Стороны обязуются реализовать следующие меры, направленные на повышение роли Комиссии в согласовании интересов Сторон:
проводить в рамках Комиссии консультации по вопросам социально-экономического положения гражданского персонала;
обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в подготовке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов Министерства обороны по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых центральными органами военного управления, учета по ним мнения Комиссии;
проекты нормативных правовых актов Министерства обороны в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются центральными органами военного управления на рассмотрение в Комиссию до принятия по ним решения Министром обороны Российской Федерации, а в воинских частях проекты приказов и решений, затрагивающих социально-экономические интересы гражданского персонала, согласовываются с соответствующими профсоюзными органами.
12. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.
13. Министерство обороны гарантирует невмешательство в деятельность Профсоюза, соблюдение прав Профсоюза в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствует созданию и функционированию профсоюзных организаций в воинских частях.
14. В целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Министерстве обороны.
15. Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.
16. Изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:
Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;
после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;
изменения вносятся в Соглашение решением Сторон после соответствующего представления Комиссии.
17. Соглашение в месячный срок со дня его уведомительной регистрации доводится до командиров (начальников) воинских частей, профсоюзных органов для выполнения принятых обязательств и ознакомления гражданского персонала с его содержанием.
18. Министерство обороны рассматривает наиболее важные вопросы, затрагивающие права и интересы гражданского персонала, на Коллегиях Министерства обороны, совещаниях руководящего состава Министерства обороны, военных советах, заседаниях Центрального комитета Профсоюза.
19. Должностные лица Министерства обороны при проведении ревизий, проверок воинских частей и организаций и по результатам проверки вопросов трудового законодательства, оплаты и охраны труда, выполнения условий коллективных договоров (соглашений) проводят встречи с представителями профсоюзных организаций. Представители профсоюзных организаций оказывают всяческую помощь в проведении указанных мероприятий.
III. Обязательства Министерства обороны
В области производственно-экономической деятельности
20. Создает оптимальную структуру федеральных государственных унитарных предприятий и оказывает помощь в их развитии.
21. Создает оптимальную структуру научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских бюро, обеспечивает их заказами и финансированием, осуществляет контроль за их деятельностью.
22. Руководители федеральных государственных унитарных предприятий Министерства обороны совместно с соответствующими выборными профсоюзными органами при заключении коллективных договоров (соглашений) могут предусматривать дополнительные (по сравнению с установленными настоящим Соглашением) социальные льготы и гарантии для гражданского персонала в соответствии с действующим трудовым законодательством при наличии соответствующих денежных средств на эти цели.
В области занятости и переподготовки кадров
23. Представители нанимателя, работодатели организуют свою работу в соответствии с требованиями статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
24. В целях смягчения негативных последствий от сокращения численности работников осуществляет эти мероприятия в первую очередь за счет внутренних резервов воинских частей, а именно:
укомплектования свободных рабочих мест (с согласия работника);
упреждающей переподготовки кадров в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели, перевода работников (с их согласия) на иную работу (вакантную должность) в другие воинские части;
использования других методов обеспечения занятости, предусмотренных действующим трудовым законодательством.
25. Профсоюз и Министерство обороны устанавливают следующие критерии массового увольнения гражданского персонала:
при ликвидации воинской части с численностью работающих 15 и более человек;
при сокращении численности или штата гражданского персонала воинской части:
50 человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
Командиры (начальники) воинских частей:
при ликвидации (передислокации) и реорганизации воинских частей, полной или частичной приостановке производства (работы), влекущих за собой сокращение численности или штата работников, изменении обязательных условий трудового договора по инициативе работодателя информируют в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий выборный профсоюзный орган воинской части о проведении мероприятий по сокращению численности или штата гражданского персонала и возможном расторжении трудовых договоров, а в случае массового увольнения гражданского персонала - не позднее чем за три месяца;
проводят с выборным профсоюзным органом переговоры о соблюдении прав и интересов гражданского персонала;
оказывают содействие в трудоустройстве высвобождаемого гражданского персонала в воинских частях и организациях иных федеральных органов исполнительной власти, а также через региональные органы службы занятости;
предоставляют лицам гражданского персонала, уволенным по сокращению штата или численности работников, при прочих равных условиях преимущественное право возвратиться на рабочее место при возникновении вакансий;
осуществляют меры по дальнейшему развитию и совершенствованию системы обучения, повышению профессионального уровня, переподготовке кадров;
организуют взаимодействие с органами службы занятости субъектов Российской Федерации в целях решения вопросов переподготовки и повышения квалификации высвобождаемого гражданского персонала;
предоставляют высвобождаемому гражданскому персоналу гарантии и компенсации в соответствии с действующим трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных для лиц, высвобождаемых при ликвидации воинских частей, либо сокращением их численности или штата в закрытых административно-территориальных образованиях;
предоставляют гарантии и компенсации высвобождаемым федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.
26. Федеральные государственные унитарные предприятия за счет собственных средств и на условиях, предусмотренных коллективным договором (соглашением), трудовым договором, могут предусматривать дополнительные меры социальной защиты бывшим работникам.
В области трудовых отношений
27. Обеспечивает выполнение командирами (начальниками) воинских частей Трудового кодекса Российской Федерации, иных законодательных и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также правовых актов Министерства обороны.
Служебная деятельность федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны регулируется законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
При нарушениях в воинских частях трудового законодательства Министерство обороны принимает меры к их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
28. Обеспечивает реализацию положений статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
29. Обеспечивает в соответствии с предоставленными полномочиями разъяснение работникам правовых актов, содержащих нормы трудового права.
30. Командиры (начальники) воинских частей не допускают необоснованных отказов в заключении трудовых договоров, обеспечивают включение в трудовые договоры условий, не ухудшающих положение гражданского персонала по сравнению с нормами, установленными действующим трудовым законодательством, настоящим Соглашением, коллективными договорами (соглашениями).
31. Не привлекает лиц гражданского персонала без их согласия для выполнения работ, не обусловленных трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных действующим трудовым законодательством.
32. Обеспечивает в обязательном порядке включение представителя выборного профсоюзного органа воинской части в состав аттестационных комиссий при проведении аттестации лиц гражданского персонала, а также при сдаче ими государственного квалификационного экзамена.
33. В соответствии со статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации разрабатывает и принимает правовые акты, непосредственно затрагивающие социально-трудовые права гражданского персонала, с учетом мнения Профсоюза, а командиры (начальники) воинских частей - соответствующего выборного профсоюзного органа.
34. Обеспечивает для гражданского персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации:
нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю, а для отдельных категорий гражданского персонала в соответствии с действующим трудовым законодательством - сокращенную продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) - для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в сельской местности, если меньшая продолжительность не предусмотрена законодательными актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;
приведение правовых актов Министерства обороны в соответствие с действующим трудовым законодательством;
строгое соблюдение порядка и условий привлечения гражданского персонала к сверхурочным работам, которые должны производиться с письменного согласия работника и с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации;
оплату сверхурочных работ в размерах, предусмотренных коллективными договорами, но не ниже установленных статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации;
режим труда в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка исходя из особенностей и условий деятельности воинских частей;
предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Продолжительность дополнительных отпусков в случаях, когда она не определена законодательством Российской Федерации, устанавливается в коллективных договорах (соглашениях) или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, исходя из финансовых и производственных возможностей воинских частей. Дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску, продолжительность которого должна быть не менее 28 календарных дней.
35. Федеральные государственные унитарные предприятия вправе за счет собственных средств предоставлять работникам как основной, так и дополнительные отпуска большей продолжительности, чем предусмотрено действующим законодательством.
36. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданского персонала, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяется коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом и не может быть меньше продолжительности, установленной Правительством Российской Федерации.
37. Продолжительность, порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для гражданского персонала с ненормированным рабочим днем определяются коллективным договором (соглашением) или правилами внутреннего трудового распорядка воинской части.
Продолжительность дополнительного отпуска не может быть меньше трех календарных дней.
38. Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, - 30 календарных дней.
39. Гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
предоставляется ежемесячно по письменному заявлению одного из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), имеющих детей в возрасте до 16 лет, дополнительный выходной день без сохранения заработной платы;
производится один раз в два года компенсация расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также оплата стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов имеют лица гражданского персонала, работающие в воинских частях, финансируемых из федерального бюджета.
40. Федеральные государственные унитарные предприятия производят оплату стоимости проезда и провоза багажа в соответствии с коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
41. Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в воинских частях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, по основному месту работы:
выплачиваются единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;
оплачивается стоимость проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимость провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.
Федеральные государственные унитарные предприятия устанавливают размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом гражданского персонала, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
42. Не направляет лиц гражданского персонала без их согласия в командировки, связанные с риском для их жизни и здоровья, а также в районы вооруженных конфликтов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Гарантирует лицам гражданского персонала при направлении их в служебные командировки и переезде на работу в другую местность сохранение (предоставление) места работы (должности) и возмещение расходов, связанных со служебными командировками и переездом на работу в другую местность, размеры которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, за работниками, направленными в служебную командировку, на время командировки по месту их работы сохраняется средний заработок.
Обеспечивает гарантии и компенсации лицам гражданского персонала при исполнении ими государственных или общественных обязанностей, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, а также в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, другие гарантии и компенсации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
43. Обеспечивает утверждение соответствующими командирами и начальниками правил внутреннего трудового распорядка воинских частей с учетом мнения выборного профсоюзного органа, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору.
44. Организует поощрение гражданского персонала, в том числе государственными и ведомственными наградами.
Представления к награждению гражданского персонала ведомственными наградами подписываются командирами и начальниками воинских частей и руководителями соответствующих выборных профсоюзных органов.
Награждение государственными и ведомственными наградами освобожденных профсоюзных работников производится Министерством обороны по ходатайству Профсоюза.
45. Обеспечивает при отсутствии общественного транспорта (не считая такси) доставку гражданского персонала на работу и обратно, а также детей в школу служебным транспортом.
Порядок и условия доставки на работу и обратно служебным транспортом устанавливаются в коллективных договорах (соглашениях) и объявляются приказами соответствующих командиров (начальников).
В области оплаты труда
46. Обеспечивает оплату труда гражданского персонала в воинских частях и бюджетных учреждениях в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны.
Принимает меры по индексации и повышению заработной платы гражданского персонала в установленные Правительством Российской Федерации сроки.
47. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на оплату труда гражданского персонала, Министр обороны утверждает:
размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), а также порядок определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений, их заместителей и главных бухгалтеров;
условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 822, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством;
условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданского персонала, а также их размеры в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала;
размеры и порядок направления средств, поступающих от приносящей доход деятельности, на осуществление выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу.
48. Командиры воинских частей по согласованию с соответствующими профсоюзными органами разрабатывают и утверждают:
положения об оплате труда гражданского персонала;
положения о премировании гражданского персонала.
При заключении коллективных договоров (соглашений), положений об оплате труда и принятии иных локальных правовых актов предусматривают информирование выборных профсоюзных органов об использовании фонда оплаты труда гражданского персонала воинской части.
49. В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации Министерство обороны в целях повышения престижа работы в воинских частях, привлечения и закрепления квалифицированных кадров в установленном порядке направляет в Правительство Российской Федерации обоснованные предложения по выделению денежных средств, необходимых для предоставления гражданскому персоналу дополнительных льгот и преимуществ, в том числе социального характера, по сравнению с работниками других отраслей.
50. Издает нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа. Извещает работников о введении новых норм труда не позднее чем за два месяца.
51. Выплачивает заработную плату не реже чем каждые полмесяца в сроки с 5 по 10 и с 20 по 25 числа каждого месяца в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка воинской части, коллективным договором (соглашением), трудовым договором. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
52. При нарушении установленных сроков выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, выплачивать их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
53. Оплачивает время простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивает в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада). Время простоя по вине работника не оплачивается.
54. Гражданскому персоналу при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, производится доплата за счет и в пределах фонда оплаты труда гражданского персонала данной воинской части.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
55. В соответствии с Постановлениями Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N 458 и Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года N 49 и другими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации обеспечивает начисление процентной надбавки к заработной плате гражданского персонала, работающего в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, в пустынной и безводной местности, на фактический заработок.
56. Обеспечивает гражданскому персоналу, привлеченному для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов, предоставление установленных льгот и выплату повышенных тарифных ставок (окладов) в соответствии с действующим законодательством.
В области охраны труда
57. Проводит в соответствии с разделом X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации государственную политику в области охраны труда.
В этих целях Министерство обороны обеспечивает:
безопасность гражданского персонала при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также при применении в производстве техники, инструментов, сырья и материалов;
применение средств индивидуальной и коллективной защиты;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха лиц гражданского персонала в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку на рабочих местах гражданского персонала и проверку знания им требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований по охране труда;
контроль за организацией и проведением мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в воинских частях;
финансирование и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с использованием методов и средств инструментального контроля в производственных подразделениях войсковых частей с последующей сертификацией работ по охране труда;
повышение оплаты труда работникам, занятым выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за обеспечением средствами индивидуальной и коллективной защиты и правильностью их применения;
приобретение и выдачу гражданскому персоналу, занятому на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами, утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
бесплатную выдачу молока или равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания за работу во вредных и особо вредных условиях труда по нормам, определенным соответствующими нормативными актами. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменному заявлению работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено в коллективном договоре (соглашении);
предоставление гражданскому персоналу компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
организацию и проведение расследования и учета каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
сохранение за гражданским персоналом места работы, должности и среднего заработка на время приостановки работ вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работников;
предоставление лицам гражданского персонала другой работы в случае их отказа от выполнения работ при возникновении опасности для жизни и здоровья или оплаты времени простоя до устранения этой опасности;
непривлечение к дисциплинарной ответственности лиц гражданского персонала за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовыми договорами;
проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) категорий работников, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований). Министерство обороны предусматривает денежные средства на эти цели при подготовке проектов федеральных бюджетов на соответствующий год. Вредные и (или) опасные производственные факторы, при наличии которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок проведения данных осмотров определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
перевозку в учреждения скорой медицинской помощи или любые иные лечебно-профилактические учреждения работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, заболевших на месте работы;
недопущение лиц гражданского персонала к выполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
проведение анализа производственного травматизма и организацию разработки мероприятий по его профилактике и снижению;
информирование гражданского персонала о состоянии условий и охраны труда в воинских частях и экологической ситуации в регионе;
проведение работ, направленных на установление фактического наличия вредных и опасных для здоровья производственных факторов, специалистами Госсанэпиднадзора, экологической службы по заявкам командиров (начальников) воинских частей с учетом мнения выборных профсоюзных органов; вывод из эксплуатации ветхих и аварийных помещений (площадей) и производств воинских частей;
наличие санитарно-бытовых помещений и устройств, лечебно-профилактическое обслуживание гражданского персонала в соответствии с требованиями охраны труда;
допуск представителей выборных профсоюзных органов и органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в воинских частях, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с соблюдением установленного режима секретности;
обязательное социальное страхование гражданского персонала от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
создание в организациях Министерства обороны, осуществляющих производственную деятельность, с численностью работников более 50 человек, служб охраны труда или введение должностей специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
58. Командиры (начальники) воинских частей:
заключают с выборными профсоюзными органами соглашения по охране труда;
создают комитеты (комиссии) по охране труда в составе представителей, работодателей и профсоюзов и обеспечивают условия для их работы;
представляют не позднее 1 октября текущего года соответствующему распорядителю средств федерального бюджета заявки на выделение денежных средств для финансирования мероприятий по охране труда на следующий год;
разрабатывают и внедряют системы мероприятий, обеспечивающих заинтересованность руководителей, специалистов, рабочих и служащих в достижении высоких показателей в охране труда.
В области обеспечения социальных льгот, гарантий и компенсаций
59. Командиры и начальники воинских частей совместно с выборными профсоюзными органами через органы Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечивают лиц гражданского персонала пособиями по государственному социальному страхованию и оказывают содействие в получении путевок на долечивание (реабилитацию) в специализированных санаториях.
60. Министерство обороны обеспечивает:
разработку и осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья лиц гражданского персонала и членов их семей (подпункт 61 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082);
выделение гражданскому персоналу, в том числе освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в выборные органы, а также лицам, работающим в них, 5 процентов путевок в военные санатории и дома отдыха Министерства обороны от их общего количества с оплатой в размере 30 процентов стоимости, а гражданскому персоналу федеральных государственных унитарных предприятий - с оплатой путевок по их стоимости. На указанных условиях путевки в военные санатории и дома отдыха Министерства обороны предоставляются лицам гражданского персонала не более одного раза в год;
оказание в установленном порядке медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях гражданскому персоналу, а также освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в выборные органы, и лицам, работающим в них, по территориальному принципу по программе обязательного медицинского страхования, а также на договорной основе за плату в тех военно-медицинских учреждениях, которые не включены в систему обязательного медицинского страхования;
отпуск гражданскому персоналу за плату по установленным для данного субъекта Российской Федерации действующим ценам лекарственных средств и другого расходного медицинского имущества из аптек воинских частей и военно-медицинских учреждений в гарнизонах, вблизи которых отсутствуют гражданские аптеки. Перечень этих гарнизонов объявляется приказом командующего войсками военного округа;
сохранение размеров платы за содержание детей гражданского персонала в детских дошкольных образовательных учреждениях Министерства обороны, определенных статьей 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
единый размер оплаты путевок в оздоровительные лагеря и пансионаты Министерства обороны для детей военнослужащих и гражданского персонала;
детские оздоровительные лагеря продуктами питания;
выделение автотранспорта для обеспечения деятельности детских оздоровительных лагерей (при необходимости).
61. Руководители федеральных государственных унитарных предприятий по согласованию с выборными профсоюзными органами за счет собственных средств оказывают различные виды социальной помощи, в том числе:
финансовую поддержку многодетным семьям и гражданскому персоналу с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, пенсионерам, получившим инвалидность в результате общего, профессионального заболевания или травмы на производстве (кроме травматизма, полученного в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения), компенсацию расходов на лекарственные препараты, а также на детские дошкольные учреждения, медицинскую помощь и лечение;
устанавливают доплаты на питание;
приобретают путевки на санаторно-курортное лечение и отдых;
компенсируют гражданскому персоналу расходы на оплату транспортных услуг, проживание в общежитиях и др.
62. Виды социально-бытового обслуживания, льготы, гарантии и компенсации определяются в коллективных договорах воинских частей с учетом их финансовых и производственных возможностей, условий местонахождения, потребностей лиц гражданского персонала и др.
63. Командиры (начальники) воинских частей обеспечивают постоянный контроль за предоставлением гражданскому персоналу в полном объеме гарантий и компенсаций, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими нормативными правовыми актами.
64. Командиры воинских частей могут в соответствии с действующим законодательством отчислять средства в размерах, определяемых коллективными договорами (соглашениями), соответствующим профсоюзным комитетам на проведение в трудовых коллективах культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в объеме не менее 0,15 процентов от утвержденного фонда заработной платы.
65. Лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.
Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 года по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
IV. Гарантии деятельности Профсоюза
66. Министерство обороны создает условия и содействует реализации основных прав Профсоюза, объединяющего лиц гражданского персонала.
67. Командиры (начальники) воинских частей не препятствуют созданию в трудовых коллективах профсоюзных организаций, вступлению работников в Профсоюз, действующий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
68. Министерство обороны предоставляет бесплатно и беспрепятственно Профсоюзу информацию по социально-трудовым вопросам гражданского персонала, необходимую для осуществления его уставной деятельности.
69. Командиры (начальники) воинских частей в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности":
предоставляют Профсоюзу, его выборным органам безвозмездно необходимые для их деятельности (кроме коммерческой) оборудование, помещение и средства связи, а транспортные средства при наличии возможности, а также предоставляют возможность проведения совещаний (собраний), размещения информации в доступном для всех работников месте. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются воинскими частями;
предоставляют профсоюзным комитетам необходимые нормативные правовые акты, а также необходимую для осуществления их уставной деятельности информацию по социально-трудовым вопросам гражданского персонала, в том числе и о заработной плате. Дополнительные условия обеспечения деятельности указанных органов предусматриваются в коллективных договорах (соглашениях). Федеральные государственные унитарные предприятия за счет собственных средств могут производить оплату труда освобожденного руководителя профсоюзного органа данной воинской части в порядке и на условиях, установленных коллективным договором;
освобождают от основной работы членов Профсоюза, не освобожденных от основной работы, для выполнения профсоюзных обязанностей, участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзными органами, на время краткосрочной (до пяти дней) профсоюзной учебы, а также для участия в работе выборных профсоюзных органов. Условия их освобождения от работы для участия в этих мероприятиях определяются коллективными договорами (соглашениями);
не подвергают дисциплинарным взысканиям лиц гражданского персонала, избранных в состав профсоюзных органов, а также уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда без предварительного уведомления соответствующего профсоюзного органа;
обеспечивают при наличии письменных заявлений лиц гражданского персонала, являющихся членами Профсоюза, ежемесячное и бесплатное перечисление в установленные сроки на счет выборного профсоюзного органа членских профсоюзных взносов из их заработной платы в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) и не вправе задерживать перечисление данных средств;
в воинских частях, в которых с профсоюзами заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие настоящего Соглашения, командиры (начальники) по письменному заявлению лиц гражданского персонала, не являющихся членами Профсоюза, обеспечивают ежемесячное перечисление денежных средств из их заработной платы на счета Профсоюза на условиях и в порядке, определенных коллективными договорами;
обеспечивают представителям Профсоюза в установленном порядке посещение воинских частей Министерства обороны, в которых работают члены Профсоюза, для реализации предоставленных Профсоюзу прав;
обеспечивают реализацию в воинских частях правовых актов Министерства обороны, регламентирующих социальное партнерство между Профсоюзом, объединяющего лиц гражданского персонала, и органами военного управления.
V. Обязательства Профсоюза
70. Профсоюз всемерно содействует реализации настоящего Соглашения в трудовых коллективах, поддержанию в них высокой боевой готовности, здоровой морально-психологической атмосферы и созданию условий для повышения эффективности работы воинских частей.
71. Проводит работу по защите социально-трудовых прав членов Профсоюза и лиц гражданского персонала воинских частей, не являющихся членами Профсоюза, но уплачивающих Профсоюзу денежные средства в размере одного процента от начисленной заработной платы, оказывает им при необходимости бесплатную юридическую помощь, осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства.
72. В соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации Профсоюз и его территориальные и первичные профсоюзные организации осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
73. Содействует своевременному истребованию и полному доведению средств федерального бюджета на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
74. Разрабатывает и вносит в федеральные органы государственной власти предложения о принятии законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам трудовых и связанных с трудом отношений в целях усиления социальной защищенности гражданского персонала.
75. Представители Профсоюза участвуют в деятельности комитетов и комиссий всех уровней государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в целях защиты социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза и всего гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ведут переговоры и консультации по разработке и заключению Отраслевого соглашения с Министерством обороны.
VI. Контроль за выполнением Соглашения и ответственность за его нарушение или невыполнение
76. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется Сторонами и их представителями в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Контрольные функции за выполнением Соглашения на местах осуществляют также территориальные, первичные организации Профсоюза, соответствующие командиры, начальники. При невыполнении Соглашения заинтересованные лица письменно информируют Комиссию или руководителей, подписавших Соглашение.
77. Стороны проводят консультации по вопросам соблюдения трудовых прав, социально-экономического положения гражданского персонала, обмениваются информацией и принимают решения, направленные на развитие и укрепление социального партнерства.
78. Должностные лица Сторон, виновные в нарушении или невыполнении Соглашения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.