Резолюция Комитета министров Совета Европы от 20.07.2004

"Относительно Постановления Европейского Суда по правам человека от 04.03.2003 N 63486/00 по делу "Посохов против Российский Федерации" (POSOKHOV V. RUSSIA)"
Редакция от 20.07.2004 — Действует

РЕЗОЛЮЦИЯ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
от 20 июля 2004 г. ResDH(2004)46

Относительно Постановления Европейского Суда по правам человека от 4 марта 2003 г.

(вступило в силу 4 июня 2003 г.)

по делу "Посохов против Российский Федерации" [Posokhov v. Russia]*

(* Принята на 891-м заседании Комитета министров на уровне представителей министров).

Комитет министров (При верстке материала учтен формат документа, принятый в Комитете министров Совета Европы.)

в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод с изменениями, внесенными Протоколом N 11 к Конвенции (далее - Конвенция),

принимая во внимание Постановление Европейского Суда по правам человека по делу "Посохов против Российской Федерации", вынесенное 4 марта 2003 г. и переданное в Комитет министров, как только оно вступило в силу в соответствии с положениями статей 44 и 46 Конвенции;

напоминая, что дело было инициировано жалобой N 63486/00, поданной в Европейский Суд против Российский Федерации 2 октября 2000 г. в соответствии со статьей 34 Конвенции гражданином Российский Федерации Посоховым Сергеем Витальевичем, и что Европейский Суд признал приемлемой для рассмотрения по существу жалобу заявителя на то, что он был осужден судом, созданным в нарушение соответствующих положений национального законодательства;

принимая во внимание, что в Постановлении от 4 марта 2003 г. Европейский Суд единогласно:

- постановил, что заявитель может считаться "жертвой" в целях статьи 34 Конвенции;

- постановил, что имело место нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции;

- постановил, что государство-ответчик было обязано в течение трех месяцев со дня вступления постановления в законную силу выплатить заявителю в возмещение морального вреда 500 евро (пятьсот евро), а также любой налог, начисляемый на вышеуказанную сумму, и что простые проценты по предельным годовым ставкам по займам Европейского центрального банка плюс три процента подлежат выплате по истечении вышеупомянутых трех месяцев и до момента выплаты;

- отклонил оставшиеся требования заявителя о справедливой компенсации;

принимая во внимание правила, принятые Комитетом министров относительно применения пункта 2 статьи 46 Конвенции,

предложил властям Российский Федерации сообщить о мерах, принятых по итогам Постановления от 4 марта 2003 г., учитывая предусмотренную пунктом 1 статьи 46 Конвенции обязанность Российской Федерации исполнить постановление.

Поскольку во время рассмотрения дела Комитетом министров власти Российской Федерации предоставили Комитету сведения о предпринятых мерах, направленных на предотвращение в будущем нарушений, аналогичных установленным в данном постановлении, эта информация является приложением к настоящей резолюции.

Убедившись, что 29 июля 2003 г. в установленный срок власти Российской Федерации выплатили заявителю сумму, присужденную ему Постановлением от 4 марта 2003 г.;

приняв во внимание сведения, представленные властями Российской Федерации, объявляет, что власти Российской Федерации осуществили в данном деле действия, предусмотренные пунктом 2 статьи 46 Конвенции.

Приложение
к Резолюции Комитета министров
Совета Европы
ResDH(2004)46

СВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ВЛАСТЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВРЕМЯ РАССМОТРЕНИЯ КОМИТЕТОМ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ДЕЛА "ПОСОХОВ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В том, что касается ситуации заявителя, власти Российской Федерации напоминают, что 22 мая 2000 г. Неклиновский районный суд Ростовской области признал заявителя виновным в пособничестве при уклонении от таможенных платежей и злоупотреблении служебным положением. 2 июля 2001 г. тот же суд освободил заявителя от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Таким образом, по-видимому, не требуется принятия каких-либо дополнительных мер индивидуального характера, и заявитель, более того, не просил об осуществлении таких мер.

В качестве промежуточной меры общего характера, направленной на исполнение настоящего постановления Европейского Суда, 17 апреля 2003 г. заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации направил председателям всех судов Российской Федерации циркулярное письмо, в котором обращал внимание на выводы Европейского Суда и на необходимость обеспечения соблюдения норм об участии народных заседателей в рассмотрении уголовных дел до 1 января 2004 г., когда будет полностью введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс. Этот кодекс, который был введен в действие 1 июля 2002 г., отменил Закон от 10 января 2000 г. "О народных заседателях", о котором шла речь в деле Посохова, но согласно переходным положениям нового кодекса народные заседатели продолжали участвовать в рассмотрении уголовных дел до 1 января 2004 г.

Кроме того, постановление Европейского Суда было опубликовано в переводе на русский язык в "Российской газете" (номер от 8 июля 2003 г.).

Важность соблюдения требований Конвенции, особенно по такой категории дел, была также подчеркнута Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 10 октября 2003 г. в постановлении о применении судами общей юрисдикции принципов и норм международного права и международных договоров, участницей которых является Российская Федерация. В частности, со ссылкой на статью 47 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 6 Конвенции в указанном постановлении повторялось, что в каждом гражданском и/или уголовном деле состав суда должен быть установлен законом. Кроме того, это постановление напоминает, что Конвенция, истолкованная в свете правоприменительной практики Европейского Суда, является частью национальной правовой системы, и ее положения имеют большую юридическую силу по сравнению со всеми остальными правовыми нормами.

1 января 2004 г. был полностью введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс, предоставляя полную возможность разрешения проблем, выявленных в постановлении Европейского Суда.

Власти Российской Федерации полагают, что эти меры предотвратили новые нарушения положений Конвенции, аналогичные установленным в настоящем деле.

В свете изложенного и принятых мер власти Российской Федерации полагают, что Российская Федерация выполнила свои обязательства с учетом пункта 1 статьи 46 Конвенции.