Положение о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации

(утв. Минтопэнерго РФ 12.02.96)
Редакция от 12.02.1996 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минэнерго РФ от 14.04.2010 N 169»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 1996 г. N 1042


Утверждаю
Первый заместитель Министра
топлива и энергетики
Российской Федерации
В.Н.КОСТЮНИН
12.02.96

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1.1. Положение о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации (далее Положение) разработано на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 371 "О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов" и от 2 ноября 1995 г. N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 60 "Об утверждении Положения о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации".

1.2. Государственный контроль в Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения рационального и эффективного использования естественного (природного и попутного) газа как топлива и сырья.

1.3. Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа во всех сферах экономики Российской Федерации, регламентирует последовательность подготовки, проведения и оформления результатов проверок и обследований.

1.4. Государственный контроль в Российской Федерации распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от их подчиненности и форм собственности, а также их филиалы (далее организации), занимающиеся:

добычей, переработкой, хранением, транспортом и сбытом газа;

разработкой, изготовлением, наладкой и эксплуатацией газоиспользующего оборудования, средств автоматики и контроля, а также теплоутилизирующего оборудования;

проектированием газопотребляющих объектов.

II. Организация государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа

2.1. Государственный контроль за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации осуществляется Управлением государственной газовой инспекции Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Госгазинспекцией России) и подчиненными ей органами на местах - региональными инспекциями.

Положение о региональных газовых инспекциях утверждаются Министерством топлива и энергетики Российской Федерации по согласованию с администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации.

2.2. Госгазинспекция России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными правовыми нормативными актами органов государственной власти Российской Федерации, актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приказами Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2.3. Госгазинспекция России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.4. Должностные лица Государственной газовой инспекции имеют удостоверения единого образца.

2.5. Госгазинспекция России и ее региональные органы имеют печати со своим наименованием, бланки, штампы.

III. Порядок проведения проверок

3.1. Основными задачами государственной инспекции по контролю за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации являются:

участие в разработке и согласовании федеральных требований (норм и правил) по рациональному и эффективному использованию газа;

участие в разработке федеральных и региональных программ энергосбережения;

участие в разработке и согласовании типовых проектов, проектов стандартов и нормативных документов, содержащих требования по эффективному использованию газа;

согласование технических условий по эффективности использования газа на вновь изготавливаемое газоиспользующее и теплоутилизирующее оборудование, газогорелочные устройства и выдача технических условий на проекты их установки;

предупреждение непроизводительного расхода газа на стадиях монтажа, наладки, пуска в эксплуатацию и в процессе эксплуатации газоиспользующих агрегатов;

участие в разработке и согласовании разрабатываемых нормативов по потерям газа в газовых сетях, использованию газа на собственные нужды организаций, занимающихся добычей, переработкой, хранением и транспортом газа;

контроль в организациях за качеством и своевременностью проведения наладочных работ, связанных с эффективностью использования газа;

участие в разработке и согласовании утверждаемых в установленном порядке графиков перевода газопотребляющих организаций на резервные виды топлива в осенне-зимний период;

контроль за соблюдением удельных норм расхода топлива на выработку продукции, а также участие в разработке нормативных документов по стимулированию работы организаций по снижению этих норм;

выявление недостатков в использовании газа в организациях и выдача обязательных для исполнения предписаний по реализации резервов экономии газа;

анализ состояния дел в использовании газа в организациях, в отраслях и регионах Российской Федерации с целью принятия мер по его улучшению;

регистрация проектов газоснабжения вновь строящихся, реконструируемых, модернизируемых и переводимых на газ топливопотребляющих установок организаций;

участие в работе экспертных комиссий, проводящих аттестацию производимого в стране и ввозимого газоиспользующего оборудования и выдача заключений об эффективности использования в нем газа.

3.2. Основными формами государственного контроля являются проверки (обследования) организаций по вопросам, относящимся к компетенции органов Госгазинспекции России, которые могут быть осуществляемы самостоятельно органами Госгазинспекции России и совместно, с другими контрольно-надзорными органами.

3.3. Проверки могут охватывать направления деятельности организаций, указанные в п. 3.4 и относящиеся к сфере использования газа. По усмотрению органов Госгазинспекции России или по инициативе соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

3.4. Основными направлениями проверок являются:

выполнение федеральной и региональной программ энергосбережения;

соблюдение нормативов использования газа на собственные нужды организаций, занимающихся добычей, переработкой, хранением газа и соблюдение нормативов потерь газа в газовых сетях;

соответствие разрабатываемого и выпускаемого газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования и проверка его соответствия требованиям стандартов и норм по эффективному использованию газа;

соответствие проектов вновь вводимого, реконструируемого, модернизируемого и переводимого на газ оборудования организаций нормативным требованиям, обеспечивающим рациональное и эффективное использование газа;

соблюдение газопотребляющими организациями норм и правил использования газа, удельных норм расхода топлива на выработку продукции;

состояние и достоверность учета расхода и потребления газа, тепловой энергии и других видов продукции, вырабатываемой с применением газа;

готовность наладочных организаций к проведению наладочных работ на газоиспользующем оборудовании, качество и сроки их выполнения;

выполнение организациями предписаний по устранению недостатков в использовании газа;

наличие и готовность к работе резервных топливных хозяйств организаций, а также готовность газоиспользующих установок к работе на резервных видах топлива.

3.5. Для выполнения своих функций органы Государственной газовой инспекции России:

утверждают нормативно-технические документы по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательные для исполнения подконтрольными организациями на территории Российской Федерации;

вносят в федеральные и местные органы исполнительной власти, организации предложения о проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по вопросам повышения эффективности использования газа;

дают организациям, ведущим разработку и изготовление газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования, средств автоматизации и контроля, разрабатывающим проекты их установки, предписания об устранении конструктивных недостатков и недостатков проектов, снижающих эффективность использования газа, совместно назначают проведение контрольных испытаний этого оборудования, назначают независимую экспертизу проектно-конструкторской документации;

привлекают для консультаций и экспертиз специалистов научно - исследовательских, проектных и других организаций, по согласованию с руководителями этих организаций;

запрашивают у министерств, ведомств и организаций необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к их компетенции;

выдают разрешения на пуск газа на топливоиспользующие установки после окончания их строительства, реконструкции, технического перевооружения и перевода на газ для проведения пусконаладочных работ и режимно-наладочных испытаний;

проводят проверки (обследования) организаций, имеющих газоиспользующее оборудование, получают от них необходимые объяснения, справки и сведения;

дают руководителям поднадзорных организаций обязательные для исполнения предписания в пределах своей компетенции.

3.6. Руководителю Госгазинспекции России, его заместителям и руководителям ее региональных органов предоставляется право принимать решения о частичном или полном прекращении подачи газа на газоиспользующие установки в случае пуска газа на эти установки без разрешения органов Государственной газовой инспекции, а также при невыполнении предписаний об устранении в установленные сроки следующих нарушений;

несвоевременное или некачественное проведение режимно - наладочных работ на газоиспользующем оборудовании;

эксплуатация газоиспользующих установок без режимных карт или со значительными отступлениями от них;

неподготовленность к работе резервных топливных хозяйств или неготовность газоиспользующих агрегатов к работе на резервных видах топлива;

эксплуатации газоиспользующего оборудования без предусмотренных проектом приборов учета газа, средств автоматического регулирования процессов горения и теплоутилизирующего оборудования.

Прекращение подачи газа осуществляется в установленном порядке.

Решение о прекращении подачи газа действует до устранения нарушений, явившихся основанием для принятия такого решения.

После устранения нарушений пуск газа возобновляется по разрешению органов государственной газовой инспекции, выдаваемому в установленном порядке.

Не допускается частичное или полное прекращение подачи газа на газоиспользующие установки объектов, обеспечивающих безопасность государства (Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. N 1173).

3.7. Орган Госгазинспекции России, осуществляющий проверку, не позднее чем за 5 дней до ее начала информирует проверяемую организацию о календарных сроках ее проведения.

3.8. По прибытии на место руководитель проверки (государственный инспектор) предъявляет руководителю проверяемой организации задание на проверку, знакомит с ее целями и задачами, уточняет другие вопросы, относящиеся к проверке.

IV. Порядок оформления результатов проверки

4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом. В акте должно быть отражено состояние дел по вопросам, входящим в содержание проверки и раскрыты причины выявленных нарушений. К акту прилагаются протоколы, справки.

4.2. Акт подписывается всеми участниками проверки, после чего в него запрещается вносить изменения и дополнения. При наличии разногласий по содержанию акта, окончательное решение принимает руководитель проверки (государственный инспектор).

Участники проверки, а также представители проверяемой организации, не согласные с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к акту.

4.3. Содержание акта доводится до сведения руководителя проверяемой организации, который его подписывает. В случае отказа руководителя подписать акт делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки (государственным инспектором).

4.4. Акт проверки передается проверенной организации, копии акта - органу Госгазинспекции России, проводившему проверку, а также, при необходимости, соответствующему органу исполнительной власти, представителям организаций, участвовавшим в проверке.

Предписание, заверенное печатью проверяющего органа, передается руководству организации вместе с актом проверки.

4.5. Действия должностных лиц органов государственной газовой инспекции могут быть обжалованы как в административном, так и в судебном порядке.

V. Ответственность работников государственного газового надзора

5.1. Работники государственной газовой инспекции за невыполнение, ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению контроля за рациональным и эффективным использованием газа несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Спорные вопросы по решениям должностных лиц органов государственной газовой инспекции - государственных инспекторов рассматриваются руководителем региональной инспекции, которому они непосредственно подчинены или Госгазинспекцией России, а ее решения - Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.