Порядок внесения в бюджет лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции

(утв. Минфином РФ N 28, Госалкогольинспекцией при Правительстве РФ N 1-10/372, Госналогслужбой РФ N ВГ-6-04/173 30.03.95)
Показать изменения

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 1995 г. N 829


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 28

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 1-10/372

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ВГ-6-04/173

от 30 марта 1995 года

ПОРЯДОК
ВНЕСЕНИЯ В БЮДЖЕТ ЛИЦЕНЗИОННЫХ СБОРОВ ЗА ПРОИЗВОДСТВО, РОЗЛИВ, ХРАНЕНИЕ И ОПТОВУЮ ПРОДАЖУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

(в ред. - Телеграмм Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/830 Госналогслужбы РФ N ЮУ-6-04/319 от 13.06.95; Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции РФ N 1/906, Госналогслужбы РФ N ВГ-6-04/334 от 19.06.95; Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1019, Госналогслужбы РФ N ВГ-6-04/395 от 18.07.95; Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1148, Госналогслужбы РФ N ВП-6-04/454 от 23.08.95)

I. Общие положения

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" во исполнение мероприятий по восстановлению государственной монополии на эти виды деятельности <*> и распространяется на все получившие лицензии организации любой формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

<*> Указ Президента Российской Федерации от 11.06.93 N 918 "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции".

1. Лицензионные сборы установлены:

1.1. за производство, розлив и хранение (за каждый вид деятельности) спиртов этиловых из всех видов пищевого (ректификованного, сырца, виноградного, плодового, коньячного) и непищевого сырья (гидролизного и синтетического), готовой алкогольной продукции (спирта питьевого, водки, ликероводочных изделий, коньяков (бренди), кальвадосов, вин виноградных, плодово-ягодных и других алкогольсодержащих напитков), виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется - лицензионный сбор за производство, розлив и хранение алкогольной продукции);

1.2. за оптовую продажу спиртов этиловых из всех видов пищевого и непищевого сырья (далее именуются - спирты этиловые), готовой алкогольной продукции, виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется - лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции).

2. Лицензии на право производства, розлива, хранения и оптовой продажи выдаются Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации.

3. Срок действия лицензии на право:

- производства, розлива, хранения и оптовой продажи:

3.1. спиртов этиловых, спирта питьевого, водки, ликероводочных изделий, виноматериалов, соков спиртованных, вин натуральных, крепленых ординарных, игристых, шампанского по технологии непрерывной шампанизации, других алкогольсодержащих напитков, спиртосодержащих полуфабрикатов, а также розлива готовых коньяков (бренди) и выдержанных вин - один год;

- производства, розлива:

3.2. выдержанных коньячных спиртов, шампанского по классической технологии - три года;

- производства, розлива:

3.3. марочных и коллекционных вин - два года.

II. Плательщики лицензионных сборов

4. Плательщиками лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу спиртов этиловых, готовой алкогольной продукции, виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется - алкогольная продукция) являются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (включая организации с иностранными инвестициями).

4.1. Организации, производящие, разливающие алкогольную продукцию и реализующие ее для дальнейшей переработки другим организациям, в оптовую и розничную торговлю, являются плательщиками только лицензионного сбора за производство, розлив и не уплачивают сбор за оптовую продажу.

4.2. Плательщиками лицензионного сбора за хранение алкогольной продукции являются организации, формирующие свой доход за счет взимания платы за хранение и отгружающие хранимую продукцию по указаниям ее владельцев.

4.3. Плательщиками лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции являются организации, формирующие свой доход за счет оптовой наценки к отпускным ценам производителей и предшествующих посредников в оптовой деятельности.

4.4. Организации, осуществляющие функции хранения, оптовой продажи и формирующие свой доход за счет платы за хранение, оптовой наценки, являются плательщиками лицензионных сборов как за хранение, так и оптовую продажу.

III. Объекты уплаты лицензионных сборов

5. Объектами уплаты лицензионных сборов являются объемы производства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции каждого конкретного вида.

6. Объектами уплаты лицензионного сбора за производство, розлив являются объемы алкогольной продукции, производимой и реализуемой в оптовую и розничную торговлю (далее именуется - торговля), а также другим организациям для дальнейшей ее переработки.

6.1. В спиртовом производстве - объемы спирта этилового, выпускаемые из пищевого сырья в соответствии с выделенной квотой и заявленные для технических целей, а также из непищевого сырья, реализуемые другим организациям для дальнейшей переработки и в оптовую торговлю. (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/830, Госналогслужбы РФ N ЮУ-6-04/319 от 13.06.95)

6.2. В ликероводочном производстве - выпускаемые в соответствии с выделяемым спиртом заявленные объемы водки, ликероводочных изделий, питьевого спирта, реализуемые в торговлю и другим организациям для переработки.

6.3. В винодельческих производствах:

6.3.1. смешанных (первичных и вторичных) - фактические объемы виноматериалов, соков спиртованных, вин виноградных натуральных и крепленых, плодово-ягодных, обработанных коньяков, снятых с выдержки шампанского по классической схеме и вина, розлитых и реализуемых в торговлю и другим организациям, а также на продажу выкуренных молодых и выдержанных коньячных спиртов для выдержки, розлива или переработки другими организациями.

6.3.2. самостоятельных вторичных - фактические объемы коньяка (бренди), кальвадоса, вин виноградных и плодово-ягодных, игристых, шампанского по технологии непрерывной шампанизации, прочих алкогольных напитков и полуфабрикатов, а также водки, розлитых и реализуемых в торговлю и другим организациям для переработки.

7. Объектами уплаты лицензионного сбора за хранение алкогольной продукции являются средневзвешенные по каждому месяцу фактические объемы ее хранения нарастающим итогом в течение лицензионного срока с учетом ввода и выбытия объемов хранения.

(п. 7 в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1148, Госналогслужбы РФ N ВП-6-04/454 от 23.08.95)

8. Объектами уплаты лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции являются объемы ее продажи, включая операции по импорту и экспорту.

9. Не являются объектами уплаты лицензионного сбора:

9.1. за производство, розлив - фактические объемы алкогольной продукции, отгруженные до момента вступления в силу настоящего Порядка (см. пункт 20), фактические объемы реализуемой на экспорт продукции, по которым договоры с инофирмами заключены до момента вступления в силу настоящего Порядка; направляемые на очистку фактические объемы спирта сырца из пищевого сырья; фактические объемы спирта, производимого из отходов виноделия (выжимки, гущевые, дрожжевые и клеевые осадки); фактические объемы фракции головной этилового спирта по ТУ 10-0334797-10-91, реализуемые для дальнейшей переработки на спирт этиловый и медицинский эфир, и денатурированного спирта по ТУ 10-0334585-4-90; направляемые на очистку фактические объемы синтетического спирта (без учета его сверхнормативных потерь по этой операции); фактические объемы технического спирта, используемого для производства экспортной продукции (без учета его сверхнормативных потерь на производство экспортной продукции);

(п. 9.1 в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1148, Госналогслужбы РФ N ВП-6-04/454 от 23.08.95)

9.2. за хранение - технологический запас виноматериалов, обработанных коньяков, спиртов, хранящихся на спиртовых производствах до момента использования и реализации, закупленных организациями вторичного виноделия и ликероводочной промышленности для переработки, розлива, а также хранящихся до момента реализации другим организациям по квотам федеральных или местных органов управления; объемы временного хранения таможенной алкогольной продукции, конфискованной таможней в пользу федеральной собственности и временно хранящейся до реализации алкогольной продукции;

(п. 9.2 в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1148, Госналогслужбы РФ N ВП-6-04/454 от 23.08.95)

9.3. за оптовую продажу - алкогольная продукция собственного изготовления организаций - изготовителей; реализуемые по поручению таможни обращенные в федеральную собственность алкогольные изделия.

(п. 9.3 в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1148, Госналогслужбы РФ N ВП-6-04/454 от 23.08.95)

IV. Размеры лицензионных сборов

10. Размеры лицензионных сборов предусмотрены в процентах от установленной законодательством минимальной оплаты труда за литр продукции: (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1019, Госналогслужбы РФ N ВГ-6-04/395 от 18.07.95)

10.1. за производство, розлив и хранение алкогольной продукции:

10.1.1. I группа - виноматериалы для натуральных вин и шампанского, вина натуральные - 0,5 процента;

10.1.2. II группа - виноматериалы для крепленых вин, соки спиртованные, вина крепленые виноградные, плодово-ягодные, игристые, шампанское, прочие алкогольные напитки и полуфабрикаты, а также ликероводочные изделия с содержанием до 20 процентов включительно объемной доли этилового спирта - 1 процент; (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/830, Госналогслужбы РФ N ЮУ-6-04/319 от 13.06.95)

10.1.3. III группа - водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадосы, прочие алкогольные напитки и полуфабрикаты с содержанием свыше 20 процентов объемной доли этилового спирта - 1,5 процента;

10.1.4. IV группа - спирт питьевой и спирт этиловый из всех видов сырья - 2,5 процента;

10.2. за оптовую продажу алкогольной продукции - 1,5 процента.

10.3. При этом размер минимальной месячной оплаты труда при определении сумм лицензионных сборов применяется для организаций - изготовителей и хранителей на дату отгрузки продукции, а для организаций оптовой торговли - на момент оплаты лицензионного сбора. (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1019, Госналогслужбы РФ N ВГ-6-04/395 от 18.07.95)

V. Порядок уплаты лицензионных сборов

11. Плательщики самостоятельно определяют суммы лицензионных сборов, исходя из их размеров и объектов уплаты с учетом нормированных потерь. (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/830, Госналогслужбы РФ N ЮУ-6-04/319 от 13.06.95)

12. Расходы, связанные с уплатой сборов, плательщики относят:

12.1. по лицензионному сбору за производство, розлив и хранение алкогольной продукции - в виде надбавки к отпускным ценам на готовую продукцию с выделением ее в отчетности, в том числе отдельной строкой;

12.2. по лицензионному сбору за оптовую продажу алкогольной продукции - за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

13. Ликероводочные, винодельческие организации, осуществляющие розлив водки, ликероводочных изделий, спирта питьевого, виноградных и плодово-ягодных вин, коньяков (бренди), кальвадосов, шампанского и других алкогольсодержащих напитков сумму лицензионного сбора в отпускной цене спирта, виноматериалов, вин и обработанных коньяков не списывают на себестоимость продукции, а относят вместе с лицензионным сбором по своей деятельности в виде надбавки к отпускной цене готовой продукции по средней расчетной ставке с учетом сырья, поступившего без лицензионного сбора. (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1019, Госналогслужбы РФ N ВГ-6-04/395 от 18.07.95)

14. Суммы лицензионных сборов по алкогольной продукции перечисляются плательщиками по месту их нахождения:

14.1. за производство, розлив и хранение - в доход федерального бюджета;

14.2. за оптовую продажу - в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.

15. В случае изменения в течение лицензионного срока выделенных на производство, розлив и хранение алкогольной продукции квот соответственно уточняются размеры лицензионных сборов. Предприятия, недоиспользовавшие за лицензионный срок выделенные квоты, перечисляют в федеральный бюджет соответствующую часть годового лицензионного сбора за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

16. Зачисление лицензионных сборов в доходы бюджета производится в соответствии с бюджетной классификацией, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.94 N 177, по коду 10306 "Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлив и оптовую реализацию алкогольной продукции" по месту нахождения организации - плательщика.

VI. Сроки уплаты лицензионных сборов

17. Лицензионные сборы по алкогольной продукции перечисляются в бюджет:

17.1. за производство, розлив и хранение - в течение всего срока действия лицензии ежемесячно, не позднее 15 числа, по фактическим оборотам реализации за предыдущий отчетный месяц;

17.2. за оптовую продажу - до подачи организацией заявки на проведение обследования. За превышение в течение лицензионного срока заявленных оборотов оптовой продажи алкогольной продукции производится соответствующая доплата лицензионного сбора в бюджет. За недоиспользование заявленных оборотов лицензионный сбор не возвращается. В случае если сумма лицензионного сбора превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда - в течение срока действия лицензии ежемесячно, не позднее 15 числа, по фактическим оборотам реализации за предыдущий отчетный месяц.

18. Организации, которым будет выдана лицензия на право производства, розлива, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, должны представлять налоговым органам по месту своего нахождения данные (расчет) по прилагаемой к настоящему Порядку форме (Приложение).

19. Сроки уплаты лицензионных сборов, а соответственно и сроки представления расчета, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

VII. Особенности уплаты лицензионных сборов в 1995 году

20. В 1995 году лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции уже функционирующими в этих видах деятельности организациями включаются в отпускную цену продукции начиная с момента вступления в силу настоящего Порядка (опубликования в газете "Российские вести") и уплачиваются в соответствии со сроками, изложенными в пункте 17.1, в том числе и за весь период до получения лицензии.

Механизм бухгалтерского учета по лицензионному сбору в сырье до предприятий доводится отраслевыми ведомствами по согласованию с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ. Организации - соискатели на указанные виды деятельности, никогда ранее их не осуществлявшие, лицензионный сбор в 1995 году уплачивают по фактическим оборотам с внесением первого платежа после получения лицензии. (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1019, Госналогслужбы РФ N ВГ-6-04/395 от 18.07.95)

21. Уплата лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции в 1995 году производится за объем заявленных оборотов, начиная с момента вступления в силу настоящего Порядка. В случаях превышения общей суммы сбора 1000-кратного размера минимальной оплаты труда перечисление лицензионного сбора в бюджет осуществляется в соответствии с условиями, изложенными в пункте 17.2 Порядка. (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/830, Госналогслужбы РФ N ЮУ-6-04/319 от 13.06.95)

VIII. Порядок ведения бухгалтерского учета по лицензионным сборам

22. Лицензионный сбор, входящий в цену сырья, отражается по дебету счета 10 "Сырье и материалы", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный в цене сырья" в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками. По мере реализации изготовленной из сырья готовой продукции, приходящаяся на нее доля лицензионного сбора относится в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный в цене сырья" в корреспонденции с кредитом счета 10 "Сырье и материалы", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный в цене сырья". (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1148, Госналогслужбы РФ N ВП-6-04/454 от 23.08.95)

При отражении в бухгалтерском учете операций по расчетам с бюджетом по лицензионным сборам за производство, розлив и хранение алкогольной продукции дебетуется счет "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный по своей деятельности" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты с бюджетом", а по лицензионному сбору за оптовую продажу алкогольной продукции дебетуется счет 81 "Использование прибыли" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты с бюджетом". По мере фактического перечисления сумм в бюджет дебетуется счет 68 "Расчеты с бюджетом" и кредитуется счет 51 "Расчетный счет". (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1148, Госналогслужбы РФ N ВП-6-04/454 от 23.08.95)

IX. Порядок ведения в налоговых инспекциях учета сумм лицензионных сборов по организациям - плательщикам

23. Учет поступлений в доход бюджета лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции налоговые органы должны осуществлять в соответствии с Инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет", утвержденной Приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.04.94 N ВГ-3-13/23.

24. На основании получаемых копий платежных документов, поступившие суммы указанных платежей отражаются в реестре ф. N 25 с последующим занесением их в карточку лицевого счета ф. N 6, открываемую отдельно на каждого плательщика. При этом начисленные суммы лицензионного сбора указываются в карточке лицевого счета на основании ежемесячно представляемых организацией - плательщиком данных, которые камерально проверяются налоговыми органами и принимаются меры к устранению недостатков в соответствии с налоговым законодательством. Карточки лицевого счета ф. N 6 ведутся отдельно по суммам сбора, поступающим в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

25. За несвоевременное перечисление в доход бюджета лицензионных сборов начисляются пени в размере 0,05 процента в общеустановленном порядке, а также применяются меры бесспорного взыскания сборов. Административные штрафы на должностных лиц организаций - плательщиков лицензионных сборов применяются в порядке, установленном пунктом 12 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 "О государственной налоговой службе РСФСР". (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1019, Госналогслужбы РФ N ВГ-6-04/395 от 18.07.95)

X. Ответственность плательщиков лицензионных сборов и штрафные санкции

26. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции в бюджет возлагается на плательщиков и их должностных лиц.

27. За производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции без лицензий взыскиваются в безакцептном порядке штрафные санкции в 10000-кратном размере установленной минимальной оплаты труда и в полном размере перечисляются в бюджет. Организации, вырабатывающие, хранящие продукцию, продающие ее оптом и не прошедшие лицензирования до 1 августа 1995 г., считаются работающими без лицензий. (в ред. телеграммы Минфина РФ N 09-04-01/2, Госалкогольинспекции при Правительстве РФ N АВ-10/1019, Госналогслужбы РФ N ВГ-6-04/395 от 18.07.95)

XI. Порядок проверки расчетов по лицензионным сборам

28. Налоговые органы Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года, должны осуществлять проверки организаций - плательщиков по правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в доход бюджета вышеуказанных сборов.

При этом работу по правильности исчисления лицензионных сборов налоговым органам Российской Федерации необходимо координировать с территориальными управлениями Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации.

Министр финансов
Российской Федерации
В.Г.ПАНСКОВ

Руководитель Государственной
инспекции по обеспечению
государственной монополии
на алкогольную продукцию
при Правительстве
Российской Федерации
Д.И.ВДОВЕНКО

Руководитель
Государственной налоговой
службы Российской Федерации
В.В.ГУСЕВ