Указ Президента РФ от 15.03.96 N 382

"О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации")
Редакция от 15.03.1996 — Документ утратил силу, см. «Указ Президента РФ от 09.08.2000 N 1476»
Показать изменения

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ
от 15 марта 1996 г. N 382

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования государственного управления транспортным комплексом и рациональной организации системы управления гражданской авиацией, морским, речным, автомобильным транспортом и дорожным хозяйством, осуществления мер по техническому переоснащению этих отраслей, повышения безопасности и эффективности перевозок пассажиров и грузов постановляю:

1. Образовать на основе соответствующих департаментов Министерства транспорта Российской Федерации Федеральную авиационную службу России (ФАС России), Федеральную службу морского флота России (Росморфлот), Федеральную службу речного флота России (Росречфлот), Федеральную автомобильно-дорожную службу России (ФАДС России).

2. Установить, что Федеральная авиационная служба России, Федеральная служба морского флота России, Федеральная служба речного флота России, Федеральная автомобильно-дорожная служба России являются федеральными органами исполнительной власти, входящими в систему государственного управления транспортным комплексом, возглавляемую Министерством транспорта Российской Федерации, и осуществляют государственное управление в установленных сферах ведения, а также специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в соответствии с положениями о федеральных службах, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Указанные федеральные службы возглавляют директора, являющиеся по должности первыми заместителями министра транспорта Российской Федерации, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра транспорта Российской Федерации.

Бюджетное финансирование деятельности отраслей транспорта, отнесенных к сфере ведения указанных федеральных служб, включая расходы на содержание их центральных аппаратов и территориальных органов, осуществляется отдельно по каждой федеральной службе в пределах расходов федерального бюджета, установленных Министерству транспорта Российской Федерации.

3. Дополнить пункт 2 раздела II структуры федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 190), словами "Федеральная авиационная служба России, Федеральная служба морского флота России, Федеральная служба речного флота России, Федеральная автомобильно-дорожная служба России".

4. В связи с образованием перечисленных в пункте 1 настоящего Указа федеральных служб утвердить прилагаемое Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации.

5. Правительству Российской Федерации:

принять решения, касающиеся деятельности Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной авиационной службы России, Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, Федеральной автомобильно-дорожной службы России, определив штатную численность указанных федеральных служб в пределах установленной численности работников аппарата Министерства транспорта Российской Федерации и средств федерального бюджета, выделенных на его содержание;

привести свои решения в соответствие с настоящим Указом и представить предложения о внесении в установленном порядке изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Приложение

Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 15 марта 1996 г. N 382

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики и общее государственное управление и регулирование в транспортном комплексе Российской Федерации.

Транспортный комплекс Российской Федерации составляют зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на воздушном, морском, речном, автомобильном и городском электрическом транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог и сооружений на них, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных, воздушных и других путей сообщения, проведением научных исследований и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта предприятия, изготавливающие транспортные средства и технологическое оборудование, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.

Для осуществления государственного управления в самостоятельных отраслях транспортного комплекса, выполнения специальных исполнительных, разрешительных, контрольных и надзорных функций в единой системе государственного управления отраслями транспортного комплекса Российской Федерации, возглавляемой Министерством транспорта Российской Федерации, образуются Федеральная авиационная служба России (ФАС России), Федеральная служба морского флота России (Росморфлот), Федеральная служба речного флота России (Росречфлот), Федеральная автомобильно-дорожная служба России (ФАДС России), положения о которых утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Министерство транспорта Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Министерства транспорта Российской Федерации являются:

формирование и реализация государственной транспортной политики, направленной на удовлетворение государственных нужд, потребностей населения и экономики в перевозках и других видах транспортных услуг;

разработка совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации стратегии развития транспортного комплекса Российской Федерации в целом и ее реализация на основе комплексных и отраслевых федеральных целевых программ;

общее руководство и координация деятельности федеральных служб, входящих в единую систему государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации, по обеспечению безопасного, эффективного и устойчивого функционирования отраслей транспортного комплекса и осуществление государственного контроля за указанной деятельностью;

руководство проведением экономических реформ, связанных с переходом транспортного комплекса к рыночным отношениям;

проведение структурной перестройки в транспортном комплексе;

формирование и проведение на транспорте экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической и социальной политики;

формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;

повышение эффективности работы и конкурентоспособности транспортного комплекса Российской Федерации на международном рынке транспортных услуг, содействие привлечению зарубежных инвестиций в его развитие;

укрепление и развитие интеграционных процессов, взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами в области транспорта.

4. Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

разрабатывает и представляет в установленном порядке концепции, долгосрочные, среднесрочные и текущие сводные прогнозы социально-экономического развития транспортного комплекса Российской Федерации, участвует в разработке межгосударственных и федеральных целевых программ и формирует сводные инвестиционные программы развития транспортного комплекса;

осуществляет единую научно-техническую политику в транспортном комплексе, определяет ее приоритетные направления, разрабатывает межотраслевые научно-технические программы, координирует реализацию научно-технических и инновационных проектов по приоритетным направлениям развития отраслей транспортного комплекса на федеральном и межотраслевом уровнях;

участвует в государственном регулировании инвестиционного процесса в транспортном комплексе и создании условий для стимулирования привлечения инвестиций в его развитие;

выполняет по поручению Правительства Российской Федерации функции государственного заказчика по реализации общетранспортных межгосударственных и федеральных целевых программ, обеспечению федеральных государственных нужд;

организует экспертизу программ и проектов развития транспортного комплекса и его отраслей;

обеспечивает развитие смешанных перевозок, осуществляет координацию взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах;

участвует в совершенствовании экономических механизмов регулирования работы транспортного комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям;

участвует в установленном порядке в разработке и проведении скоординированной политики в области цен и тарифов, платежей и сборов, а также определении размеров дотаций на транспортные услуги и работы;

осуществляет контроль за целевым и рациональным использованием средств государственной селективной поддержки отраслей транспортного комплекса;

проводит комплексный анализ состояния отраслей транспорта, вырабатывает рекомендации по их стабилизации;

взаимодействует с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в целях координации работ по методологии учета и статистики о состоянии и тенденциях развития транспортного комплекса;

утверждает формы отчетности, отражающие производственно - экономические процессы и особенности, характерные для организаций транспортного комплекса;

координирует деятельность входящих в единую систему государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации федеральных служб по реализации государственной политики в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечения занятости, социальной защищенности работников транспортного комплекса, охраны их труда, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений на основе социального партнерства и предотвращения трудовых конфликтов;

обеспечивает создание организационно-технических и экономических условий и координацию работ по повышению безопасности функционирования транспортного комплекса;

координирует и контролирует выполнение федеральными службами, входящими в единую систему государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации, мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе, ведение мобилизационной подготовки, реализацию задач гражданской обороны, обеспечение защиты государственной тайны и другой закрытой информации;

контролирует исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов, анализирует практику их применения в транспортном комплексе;

разрабатывает проекты имеющих общее значение для транспортного комплекса страны законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих общий порядок его функционирования, а также порядок взаимодействия с железнодорожным транспортом;

координирует законопроектную деятельность федеральных служб, входящих в единую систему государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации, осуществляет организационно - методическое руководство этой деятельностью, согласовывает разрабатываемые ими законопроекты;

согласовывает утверждаемые Министерством путей сообщения Российской Федерации правила перевозок грузов, пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;

организует и координирует в рамках своей компетенции выполнение обязательств по межправительственным соглашениям Российской Федерации, касающихся вопросов деятельности транспортного комплекса, представляет интересы Российской Федерации в области транспорта в работе международных организаций;

содействует привлечению в установленном порядке иностранных инвестиций для развития транспортного комплекса, определяет их целесообразность и ведет учет;

разрабатывает предложения по сотрудничеству государств - участников Содружества Независимых Государств в области развития транспортного комплекса;

содействует созданию и функционированию финансово-промышленных групп и транснациональных структур с участием организаций транспортного комплекса.

5. Министерство транспорта Российской Федерации для реализации предусмотренных настоящим Положением задач и функций взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями.

6. Министерство транспорта Российской Федерации имеет право:

представлять в установленном порядке прогнозы социально - экономического развития транспортного комплекса и сводные заявки на финансирование расходов из федерального бюджета в целом по транспортному комплексу Российской Федерации и в разрезе отраслей;

принимать участие в решении вопросов финансирования транспортного комплекса, межгосударственных и федеральных целевых программ его развития, а также осуществлять контроль за рациональным расходованием выделенных на эти цели бюджетных средств;

осуществлять в установленном порядке финансирование проектных, научно-технических и научно-исследовательских работ по важнейшим общетранспортным проблемам;

создавать резервный фонд Министерства транспорта Российской Федерации для осуществления мероприятий по обеспечению безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Порядок образования и использования средств резервного фонда определяется Правительством Российской Федерации;

создавать свои территориальные органы;

издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты;

назначать и проводить документальные и иные проверки деятельности входящих в единую систему государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации федеральных служб по обеспечению соблюдения транспортного законодательства, требований безопасности движения, судоходства, полетов и экологических норм при эксплуатации воздушного, морского, речного, автомобильного, городского электрического транспорта и в дорожном хозяйстве и принимать меры по устранению выявленных нарушений;

отменять нормативные акты и иные решения входящих в единую систему государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации федеральных служб и их территориальных органов, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации или с превышением предоставленных им полномочий;

создавать в установленном порядке при возникновении чрезвычайных ситуаций временные рабочие группы и комиссии по ликвидации этих ситуаций и их возможных последствий, привлекая для работы в них специалистов организаций, относящихся к транспортному комплексу;

получать от федеральных служб, входящих в единую систему государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации, статистические данные по формам, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, а также данные бухгалтерской отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации;

проводить конференции, совещания и семинары, организовывать выставки по проблемам совершенствования и развития деятельности транспортного комплекса;

привлекать на договорной основе научные организации, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем, относящихся к ведению Министерства транспорта Российской Федерации;

осуществлять формирование и реализацию государственной транспортной политики в международной и внешнеэкономической деятельности, скоординированной по видам транспорта и транспортному комплексу в целом;

представлять по поручению Правительства Российской Федерации интересы Российской Федерации на межгосударственном уровне по вопросам, входящим в компетенцию Министерства транспорта Российской Федерации, участвовать в подготовке и заключать в установленном порядке соглашения и договоры с иностранными государствами в области транспорта.

7. Министерство транспорта Российской Федерации возглавляет министр транспорта Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению председателя Правительства Российской Федерации.

Министр транспорта Российской Федерации осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.

Министр транспорта Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Правительством Российской Федерации.

8. Министр транспорта Российской Федерации:

руководит деятельностью Министерства транспорта Российской Федерации;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

вносит представления в Правительство Российской Федерации о назначении на должность и освобождении от должности заместителей министра, директоров и заместителей директоров федеральных служб, входящих в единую систему государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации;

распределяет обязанности между заместителями министра;

устанавливает степень ответственности заместителей министра и руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства;

утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства;

назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата Министерства;

утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;

представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к награждению государственными наградами Российской Федерации.

9. Расходы на содержание центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.

10. В Министерстве транспорта Российской Федерации образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра, директоров федеральных служб, входящих в единую систему государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации, главного транспортного инспектора Российской Федерации по должности. В состав коллеги могут включаться руководители подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, а также представители других федеральных органов исполнительной власти, ведущие ученые и специалисты.

Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, назначаются и освобождаются Правительством Российской Федерации по представлению министра транспорта Российской Федерации.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы организации единой системы государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации, деятельности воздушного, морского, речного, автомобильного, городского электрического транспорта и дорожного хозяйства. Решения коллегии оформляются, как правило, приказами министра.

11. В составе Министерства транспорта Российской Федерации образуется Департамент российской транспортной инспекции и другие самостоятельные подразделения.

12. Министерство транспорта Российской Федерации является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета, включая валютный, в банках и других кредитных организациях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и другие реквизиты.