Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 N 576

"Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов"
Редакция от 13.03.2015 — Действует с 26.03.2015
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2001 г. N 576

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.08.2004 N 424, от 02.02.2006 N 62, от 17.03.2009 N 242, от 30.04.2009 N 389, от 20.02.2010 N 72, от 07.07.2011 N 539, от 18.09.2013 N 819, от 27.11.2013 N 1075, от 13.03.2015 N 222)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить соблюдение Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов в процессе реализации решений Правительства Российской Федерации о разработке проектов федеральных законов.

3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 389)

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2001 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 августа 2001 г.
N 576

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.08.2004 N 424, от 02.02.2006 N 62, от 17.03.2009 N 242, от 30.04.2009 N 389, от 20.02.2010 N 72, от 07.07.2011 N 539, от 18.09.2013 N 819, от 27.11.2013 N 1075, от 13.03.2015 N 222)

1. Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов (далее именуются Основные требования) установлены во исполнение положений о законопроектной деятельности Регламента Правительства Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1877).

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.04.2000 N 347, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 389

Настоящие Основные требования не распространяются на разработку проектов федеральных законов, связанных с ратификацией международных договоров и соглашений Российской Федерации, проектов федеральных законов о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и их исполнении, а также проектов федеральных законов о технических регламентах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.2006 N 62)

2. Концепция проекта федерального закона (далее именуется - законопроект) и проект технического задания на его разработку в случае необходимости разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и организациями, которым федеральными законами предоставлено право вносить в установленном порядке в Правительство законопроекты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, по законопроектам, предлагаемым ими для включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по собственной инициативе, по решению Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, а также в случае, если разработка концепции законопроекта и проекта технического задания предусмотрена правовым актом, поручением или указанием Президента Российской Федерации либо правовым актом или поручением Правительства Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.04.2009 N 389, от 07.07.2011 N 539)

3. Концепция законопроекта представляет собой документ, в котором должны быть определены:

основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;

место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;

общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере нормативных правовых актов Российской Федерации, Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации. При этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.03.2015 N 222)

социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

информация о соответствии законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.03.2015 N 222)

4. Проект технического задания на разработку законопроекта (далее именуется - техническое задание) должен содержать следующие разделы:

а) основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование;

б) заказчик и разработчики законопроекта;

в) перечень документов, подлежащих разработке;

г) примерная структура законопроекта;

д) виды, этапы и сроки работы;

е) порядок финансирования и смета расходов (при заключении заказчиком договора на разработку законопроекта);

ж) порядок приемки работы.

5. В разделе "Основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование" указывается полное наименование документа, на основании которого разрабатывается законопроект, форма разрабатываемого законопроекта, его вид, а также рабочее наименование.

6. В разделе "Заказчик и разработчики законопроекта" указываются полное наименование заказчика и разработчиков, их местонахождение, банковские реквизиты. В случае проведения конкурса среди разработчиков законопроекта в разделе указываются только основные требования к разработчику: наличие соответствующей квалификации, опыта работы в определенной сфере и т. п.

Заказчиком является, как правило, федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку законопроекта. По законопроектам, имеющим особо важное значение, заказчиком может выступать Правительство Российской Федерации.

7. В разделе "Перечень документов, подлежащих разработке" указываются подлежащие разработке документы: законопроект или пакет законопроектов; проекты или основное содержание иных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации федерального закона (согласуются с заинтересованными органами исполнительной власти вместе с законопроектом); перечень нормативных правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с будущим законом (согласуются с концепцией и проектом технического задания на разработку законопроекта); пояснительная записка; финансово-экономическое обоснование; расчеты социально-экономических последствий принятия федерального закона, другие необходимые документы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2004 N 424)

8. В разделе "Виды, этапы и сроки работы" определяются этапы, сроки и содержание работ, выполняемых в процессе подготовки законопроекта, с указанием работ, подлежащих приемке заказчиком, которая проводится в том же порядке, что и приемка разработанного законопроекта. В качестве этапов разработки законопроекта могут рассматриваться подготовка концепции законопроекта, разработка его отдельных глав (разделов), доработка законопроекта с учетом высказанных замечаний и т. п.

9. В разделе "Примерная структура законопроекта" определяется порядок расположения составных частей (разделов, глав) законопроекта. Структура законопроекта должна обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования.

10. В разделе "Порядок финансирования и смета расходов" определяются источники и порядок финансирования разработки законопроекта, в случае если разработка законопроекта проводится на договорной (контрактной) основе, приводится смета расходов с распределением по источникам финансирования.

11. В разделе "Порядок приемки работы" устанавливаются порядок предварительного согласования и требования к приемке законопроекта, определяется ответственный за его приемку. Ответственным за приемку законопроекта является, как правило, заказчик федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его разработку. К приемке законопроекта могут в установленном порядке привлекаться специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

12. По законопроектам, предусмотренным частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, а также абзацем вторым пункта 53 Регламента Правительства Российской Федерации, составляется финансово-экономическое обоснование, оформленное в соответствии с пунктами 53.1 и 53.2 Регламента Правительства Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2013 N 819)

13. Концепция законопроекта и проект технического задания после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти направляются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку законопроекта, для проведения правовой экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации. Указанные документы также направляются в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для проведения правовой экспертизы. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2009 N 242, от 20.02.2010 N 72, от 27.11.2013 N 1075)

Концепция законопроекта и проект технического задания с приложением заключений Министерства юстиции Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации представляются в Правительство Российской Федерации и утверждаются Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 389)

14. В случае внесения предложения о разработке законопроекта и о включении его в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации концепция законопроекта и проект технического задания представляются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку законопроекта, в установленном порядке в Министерство юстиции Российской Федерации.

Концепция и проект технического задания по законопроекту, разработка которого предусмотрена правовыми актами и поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, с приложением заключений Министерства юстиции Российской Федерации представляются в Правительство Российской Федерации и утверждаются Председателем Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2004 N 424)

15. Контроль за реализацией концепции и выполнением технического задания осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку законопроекта.