Приказ Минобразования РФ от 23.09.96 N 113

"Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов"
Редакция от 10.01.2012 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 18.09.2012 N 729»
Показать изменения

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 1996 г. N 1177


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 23 сентября 1996 г. N 113

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 10.01.2012 N 1)

Во исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610, приказываю:

1. Утвердить:

Абзац. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 10.01.2012 N 1)

Абзац. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 10.01.2012 N 1)

Абзац. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 10.01.2012 N 1)

форму заявления образовательного учреждения на проведение государственной аккредитации (Приложение N 5);

Показатели государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов (Приложение N 6).

2. Установить, что действие перечисленных в п. 1 настоящего Приказа документов распространяется на образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, реализующие программы профессиональной переподготовки специалистов, а также повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих.

3. Установить, что бланки свидетельств о государственной аккредитации:

изготавливаются централизованно Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации;

выдаются государственным органам управления образованием министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации, осуществляющим аккредитацию, на основании их заявок в установленном порядке;

являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, изготавливаются типографским способом, хранятся в государственных органах управления образованием и учитываются по специальному реестру.

4. Государственным органам управления образованием министерств, ведомств Российской Федерации в 2-месячный срок представить на утверждение в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации графики государственной аккредитации, составленные на основе заявлений подведомственных им образовательных учреждений, в соответствии с разделением компетенции, установленным в п. 1.5 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов.

5. Установить, что структурные подразделения дополнительного профессионального образования специалистов, организованные в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования (факультеты (центры на правах факультетов), курсы повышения квалификации, факультеты и отделения переподготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, институты повышения квалификации и межотраслевые региональные центры, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами), проходят государственную аккредитацию в составе данных образовательных учреждений.

6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра общего и профессионального образования Российской Федерации Жураковского В.М.

Министр
общего и профессионального
образования Российской Федерации
В.Г.КИНЕЛЕВ

Согласовано
Отдел дополнительного
образования
В.В.БЕЗЛЕПКИН

Первый заместитель
Министра
В.Д.ШАДРИКОВ

Управление образовательных
программ и технологий
Ю.Г.ТАТУР

Отдел аккредитации
Б.А.САВЕЛЬЕВ

Государственная инспекция
по аттестации высших
учебных заведений России
В.В.БЫСТРОВ

Юридический отдел
Т.П.МИТИЛЬ

Группа распорядительных
документов
М.И.МИХАЛКИНА

Управление делами
Н.А.ВОЛКОВ

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства общего и
профессионального образования
Российской Федерации
от 23 сентября 1996 г. N 113

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

1. Общие положения

1.1. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов (далее - Положение), определяет цели, принципы, содержание, организацию и порядок принятия решения по итогам проведения государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, а также повышения квалификации и переподготовки государственных служащих (в дальнейшем - образовательные учреждения), расположенных на территории Российской Федерации, независимо от ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм.

1.2. Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам дополнительного профессионального образования.

По положительным итогам государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства о государственной аккредитации определяется сроками, установленными в приложении к нему, и подтверждается через каждые пять лет.

1.3. Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации <*>.

<*> Аттестация проводится Государственной аттестационной службой, а до ее образования соответствующим подразделением Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, осуществляющим аттестацию.

1.4. Основной целью государственной аккредитации образовательных учреждений является:

1.4.1. Установление (подтверждение) на основе заключения об аттестации государственного статуса образовательного учреждения путем признания соответствия его деятельности государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду образовательных учреждений, содержанию и качеству обучения слушателей в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

1.4.2. Защита прав граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, на получение ими новых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, в объеме и в сроки, предусмотренные договором на обучение, и государственными стандартами.

1.5. Государственная аккредитация академий и институтов повышения квалификации и образовательных учреждений, имеющих указанный статус, независимо от подведомственности и организационно - правовых форм и негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, а также программы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, проводится Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Государственная аккредитация курсов, школ, центров повышения квалификации, учебных центров службы занятости (не входящих в структуру других образовательных учреждений), реализующих образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов, повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, осуществляется органами управления образованием министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

Государственная аккредитация муниципальных образовательных учреждений, реализующих указанные выше программы, проводится органами управления образованием субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся указанные образовательные учреждения.

1.6. Перечисленные в п. 1.5 государственные органы управления образованием министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации осуществляют государственную аккредитацию образовательных учреждений на основе доверенности Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (формы N 1, N 2).

1.7. Государственные органы управления образованием разрабатывают и представляют на утверждение в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации годовые графики государственной аккредитации образовательных учреждений, составленные на основе заявлений образовательных учреждений и заключений по их аттестации.

1.8. Филиалы образовательного учреждения проходят государственную аккредитацию в составе базового образовательного учреждения.

1.9. Государственная аккредитация, проводимая государственными органами управления образованием, осуществляется в соответствии с требованиями, методикой и критериями, утверждаемыми Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

2. Порядок принятия решения по итогам государственной аккредитации

2.1. На основании аттестационного заключения проводится государственная аккредитация образовательного учреждения (структурных подразделений в его составе) и при положительном решении выдается свидетельство о государственной аккредитации установленного образца.

Решение о выдаче свидетельства принимается государственным органом управления образованием, проводившим государственную аккредитацию, и оформляется соответствующим распорядительным документом.

Филиалам образовательного учреждения выдается свидетельство о государственной аккредитации с указанием наименования базового образовательного учреждения и местонахождения данного структурного подразделения.

2.2. Информация о выдаче образовательному учреждению свидетельства о государственной аккредитации в месячный срок представляется органом управления образованием, проводившим государственную аккредитацию, в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. К ней прилагается копия выданного свидетельства о государственной аккредитации.

2.3. Информация об образовательных учреждениях, получивших свидетельства о государственной аккредитации, публикуется в периодических изданиях органов управления образованием министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации отраслевых и межотраслевых журналах министерств и ведомств, региональной печати.

2.4. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

2.5. Отрицательное заключение о результатах аттестации и основанный на нем отказ в проведении государственной аккредитации могут быть обжалованы в судебном порядке только в части процедуры аттестации (п. 21 ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ).

2.6. Образовательное учреждение вправе потребовать проведения повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.

2.7. При реорганизации (ликвидации) образовательного учреждения свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу.

2.8. Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения может быть признано органом, его выдавшим, досрочно утратившим силу в случае невыполнения образовательным учреждением требований, установленных лицензией на право ведения образовательной деятельности, а также рекомендаций аттестационного заключения по устранению нарушений и недостатков.

2.9. Распорядительный документ о признании свидетельства о государственной аккредитации утратившим силу направляется образовательному учреждению, учредителю(ям) и Министерству общего и профессионального образования. Информация об образовательных учреждениях, утративших государственную аккредитацию, публикуется в периодических изданиях органов управления образованием министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации, отраслевых и межотраслевых журналах министерств и ведомств, региональной печати.

2.10. Предварительное рассмотрение документов, представленных на государственную аккредитацию, осуществляется в течение двух недель с момента их регистрации.

2.11. Свидетельство о государственной аккредитации оформляется и выдается образовательному учреждению в месячный срок с момента принятия решения о его государственной аккредитации.

2.12. Государственный контроль за качеством профессиональной переподготовки специалистов, а также повышения квалификации и переподготовки государственных служащих в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ.

Форма N 1
к Положению

 
                           ДОВЕРЕННОСТЬ
 
    Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации доверяет _______________________________________________
__________________________________________________________________
                          (наименование
__________________________________________________________________
                     министерства, ведомства)
проведение государственной   аккредитации   подведомственных   ему
образовательных учреждений    дополнительного    профессионального
образования.
 
    Первый заместитель Министра
    общего и профессионального
    образования Российской Федерации _________________  __________
                                          (подпись)      (Ф.И.О.)
 
    М.П.
 
 

Форма N 2
к Положению

 
                           ДОВЕРЕННОСТЬ
 
    Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации доверяет _______________________________________________
                        (наименование органа управления
__________________________________________________________________
           образованием субъекта Российской Федерации)
проведение государственной   аккредитации   подведомственных   ему
образовательных учреждений    дополнительного    профессионального
образования и     муниципальных     образовательных     учреждений
дополнительного профессионального  образования,  расположенных  на
его территории.
 
    Первый заместитель Министра
    общего и профессионального
    образования Российской Федерации _________________  __________
                                          (подпись)      (Ф.И.О.)
 
    М.П.
 
 
 

Приложения N 2 - 4 - Утратили силу. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 10.01.2012 N 1)

Приложение N 5
к Приказу Министерства общего
и профессионального
образования Российской
Федерации
от 23 сентября 1996 г. N 113

Форма заявления
образовательного учреждения
на проведение
государственной аккредитации

 

_________________________
_________________________
(наименование органа
управления образованием)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу в __________ году провести государственную аккредитацию

(наименование образовательного учреждения)
 
(юридический адрес и номер телефона образовательного учреждения)

по нижеперечисленным образовательным профессиональным программам:

NN п/п Наименование образовательной профессиональной программы Вид обучения Должностная категория слушателей Уровень образования согласно лицензии Срок окончания действия лицензии Наименование государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов по профилю обучения слушателей
1 2 3 4 5 6 7
Ректор (директор) (подпись) Ф.И.О.

М.П.

Приложение N 6
к Приказу Министерства общего
и профессионального
образования Российской
Федерации
от 23 сентября 1996 г. N 113

ПОКАЗАТЕЛИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Показатель 1. Документально - содержательное обеспечение учебного процесса

1.1. Программа профессиональной переподготовки слушателей, ее соотнесение с государственным образовательным стандартом на подготовку специалистов данного профиля.

1.2. Учебный, учебно - тематический план.

1.3. Программы учебных дисциплин.

1.4. Своевременность обновления содержания учебной документации.

1.5. Актуальность реализуемых образовательных программ, их востребованность на рынке образовательных услуг.

Показатель 2. Информационное обеспечение учебного процесса

2.1. Источники учебной информации по каждой дисциплине профессиональной образовательной программы, достаточность их количества и новизна содержания.

2.2. Наличие в библиотеке (читальном зале) образовательного учреждения литературы, предусмотренной в качестве обязательной в программах учебных дисциплин, ее современность.

2.3. Наличие на кафедрах и в других структурных подразделениях образовательного учреждения законодательных, нормативных и методических материалов по вопросам профессиональной деятельности слушателей.

2.4. Количество посадочных мест в читальных залах (включая читальные залы, консультационные центры и комнаты для самостоятельной работы слушателей, организованные в общежитиях).

2.5. Наличие автоматизированных систем хранения и поиска информации, доступа к национальным и международным информационным ресурсам.

Показатель 3. Качество обучения слушателей

3.1. Государственная итоговая аттестация слушателей.

3.2. Оперативный контроль знаний слушателей в процессе обучения.

3.3. Использование знаний слушателей, полученных ими при прохождении профессиональной переподготовки, в практической деятельности.

Показатель 4. Структура обучения слушателей по профессиональным образовательным программам дополнительного профессионального образования

4.1. Соответствие профессиональных образовательных программ профилю образовательного учреждения (гуманитарного, экономического, естественно - научного, технического профиля).

4.2. Контингент слушателей по должностным категориям.

4.3. Соотношение длительных и краткосрочных программ дополнительного профессионального образования.

Показатель 5. Возможность продолжения образования по основным профессиональным образовательным программам

5.1. Магистратура.

5.2. Аспирантура.

5.3. Докторантура.

5.4. Диссертационные советы.

Показатель 6. Научные исследования, консалтинг

6.1. Тематика научных исследований.

6.2. Источники финансирования исследований.

6.3. Перспективность научных исследований, востребованность их результатов для внедрения.

6.4. Проведение научно - технических и экспериментальных работ.

6.5. Консультационная деятельность.

Показатель 7. Научно - методическая работа

7.1. Изданные монографии.

7.2. Перевод и издание зарубежных источников.

7.3. Изданные учебные и методические пособия, конспекты лекций.

Показатель 8. Качественный состав научно - педагогических кадров

8.1. Штатные преподаватели с учеными степенями и званиями.

8.2. Штатные совместители с учеными степенями и званиями.

8.3. Научно - педагогический персонал с ученой степенью и званием доктора наук, профессора.

8.4. Качественный состав преподавателей, работающих на условиях почасовой оплаты труда.

Показатель 9. Состояние и перспективы развития учебно - материальной базы

9.1. Соответствие имеющихся площадей образовательного учреждения установленным нормативам, приходящимся на одного слушателя.

9.2. Оснащенность образовательного учреждения современной вычислительной техникой и оборудованием.

9.3. Обеспеченность слушателей общежитием гостиничного типа. Условия для проживания. Организация питания, отдыха и медицинского обслуживания.

9.4. Наличие в общежитии комнат для самостоятельной работы слушателей.