Федеральный закон от 19.06.96 N 78-ФЗ

"Об основах государственного регулирования социально - экономического развития Севера Российской Федерации"
Редакция от 19.06.1996 — Документ утратил силу, см. «Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ»
Показать изменения

19 июня 1996 года N 78-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
24 мая 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
5 июня 1996 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера Российской Федерации (далее - Север) и направлен на достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона.

Государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территориям и отраслям хозяйства и определяется государственными приоритетами, природно - климатическими условиями, уровнем социального и экономического развития Севера.

Статья 1. Основные понятия

1. Север - высокоширотная часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно - климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.

2. Устойчивое развитие - гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды.

3. Районы с дискомфортными условиями проживания - территории, характеризующиеся совокупностью природно - климатических, географических, социально - экономических и медико - биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.

4. Районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров) - территории, характеризующиеся низкой транспортной освоенностью и ограниченными сроками транспортной доступности.

5. Гарантии и компенсации населению - возмещение дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально - экономического развития. Гарантии и компенсации предназначены для привлечения трудовых ресурсов, выравнивания уровня жизни населения Севера по сравнению со средним уровнем жизни населения в Российской Федерации за счет предоставления дополнительных льгот и преимуществ.

6. Коренные малочисленные народы Севера - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

7. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера - способ существования, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, социальной организации, проживания, на самобытных культуре и обычаях, религиозных верованиях.

8. Традиционное природопользование - исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды на основе долговременного, экологически сбалансированного пользования главным образом возобновляемыми природными ресурсами без подрыва способности к устойчивому воспроизводству и снижения разнообразия природных ресурсов.

Статья 2. Правовое регулирование

1. Законодательство о Севере основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы государственного регулирования

Основными принципами государственного регулирования социально - экономического развития Севера являются:

государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития и обеспечение государственных нужд в производимой в этом регионе продукции;

селективность государственной поддержки производства на Севере. Помощь оказывается в первую очередь организациям, обеспечивающим государственные нужды, а также участвующим в решении социальных задач;

создание условий для гармоничного развития производства, социальной сферы, населения и сохранения окружающей природной среды;

регулирование промышленного освоения Севера в целях бережного использования его природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды и защиты традиционных основ хозяйствования и образа жизни коренных малочисленных народов Севера;

опережающее развитие объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь;

сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера;

оптимизация численности населения на Севере.

Статья 4. Механизм государственной поддержки

Государственная поддержка на Севере реализуется посредством:

предоставления гарантий и компенсаций населению по возмещению дополнительных затрат на проживание и осуществление трудовой деятельности в суровых природно - климатических условиях;

предоставления организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Севера;

финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров);

поддержки и социально - экономического развития коренных малочисленных народов Севера;

установления щадящего режима природопользования, учитывающего повышенную уязвимость северной природы и обеспечивающего рациональное использование природных ресурсов;

формирования государственных внебюджетных фондов за счет части платежей за право пользования невозобновляемыми природными ресурсами для создания условий жизнедеятельности последующих поколений после истощения этих ресурсов;

участия в реализации федеральных и региональных целевых экономических, социальных и экологических программ развития Севера;

льготного кредитования развития перспективных производств;

выделения субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях на строительство или приобретение жилья для лиц, выезжающих с Севера.

Статья 5. Государственное регулирование экономического развития

1. Государственное регулирование экономического развития Севера имеет своей целью поддержание производственной сферы Севера с учетом ее роли в экономике Российской Федерации, ее адаптацию к рыночным условиям, щадящий режим природопользования и на основе этого обеспечение перехода Севера к устойчивому развитию.

Государственное регулирование экономического развития Севера предусматривает:

создание правовых и социально - экономических условий, обеспечивающих в отраслях хозяйства структурные сдвиги, ориентированные на повышение комплексности и полноты переработки сырья, а также на развитие новых перспективных производств;

государственную поддержку отраслей материального производства, обеспечивающих государственные нужды, но не имеющих в необходимых объемах собственных источников развития;

ограничение хозяйственной деятельности в отдельных районах Севера;

обеспечение повышенной обновляемости основных производственных фондов на основе их ускоренной амортизации;

развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства.

2. Государственные инвестиции и привлекаемые иностранные инвестиции используются в основном для обеспечения стартовых условий развития - для создания объектов производственной инфраструктуры, в том числе опорной транспортной сети, связи, жилого фонда, для перспективного комплексного изучения природных ресурсов, а также для развития базовых отраслей экономики.

Государство создает благоприятные условия для отечественных и иностранных инвесторов, направляющих средства в приоритетные отрасли экономики Севера, обеспечивающие государственные нужды.

Перечень приоритетных отраслей для привлечения частного отечественного и иностранного капитала утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации разрабатывает программу приватизации предприятий Севера, предусматривающую особенности хозяйственной деятельности с учетом интересов коренных малочисленных народов Севера.

Статья 6. Государственная поддержка предпринимательства

1. Государственная поддержка предпринимательства на Севере осуществляется дифференцированно по территориям с учетом социально - экономического развития, определяется приоритетами государственной политики и направлена на обеспечение экономической эффективности производства.

2. Государственная поддержка предпринимательства на Севере включает:

стимулирование инвестиционной деятельности банков в целях развития предпринимательства;

предоставление кредитов на льготных условиях организациям и предпринимателям, создающим новые рабочие места, в первую очередь по переработке отходов производства горнодобывающей и лесной отраслей экономики.

Статья 7. Государственная поддержка завоза продукции (товаров)

1. Федеральные органы государственной власти в целях устойчивости функционирования экономики и жизнеобеспечения населения Севера оказывают поддержку завозу продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров).

Объемы государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) рассматриваются при формировании федерального бюджета и выделяются в нем отдельной строкой.

Приоритетными при поддержке завоза продукции (товаров) на Север являются продовольственные товары и топливно - энергетические ресурсы.

2. Правительством Российской Федерации определяются:

перечень районов Севера с ограниченными сроками завоза продукции (товаров), в который могут быть включены и территории, не отнесенные к районам Севера;

порядок организации поставок продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров);

условия предоставления финансовых средств и механизм реализации схемы завоза продукции (товаров).

3. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за поставками продукции (товаров) на Север, за своевременностью выделения финансовых средств, а также за их целевым использованием и возвратом.

Порядок определения районов с ограниченными сроками завоза продукции (товаров) и оказания государственной поддержки завоза продукции (товаров) определяется федеральным законом.

Статья 8. Государственные гарантии и компенсации

1. Предоставление государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков, жилищных отношений, компенсаций транспортных расходов, социального страхования, пенсионного обеспечения и других обеспечивается в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения. Федеральным законом гарантии и компенсации могут быть распространены на лиц, проживающих в иных районах с дискомфортными условиями проживания.

3. Порядок финансирования затрат на гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Отдельные гарантии и компенсации предоставляются лицам, не проживающим на Севере, но выполняющим работы на Севере вахтовым методом.

Статья 9. Охрана здоровья населения, материнства и детства

1. Охрана здоровья населения, материнства и детства на Севере осуществляется в соответствии с более высокими, чем в среднем по Российской Федерации, нормативами.

2. Охрана здоровья населения на Севере обеспечивается ежегодными медицинскими профилактическими осмотрами.

3. Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах Севера, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико - генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно - курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. Государство осуществляет охрану материнства и детства на Севере посредством принятия соответствующих программ, направленных на создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей.

Статья 10. Государственное регулирование численности населения на Севере

1. Государство в целях оптимизации численности населения на Севере, снижения нагрузки на инфраструктуру:

а) оказывает содействие гражданам Российской Федерации, в первую очередь инвалидам, пенсионерам, высвобождаемым работникам, выезжающим с Севера, в строительстве и приобретении жилья в районах Российской Федерации с благоприятными условиями проживания и трудовой деятельности;

б) создает условия для привлечения необходимых специалистов на Север;

в) использует вахтовый метод.

2. Участие государства в строительстве и приобретении жилья для граждан, выезжающих с Севера, обеспечивается целевыми капитальными вложениями, предоставлением субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях.

Размеры государственных средств, выделяемых на строительство и приобретение жилья, условия первоочередного обеспечения граждан жильем, а также порядок их переселения с Севера определяются федеральным законом.

Статья 11. Государственное регулирование развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера

Государственное регулирование развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера направлено на развитие традиционных образа жизни, природопользования, форм социальной организации и предусматривает:

а) выделение бюджетных ассигнований на:

поддержание и развитие народных промыслов и традиционного природопользования;

строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования и коммунально - бытового назначения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;

возрождение, сохранение и развитие культуры, национального искусства, родного языка;

целевую подготовку кадров из числа коренных малочисленных народов Севера для работы в государственных органах, органах местного самоуправления, в организациях, находящихся на территориях традиционного проживания этих народов;

б) предоставление дотаций, льгот по налогообложению организациям, занимающимся традиционными видами деятельности коренных малочисленных народов Севера, с преимущественным составом работающих из числа этих народов;

в) определение порядка закрепления за коренными малочисленными народами Севера территорий традиционного проживания, хозяйственной деятельности и природопользования.

Статья 12. Государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования

1. Государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Севере направлено на удовлетворение потребностей населения в природных ресурсах, сохранение устойчивого состояния и целостности экологических систем, обеспечение экологической безопасности исходя из особой уязвимости и слабой восстанавливаемости природы Севера.

2. Государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Севере предусматривает:

рациональное и эффективное использование возобновляемых и невозобновляемых ресурсов;

разработку и утверждение экологических нормативов, отвечающих природно - климатическим условиям Севера и подлежащих выполнению всеми гражданами и организациями;

принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий, организацию этноэкологических зон, выделение лимитов и квот на биологические ресурсы для хозяйственного использования в соответствии с экологическими требованиями;

разработку мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия и обеспечение финансирования указанных мероприятий;

ознакомление общественных организаций коренных малочисленных народов Севера с проектами развития Севера;

комплексную экспертизу проектов развития Севера;

создание технологий рекультивации антропогенно нарушенных ландшафтов.

Статья 13. Переходные положения

До принятия федерального закона о районировании сохраняется существующее деление Севера на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются впредь до принятия федерального закона, определяющего гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах с дискомфортными условиями проживания.

Статья 14. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

19 июня 1996 года.

N 78-ФЗ