Временное положение о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственных и муниципальных предприятий

(утверждено Госкомимуществом РФ от 14.07.92 N АИ-2/4406, Российским фондом федерального имущества от 13.07.92 N ФИ-04-227)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 марта 1993 г. N 204


Утверждено
Госкомимуществом
Российской Федерации
от 14 июля 1992 г. N АИ-2/4406,
Российским фондом федерального имущества
от 13 июля 1992 г. N ФИ-04-227

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

(в ред.-письма Госкомимущества РФ N ПМ-15/1152 и РФФИ N ФИ-04-218 от 12.01.93)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Временное положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.

1.2. Положение распространяется на средства, полученные от продажи в процессе приватизации объектов государственной, муниципальной собственности, от выкупа сданного в аренду государственного, муниципального имущества в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

1.3. В настоящем Временном положении под продавцами объектов приватизации понимаются соответствующие фонды имущества, а также комитеты по управлению имуществом при отсутствии фондов.

1.4. Сроки и размер средств, уплачиваемых покупателем, арендатором, заключившим договор аренды с правом выкупа до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", определяются в договоре купли-продажи, заключаемом продавцом и покупателем.

II. Порядок уплаты, распределения и учета средств, поступивших от приватизации

2.1. На специальные (текущие) счета продавцов объектов приватизации, открываемые в учреждении банка по месту их нахождения, перечисляются следующие средства:

- от продажи акций открытых акционерных обществ, образованных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий;

- от продажи предприятий (подразделений) по конкурсу или на аукционе;

- от продажи имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий;

- от выкупа в соответствии с законодательством о приватизации арендованного имущества;

- от приватизации незавершенных строительных объектов.

При этом средства группируются на отдельных субсчетах в зависимости от видов собственности объектов приватизации.

2.2. Перечисление средств на счет продавца производится покупателем (юридическим лицом) платежными поручениями. Физические лица вносят средства на счет продавца объектов приватизации в порядке, установленном условиями продажи объектов приватизации.

2.3. Средства личных лицевых счетов приватизации в двухнедельных срок со дня подачи заявления работника перечисляются предприятием в безналичном порядке с указанием в платежном поручении источника и владельца указанных средств.

2.4. В платежных документах плательщики обязаны указывать реквизиты счета продавца (арендодателя), наименование платежа в соответствии с пунктом 2.1, основание перечисления средств (регистрационных номер договора купли-продажи, аренды с правом выкупа), наименование объекта приватизации. Номер счета и другие банковские реквизиты продавца, необходимые для заполнения покупателем платежного поручения, приводятся в договоре купли-продажи объекта приватизации.

В платежном поручении в графе"Назначение платежа" плательщики обязаны также указать реквизиты счетов для перечисления Фондом федерального имущества, местными фондами, а где их нет, комитетами по управлению имуществом средств, причитающихся соответствующему бюджету:

- республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного округа, автономной области , городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- местного бюджета.

(в ред.-письма Госкомимущества РФ N ПМ-15/1152 и РФФИ N ФИ-04-218 от 12.01.93)

2.5. Участие в приватизации иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и Государственной программой приватизации. При этом оплата стоимости объектов приватизации производится в рублях.

2.6. В случае продажи имущества (активов) ликвидируемого предприятия и объектов незавершенного строительства, когда продавец принимает на себя обязательства предприятия перед кредиторами, включая погашение задолженности по кредитам коммерческим банкам, сумма средств, подлежащих распределению по нормативам между бюджетами, фондами имущества и комитетами по управлению имуществом, предварительно уменьшается на сумму средств, предназначенных для завершения расчетов продавца с кредиторами предприятия.

2.7. Средства от приватизации, поступившие на счет продавца, подлежат распределению между бюджетами по нормативам, утвержденным Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (приводятся в приложении).

2.8. В соответствии с нормативами, приведенными в приложении Временного положения, распределяются поступившие на счет продавца средства в части невозвращенного в установленном порядке залога при проведении конкурсов или аукционов, штрафных санкций, взысканных с покупателей при нарушении ими обязательств по договорам купли-продажи.

2.9. Продавец объектов приватизации обязан по средствам от продажи объектов приватизации, поступившим до 1 числа каждого месяца, производить перечисление не позднее 5 числа, а по средствам, поступившим до 15 числа, - не позднее 20 числа.

(в ред.-письма Госкомимущества РФ N ПМ-15/1152 и РФФИ N ФИ-04-218 от 12.01.93)

2.10. Средства, подлежащие перечислению в доход бюджета Российской Федерации, зачисляются на раздел 23 Классификации доходов и расходов бюджетов (символ отчетности Центрального банка Российской Федерации для республиканского бюджета Российской Федерации N 23).

2.11. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной бюджетной системе Российской Федерации на 1 квартал 1992 года" и Законом Российской Федерации "Об уточнении показателей бюджетной системы Российской Федерации на 1 квартал 1992 года" 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, поступивших в бюджеты всех уровней в 1992 году, подлежат перечислению финансовыми органами на формирование фондов социальной поддержки населения.

В связи с этим соответствующие финансовые органы, получившие в свои бюджеты доходы от приватизации, перечисляют средства:

- в республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения на балансовый счет 694701 в ОПЕРУ Центрального банка Российской Федерации, МФО 191027;

- на соответствующие счета территориальных фондов поддержки населения республик, краев, областей, входящих в состав Российской Федерации, а также муниципальных фондов.

2.12. Продавец объекта приватизации перечисляет причитающуюся ему по нормативам часть доходов от приватизации со своего специального счета, предназначенного для аккумуляции доходов от приватизации, на отдельный расчетных счет, открываемый для накопления и использования собственных средств соответствующих фондов имущества и комитетов по управлению имуществом.

Помимо этого, на указанном расчетном счете учитываются следующие виды средств, предназначенные для целевого использования:

- от продажи приглашений на предварительное ознакомление участников конкурсов и аукционов с объектами приватизации;

- от продажи входных билетов лицам, не являющимся участниками аукциона.

На расчетный счет комитета по управлению имуществом зачисляются также средства в виде специального сбора, уплачиваемого заявителями при подаче заявок на приватизацию.

Указанные средства используются для финансирования затрат по сметам соответствующих фондов и комитетов.

Средства, подлежащие перечислению комитетам по управлению имуществом в порядке распределения доходов от приватизации по нормативам, зачисляются продавцами на расчетные счета комитетов, реквизиты которых сообщаются продавцам.

2.13. Средства, получаемые Госкомимуществом России в соответствии с законодательством для финансирования его деятельности из бюджета, учитываются отдельно от поступлений средств от приватизации.

Поступление средств и их использование Госкомимуществом России осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 10 марта 1987 года N 61, с учетом особенностей, установленных настоящим Временным положением.

Полученные Госкомимуществом России средства от продажи объектов приватизации зачисляются на расчетный счет комитета N 3451791 в Коммерческом "Кредобанке" РКЦГУ Центрального банка Российской Федерации г. Москвы, корреспондентский счет 161007, МФО 201791. При этом в платежных документах необходимо указать назначение платежа.

Движение этих средств отражается в бухгалтерском учете по дебету субсчета 114 "Текущий счет по внебюджетным фондам" и кредиту субсчета 272 "Внебюджетные фонды".

Расходы, произведенные в течение года за счет этих средств, отражаются по дебету субсчета 215 "Расходы за счет внебюджетных фондов" и кредиту субсчета 272 "Внебюджетные фонды".

Расходы, произведенные в течение года за счет этих средств, отражаются по дебету субсчета 215 "Расходы за счет внебюджетных фондов" и кредиту субсчетов в зависимости от операций, производимых за счет этих средств.

По окончании года субсчет 215 закрывается путем списывания произведенных в течение года расходов в дебет субсчета 272. Остаток средств по счету 272 переходит на следующий год и изъятию не подлежит.

Ежеквартально Госкомимущество России составляет отчет о средствах, полученных от приватизации, и о фактических произведенных расходах по форме N 2-1 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждения, переведенные на новые условиях хозяйствования" и представляет его в Министерство финансов Российской Федерации в установленные сроки.

2.14. Фонды имущества и комитеты по управлению имуществом ведут бухгалтерский учет в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 года N 10, и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 года N 56.

При этом средства от приватизации, перечисляемые на счета продавцов объектов приватизации, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счета 96 "Целевое финансирование и поступления", субсчет "Средства от приватизации, подлежащие распределению по нормативам". Аналитический учет по счету 96 "Целевые финансирование и поступления" ведется в разрезе источников поступления по отдельным объектам приватизации по видам собственности (федеральная, государственная,муниципальная).

Средства, выделяемые из бюджета на финансирование деятельности комитетов по управлению имуществом, учитываются по дебету счета 51 и кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления", субсчет "Бюджетное финансирование". Возврат ранее выделенных средств из бюджета в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 88 "Фонды специального назначения" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Использование средств приватизации с учетом установленных законодательством нормативов отражается по дебету счета 96 в корреспонденции с кредитами счетов:

88 "Фонды специального назначения" - на сумму средств, оставляемых в распоряжении продавца объектов приватизации в соответствии с установленными нормативами; 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" - на сумму средств, причитающихся перечислению Госкомимуществу России, Российскому фонду федерального имущества; 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму средств, причитающихся перечислению в соответствующие бюджеты; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму средств, причитающихся перечислению соответствующим комитетам по управлению имуществом и фондам имущества. Средства, оставшиеся в распоряжении продавца, перечисляются со специального счета на его расчетный счет. При этом делается запись по дебету счета 51 и кредиту счета 55.

При выплате средств, подлежащих перечислению в бюджет, Госкомимуществу России, Российскому фонду федерального имущества, комитетам по управлению имуществом и фондам имущества вышеперечисленные счета дебетуются в корреспонденции с кредитом счета 55 "Специальные счета в банках" (или счета 51 при поступлении средств от приватизации на расчетный счет).

2.15. Средства, перечисляемые продавцами объектов приватизации на счета соответствующих комитетов по управлению имуществом и фондов имущества при распределении доходов от приватизации, отражаются их получателями по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 88 "Фонды специального назначения".

2.16. Использование средств, зачисляемых на счет 88, на основании смет расходования отражается по дебету счета 88 "Фонды специального назначения" в корреспонденции с кредитами счетов:

65 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и другими. При выплате начисленных средств производятся записи по дебету перечисленных счетов в корреспонденции с кредитами счетов по учету денежных средств.

2.17. Все средства, поступающие от приватизации, налогообложению не подлежат. Комитеты по управлению имуществом и фонды имущества всех уровней не облагаются налогом. Прибыль от коммерческой деятельности указанных выше комитетов и фондов подлежит налогообложению в установленном порядке.

2.18. Средства от приватизации, полученные соответствующим фондом имущества (при его отсутствии - комитетом по управлению имуществом ), распределяются в следующем порядке:

- 4.5 процента фонду имущества, выступающего в качестве продавца объекта приватизации;

- 4.5 процента комитету по управлению имуществом, утвердившему план приватизации объекта;

- 0.5 процента Российскому фонду федерального имущества на расчетный счет N 693401 в ОПЕРУ Центрального банка Российской Федерации, МФО 191027;

- 0.5 процента Госкомимуществу России на расчетный счет комитета N 3451791 в Коммерческом "Кредобанке" РКЦГУ Центрального банка Российской Федерации г. Москвы, корреспондентский счет 161007, МФО 201791.

2.19. Средства от приватизации, подлежащие в соответствии с Государственной программой приватизации перечислению на личные лицевые счета приватизации работников предприятий, а также выплачиваемые работникам, не вошедшим в число покупателей своего предприятия (подразделения), приватизированного по конкурсу или на аукционе, перечисляются на расчетный счет покупателя (акционерного общества) в 2-недельный срок со дня представления продавцу реестра работников с указанием сумм, выплачиваемых каждому работнику. При этом обязательства покупателя по распределению полученных от продавца средств между работниками и ответственность сторон за их невыполнение фиксируются продавцами в договорах купли-продажи объектов приватизации.

2.20. Продавец объекта приватизации обязан:

- осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации в соответствии с договорами купли-продажи;

- обеспечивать учет средств, поступающих от приватизации, в разрезе отдельных объектов с указанием их принадлежности к федеральной, государственной или муниципальной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, а также по видам средств от приватизации;

- по согласованию с обслуживающим его учреждением банка осуществлять ежедневный контроль за поступлением средств от приватизации, получая соответствующие выписки от банка о движении средств на счете;

- представлять налоговой инспекции по месту нахождения в установленные сроки сведения из договоров купли-продажи о причитающихся поступлениях от приватизации и фактически перечисленных средствах в доход соответствующих бюджетов и другие данные по требованию налоговых инспекций, необходимые для контроля за поступлением в бюджеты средств от приватизации;

своевременно и в полном объеме производить распределение поступивших от приватизации средств между различными покупателями средств от приватизации.

2.21. Сведения о полученных средствах от приватизации и их распределении представляются фондами имущества и комитетами по управлению имуществом ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, не позднее 5-го числа после завершения отчетного периода в статистический орган по месту их нахождения в соответствии с письмом Госкомимущества России, Российского фонда федерального имущества и Госкомстата России от 27 апреля 1992 года N АИ-5/2159 "Об организации статистического наблюдения за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий (объектов)".

2.22. Арендная плата при сдаче в аренду комитетами объектов недвижимости и других основных фондов, подлежит перечислению арендаторами в доход соответствующего бюджета. При этом в соответствии с пунктом 1 "в" статьи 17 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" поступления от сдачи в аренду имущества, находившегося в собственности края, области, а также объектов федеральной собственности, переданных в ведение и распоряжение края, области, полностью зачисляются в доходы краевого, областного бюджета.

В 1992 году арендная плата, уплачиваемая за имущество государственных (муниципальных) предприятий, сданное в аренду, вносится непосредственно арендатором в доходы бюджетов в соответствии с порядком, установленным пунктом 8 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и статьей 7 Закона Российской Федерации "Об уточнении показателей бюджетной системы Российской Федерации на 1 квартал 1992 года".

Средства арендной платы, перечисляемые в доход бюджета Российской Федерации, зачисляются на раздел 12 параграф 51 Классификации доходов и расходов бюджетов (символ отчетности Центрального банка Российской Федерации для республиканского бюджета Российской Федерации N 62).

III. Ответственность продавцов, покупателей объектов приватизации и обслуживающих их учреждений банков

3.1. Покупатели приватизируемых государственных и муниципальных предприятий несут ответственность за полноту и своевременность перечисления средств в соответствии с законодательством. Контроль за выполнением покупателем условий договора купли-продажи осуществляет продавец объекта приватизации.

3.2. Контроль за деятельностью продавца, связанной с перечислением полученных от приватизации средств в доходы бюджетов, осуществляется органами государственной налоговой инспекции. Часть средств, дополнительно изысканных налоговыми органами в результате проводимой ими контрольной работы, используется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 340.

3.3. За неполное и несвоевременное перечисление продавцом в доход бюджета средств,поступивших от приватизации, продавец несет ответственность в виде уплаты пени в размере 0.3 процента за каждый день просрочки от суммы средств, несвоевременно внесенных в бюджет. При этом сумма взысканных пени не должна превышать 50 процентов средств, остающихся в распоряжении продавца.

Взыскание пени не освобождает должностных лиц, виновных в неполном и несвоевременном перечислении средств в доход бюджета, от других видов ответственности, установленных законодательством.

(в ред.-письма Госкомимущества РФ N ПМ-15/1152 и РФФИ N ФИ-04-218 от 12.01.93)

3.4. Пени , предъявленные к продавцам объектов приватизации, взыскиваются за счет денежных средств, находящихся на счете продавца. Сумма санкций относится за счет уменьшения средств, оставляемых в распоряжении продавца объекта приватизации в соответствии с установленными нормативами распределения доходов от приватизации.

(в ред.-письма Госкомимущества РФ N ПМ-15/1152 и РФФИ N ФИ-04-218 от 12.01.93)

3.5. Налоговые инспекции по месту нахождения продавца обязаны вести учетную карточку на каждого продавца объектов приватизации, в которой отражаются сведения о продавце, его банковские реквизиты, сведения о причитающихся и фактически перечисленных им платежах в доход соответствующих бюджетов.

Продавец обязан представлять сведения, необходимые для заполнения указанных карточек, в налоговые инспекции в сроки, установленные в пункте 2.9 положения.

3.6. Учреждения банков несут ответственность за правильность, своевременность и полноту перечисления средств по надлежащим образом оформленным и своевременно представленным продавцом платежным документам в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР".

Приложение
к "Временному положению о порядке уплаты, распределения, учета
и контроля за поступлением средств от приватизации
государственных и муниципальных предприятий"
 

НОРМАТИВЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 1992 ГОД

NN п/п Категория получателей средств Нормативы распределения средств от приватизации (в процентах) после выплаты средств членам трудовых коллективов
по объекту муниципальной собственности по объектам федеральной собственности и собственности республик, краев, областей, автономных округов по объектам федеральной собственности, находящихся в оперативном управлении ВС, МБ и МВД
1. Местные бюджеты 45 10 5
2. Республиканские, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных округов<*> 25 45 15
3. Республиканский бюджет Российской Федерации 20 35 70<**>
4. Государственные органы по приватизации, в т.ч.:      
  фонды имущества, местные отделен. Фонда фед. имущ. 4.5 4.5 4.5
  комитеты по управлению имуществом, терр. агентства Госкомимущества 4.5 4.5 4.5
  Госкомимущество России 0.5 0.5 0.5
  Российский Фонд федерального имущества 0.5 0.5 0.5

<*> В случае приватизации объекта, находящегося на территории автономного округа, входящего в состав области (края), средства от приватизации делятся поровну между краевым (областным) бюджетом и бюджетом автономного округа в пределах общего норматива, установленного п. 2 данной таблицы.

<**> Не менее 50% указанных сумм направляется в целевой внебюджетный фонд социальной защиты военнослужащих.