Приказ Минобрнауки РФ от 29.03.2012 N 239

"Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих"
Редакция от 29.03.2012 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 11.11.2013 N 1232»

Зарегистрировано в Минюсте России 20 апреля 2012 г. N 23921


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2012 г. N 239

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ, А ТАКЖЕ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2007, N 49, ст. 6070), пунктом 9 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2011, N 23, ст. 3261; N 25, ст. 3537, ст. 3538; N 27, ст. 3871) и пунктом 8 государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2194), приказываю:

Утвердить федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих.

Министр
А.А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 29 марта 2012 г. N 239

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ, А ТАКЖЕ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих (далее - Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее - ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, реализуемых в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования <*> (далее - образовательное учреждение), а также требования к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих.

<*> Пункт 6 статьи 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070).

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих осуществляются образовательными учреждениями в целях, определенных пунктами 10 и 18 государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362 <*> (далее - Государственные требования).

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2194.

3. К уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими компетенциями:

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации <*>, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

<*> Российская газета, 1993, N 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.

высоким уровнем правосознания и правовой культуры, способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению;

способностью соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законодательством Российской Федерации, способностью руководствоваться при исполнении служебных обязанностей принципами служебного поведения гражданского служащего <*>, способностью принимать меры по предотвращению конфликта интересов;

<*> Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст. 3658).

способностью анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, осуществлять управленческую деятельность с использованием современных социальных технологий;

пониманием сущности и значения информации в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, умением соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

способностью применять современные информационно-коммуникационные технологии, в том числе технологии электронного документооборота;

способностью к аналитической обработке информации;

способностью поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

4. ДПОП профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 "Государственное управление";

учебный раздел Р.2 "Организационно-правовые основы государственной гражданской службы";

учебный раздел Р.3 "Информационно-документационное обеспечение государственного управления";

учебный раздел Р.4 "Служебное поведение государственного гражданского служащего и механизмы противодействия коррупции";

профильная часть:

учебный раздел Р.5.

Таблица 1

Структура ДПОП профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих

N учебного раздела Учебный раздел и результаты его освоения
Р.1 Государственное управление
  В результате освоения раздела обучающийся должен:
  знать:
  систему, структуру, принципы разграничения полномочий органов государственной власти;
  правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти и государственных организаций;
  технологии оценки экономических и социальных условий при разработке и реализации государственных программ;
  уметь:
анализировать и моделировать административные процессы и процедуры при исполнении государственных функций;
разрабатывать предложения, направленные на повышение эффективности деятельности государственных органов и государственных организаций.
Вариативная составляющая
Р.2 Организационно-правовые основы государственной гражданской службы
  В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: статус государственного гражданского служащего; основы организации и прохождения государственной гражданской службы; основы кадровой политики и управления персоналом в государственной гражданской службе; особенности социальной защиты государственных гражданских служащих;
  уметь: применять правовые нормы, относящиеся к сфере профессиональной деятельности; применять методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных гражданских служащих; использовать технологии управления профессиональной служебной деятельностью государственных гражданских служащих.
Вариативная составляющая
Р.3 Информационно-документационное обеспечение государственного управления
  В результате освоения раздела обучающийся должен:
  знать:
  современные тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении;
  систему документационного обеспечения государственного управления;
  основные требования к оформлению организационно-распорядительных и справочно-информационных документов; требования и механизмы обеспечения информационной безопасности;
  уметь:
  осуществлять поиск, анализ и систематизацию информации в интересах исполнения профессиональных служебных обязанностей;
  работать с электронно-библиотечными системами, профессиональными базами данных, правовыми и информационно-справочными системами;
  применять технологии, необходимые для обеспечения соблюдения требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
  владеть навыками:
работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера;
работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет;
работы в текстовом редакторе;
работы с электронными таблицами; подготовки презентаций;
работы с базами данных.
Вариативная составляющая
Р.4 Служебное поведение государственного гражданского служащего и механизмы противодействия коррупции
  В результате освоения раздела обучающийся должен:
  знать:
  основные принципы этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Российской Федерации;
  правила работы государственных гражданских служащих при общении с гражданами;
  этикет государственного гражданского служащего;
  содержание конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей;
  формы коррупционных проявлений;
  методы выявления и противодействия коррупции;
  уметь:
использовать приобретенные знания для защиты прав и свобод граждан, а также законных интересов общества и государства;
распознавать и оценивать различные формы проявления коррупции.
Вариативная составляющая
Р.5 Профильная часть
  Государственная (итоговая) аттестация

5. ДПОП повышения квалификации государственных гражданских служащих должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 2):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 "Система государственного управления";

профильная часть:

учебный раздел Р.2.

Таблица 2

Структура ДПОП повышения квалификации государственных гражданских служащих

N учебного раздела Учебный раздел и результаты его освоения
Р.1 Система государственного управления
  В результате освоения раздела обучающийся должен:
  знать:
  систему и структуру государственных органов;
  технологии и методы организации исполнения полномочий органов государственной власти;
  механизмы взаимодействия государственных органов;
  уметь:
  разрабатывать и аргументировать предложения, направленные на повышение эффективности деятельности государственных органов и государственных организаций
  Вариативная составляющая
Р.2 Профильная часть
  Государственная (итоговая) аттестация

6. В целях реализации Требований образовательное учреждение:

разрабатывает и утверждает ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, которые включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей образовательной технологии;

определяет трудоемкость ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих в соответствии с Государственными требованиями <*>;

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2194.

выбирает образовательную технологию, обеспечивающую требуемое качество подготовки обучающихся.

7. Образовательное учреждение определяет трудоемкость учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), включая аудиторную и самостоятельную работу обучающихся, текущую, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию.

Каждый учебный раздел базовой части ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих включает в себя обязательную и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается образовательным учреждением в целях расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного раздела.

Профильная часть ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих устанавливается образовательным учреждением исходя из вида и области профессиональной деятельности обучающихся.

8. Освоение ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией.

Государственная (итоговая) аттестация проводится в формах, предусмотренных пунктами 14 и 20 Государственных требований <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2194.

По результатам проведения государственной (итоговой) аттестации государственным гражданским служащим, успешно освоившим ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации, выдаются документы государственного образца, предусмотренные пунктами 15 и 21 Государственных требований <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2194.