Приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2013 N 10

"О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников"
Редакция от 15.01.2013 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 18.09.2013 N 1074»

Зарегистрировано в Минюсте России 12 марта 2013 г. N 27609


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 января 2013 г. N 10

О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, А ТАКЖЕ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июня 1992 г. N 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Съезда Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51) приказываю:

Официальный источник электронного документа содержит неточность: Закон Российской Федерации "Об образовании" N 3266-1 принят 10 июля 1992 года.

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

Министр
Д.ЛИВАНОВ

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, А ТАКЖЕ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее - Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее - ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее - организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 (далее - Типовое положение). <1>

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2580; 2000, N 12, ст. 1291; 2002, N 52, ст. 5225; 2003, N 14, ст. 1276.

3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой";

учебный раздел Р.2 "Психолого-педагогический";

профильная часть:

учебный раздел Р.2 "Предметная деятельность".

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется ввиду учебный раздел Р.3.

Таблица 1

Структура ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников

N Учебного раздела Наименование учебных разделов и требования к результатам их освоения
Базовая часть  
Р.1 Нормативно-правовой
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать:
государственные программы (проекты), направленные на развитие образования и отдельных отраслей науки и экономики (связанных с предметной деятельностью обучающегося);
нормативное правовое регулирование в сфере образования; развитие кадрового потенциала системы образования;
систему независимой оценки качества образования;
инновационные процессы в образовании;
уметь: проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ориентацией на современные социальные реалии и перспективы развития системы образования.
Вариативная составляющая
Р.2 Психолого-педагогический
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать:
традиционное и инновационное содержание теории и практики обучения, воспитания, развития личности и управления образовательным процессом;
методические подходы к проектированию, осуществлению образовательного процесса и оцениванию планируемых результатов на основе системно- деятельностного, компетентностного подходов;
уметь: ставить проверяемые цели как планируемые результаты деятельности и адекватно выбирать содержание, формы, методы и средства обучения, а также системы, методы и инструментарий оценивания;
организовывать профессиональную деятельность с опорой на современные достижения психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;
обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
управлять учебно- исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, выполнением индивидуального проекта при организации образовательного процесса;
реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся, включая: осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно- практические и учебно-познавательные задачи;
использование стандартизированных и нестандартизированных работ;
проведение интерпретации результатов достижений обучающихся.
Вариативная составляющая
Профильная часть  
Р.3 Предметная деятельность
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать:
цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области;
современное состояние, перспективы и направления развития конкретной отрасли знания (науки), производственной сферы и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность;
назначение, сущность и структуру современных технологий в рамках предметной области (включая информационные технологии), традиционные и инновационные методы, особенности их применения, основные ожидаемые результаты;
особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность;
уметь: включать в реализуемое содержание образования современные достижения науки в конкретной предметной области;
использовать современные педагогические технологии, в том числе информационные и технологии конкретной предметной области;
осуществлять самостоятельный поиск и анализ предметной информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
использовать возможности информационно-коммуникативных технологий, работать с содержанием предметной области.
Вариативная составляющая
Государственная (итоговая) аттестация

5. ДПОП повышения квалификации педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 2):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 "Основы законодательства Российской Федерации в области образования";

профильная часть:

учебный раздел Р.2 "Предметно-методическая деятельность".

Таблица 2

Структура ДПОП повышения квалификации педагогических работников

N Учебного раздела Наименование учебных разделов и требования к результатам их освоения
Базовая часть  
Р.1 Основы законодательства Российской Федерации в области образования
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать:
изменения законодательства Российской Федерации в области образования;
уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования.
Вариативная составляющая
Профильная часть  
Р.2 Предметно-методическая деятельность
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать:
цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области;
современные тенденции развития предметной области; современные методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную организацию учебного процесса в рамках конкретной предметной области;
особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность;
уметь: разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в конкретной предметной области;
организовывать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов конкретной предметной области.
Вариативная составляющая
Государственная (итоговая) аттестация

6. В целях реализации Требований организация:

разрабатывает и утверждает ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, которые включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей образовательной технологии;

выбирает образовательную технологию, обеспечивающую требуемое качество подготовки обучающихся.

7. Организация определяет трудоемкость учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), включая аудиторную и самостоятельную работу обучающихся, текущую, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию.

Каждый учебный раздел базовой и профильной частей ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников включает в себя обязательную и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается организацией в целях расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного раздела.

8. Освоение ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией, форма проведения которой определяется организацией самостоятельно.

По результатам проведения государственной (итоговой) аттестации педагогических работникам, успешно освоившим ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации, выдаются документы государственного образца, предусмотренные пунктом 28 Типового положения.