Соглашение стран СНГ от 06.07.92

"О статусе экономического Суда Содружества Независимых Государств" (вместе с "Положением об экономическом Суде Содружества Независимых Государств")
Редакция от 06.07.1992 — Действует

СОГЛАШЕНИЕ
от 6 июля 1992 года

О СТАТУСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Государства - участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем государства - участники, в целях установления статуса Экономического суда Содружества Независимых Государств, образованного согласно статье 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Утвердить прилагаемое Положение об Экономическом суде Содружества Независимых Государств в качестве неотъемлемой части настоящего Соглашения.

Статья 2

Установить квоту числа судей от государств - участников, избираемых (назначаемых) в состав Экономического суда Содружества Независимых Государств, в количестве двух человек.

Статья 3

Финансирование Экономического суда Содружества Независимых Государств осуществляется в равных долях в рублевом эквиваленте государствами - участниками. Местонахождение Экономического суда Содружества Независимых Государств - город Минск.

Расходы на содержание Экономического суда Содружества Независимых Государств и численность его аппарата утверждаются Советом глав государств по предложению глав правительств государств - участников Содружества с участием представителей высших хозяйственных, арбитражных судов.

Статья 4

Настоящее Соглашение открыто для подписания другими государствами. Оно вступает в силу со дня подписания, а для государств - участников, законодательство которых требует ратификации таких соглашений, со дня сдачи ими ратификационных грамот государству - депозитарию.

Совершено в Москве 6 июля 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение его заверенную копию.

Данный документ подписан государствами - участниками СНГ: Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Грузия.

Соглашение подписано Республикой Молдова "за исключением абзаца 3 пункта 3 Положения и с учетом передачи споров по согласию государств".

Соглашение не подписано Туркменистаном и Украиной.

Утверждено
Соглашением Совета глав
государств СНГ
от 6 июля 1992 года

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

1. Экономический суд Содружества Независимых Государств (далее - Экономический суд) создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

2. Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического суда определяются межгосударственными соглашениями и настоящим Положением. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического суда Содружества.

3. К ведению Экономического суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее - акты Содружества) и других его институтов;

о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств - участников Содружества к ведению Экономического суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Споры рассматриваются Экономическим судом по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.

Экономический суд не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права.

4. По результатам рассмотрения спора Экономический суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

Решение Суда должно соответствовать положениям соглашений и иным актам Содружества Независимых Государств, а также применимым нормативным актам.

5. Экономический суд осуществляет толкование:

применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;

актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

6. Экономический суд образуется из равного числа судей от каждого государства - участника.

7. Судьи Экономического суда избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах - участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств - участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование.

Председатель Экономического суда и его заместители избираются судьями этого Суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на 5 лет.

Председатель Экономического суда, его заместители и судьи не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершения преступления, болезни.

На судей Экономического суда по истечении их полномочий, при уходе в отставку, в том числе по болезни, распространяются гарантии, предусмотренные законодательством государств - участников для судей в этих государствах.

8. Судьи Экономического суда независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, они не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического суда.

Председатель Экономического суда, его заместители и судьи не могут представлять интересы каких бы то ни было государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также территорий, наций, народностей, социальных и религиозных групп и отдельных лиц. Они не вправе заниматься любой деятельностью, связанной с получением доходов, кроме научной и преподавательской.

9. Экономический суд имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы от органов государств - участников, субъектов хозяйствования и должностных лиц. Требования Экономического Суда, предъявляемые в пределах его компетенции, являются обязательными.

10. Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум.

Пленум состоит из председателя Экономического суда, его заместителей и судей этого Суда, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах - участниках экономические споры.

Пленум:

рассматривает жалобы на решения Экономического суда в порядке, установленном Регламентом. Пленум проводит свои заседания не реже одного раза в квартал. Решения Пленума принимаются большинством участников Пленума и являются окончательными;

принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения соглашений, других актов Содружества и его институтов при разрешении экономических споров;

разрабатывает и вносит на рассмотрение государств - участников, институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств - участников.

11. Судопроизводство в Экономическом суде осуществляется на языке межгосударственного общения, принятого в Содружестве.

12. Обращение в Экономический суд не облагается пошлиной. Судебные издержки, определяемые Судом, возлагаются на сторону, признанную допустившей нарушение либо неосновательно возбудившую спор.

13. Численность аппарата Экономического суда, размер ассигнований на его содержание и условия оплаты труда судей определяются Советом глав государств Содружества.

14. Председатель Экономического суда организует работу аппарата Суда, утверждает структуру и штаты, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата, определяет условия оплаты их труда, осуществляет другие полномочия в пределах своей компетенции.

Финансирование, бытовое и иное обеспечение Экономического суда осуществляются за счет средств, выделяемых по согласованному решению государствами - участниками. Обеспечение судей жилой площадью по месту нахождения Экономического Суда осуществляется в порядке, установленном для сотрудников дипломатических представительств иностранных государств.

15. Экономический суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием.

16. Решения Экономического суда и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников.