Письмо ГТК РФ от 10.02.97 N 11-01/516

"О незаконности практики прекращения дел о НТП и уголовных дел на основании Указа Президента РФ от 31 декабря 1995 года N 1343 при перемещении физическими лицами товаров через таможенную границу между Россией и Казахстаном"
Редакция от 10.02.1997 — Действует

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 февраля 1997 г. N 11-01/516

О НЕЗАКОННОСТИ ПРАКТИКИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЛ О НТП И УГОЛОВНЫХ ДЕЛ НА ОСНОВАНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 1995 ГОДА N 1343 ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ

В связи с многочисленными запросами таможен (Домодедовская, Шереметьевская и др.) о действующем в настоящее время порядке таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу между Российской Федерации и Казахстаном, а также в связи с необоснованными прекращениями органами предварительного следствия уголовных дел, возбужденных таможенными органами Российской Федерации по фактам нарушения таможенного законодательства упомянутыми лицами, сообщаем следующее.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан" Правительству Российской Федерации была поставлена задача по отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан", а "в целях обеспечения отмены таможенного контроля разработать и осуществить с участием Казахстанской Стороны и по достижении договоренности с Киргизской, Таджикистанской и Узбекистанской Сторонами план мероприятий по организации совместного таможенного контроля на внешних границах государств, участвующих в формировании Таможенного союза".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 258 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан" ГТК России было поручено "после реализации Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан плана взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза, предусмотренных статьей 2 Соглашения о Таможенном союзе от 6 января 1995 года, разработать с участием таможенных служб этих государств план мероприятий по организации совместного таможенного контроля на внешних границах государств - участников Таможенного союза".

Одновременно ГТК России и ряду других министерств и ведомств, в связи с предстоящей отменой таможенного контроля и таможенного оформления российских товаров и товаров, происходящих с территории государств - участников Таможенного союза или выпущенных в свободное обращение в этих государствах, было поручено разработать и представить в Правительство нормативные акты по защите интересов Российской Федерации.

Необходимо принять во внимание, что содержание как упомянутого Указа, так и Постановления не носит в части, касающейся отмены таможенного контроля и таможенного оформления, прямого нормоустанавливающего характера.

До издания упомянутых правовых актов ГТК России был принят Приказ N 715 от 28 ноября 1995 года, в соответствии с которым с 13 декабря 1995 года было прекращено применение декларирования в письменной форме с предоставлением таможенной декларации формы Т-6 при таможенном оформлении товаров, происходящих с территории Республики Казахстан, российских и белорусских товаров, перемещаемых через таможенную границу между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, за исключением случаев удостоверения, по желанию граждан, ввоза (вывоза) перемещаемых ими товаров, включая национальную и иностранную валюту.

Этим же документом было предусмотрено, что разрешения на вывоз иностранной валюты, выданные уполномоченными банками Республики Казахстан, не являются основанием для вывоза иностранной валюты Российской Федерации.

(Иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте, ранее ввезенные с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации, при вывозе из Российской Федерации физическими лицами при соблюдении таможенных правил подлежат беспрепятственному выпуску российскими таможенными органами в течение 1 года с момента ввоза на территорию Республики Казахстан при предъявлении таможенных деклараций, оформленных таможенными органами Республики Казахстан.)

В связи с тем, что упомянутый Приказ вступил в противоречие с названными Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ, а также по мотивам введения национальным банком Республики Казахстан в нарушение имеющихся договоренностей нормы вывоза резидентами за пределы Республики Казахстан без подтверждения соответствующими документами в эквиваленте 10 тысяч долларов США, действие упомянутого Приказа ГТК России было полностью приостановлено с 3 июня 1996 года телетайпограммой первого заместителя Председателя Комитета от 29 мая 1996 г. N Т-10234.

Таким образом, в настоящее время в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и Республики Казахстан, действует обычный порядок таможенного контроля и таможенного оформления, предусмотренный Таможенным кодексом Российской Федерации, нарушение которого физическими лицами влечет ответственность, предусмотренную как нормами Таможенного кодекса России, так и Уголовного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на это, в органах предварительного следствия начала складываться не основанная на законе практика прекращения уголовных дел, ранее возбужденных таможенными органами, со ссылкой на нормы Соглашения о Таможенном союзе, Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1343 и Приказа ГТК России от 28 ноября 1995 г. N 715.

В связи с изложенным, прошу довести настоящее письмо до подчиненных сотрудников, разъяснив основные требования нормативных документов, в части, касающейся таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также сориентировать надзирающих прокуроров на правильное применение действующего законодательства, одновременно поставив вопрос об отмене постановлений о прекращении по мотивам отсутствия состава преступления уголовных дел, возбужденных таможенными органами в отношении физических лиц, переместивших товары с нарушением таможенного законодательства.

Начальник Управления
М.В.ВАНИН

Приложение

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
от 3 февраля 1997 г. N 06-11/72п

На запрос от 20.01.97 N 11-01/198, обращение Шереметьевской таможни от 15.01.97 N 01-05/189 и Домодедовской таможни от 20.01.97 N 01-09/119 Правовое управление ГТК России сообщает следующее.

Как следует из констатирующей части Указа Президента Российской Федерации от 31.12.95 N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан", отмена таможенного контроля поручается Правительству Российской Федерации.

На основании этого Указа Президента издано Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.96 N 258 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.12.95 N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан", в соответствии с которым ГТК России поручено отменить таможенный контроль и таможенное оформление российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Казахстан или выпущенных в свободное обращение в этом государстве, перемещаемых в пределах территорий Российской Федерации и Республики Казахстан, только после реализации плана взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза Договаривающихся Сторон в соответствии с международными договорами о Таможенном союзе.

Поскольку до сего дня ГТК России не отменен таможенный контроль и таможенное оформление в отношении вышеуказанных товаров в связи с тем, что вышеупомянутый план мероприятий не реализован, то, следовательно, таможенный контроль и таможенное оформление осуществляются в отношении всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско - казахстанскую границу.

Заместитель начальника
Правового управления
Н.М.КУТЛУБАЕВ