Постановление Правительства РФ от 01.03.97 N 235

"О федеральной целевой программе "Увеличение производства сахара в Российской Федерации в 1997-2000 годах и на период до 2005 года"
Редакция от 01.03.1997 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 09.09.2004 N 464»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 1997 г. N 235

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА САХАРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1997-2000 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

В целях сохранения и дальнейшего развития производственного потенциала сахарной и крахмало-паточной промышленности и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 1205 "О мерах по стабилизации и развитию свеклосахарного производства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4150) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Увеличение производства сахара в Российской Федерации в 1997-2000 годах и на период до 2005 года" (далее именуется - программа "Сахар").

2. Утвердить государственным заказчиком программы "Сахар" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Финансовое обеспечение мероприятий программы "Сахар" в 1997 году осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1997 год на развитие сельского хозяйства.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета на 1998 год и последующие годы предусматривать выделение средств Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации на финансирование программы "Сахар".

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 марта 1997 г. N 235

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА САХАРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1997-2000 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Увеличение производства сахара в Российской Федерации в 1997-2000 годах и на период до 2005 года" (программа "Сахар")
Основание для принятия программы "Сахар" - Указы Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 933 "О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы", от 19 августа 1996 г. N 1205 "О мерах по стабилизации и развитию свеклосахарного производства"
Государственный заказчик программы "Сахар" - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
Основные разработчики программы "Сахар" - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Российская академия сельскохозяйственных наук, Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени Мазлумова, Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной промышленности, Всероссийский научно-исследовательский институт крахмало-продуктов, Северо-Кавказский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара, общество ограниченной ответственности "Гипросахпром"
Цель и задачи программы "Сахар" - увеличение производства сахара из собственных сырьевых ресурсов, улучшение снабжения населения и перерабатывающей промышленности сахаром и максимальное сокращение его импорта
Сроки и этапы реализации программы "Сахар" - 1997 - 2005 годы I этап - 1997 - 2000 годы II этап - 2001 - 2005 годы
Основные мероприятия программы "Сахар" - исследования и расширение сырьевой базы сахарной и крахмало-паточной промышленности, обновление и модернизация производства, создание новых и совершенствование действующих технологий переработки сырья, разработка и серийный выпуск отечественного оборудования для сахарного производства
Исполнитель и соисполнители - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, предприятия и организации отрасли, Министерство оборонной промышленности Российской Федерации, Министерство промышленности Российской Федерации, корпорация "Компомаш"
Объемы и источники финансирования - общий объем финансирования - 20488,4 млрд. рублей (в ценах 1995 года) в том числе: федеральный бюджет - 2512,3 млрд. рублей; инвестиционный кредит - 1585,4 млрд. рублей; внебюджетные средства - 16390,7 млрд. рублей. Кроме того, валютные средства - 901 млн. долларов США. Источники поступления: кредиты иностранных государств (Франция, Великобритания, Германия и др.) - 460 млн. долларов США; продажа акций предприятий - 441 млн. долларов США
Ожидаемые конечные результаты реализации - доведение объемов производства к 2000 году: свеклы - до 32,77 млн. тонн; сахара - 3,2 млн. тонн; сахаристых крахмалопродуктов - 0,33 млн. тонн; подсластителей (типа аспартам) - 500 тонн доведение объемов производства к 2005 году: свеклы - 37,9 млн. тонн; сахара - 4 млн. тонн; сахаристых крахмалопродуктов - 0,9 млн. тонн; подсластителей (типа аспартам) - 1500 тонн
Система организации контроля за исполнением - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Сахарная свекла выращивается в 25 свеклосеющих субъектах Российской Федерации и перерабатывается на 95 сахарных заводах общей мощностью 270 тыс.тонн переработки свеклы в сутки.

Ресурсы сахара в Российской Федерации складываются из собственного производства в объеме 2 млн.тонн, импорта сахара-сырца - 1,5 млн. тонн и белого сахара - около 2 млн. тонн, включая закупки в государствах - участниках СНГ. Потребность населения и перерабатывающей промышленности в сахаре за счет собственного производства удовлетворяется лишь на одну треть.

Потребление сахара и сахаристых веществ на душу населения в Российской Федерации до 1990 года составляло 42 кг (40 кг сахара и 2 кг сахаристых веществ), a в высокоразвитых странах (например, в США) - 68 кг, в том числе сахара - 28 кг. С 1991 года наблюдается тенденция уменьшения потребления сахара на душу населения (в 1995 году оно составляло 31 кг), при этом увеличилась доля потребления сахара, закупаемого за рубежом с 14 до 19 кг.

Стоимость сахара-сырца и белого сахара, ежегодно импортируемого в Россию, составляет около 1,5 млрд. долларов США.

В 1991-1995 годах произошло уменьшение посевных площадей, снижение урожайности и сокращение производства и закупок сахарной свеклы.

В 1986-1990 годах посевы свеклы размещались в среднем на площади 1475 тыс. гектаров, в 1991-1995 годах посевные площади уменьшились на 200 тыс. гектаров, производство свеклы сократилось с 33 до 21,4 млн. тонн, урожайность снизилась с 22 до 18 тонн с гектара.

Слабая материально-техническая база свекловодства и сахарной промышленности не позволяет наращивать производство сахарной свеклы и приводит к неоправданным потерям сахара при ее хранении и переработке, превышающим в 1,5 раза потери, допускаемые в передовых сахаропроизводящих странах.

Износ основных производственных фондов сахарных заводов превышает 50 процентов. За последние 10 лет не введено в эксплуатацию ни одного нового сахарного завода, a прирост мощностей за счет технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий в 1990-1995 годах составил всего 2 тыс. тонн переработки свеклы в сутки. Коэффициент извлечения сахара из сахарной свеклы на заводах не превышает 70 процентов (82-85 процентов в европейских сахаропроизводящих странах).

Одной из основных причин низкой эффективности свеклосахарного производства является ухудшение материально-технического обеспечения свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов, a также отсутствие должного механизма экономического стимулирования увеличения производства сахарной свеклы и сахара.

Сокращение собственного производства сахара ведет не только к значительной зависимости страны от внешнего рынка, но и к серьезным социальным последствиям, и прежде всего потере рабочих мест.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ "САХАР"

Основной целью программы "Сахар" является увеличение производства сахара в Российской Федерации, улучшение обеспечения населения сахаром и максимальное сокращение его импорта.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

повышение урожайности и сахаристости сахарной свеклы за счет внедрения современной технологии и широкого использования зарубежного опыта ее выращивания;

увеличение посевных площадей сахарной свеклы в новых районах;

сокращение потерь свеклы и сахара при уборке, хранении и переработке сырья на основе внедрения новой техники и передовых технологий;

укрепление материально-технической базы сахарной промышленности, реконструкция, техническое перевооружение действующих и строительство новых заводов;

организация производства сахаристых продуктов из крахмало-содержащего сырья и выработка пищевых заменителей сахара.

Реализация намеченных программой "Сахар" мер позволит довести объемы производства сахарной свеклы к 2000 году до 32,77 млн.тонн и к 2005 году до 37,86 млн. тонн согласно приложению N 1, a производство сахара соответственно до 3,245 и 4 млн. тонн согласно приложению N 2.

Среднедушевое потребление сахара в стране к 2005 году прогнозируется в количестве 38-40 килограммов.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "САХАР"

Производство сахарной свеклы

Рост объемов производства сахарной свеклы предусматривается за счет:

создания новых высокопродуктивных сортов и гибридов сахарной свеклы с комплексом признаков и свойств, способствующих устойчивости урожаев;

увеличения производства семян сахарной свеклы согласно приложению N 3;

технического перевооружения 5 заводов по очистке и переработке семян сахарной свеклы с закупкой импортного оборудования и машин согласно приложению N 4;

создания на предприятиях машиностроительного комплекса машин для возделывания и уборки сахарной свеклы и ее семян;

организации производства на предприятиях Российской Федерации высокоэффективных химических средств защиты растений и закупки их по импорту согласно приложению N 5;

сокращения потерь урожая при уборке и транспортировке свеклы на сахарные заводы;

производства сахарной свеклы в новых, нетрадиционных для е возделывания районах (Чувашская Республика, Ростовская, Оренбургская области и другие регионы);

широкого использования опыта зарубежных стран по выращиванию сахарной свеклы, привлечения для этих целей специализированных фирм, а также создания совместных предприятий на взаимовыгодных условиях.

Развитие сахарной промышленности

Высокая эффективность переработки сахарной свеклы с максимальным извлечением сахара может быть обеспечена при поступлении на свеклоприемные пункты сахарных заводов качественного сырья, его сохранности, строгом соблюдении технологического режима на каждом участке производства.

В целях сокращения потерь свеклы при хранении предусматривается:

увеличение объема хранения свеклы с активным вентилированием к 2000 году до 10 млн. тонн, объема свеклы, обработанной биологически активными веществами, до 5 млн. тонн, использование укрывочных материалов с нетрадиционными характеристиками;

оснащение свеклоприемных пунктов сахарных заводов механизированными линиями, необходимыми для определения качественных показателей сахарной свеклы и автоматизированного расчета с поставщиками сырья, современными свеклоукладочными машинами с доочисткой корнеплодов от посторонних примесей;

строительство к 2000 году на свеклоприемных пунктах комплексно-механизированных складов и площадок с твердым покрытием для хранения свеклы с активным вентилированием общей площадью 6 млн. кв. метров.

Одним из главных факторов сокращения сроков переработки сахарной свеклы и увеличения коэффициента извлечения из нее сахара является наращивание производственных мощностей сахарных заводов. Предусматривается обеспечить к 2005 году увеличение производственных мощностей сахарных заводов на 153,71 тыс. тонн переработки свеклы в сутки. Намечается осуществить строительство 17 новых и реконструировать 54 действующих сахарных завода согласно приложению N 6.

В целях повышения технического уровня предприятий сахарной промышленности предполагается закупить за границей несколько комплектных сахарных заводов (с учетом предложений регионов и их финансовых возможностей), цех по извлечению сахара из мелассы, отдельные виды прогрессивного технологического оборудования и лицензии на его производство. Это позволит ускорить создание и организацию серийного производства соответствующего отечественного оборудования, так как значительная часть машиностроительных предприятий бывшего СССР, выпускавших оборудование для сахарной отрасли (около 85 процентов), осталась за пределами Российской Федерации (на территории Украины).

Создание и серийный выпуск отдельных видов оборудования, в том числе по импортным лицензиям, будут осуществляться на предприятиях машиностроительного и оборонного комплексов Российской Федерации, корпорации "Компомаш" согласно приложению N 7.

Увеличение мощностей по переработке свеклы позволит сократить длительность производственного сезона до 100 суток, перерабатывать сельскохозяйственное сырье в оптимальные сроки.

Увеличение производства сахара из крахмалосодержащего сырья

Такие страны, как США, Япония и другие, используют для производства сахара крахмалосодержащее сырье. Более половины потребностей страны в сахаре США удовлетворяют за счет производства из кукурузы патоки, крахмального сахара, глюкозы и глюкозно-фруктозного сиропа. Общее производство такого сахара составляет более 7 млн. тонн в год. Сахар, выработанный из кукурузы, используется для замены свекловичного сахара при изготовлении напитков, консервов, кондитерских изделий, мороженого и других пищевых продуктов.

Общая выработка сахаристых веществ в Российской Федерации составляет около 250 тыс. тонн. Патока практически полностью используется в кондитерской промышленности как основной технологический компонент, глюкоза - в медицинской промышленности. Крахмальный сахар и глюкозно-фруктозный сироп не производятся.

Потребность пищевой промышленности России в различных видах патоки, крахмального сахара и глюкозно-фруктозного сиропа составит к 2005 году около 1300 тыс. тонн, в том числе патоки 400 тыс. тонн, крахмального сахара и глюкозно-фруктозного сиропа 900 тыс. тонн.

Потребность в различных видах крахмалосодержащего сырья для выработки сахаристых веществ к 2005 году составит: 1,5 млн. тонн картофеля, 1,8 млн. тонн кукурузы, 80 тыс. тонн сорго зернового.

Программой "Сахар" разработаны мероприятия по созданию предприятий по производству сахаристых веществ из различных видов крахмалосодержащего сырья (кукурузы, картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, сорго) в различных регионах страны.

Предусматривается обеспечить к 2005 году увеличение производственных мощностей по выработке сахаристых крахмалопродуктов до 900 тыс. тонн в год, в том числе за счет строительства новых заводов 660 тыс. тонн в год. Намечается осуществить строительство 26 новых и реконструировать 17 действующих предприятий и цехов по производству патоки, крахмального сахара и глюкозно-фруктозного сиропа согласно приложению N 8.

Для проведения реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий крахмало-паточного производства предполагается закупить за рубежом несколько комплектов линий по производству глюкозно-фруктозного сиропа (с учетом предложений регионов и их финансовых возможностей).

Кроме того, для расширения производства сахаристых веществ из крахмалосодержащего сырья необходимо организовать выпуск на отечественных предприятиях соответствующих ферментных препаратов и ионообменных смол.

Получение сахарозаменителей предусмотрено за счет наращивания выпуска крахмальной патоки до 400 тыс. тонн в год и организации производства крахмального сахара и глюкозно-фруктозного сиропа до 500 тыс. тонн в год.

Наиболее эффективным заменителем свекловичного сахара является глюкозно-фруктозный сироп, по свойствам не отличающийся от свекловичного сахара.

Мировой опыт показывает, что глюкозно-фруктозный сироп может быть использован для полной замены сахара в производстве безалкогольных напитков, сгущенного молока, плодоовощных консервов, при выработке хлебобулочных изделий, на 50 процентов - в производстве мороженого, на 25 процентов - в кондитерских изделиях.

Производство синтезированных пищевых заменителей сахара

Наибольшее распространение в мире получил синтезированный из природных аминокислот заменитель сахара - аспартам, который слаще сахара в 200 раз. В США более 50 процентов безалкогольных напитков (кока-кола, пепси-кола) производится с использованием аспартама.

В России пищевые заменители сахара не вырабатываются. Предусмотрено построить в 1998-2000 годах в Ростовской области на базе комплектного импортного оборудования завод по производству аспартама мощностью 1000 тонн в год.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 209 утверждена федеральная целевая программа Развитие промышленной биотехнологии на 1996-2000 годы, которая предусматривает создание на базе акционерного общества Химпром (г. Волгоград) промышленного производства отечественного подсластителя (типа аспартам) мощностью 500 тонн в год. В 1997 году намечен ввод в эксплуатацию опытно-промышленной установки по производству аспартама мощностью 50 тонн в год.

Реализация этих мер позволит ежегодно заменять 300 тыс. тонн сахара. Основными потребителями аспартама будут предприятия, выпускающие безалкогольные напитки, кисломолочную продукцию и кондитерские изделия.

Научно-техническое обеспечение программы "Сахар"

Роль науки в связи с сокращением объемов финансирования научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ существенно снизилась. Доля финансирования науки за счет бюджетных ассигнований сокращена, а финансирование осуществляется из внебюджетных отраслевых источников и на основе прямых договоров с предприятиями. Эти причины, а также тяжелое финансовое состояние большинства предприятий отрасли создают трудности при формировании фонда научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

Снижение роли науки, отставание фундаментальных и прикладных исследований привели к тому, что в отрасли сокращается сырьевая база отечественного производства сахара и сахаристых крахмалопродуктов, ухудшается экология, на низком уровне находится технологическая и техническая база производства, выпускаемая продукция неконкурентоспособна на мировом рынке, продолжается сокращение объемов производства.

Для реализации мероприятий программы "Сахар" намечено осуществление ряда крупных научно-исследовательских и научно-технических разработок с тем, чтобы обеспечить:

ускоренное создание и внедрение новых высокопродуктивных гибридов и сортов сахарной свеклы, устойчивых к болезням и вредителям, пригодных для возделывания по интенсивной технологии. Особое внимание будет уделяться повышению сахаристости и технологических качеств корнеплодов;

разработку и освоение интенсивных технологий выращивания и подготовки семян сахарной свеклы и средств механизации этих процессов;

усовершенствование интенсивных технологий производства сахарной свеклы и разработку средств механизации для их внедрения;

разработку принципиально новых машин и механизмов для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ в отрасли;

внедрение прогрессивных технологий приемки и хранения сахарной свеклы, повышение выхода сахара из свеклы и улучшение его качества;

увеличение процента извлечения сахара из свекловичной мелассы (патоки);

освоение новых автоматизированных видов оборудования для очистки и фильтрации соков и сиропов, кристаллизации, центрифугирования, сушки и хранения сахара, глубокого отжатия жома;

разработку и освоение экономичных тепловых схем и совершенствование структуры энергоснабжения сахарных заводов;

создание экологически чистых схем водопользования и технических средств, обеспечивающих значительное сокращение расхода воды в производстве;

ускоренное развитие сырьевой базы для производства сахаристых крахмалопродуктов;

разработку, создание и освоение техники и технологии по переработке крахмалосодержащего сырья на сахаристые вещества;

разработку, создание и освоение отечественной технологии получения интенсивного подсластителя (типа аспартам).

Охрана окружающей среды

Производственная деятельность сахарных и крахмало-паточных заводов оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Уровень загазованности выбросами вредных веществ, загрязняющих атмосферу (оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, аммиак), превышает предельно допустимые концентрации, сточные воды производств содержат значительное количество органических веществ, их очистка в естественных условиях связана с определенными трудностями, требует значительных земельных площадей.

Снижение выбросов в окружающую среду достигается за счет:

перевода ТЭЦ и котельных на использование природного газа;

установки современных экологически чистых котлов;

осуществления 100-процентной сушки жома;

применения в производственных и вспомогательных помещениях специальных методов очистки для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу;

увлажнения на складах известнякового камня и твердого топлива.

При реконструкции существующих и строительстве новых заводов предусматриваются мероприятия, направленные на охрану поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, снижение расхода речной и артезианской воды на технологические нужды, сокращение площадей сельскохозяйственных угодий, отчуждаемых под поля фильтрации. Все сточные воды заводов подвергаются очистке.

В этих целях на большинстве предприятий планируется проведение реконструкции действующих или строительство новых систем оборотного водоснабжения, позволяющих свести к минимуму использование в производственном цикле свежей речной воды. Будет внедрена новейшая прогрессивная схема очистки бытовых и производственных сточных вод в реакторах с анаэробными процессами, что даст возможность сократить площади очистных сооружений, капитальные затраты и сроки их строительства, потребление электроэнергии и численность обслуживающего персонала. За счет внедрения искусственной биологической очистки сточных вод вместо полей фильтрации предполагается высвободить около 5 тыс. гектаров плодородных земель для нужд сельского хозяйства.

Осуществление этих и других технических и организационных мероприятий позволит сократить вредные выбросы в атмосферу и сбросы сточных вод до уровня ниже предельно допустимых концентраций.

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ "САХАР"

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение работы предприятий сахарной и крахмало-паточной промышленности осуществляется на основе прямых договоров, заключаемых с предприятиями, хозяйствами и организациями независимо от их форм собственности, обеспечивающими весь производственный цикл по выращиванию, транспортировке, хранению свеклы, картофеля, зерна кукурузы, пшеницы, ячменя, ржи, их переработке и реализации готовой продукции.

В целях удовлетворения потребности сахарной и крахмало-паточной промышленности в сырьевых ресурсах и повышения эффективности их использования намечены меры по совершенствованию интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями на основе совместной приватизации этих предприятий.

Предусматривается сотрудничество с иностранными партнерами в области поставок оборудования для сахарного и крахмало-паточного производства, запасных частей и материалов к нему, а также техники и технологии возделывания свеклы и химических средств защиты растений.

Важным инструментом стимулирования обновления производства является приобретение оборудования на условиях лизинга.

В условиях формирования рыночных отношений и перехода от централизованных форм обеспечения материально-техническими ресурсами к их поставкам по прямым договорам предприятия сахарной и крахмало-паточной промышленности в связи с отсутствием в достаточном количестве собственных оборотных средств и требованием поставщиков о предварительной оплате приобретаемых ресурсов испытывают значительные трудности в их приобретении. Высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам делает их малоэффективными и неприменимыми.

В целях своевременного обеспечения предприятий сахарной и крахмало-паточной промышленности материально-техническими ресурсами необходима государственная поддержка в виде предоставления льготных кредитов для пополнения оборотных средств предприятий.

Трудовые ресурсы

В результате приватизации предприятий в отрасли резко сократилось число работников государственного сектора. В 1996 году в государственном секторе было занято около 10 тыс. человек и в последующие годы не намечается значительного изменения их численности.

Падение объемов производства в 1991-1995 годах не сопровождалось адекватным сокращением численности работников, вследствие чего на ряде предприятий имеется избыток трудовых ресурсов.

Численность работающих на предприятиях свеклосахарного комплекса всех форм собственности к 2000 году составит при условии стабилизации производства 150 тыс. человек. В целом, имеющиеся трудовые ресурсы позволяют обеспечить стабильную работу отрасли и расширение объемов производства в перспективе.

В современных условиях возрастают требования к уровню квалификации кадров. В рамках реализации программы "Сахар" намечено осуществить меры по совершенствованию системы подготовки специалистов на базе имеющихся учебных заведений. Для их успешного функционирования предусмотрено оказание материальной и финансовой поддержки как на государственном уровне, так и со стороны предприятий и коммерческих структур.

Финансовое обеспечение программы "Сахар"

Для реализации программы "Сахар" необходимо привлечение финансовых средств из различных источников, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, кредиты и займы, средства предприятий.

Принимая во внимание ограниченные возможности федерального бюджета, предусматривается преимущественное финансирование программных мероприятий за счет собственных средств предприятий и организаций (амортизация, прибыль), привлечения заемных средств и кредитных ресурсов, включая иностранные кредиты.

Из федерального бюджета финансируется часть капитальных вложений, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и другие направления, имеющие общегосударственную значимость: приобретение технологий выращивания и переработки сахарной свеклы, закупку лицензий и организацию изготовления современного оборудования.

В рамках других направлений деятельности используются кредитные ресурсы, которые с учетом специфики отрасли должны предоставляться на долгосрочный период и на льготных условиях.

Развитие промышленности в рамках региональных программ должно опираться на использование возможностей местного бюджета, а также собственных и заемных средств предприятий.

Общая потребность в финансовых средствах, необходимых для реализации программы "Сахар", составит около 20,5 трлн. рублей (в ценах 1995 года) и около 900 млн. долларов США согласно приложению N 9.

Основным источником финансирования работ в рамках программы "Сахар" являются собственные средства предприятий (47,5 процента), за счет средств федерального бюджета предполагается обеспечить не более 20 процентов общей потребности в финансовых ресурсах.

Поступление валютных средств предполагается за счет кредитов иностранных государств (Франция, Великобритания, Германия и др.) и продажи акций предприятий, в том числе иностранным партнерам.

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "САХАР" И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Ответственным за разработку и реализацию программы "Сахар" является государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. В выполнении программы "Сахар" принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (по вопросам, отнесенным к их компетенции), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждения, организации и предприятия независимо от их форм собственности.

Размещение заказов на выполнение программных мероприятий и распределение ежегодно выделяемых на эти цели средств осуществляется государственным заказчиком, как правило, на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров). Государственный заказчик обеспечивает проведение открытых конкурсов с целью привлечения средств частных инвесторов для выполнения работ по отдельным объектам и проектам программы "Сахар".

Государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям и организациям, обеспечивающим комплексное выполнение мероприятий программы "Сахар" и организацию свеклосахарного производства с применением современных высокоэффективных технологий.

Государственный заказчик ежегодно формирует и представляет в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям сводную бюджетную заявку на финансирование программы "Сахар", с учетом выделяемых средств уточняет целевые показатели и перечень реализуемых проектов.

В ходе реализации программы "Сахар" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет проверку выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств, представляет в установленном порядке в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации отчетные данные о расходовании средств федерального бюджета и иную необходимую информацию о ходе выполнения программы "Сахар".