Приказ Минкультуры РФ от 15.05.2013 N 500

"Об утверждении Плана мероприятий ("Дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" в отношении подведомственных Министерству культуры Российской Федерации федеральных государственных бюджетных образовательных организаций и научно-исследовательских учреждений"
Редакция от 15.05.2013 — Действует

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 мая 2013 г. N 500

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ" В ОТНОШЕНИИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В целях реализации Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р, приказываю:

1. Утвердить согласованный с Министерством образования и науки Российской Федерации План мероприятий "дорожная карта" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" в отношении подведомственных Министерству культуры Российской Федерации федеральных государственных бюджетных образовательных организаций и научно-исследовательских учреждений (далее - План мероприятий "дорожная карта") согласно Приложению,

2. На основании Плана мероприятий "дорожная карта" подведомственным Министерству культуры Российской Федерации федеральным государственным бюджетным образовательным организациям и научно-исследовательским учреждениям разработать и представить на согласование в срок до 3 июня 2013 года планы мероприятий "дорожная карта", включающие показатели, характеризующие проведение структурных и институциональных преобразований, а также показатели по соотношению средней заработной платы педагогических и научных работников учреждения и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра культуры Российской Федерации Г. П. Ивлиева.

Министр
В.Р. МЕДИНСКИЙ

Приложение
к приказу Минкультуры России
от 15 мая 2013 г. N 500

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ" В ОТНОШЕНИИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

I. Изменения в среднем профессиональном образовании в сфере культуры и искусства, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

1. Основные направления

Укрепление потенциала среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства включает в себя:

- расширение сферы влияния среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства на духовно-нравственное формирование общества: проведение олимпиад, фестивалей, конкурсов, выставок, концертов, мастер-классов по различным видам искусств, с привлечением одаренных детей, обучающихся в организациях дополнительного образования детей, детских школах искусств, общеобразовательных организациях,

- увеличение количества одаренных детей, обучающихся по программам среднего профессионального образования в области искусств, в том числе путем создания "центров искусств для одаренных детей" с реализацией в них интегрированных образовательных программ в области музыкального и хореографического искусства, а также дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств;

- разработку и реализацию программ развития образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в т. ч. направленных на создание многоуровневых образовательных комплексов;

- увеличение количества одаренных детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях до 8 процентов от общего числа детей, обучающихся по интегрированным и дополнительным общеобразовательным программам в области искусств (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики");

- мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.

Повышение качества среднего профессионального образования включает в себя: - создание условий для развития одаренных детей и молодежи в области искусств с учетом реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 03.04.2012;

- разработку и реализацию Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации;

- разработку и реализацию образовательных программ и творческих проектов, направленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;

- формирование новых принципов распределения государственного задания на программы среднего профессионального образования с учетом потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах и функционирования двух- и трехуровневой модели подготовки кадров по образовательным программам в области искусств;

- разработку и внедрение системы оценки качества реализуемых программ среднего профессионального образования;

- сокращение реализации непрофильных для отрасли культуры образовательных программ среднего профессионального образования;

- разработку и реализацию программ начального общего образования для одаренных детей в области музыкального искусства в образовательных учреждениях, реализующих интегрированные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства;

- актуализацию содержания образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе интегрированных программ в области искусств;

- развитие взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, с другими образовательными организациями и организациями культуры;

- осуществление оптимизации занятости и рабочей нагрузки работников образовательных организаций в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств.

Введение эффективного контракта в системе среднего профессионального образования включает в себя:

- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками, реализующих программы среднего профессионального образования, том числе интегрированные программы в области искусств;

- разработку и внедрение механизмов эффективного контракт с руководителями образовательных организаций системы среднего профессионального образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации;

- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

2. Ожидаемые результаты

Укрепление потенциала среднего профессионального образования предусматривает:

- функционирование образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, с учетом реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, удовлетворения потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах и функционирования двух- и трехуровневой модели подготовки кадров по образовательным программам в области искусств;

- взаимодействие образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, с образовательными организациями дополнительного образования детей, в том числе детскими школами искусств, общеобразовательными организациями, учреждениями культуры;

- реализация образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств;

- реализация образовательными организациями, реализующими интегрированные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства, программы начального общего образования, адаптированной для одаренных детей в области музыкального искусства;

- создание на базе образовательных организаций высшего образования многоуровневых комплексов путем присоединения к ним образовательных организаций среднего профессионального образования в качестве структурных подразделений:

Единица измерения 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Количество образовательных организаций среднего профессионального образования единиц 10 10 9 8 8 8 8

- реализация образовательными организациями высшего образования образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе интегрированных образовательных программ в области искусств:

Единица измерения 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Количество образовательных организации высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования единиц 19 19 20 21 21 21 21

3. Основные количественные характеристики среднего профессионального образования в подведомственных Минкультуры России образовательных учреждениях

N Наименование показателя Единица 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
1. Численность обучающихся человек 7116 7595 7515 7445 7370 7350 7350
2. Численность обучающихся в расчете на 1 педагогического работника (включая концертмейстеров) <*> человек 4 4 4 4 4 4 4
3 Увеличение количества одаренных детей, участвующих в творческих мероприятиях, по отношению к обшей численности детей, обучающихся в образовательных организациях по программам среднего профессионального образования (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики") процентов 10 15 20 25 30 30 30

<*> Удельный вес аудиторных занятий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе интегрированных программ в области искусств, приходится на индивидуальные и мелкогрупповые формы. При этом по образовательным программам в области музыкального и хореографического искусства 40-45 процентов учебных предметов реализуются с участием концертмейстера.

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг, реализуемых подведомственными Минкультуры России образовательными учреждениями, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

N Наименование мероприятия Ответственные исполнители Сроки реализации Показатели
1. Разработка отраслевых показателей и критериев по проведению мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Минкультуры России
Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций
октябрь 2013
2 Проведение мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Минкультуры России
Департамент науки и образования
ноябрь 2013, далее ежегодно Согласно разработанным отраслевым показателям
3. Разработка предложений по проведению оптимизации сети подведомственных образовательных организаций среднего профессионального образования Минкультуры России
Департамент науки и образования
сентябрь 2013
4, Введение системы нормативно-подушевого финансирования образовательных услуг Минкультуры России
Департамент науки и образования
сентябрь 2013 Эффективность методики расчета финансового обеспечения государственного задания на реализацию образовательных программ среднего профессионального образования
5. Создание многоуровневых образовательных комплексов, а также "центров искусств для одаренных детей" на базе образовательных организаций среднего профессионального образования путем реализации программ начального общего образования для одаренных детей и предпрофессиональных программ в области искусств Минкультуры России
Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций
2014-2018 Количество образовательных организаций
6. Создание многоуровневых образовательных комплексов, а также "центров искусств для одаренных детей" на базе образовательных организаций высшего образования путем реализации образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе интегрированных образовательных программ и предпрофессиональных программ в области искусств Минкультуры России
Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций
2014-2018 Количество образовательных организаций
7. Формирование новых принципов распределения государственного задания на реализацию программ среднего профессионального образования Минкультуры России
Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций
2015  
8. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Минкультуры России
Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций
2013 Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
9. Планирование дополнительных расходов федерального бюджета на повышение оплаты труда педагогических работников организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Минкультуры России
Департамент науки и образования
2013-2018 Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
10. Информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта в образовательных организациях среднего профессионального образования (проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, проведение семинаров и других мероприятий) Минкультуры России
Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций
2013-2018
11 Проведение мониторинга влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг, а том числе выявление лучших практик внедрения эффективного контракта Минкультуры России
Департамент науки и образования
2015-2018
12. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций среднего профессионального образования, в том числе информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта Минкультуры России
Департамент науки и образования
2013-2014 Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
13. Обеспечение информационной открытости образовательных организаций, в том числе в соответствии с положениями статьи 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Минкультуры России
Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций
2014-2018  
14. Обеспечение участия образовательных организаций в мероприятиях по проведению независимой оценки качества образовательных услуг Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций 2015-2018  

5. Показатели повышения эффективности и качества услуг, реализуемых подведомственными Минкультуры образовательными учреждениями, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

N Наименование показателя Единица измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Результаты
1. Число многоуровневых образовательных комплексов, в том числе "центров искусств для одаренных детей" единиц 19 20 23 27 28 29 Созданы на базе функционирующих образовательных организаций среднего профессионального образования 4 "центра искусств для одаренных детей" и 25 многоуровневых образовательных комплексов на базе организаций высшего образования
2. Удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности или продолживших образование по профильной образовательной программе, в общей численности выпускников процентов 90 90 90 90 90 90 Не менее 90 процентов выпускников, освоивших программу среднего профессионального образования, будут трудоустроены по специальности или продолжат обучение по профильной образовательной программе высшего образования
3. Отношение средней заработной платы преподавателей, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе процентов 75 80 85 90 95 100 Отношение средней заработной платы преподавателей, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе составит 100 процентов

II. Изменения в высшем образовании в сфере культуры и искусства, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

1. Основные направления

Совершенствование структуры и сети образовательных организаций высшего образования включает в себя:

- расширение сферы влияния высшего образования в сфере культуры и искусства на духовно-нравственное формирование общества;

- увеличение количества одаренных детей и молодежи, обучающихся в образовательных организациях высшего образования по программам среднего профессионального и высшего образования в области искусств;

- увеличение количества одаренных детей и молодежи, участвующих в творческих мероприятиях;

- разработку и реализацию программ развития образовательных организаций высшего образования, создание многоуровневых образовательных комплексов, а также открытие научно-образовательных и Медиа-центров;

- разработка отраслевых предложений по проведению ежегодного мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы высшего образования в сфере культуры и искусства;

- поэтапное сокращение филиалов;

- поэтапное сокращение реализации непрофильных для отрасли культуры образовательных программ.

Совершенствование реализации образовательных программ включает в себя:

- обеспечение высокого качества реализации программ в сфере культуры и искусства (бакалавриата, подготовки специалиста магистратуры, аспирантуры, ассистентуры-стажировки);

- введение образовательных программ ассистентуры-стажировки в ведущих образовательных организациях высшего образования;

- поэтапное увеличение подготовки учителей музыки, разработку и внедрение в образовательный процесс лучших учебных программ и методик.

Повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования включает в себя:

- создание условий для развития одаренных детей и молодежи в области искусств с учетом реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 03.04.2012;

- разработку и реализацию Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации;

- разработку и реализацию образовательными организациями высшего образования программ стратегического развития, а также образовательных программ и творческих проектов, направленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;

- формирование новых принципов распределения государственного задания на программы высшего образования с учетом потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах и функционирования двух- и трехуровневой модели подготовки кадров по образовательным программам в области искусств;

- разработку и внедрение системы оценки качества реализуемых программ высшего образования;

- развитие взаимодействия образовательных организаций высшего образования с другими образовательными организациями, в том числе детскими школами искусств, общеобразовательными организациями и организациями культуры;

- осуществление оптимизации занятости и рабочей нагрузки работников образовательных организаций в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств;

- введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций высшего образования не позднее сентября 2013.

Введение эффективного контракта в системе высшего образования включает в себя:

- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования;

- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации;

- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

2. Ожидаемые результаты

Сформированная сеть образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусств, будет активно влиять на формирование культурной среды в российском обществе, духовно-нравственных основ у подрастающего поколения.

Образовательные организации высшего образования будут обеспечивать российское общество высококвалифицированными кадрами в сфере исполнительских искусств, а учреждения культуры (библиотеки, музеи, архивы, выставочные залы, реставрационные мастерские, учреждения киноотрасли) пополнятся специалистами, обладающими новейшими научно-технологическими знаниями.

Будет сохранена многоуровневая система подготовки творческих кадров: образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы в области музыкального, хореографического и изобразительного искусства, вновь станут научно-методическими и творческими центрами для детских школ искусств и образовательных организаций среднего профессионального образования, расположенных в соответствующих регионах страны.

3. Основные количественные характеристики высшего образования

N Наименование показателя Единица измерения 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
1. Число образовательных организаций высшего образования единиц 45 46 <*> 46 46 46 46 46
2. Число филиалов образовательных организаций высшего образования единиц 25 18 16 16 12 10 8
3. Численность обучающихся по программам высшего образования человек 83989 81322 80591 <**> 79300 78000 76700 76690
4. Число студентов в расчете на 1 преподавателя <***> человек 4,5 4,4 4,3 4,2 4,1 4,0 4,0

<*> В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д. А. от 6 августа 2012 г. N ДМ-П44-4618 и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 3 октября 2012 г. N ОГ-П44-5801 в настоящее время осуществляется подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о передачи в ведение Минкультуры России Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

<**> С 2014 года в численность обучающихся включается контингент учащихся в аспирантуре и ассистентуре-стажировке.

<***> При реализации образовательных программ высшего образования в области музыкального и хореографического искусства 25-30 процентов учебных предметов реализуются в форме индивидуальных и мелкогрупповых занятий.

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

N Наименование мероприятия Ответственные исполнители Сроки реализации Показатели
Совершенствование структуры и сети образовательных организаций высшего образования
1. Разработка отраслевых показателей и критериев по проведению мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы высшего образования Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций июль 2013 года  
2. Разработка программы совершенствования сети образовательных организаций высшего образования, в том числе путем создания многоуровневых образовательных комплексов путем присоединения в качестве структурных подразделений образовательных учреждений среднего профессионального образования, закрытия филиалов, сокращения реализации непрофильных образовательных программ Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организация 2013-2014 года
3. Разработка предложений по модернизации системы лицензирования и аккредитации образовательных программ высшего образования Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций 2014-2015 годы  
Совершенствование реализации образовательных программ
4. Обеспечение высокого качества реализации программ в сфере культуры и искусства (бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры, аспирантуры, ассистентуры-стажировки):
- разработка предложений по созданию системы оценки качества подготовки бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, ассистентов-стажеров;
- подготовка учебников и учебно- методических пособий;
- обеспечение повышения квалификации научно-педагогических работников;
- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
- организационно-финансовая поддержка реализации творческих проектов
Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций 2013-2018 годы
Повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования
5. Разработка и реализация Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций 2013-2018 годы  
6. Разработка и реализация образовательными организациями высшего образования программ стратегического развития, а также образовательных программ и творческих проектов направленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, выявление и поддержку одаренных детей и молодежи Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций 2013-2018 годы  
7. Подготовка предложений по переходу на новые принципы распределения контрольных цифр приема граждан за счет средств федерального бюджета на обучение по программам высшего образования с учетом потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах и функционирования двух- и трехуровневой модели подготовки кадров по образовательным программам в области искусств Минкультуры России
Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций
2013 год  
8. Введение нормативного подушевого финансирования образовательных услуг:
- апробация методики расчета финансового обеспечения государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования, совершенствование данной методики
Минкультуры России Департамент науки и образования сентябрь 2013 - 2015 Эффективность методики расчета финансового обеспечения государственного задания
9. Разработка к внедрение механизмов эффективного контракта с научно- педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования:
- разработка и апробация моделей эффективного контракта в системе высшего образования;
- внедрение моделей эффективного контракта в системе высшего образования;
- внесение изменений в бюджетную роспись (планирование) федерального бюджета с учетом повышения оплаты труда профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций высшего образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций 2013-2014 годы
2013-2014 годы
2013-2018 годы
Соотношение среднемесячной заработной платы профессорско- преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
10. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего образования:
- разработка методических рекомендаций по стимулированию руководителей образовательных организаций высшего образования;
- проведение работы по заключению трудовых договоров с руководителями образовательных организаций высшего образования в соответствии с типовой формой договора
Минкультуры России Департамент науки и образования 2013-2018 годы Соотношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
11. Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта:
- информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта в образовательных организациях высшего образования (проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, проведение семинаров и других мероприятий);
- мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг, в том числе выявление лучших практик внедрения эффективного контракта
Минкультуры России
Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций
2013-2018 годы
2015-2017 годы

5. Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

N Наименование показателя Единица измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Результаты
1. Число многоуровневых образовательных комплексов единиц 19 20 21 23 24 25 Будут созданы 25 многоуровневых образовательных комплексов на базе организаций высшего образования
2. Реализация образовательными организациями высшего образования программ стратегического развития, согласованных с Минкультуры России единиц 10 20 46 46 46 46 Мониторинг качества предоставляемых услуг, проводимый профессиональным сообществом и представителями работодателей
3. Удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности или продолживших образование по профильной образовательной программе, в общей численности выпускников процентов 90 90 90 90 90 90 Не менее 90 процентов выпускников будут трудоустроены по специальности или продолжат обучение по программе высшего образования следующего уровня
4. средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организации высшего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе процентов 110 125 133 150 175 200 Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования будет в два раза превышать среднюю заработную плату в соответствующем регионе
5. Объем НИР и средств направленных на творческие проекты в расчете ка одного НПР <*> рублей 40000 45000 50000 55000 60000 60000 Расширение сферы влияния высшего профессионального образования в области культуры и искусства на духовно-нравственное формирование общества
6. Удельный вес численности иностранных студентов дальнего и ближнего зарубежья процентов 2 2,5 3 3 3 3 Распространение российских достижений в области образования в сфере культуры и искусства путем подготовки профессиональных кадров и политических элит для других стран мира.
Повышение конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования

<*> К творческим проектам относятся: фестивали, конкурсы, выставки, концерты, олимпиады, мастер-классы, творческие школы по различным видам искусств.

III. Изменения в сфере науки и технологий, направленные на повышение эффективности и качества выполняемых работ в этой сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

1. Основные направления

Приоритетные направления развития науки и технологий в сфере культуры и искусства включают в себя:

развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, отвечающих приоритетным направлениям развития отрасли культуры;

осуществление организационно методических мероприятий по взаимодействию научно-исследовательских учреждений и организаций высшего образования;

совершенствование структуры научных подразделений организаций высшего образования;

совершенствование структуры научных учреждений;

развитие механизмов финансирования науки на конкурсной основе;

осуществление экспертно-аналитических разработок;

осуществление экспериментальных разработок и участие в их реализации;

реализацию мега-проектов по подготовке энциклопедических изданий, многотомных изданий по истории искусств, творческому наследию, учебников.

Повышение качества кадрового потенциала и мобильности научных кадров включает в себя:

формирование сети научно-исследовательских лабораторий и центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных учреждений по актуальным проблемам в сфере культуры и искусств, в том числе выявлению одаренных детей в области искусств и подготовки профессиональных кадров;

совершенствование системы показателей оценки результативности деятельности научных учреждений и научной деятельности в образовательных организациях высшего образования.

Введение эффективного контракта в научных учреждениях включает в себя: разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научными работниками;

разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями научных учреждений в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых услуг учреждением и эффективностью деятельности руководителя научного учреждения;

информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта

2. Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами являются:

научное прогнозирование развитие отрасли культуры;

формирование научных коллективов, работающих под руководством ведущих ученых;

повышение качества научных исследований, востребованных обществом и отвечающих приоритетным направлениям развития отрасли культуры;

повышение заработной платы научных работников к 2018 году до уровня 200 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе.

3. Основные количественные характеристики учреждений науки

N Наименование показателя Единица измерения 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
1. Число научных учреждений единиц 5 5 5 5 5 5 5
2. Численность научных работников человек 824 475 465 460 460 460 460
3. Удельный вес затрат на фундаментальные и прикладные исследования из внебюджетных источников процентов 34 33 32 33 34 37 40

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества работ в сфере науки и технологий, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

N Наименование мероприятия Ответственные исполнители Сроки реализации Показатели
Приоритетные направления развития науки и технологий в сфере культуры и искусства
1. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований:
- актуализация перечня направлений фундаментальных и прикладных исследований, выполняемых в рамках программ научно-исследовательских работ с учетом уточненного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и приоритетных направлений развития отрасли культуры
Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных научных учреждений и образовательных организаций высшего образования 2014-2018 годы
2. Разработка и реализация концепций развития научных учреждений, учитывающих оптимизацию их структуры Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных научных учреждений 2013-2018 годы
3. Развитие механизмов финансирования научных исследований на конкурсной основе, в том числе путем создания негосударственных научных фондов Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных научных учреждений и образовательных организаций высшего образования 2014-2018 годы
4. Реализация мега-проектов по подготовке энциклопедических изданий, многотомных изданий по истории искусств, творческому наследию, учебников Минкультуры России Департамент науки и образования, научные учреждения и образовательные организации высшего образования 2013-2018 годы Число энциклопедических, многотомных изданий, учебников
Повышение качества кадрового потенциала и мобильности научных кадров
5. Формирование сети научно-исследовательских лабораторий и центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных учреждений по актуальным проблемам в сфере культуры и искусств, в том числе выявлению одаренных детей в области искусств и подготовки профессиональных кадров Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных научных учреждений и образовательных организаций высшего образования 2013-2018 годы
6. Совершенствование системы показателей оценки результативности деятельности научных учреждений и научной деятельности в образовательных организациях высшего образования Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных научных учреждения и образовательных организаций высшего образования 2013-2014 годы
Введение эффективного контракта в научных учреждениях
7. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с научными работниками научных учреждений:
- разработка и апробация моделей эффективного контракта в научных учреждениях;
- внедрение моделей эффективного контракта в системе высшего образования;
- уточнение расходов федерального бюджета в связи с повышением оплаты труда научных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных образовательных организаций 2013-2014 годы 2015-2016 годы 2013-2018 годы Отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе
8. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями научных учреждений:
- разработка методических рекомендаций по стимулированию руководителей научных учреждений, направленных на установление взаимосвязи между показателями эффективности деятельности научного учреждения, ее руководителя (в том числе по результатам независимой оценки);
- проведение работы по заключению трудовых договоров с руководителями научных учреждений
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2013-2018 годы Отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе
9. Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта:
- информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта (проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, проведение семинаров и других мероприятий);
- мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на эффективность деятельности научных учреждений
Минкультуры России Департамент науки и образования, руководители подведомственных научных учреждений 2013-2018 годы 2015-2017 годы

5. Показатели повышения эффективности и качества работ в сфере науки и технологий, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

N Наименование показателя Единица измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Результаты
1. Отношение фундаментальных и прикладных исследований, отражающих приоритетные направления развития отрасли культуры и прогнозирующие ее развитие к общему количеству научных исследований процентов 40 45 50 60 65 70 Научная обоснованность развития отрасли культуры
2. Отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе процентов 128 134 143 158 179 200 Обеспечение соответствия оплаты труда научных работников качеству выполняемой ими работы посредством введения эффективного контракта