Приказ ФТС РФ от 05.07.2013 N 1253

"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы и их государственной регистрации"
Редакция от 05.07.2013 — Документ не действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 5 июля 2013 г. N 1253

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895, N 50, ст. 5689; 1999, N 8, ст. 1026; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240, N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964, N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251, N 29, ст. 4472, N 32, ст. 4834; 2012, N 1, ст. 148, N 19, ст. 2419, N 27, ст. 3739, N 38, ст. 5102, N 49, ст. 6880, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы и их государственной регистрации.

2. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 31 марта 2010 г. N 665 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы и их государственной регистрации".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России Т.Н. Голендееву.

Руководитель
действительный
государственный советник
таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ

Приложение
к приказу ФТС России
от 5 июля 2013 г. N 1253

ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

I. Общие положения

1. Правила подготовки нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы и их государственной регистрации (далее - Правила) определяют единый порядок подготовки, утверждения, вступления в силу, отмены, изменения и дополнения нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России).

2. Правила распространяются на нормативные правовые акты, издаваемые ФТС России, направленные на установление, изменение или отмену правовых норм.

3. При подготовке нормативных правовых актов необходимо использовать постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы:

"Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.".

4. Правила разработаны в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895, N 50, ст. 5689; 1999, N 8, ст. 1026; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240, N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964, N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251, N 29, ст. 4472, N 32, ст. 4834; 2012, N 1, ст. 148, N 19, ст. 2419, N 27, ст. 3739, N 38, ст. 5102, N 49, ст. 6880, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575) (далее - Правила, утвержденные постановлением от 13 августа 1997 г. N 1009), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2013, N 13, ст. 1575), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902, N 52, ст. 7507) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4997, N 52, ст. 7507), постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491), Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88 (зарегистрирован Минюстом России 14.05.2007, рег. N 9449) с изменениями, внесенными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 28.05.2009, рег. N 14021).

5. Действие Правил не распространяется на правовые акты, если они содержат разовые предписания, адресованные конкретным лицам и рассчитанные на однократное применение, в том числе на:

1) правовые акты о приеме на службу, работу и назначении на должность, об увольнении со службы, работы и освобождении от должности, о присвоении специальных званий, классных чинов, о материальном и ином поощрении, о выплате надбавок, о командировании, об отпусках, о наложении и снятии взысканий и тому подобные акты, если они издаются в отношении конкретных лиц;

2) правовые акты о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений ФТС России (далее - подразделения ФТС России), таможенных органов Российской Федерации.

6. Нормативные правовые акты ФТС России должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, другим нормативным правовым актам Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, а также таможенному законодательству Таможенного союза и издаваться в пределах компетенции ФТС России.

7. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации не вправе издавать нормативные правовые акты.

8. Нормативные правовые акты ФТС России издаются:

1) на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, решений Евразийской экономической комиссии, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

2) во исполнение решений коллегии ФТС России, поручений руководства ФТС России, по инициативным предложениям подразделений ФТС России, таможенных органов Российской Федерации - в целях регламентации вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

II. Виды нормативных правовых актов ФТС России

9. ФТС России издает нормативные правовые акты в виде:

1) приказов;

2) распоряжений;

3) правил;

4) инструкций;

5) положений.

10. Издание нормативных правовых актов ФТС России в виде писем, телеграмм, телетайпограмм не допускается.

11. Нормативные правовые акты ФТС России могут быть:

1) постоянно действующими, то есть установленными без ограничения срока применения;

2) временными, то есть содержащими указание на действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до наступления определенного события.

III. Этапы подготовки нормативных правовых актов ФТС России

12. Подготовка нормативных правовых актов ФТС России включает следующие этапы:

1) планирование подготовки нормативных правовых актов и проведение мероприятий по подготовке проекта нормативного правового акта;

2) подготовку проекта нормативного правового акта;

3) согласование проекта нормативного правового акта;

4) направление нормативного правового акта подразделением-разработчиком сайт regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт regulation.gov.ru);

5) в случае, предусмотренном пунктом 66 Правил, предварительное обсуждение проекта нормативного правового акта на заседаниях общественного совета ФТС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти";

6) в случае, предусмотренном пунктом 67 Правил, раскрытие информации о подготовке проекта нормативного правового акта в соответствии с порядком, установленным Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851;

7) в случаях, предусмотренных пунктом 68 Правил, проведение оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

8) подписание (утверждение) нормативного правового акта и его регистрацию;

9) направление нормативного правового акта на государственную регистрацию в Минюст России;

10) сопровождение прохождения государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России;

11) опубликование нормативных правовых актов (за исключением актов или отдельных положений с отметками "для служебного пользования", "секретно" и "совершенно секретно") и вступление их в силу.

IV. Планирование подготовки нормативных правовых актов и проведение мероприятий по подготовке проекта нормативного правового акта

13. Общее руководство процессом подготовки нормативных правовых актов ФТС России осуществляет руководитель ФТС России, непосредственное руководство - статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России.

14. Ежегодное планирование деятельности ФТС России по подготовке нормативных правовых актов ФТС России осуществляется Правовым управлением до 15 декабря текущего года путем обобщения плана работы ФТС России (далее - план). Подразделения ФТС России направляют в Правовое управление до 10 декабря текущего года предложения о подготовке нормативных правовых актов в соответствии с актами, решениями, поручениями, предложениями, указанными в пункте 8 Правил.

15. В проекте плана указываются подразделения ФТС России, ответственные за подготовку проектов нормативных правовых актов, и сроки, в которые должны быть подготовлены проекты нормативных правовых актов, а в случаях, предусмотренных пунктом 68 Правил, сроки прохождения каждого этапа процедуры оценки регулирующего воздействия.

16. Подразделения-разработчики информируют Главное организационно-инспекторское управление о размещении уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru и получении заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия.

Контроль за проведением подразделениями-разработчиками своевременной оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, включенных в план, осуществляет Главное организационно-инспекторское управление.

17. Подготовленный проект плана согласовывается с подразделениями ФТС России.

При необходимости согласования проектов нормативных правовых актов ФТС России с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) в плане могут быть указаны наименования соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций).

18. Подготовка проекта нормативного правового акта может быть возложена на одно или несколько подразделений ФТС России с учетом их компетенции.

Если проект нормативного правового акта затрагивает компетенцию более чем одного подразделения ФТС России, ответственным исполнителем за подготовку определяется то подразделение ФТС России, чья компетенция затрагивается в наибольшей степени.

19. План утверждается руководителем ФТС России или лицом, исполняющим его обязанности, либо статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России.

20. В случае существенного изменения законодательства Российской Федерации и в незапланированных случаях, если требуется издание нормативных правовых актов для правового регулирования, подготовка нормативных правовых актов осуществляется по поручению руководителя ФТС России или лица, исполняющего его обязанности, либо статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России.

Поручение о подготовке проекта нормативного правового акта дается подразделениям ФТС России в соответствии с пунктом 18 Правил.

21. В случае, если подразделение ФТС России инициирует подготовку проекта нормативного правового акта, не включенного в план, статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России, представляется докладная записка, подписанная начальником такого подразделения, в которой излагаются:

1) существо проблемы, требующей правового регулирования;

2) цели предполагаемого правового регулирования;

3) конкретные меры, направленные на решение проблемы, которые предполагается положить в основу нормативного правового акта;

4) перечень действующих нормативных правовых актов по проблемному вопросу и анализ недостатков действующего правового регулирования.

По поручению статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России Правовое управление осуществляет рассмотрение оснований, приведенных в докладной записке, и готовит заключение о целесообразности подготовки нормативного правового акта.

22. Срок подготовки проекта нормативного правового акта устанавливается в плане или в поручении должностных лиц, определенных в пункте 20 Правил. При этом принимается во внимание необходимость проведения соответствующих мероприятий для подготовки проекта акта.

23. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение решений Евразийской экономической комиссии, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации не должен превышать одного месяца, если в актах не установлен другой срок.

24. Для подготовки проектов нормативных правовых актов, затрагивающих компетенцию различных подразделений ФТС России, по совместной инициативе подразделения, ответственного за подготовку проекта нормативного правового акта (далее - подразделение-разработчик), и подразделений, участвующих в подготовке проекта акта (далее - подразделения-соисполнители), могут создаваться рабочие группы.

Решение о создании рабочей группы по подготовке нормативного правового акта принимает заместитель руководителя ФТС России, курирующий подразделение-разработчик. В рабочую группу включаются должностные лица подразделения-разработчика, подразделений-соисполнителей.

В случае необходимости для участия в рабочей группе могут привлекаться должностные лица Российской таможенной академии (далее - РТА), таможенных органов Российской Федерации по решению заместителя руководителя ФТС России, курирующего подразделение-разработчик.

25. Начальник подразделения-разработчика или по его поручению начальник отдела такого подразделения определяет должностное лицо, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта (далее - ответственное должностное лицо), и срок подготовки основных положений проекта акта.

26. Правовое управление:

1) обеспечивает информацией подразделения ФТС России о принятых, отмененных, измененных, дополненных и утративших силу нормативных правовых актах;

2) готовит по поручению статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России заключения о целесообразности подготовки нормативных правовых актов;

3) участвует в подготовке проекта нормативного правового акта путем проверки акта на соответствие законодательству Российской Федерации;

4) проводит антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта в соответствии с пунктом 55 Правил;

5) решает вопрос о необходимости государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России.

Правовое управление принимает участие в непосредственной подготовке проектов нормативных правовых актов в соответствии с поручением руководителя ФТС России или лица, исполняющего его обязанности, либо статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России.

27. Ответственность за качество и проработанность проекта нормативного правового акта несет начальник подразделения-разработчика, за соответствие таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации - начальник Правового управления.

V. Подготовка проекта нормативного правового акта

28. Разработка основных положений проекта нормативного правового акта осуществляется в целях подготовки нормативного правового акта, содержащего новые нормативные предписания, либо изменений и дополнений действующих нормативных правовых актов, предусматривающих внесение в текст таких актов новых нормативных предписаний или замену прежних нормативных предписаний новыми предписаниями, меняющими и уточняющими содержание правового регулирования.

29. В процессе работы над основными положениями проекта нормативного правового акта ответственное должностное лицо обязано собрать и изучить относящиеся к теме проекта:

1) таможенное законодательство Таможенного союза;

2) международные договоры;

3) законодательство Российской Федерации;

4) практику применения соответствующих действующих нормативных правовых актов;

5) зарубежное таможенное законодательство;

6) научную литературу и материалы периодической печати;

7) данные социологических и иных исследований, включая научные исследования РТА, если таковые проводились;

8) информационные материалы, представляемые таможенными органами Российской Федерации.

Ответственное должностное лицо обязано обеспечить возможность ознакомления с такой информацией должностных лиц подразделений-соисполнителей.

30. Должностные лица подразделений-соисполнителей обеспечивают ответственное должностное лицо необходимыми для подготовки основных положений материалами, представляют предложения, относящиеся к теме проекта нормативного правового акта.

31. Основные положения представляются на рассмотрение руководства подразделения-разработчика.

После одобрения основных положений руководством подразделения-разработчика такие положения направляются на рассмотрение в подразделения-соисполнители.

При наличии принципиальных замечаний по основным положениям в целях урегулирования разногласий начальник подразделения-разработчика обязан провести обсуждение основных положений и замечаний по ним с руководством подразделений-соисполнителей с участием должностных лиц таких подразделений, в том числе ответственного должностного лица.

Если обсуждение не привело к устранению разногласий, о них докладывается заместителю руководителя ФТС России, курирующему подразделение-разработчик, для принятия им решения. В этом случае к основным положениям прилагаются письменные замечания подразделений и мотивированное возражение подразделения-разработчика.

32. Заместитель руководителя ФТС России, курирующий подразделение-разработчик, принимает решение об одобрении основных положений либо возвращении их на доработку.

33. Проект нормативного правового акта должен иметь наименование вида акта, название.

Текст проекта нормативного правового акта должен состоять из двух частей: вступительной (преамбулы) и распорядительной.

В преамбуле излагаются цели и мотивы издания нормативного правового акта. Если основанием для издания нормативного правового акта является федеральный конституционный закон, федеральный закон, указ и (или) распоряжение Президента Российской Федерации, постановление и (или) распоряжение Правительства Российской Федерации, то в преамбуле указывается вид нормативного правового акта, наименование органа, издавшего акт, дата принятия или утверждения акта, регистрационный номер, наименование акта (заголовок к тексту) и источник его официального опубликования (наименование издания, его номер и дата), а также источники официального опубликования всех внесенных в него изменений.

В распорядительной части излагаются нормативные предписания.

34. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

35. Написание проекта нормативного правового акта должно отвечать следующим критериям:

1) логическое развитие темы правового регулирования;

2) стройность и последовательность изложения норм (от общего к частному, от наиболее важного к менее важному);

3) логическая и грамматическая связанность текста;

4) четкость и ясность излагаемых норм;

5) согласованность новых норм с параллельно действующими нормами, увязка с нормами, которые необходимо отменить, изменить или дополнить;

6) простота языка, исключение возможности различного понимания и толкования текста.

36. При изложении текста нормативного правового акта используется юридическая лексика, применяемая в Таможенном кодексе Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), международных договорах Российской Федерации, Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1656) (далее - Федеральный закон) и в других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Не допускается использование в тексте нормативного правового акта абстрактных и декларативных формулировок.

Не допускается применение образных сравнений, эпитетов, метафор.

Не допускается использование сокращений без их разъяснения в тексте проекта нормативного правового акта.

В текст нормативного правового акта не включаются различного рода рекомендации, цитаты из печатных изданий.

Не допускается включение в проект нормативного правового акта положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении данного акта, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

В целях недопущения включения в проект нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, при подготовке проекта нормативного правового акта используется Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96).

Проект нормативного правового акта должен содержать достоверную и аргументированную информацию, по форме и содержанию соответствовать действующим законодательным, другим нормативным правовым актам, компетенции федерального органа исполнительной власти, состоять из лаконичных предложений-предписаний с прямым порядком слов, не допускать различных толкований, быть тщательно отредактированным, конкретным и реальным.

37. Наименования государственных органов и организаций указываются в проекте нормативного правового акта в соответствии с их официальными полным или сокращенным наименованиями.

38. При необходимости для полноты изложения вопроса в проекте нормативного правового акта могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российская газета", Собрание законодательства Российской Федерации и другие) при первой ссылке на них в акте. В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым. При этом указывается официальный источник опубликования первоначальной редакции акта законодательства, а также всех внесенных в него изменений.

При ссылке на кодексы, а также акты законодательства Российской Федерации, изменения в которые вносились порядка десяти и более раз, возможно указание первоначального официального источника опубликования и официального источника опубликования последних внесенных изменений.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельной статьи акта законодательства Российской Федерации или ссылки на указанную статью необходимо указывать официальный источник опубликования первоначальной редакции акта законодательства, а также изменений, внесенных в данную статью.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации (не требующими государственной регистрации), либо ссылки на них указываются их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

Дата и номер федерального конституционного закона, федерального закона может указываться лишь в случае, если имеется в виду закон, которым вносились изменения в основной закон по данной теме, и необходимо подчеркнуть дату внесения этих изменений.

39. Ссылка в проекте нормативного правового акта на иной нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не допускается.

40. В проекте нормативного правового акта срок его действия определяется календарной датой.

Допускается определение сроков указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или истечением периода времени.

41. Для пояснения текста проекта нормативного правового акта в целях его лучшего понимания, увязки с другими нормативными правовыми актами допускается использование сносок (примечаний), обозначаемых арабскими цифрами со скобкой или звездочкой.

В целях избежания повторов и показа взаимной связи составных частей проекта нормативного правового акта может применяться ссылка на другие составные части акта. Ссылка на последующие составные части допускается, если иным путем невозможно обеспечить связанность составных частей проекта.

При наличии у нормативного правового акта приложений соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Приложения к нормативному правовому акту оформляются согласно установленному порядку.

Таблицы, графики, карты, схемы, образцы документов должны оформляться в виде приложений.

Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

42. Организационные, материально-технические, финансовые, кадровые и другие вопросы, требующие решения для реализации положений нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации в Минюсте России, регулируются путем издания отдельного правового акта (в форме приказа или распоряжения).

43. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта, содержащего новые нормативные предписания, должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту.

При внесении изменений только в констатирующую, распорядительную часть нормативного правового акта, иного органа, но не в приложение к нему:

- в отношении акта, в который вносятся изменения, указываются наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер;

- в отношении акта, в который вносятся изменения в соответствии со вступившим в силу решением суда, следует специально указать на это обстоятельство. В случае, когда такие изменения вносятся наряду с изменениями, не относящимися к судебным решениям, такое указание дается дополнительно.

При внесении изменений в приложение к акту в названии акта, вносящего изменения, следует указывать соответствующее приложение или его конкретный вид (например, "методика", "правила", "порядок") с указанием на акт, которым данное приложение утверждено (при этом необходимо привести его обязательные реквизиты).

При внесении изменений и в акт, и в приложение к нему в названии акта достаточно указать реквизиты самого акта (приводить название приложения не требуется).

При внесении изменений в несколько актов возможно использование общей формулировки без указания конкретных актов, в которые вносятся изменения.

При внесении изменений в отдельную норму акта в названии акта следует указывать конкретную структурную единицу, в которую вносится изменение.

При внесении изменений в акт, содержащий несколько приложений, при внесении изменений в одно из приложений в названии акта, вносящего изменения, следует указывать слово "приложение", его порядковый номер, а также реквизиты акта, которым соответствующее приложение утверждено.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

Изменения и дополнения, вносимые в ранее изданный нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случая, когда такой акт был издан в виде, не предусмотренном пунктом 9 Правил. В таком случае вносимые изменения и дополнения в нормативный правовой акт оформляются отдельным документом (в форме приказа).

Изменения в нормативные правовые акты, изданные в виде правил, инструкций и положений, необходимо вносить приказом.

Если изменения или дополнения, вносимые в ранее изданный нормативный правовой акт, касаются лишь отдельной составной части нормативного правового акта, то подготавливается новая редакция этой составной части.

Внесение изменений и дополнений может производиться путем исключения, дополнения или замены составных частей акта, отдельных слов, цифр в тексте ранее изданного акта. Например:

1) в пункте 1 исключить слова "...";

2) пункт 1 после слов "..." дополнить словами "...";

3) пункт 1 дополнить подпунктами "а" и "б" следующего содержания:

"а) ...;

б) ....";

4) в пункте 1 слова "..." заменить словами "...";

5) в пункте 1 исключить цифру "6".

Не допускается вместо внесения конкретного изменения или дополнения в текст ранее изданного нормативного правового акта использование в тексте нового нормативного правового акта формулировок "во изменение" и "в дополнение".

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных нормативных правовых актов или их составных частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту, о чем в этом акте прямо указывается.

В случае перечисления в приложении к нормативному правовому акту актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению, такие акты приводятся в хронологическом порядке.

Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты производится вышестоящим или равным по статусу нормативным правовым актом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

44. При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных Минюстом России, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом с учетом требований Правил.

45. Нормативные правовые акты, изданные ФТС (ГТК) России совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) изменяются, дополняются или признаются утратившими силу (отменяются) ФТС России совместно или по согласованию с такими органами (организациями).

46. При признании утратившим силу нормативного правового акта одновременно признаются утратившими силу все акты (или их отдельные положения), которыми в соответствующий нормативный правовой акт вносились изменения. Признавать указанные акты утратившими силу следует в одном акте в связи с порядком вступления в силу соответствующих актов.

47. В целях обеспечения контроля за исполнением нормативного правового акта в проекте акта определяется лицо, на которое возлагается контроль за исполнением нормативного правового акта (руководитель ФТС России либо один из заместителей руководителя ФТС России в соответствии с распределением обязанностей).

Возложение контроля за исполнением нормативного правового акта на руководителей подразделений ФТС России не допускается.

VI. Согласование проекта нормативного правового акта

48. Начальник подразделения-разработчика вносит на согласование проект нормативного правового акта в соответствии с установленным порядком.

Допускается внесение проекта акта на согласование лицом, исполняющим обязанности начальника подразделения.

49. Если проект акта был подготовлен несколькими подразделениями ФТС России, то он вносится совместно начальником подразделения-разработчика и начальниками подразделений-соисполнителей.

50. Проект нормативного правового акта должен быть завизирован должностным лицом Управления делами, уполномоченным осуществлять проверку проектов актов на соответствие правилам русского языка (далее - редактор).

51. Согласование проекта нормативного правового акта оформляется визами начальников подразделений ФТС России, чья компетенция затрагивается актом.

Визирование осуществляется согласно установленному порядку путем проставления на листе согласования подписи начальника подразделения ФТС России, расшифровки подписи и даты визирования.

После согласования проекта нормативного правового акта начальниками соответствующих подразделений ФТС России проект акта подлежит визированию начальником Правового управления.

Если в процессе визирования в проект нормативного правового акта вносят изменения и дополнения, проект подлежит повторному визированию.

Допускается визирование проектов актов, представленных на согласование, лицом, исполняющим обязанности начальника подразделения.

52. После согласования проекта нормативного правового акта начальником Правового управления проект акта визируют заместители руководителя ФТС России, курирующие подразделение-разработчик, подразделения-соисполнителей, подразделения ФТС России, чья компетенция затрагивается актом, статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России, а также начальник Управления делами.

53. Отказ в визировании проекта нормативного правового акта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 54 и 55 Правил.

При наличии замечаний, затрагивающих содержание положений проекта нормативного правового акта, начальник подразделения ФТС России или заместитель руководителя ФТС России излагает мотивированные замечания на отдельном листе с проставлением на листе согласования отметки "Замечания прилагаются".

Замечания и предложения редакционного характера могут быть изложены по тексту проекта акта.

Замечания начальника подразделения ФТС России при согласии с ними начальника подразделения-разработчика учитываются путем внесения в проект нормативного правового акта соответствующих изменений и дополнений.

Замечания начальника подразделения ФТС России, с которыми начальник подразделения-разработчика не согласен, замечания заместителя руководителя ФТС России, мотивированное заключение начальника подразделения-разработчика по существу замечаний указанных лиц подлежат рассмотрению первым заместителем руководителя ФТС России либо руководителем ФТС России (лицом, его замещающим).

54. Проект нормативного правового акта представляется в Правовое управление на согласование одновременно с представлением подразделением-разработчиком информации, предусмотренной пунктами 66 - 68 Правил, а также о размещении проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Подразделение-разработчик является ответственным за предварительное обсуждение проектов нормативных правовых актов на заседаниях общественного совета при ФТС России, раскрытие ФТС России информации о подготовке проектов нормативных правовых актов, проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

Подразделение-разработчик является ответственным за учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы, обязано незамедлительно информировать о них Правовое управление и осуществлять доработку (при необходимости) проекта с учетом экспертных заключений и повторно согласовать доработанный проект нормативного правового акта с заинтересованными подразделениями ФТС России и Правовым управлением.

Если экспертные заключения в ФТС России не поступили в течение срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы, подразделение-разработчик обязано информировать об этом Правовое управление с указанием даты размещения проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов и приложением копий экспертных заключений. В случае непредставления в Правовое управление данной информации, а также заключения подразделения-разработчика о нецелесообразности учета результатов независимой антикоррупционной экспертизы Правовое управление возвращает без согласования проект нормативного правового акта подразделению-разработчику.

55. На этапе согласования проекта нормативного правового акта Правовое управление осуществляет проверку проекта акта на соответствие законодательству Российской Федерации, а также проводит антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и оформляет по ее результатам заключение по образцу, предусмотренному приказом ФТС России от 22 марта 2010 г. N 533 "Об утверждении Порядка проведения в ФТС России антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФТС России" (зарегистрирован Минюстом России 07.05.2010, рег. N 17151).

При выявлении положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проект нормативного правового акта Правовым управлением не визируется.

В случае выявления несоответствия проекта нормативного правового акта законодательству Российской Федерации и (или) положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проект нормативного правового акта подлежит возвращению для доработки в подразделение-разработчик с письменным указанием причин невозможности согласования.

В случае несогласия с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, начальник подразделения-разработчика направляет проект нормативного правового акта с приложением обосновывающих позицию подразделения-разработчика документов статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России для проведения согласительного совещания по проекту нормативного правового акта. Если по результатам согласительного совещания принято решение о доработке проекта нормативного правового акта, подразделение-разработчик после его доработки повторно направляет проект нормативного правового акта на согласование в Правовое управление.

56. Правовое управление визирует проект нормативного правового акта в течение 7 рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта в подразделение, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 55 Правил.

Правовое управление визирует проект нормативного правового акта после виз начальников соответствующих подразделений и редактора перед визированием заместителями руководителя ФТС России.

Начальник Правового управления, визируя проект нормативного правового акта, не учитывающий ранее направленные подразделению-разработчику замечания и предложения, вправе поставить согласно установленному порядку на листе согласования отметку "Против" с приложением мотивированного заключения по существу вопроса к проекту акта.

57. Управление делами перед представлением нормативного правового акта на подпись (утверждение) руководителю ФТС России либо лицу, исполняющему его обязанности, осуществляет контроль за наличием виз начальников подразделений ФТС России, заместителей руководителя ФТС России и иных лиц, указанных в листе согласования.

58. Правовое управление рассматривает проект нормативного правового акта согласно установленному порядку.

59. На этапе согласования к проекту нормативного правового акта ответственное должностное лицо обязано прилагать нормативные правовые акты, на которые имеются ссылки в проекте, и другие материалы, использованные при подготовке проекта.

60. Нормативный правовой акт может быть издан ФТС России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) или по согласованию с указанными органами (организациями).

61. В случае если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти, он подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное регулирование в соответствующей сфере деятельности, либо издается совместный акт. Также согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) подлежит проект нормативного правового акта ФТС России:

1) если в соответствии с законодательством Российской Федерации согласование такого акта является обязательным;

2) если в таком акте содержатся положения, нормы и поручения, затрагивающие компетенцию других федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций);

3) если такой акт вносит изменения и дополнения либо отменяет акты, изданные по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями).

62. Работу по проведению согласования проекта нормативного правового акта ФТС России с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) организовывает начальник подразделения-разработчика после согласования проекта акта в ФТС России в соответствии с Правилами.

Согласование проекта нормативного правового акта ФТС России оформляется визой руководителя или лица, его замещающего, соответствующего федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации). Виза включает в себя наименование должности соответствующего лица, его подпись, расшифровку подписи и дату визирования. Виза проставляется в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, согласование проекта нормативного правового акта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в 30-дневный срок с даты поступления такого акта. В случае непредставления по истечении указанного срока федеральным органом исполнительной власти документа, подтверждающего согласование проекта нормативного правового акта или содержащего замечания, проект нормативного правового акта считается согласованным.

63. В случае издания совместного нормативного правового акта организацию работы по подготовке проекта такого акта осуществляет ФТС России, если ФТС России является инициатором разработки такого акта или обозначена первой в нормативном правовом акте Российской Федерации, либо в поручении вышестоящего органа.

При инициативной подготовке проекта совместного нормативного правового акта ФТС России согласовывает с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) порядок и сроки подготовки проекта.

При подготовке проекта совместного нормативного правового акта ответственные должностные лица подразделений ФТС России руководствуются положениями Правил.

VII. Размещение нормативного правового акта подразделением-разработчиком на сайте regulation.gov.ru в целях проведения антикоррупционной экспертизы

64. В соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, для проведения независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - независимая антикоррупционная экспертиза), проекты нормативных правовых актов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат размещению на сайте regulation.gov.ru.

65. Подразделения-разработчики размещают проекты нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в Правовое управление.

Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов составляет не более 7 рабочих дней со дня поступления в Правовое управление.

VIII. Предварительное обсуждение проекта нормативного правового акта на заседаниях общественного совета при ФТС России

66. В соответствии с пунктом 6 Состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877, в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о необходимости предварительного обсуждения проекта нормативного правового на заседаниях общественного совета, акт подлежит обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественного совета при ФТС России.

Подразделения-разработчики при направлении проектов нормативных правовых актов на рассмотрение в Правовое управление представляют информацию о предварительном обсуждении на заседаниях общественного совета при ФТС России с приложением копии заключения или об отсутствии основания такого обсуждения.

IX. Раскрытие информации о подготовке проекта нормативного правового акта

67. В связи с необходимостью раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения в соответствии с порядком, установленным Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851), подразделения-разработчики обеспечивают размещение на сайте regulation.gov.ru (пункт 3):

а) уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта;

б) проекта нормативного правового акта;

в) информации о сроках общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта;

г) информации о результатах общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта;

д) информации о результатах рассмотрения проекта нормативного правового акта.

Данная информация указывается в паспорте проекта нормативного правового акта, который ведется подразделением-разработчиком на сайте regulation.gov.ru.

В соответствии с пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, перечень проектов нормативных правовых актов, в отношении которых необходимо проведение общественного обсуждения определяет общественный совет при ФТС России, при этом общий срок общественного обсуждения не может составлять менее 60 календарных дней.

Необходимость проведения общественного обсуждения уведомления при разработке проектов нормативных правовых актов в иных случаях определяется подразделением-разработчиком (пункт 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851).

Направление на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, при разработке которых не были соблюдены Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, не допускается (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851).

Подразделение-разработчик при направлении проектов нормативных правовых актов на рассмотрение в Правовое управление представляет служебную записку с указанием сведений о размещении уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов, сроках и результатах их общественного обсуждения в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851.

X. Проведение оценки регулирующего воздействия

68. В целях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, определения и оценки возможных положительных и отрицательных последствий принятия проектов актов, а также выявления в проектах актов положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации подразделения-разработчики проводят оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318).

В соответствии с пунктом 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, процедура проведения оценки регулирующего воздействия состоит из следующих этапов:

а) размещение уведомления о подготовке проекта акта (далее - уведомление);

б) разработка проекта акта, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия и их публичное обсуждение;

в) подготовка заключения Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке регулирующего воздействия.

Согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, подразделение-разработчик после принятия решения о подготовке проекта акта размещает уведомление на официальном сайте regulation.gov.ru.

О размещении уведомления подразделение-разработчик извещает с указанием сведений о месте такого размещения (полный электронный адрес) (пункт 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318):

а) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;

б) органы и организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - представители предпринимательского сообщества);

в) общественный совет при разработчике (в случае его наличия);

г) Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации;

д) иные организации, которые целесообразно, по мнению разработчика, привлечь к подготовке проекта акта.

В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, подразделение-разработчик обязано рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с размещением уведомления, составить сводку предложений не позднее 30 дней со дня окончания срока, который не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения уведомления на официальном сайте.

Подразделение-разработчик при направлении проектов нормативных правовых актов на рассмотрение в Правовое управление представляет служебную записку с указанием сведений о размещении уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта.

XI. Подписание (утверждение) нормативного правового акта и его регистрация

69. Проекты нормативных правовых актов передаются для подписания (на утверждение) через Управление делами.

70. Нормативные правовые акты ФТС России подписывает (утверждает) руководитель ФТС России или лицо, его замещающее.

Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, их замещающими) нескольких федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций).

71. Подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты передаются в Управление делами для регистрации.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

1) наименование органа (органов), издавшего (издавших) акт;

2) вид акта и его наименование;

3) дату подписания (утверждения) акта и его регистрационный номер;

4) подпись должностного лица, подписавшего (утвердившего) акт.

Регистрационный номер совместно издаваемого нормативного правового акта должен состоять из соответствующих регистрационных номеров каждого федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации).

Совместно издаваемые нормативные правовые акты должны иметь единую дату.

72. Управление делами осуществляет рассылку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Минюсте России, после их государственной регистрации Минюстом России.

XII. Направление нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Минюст России

73. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты:

1) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

2) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных) и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

3) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему ФТС России, утвердившей (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из указанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

74. В случае возникновения сомнений относительно соответствия нормативных правовых актов критериям, указанным в пункте 73, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Минюст России. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Минюст России после проведения юридической экспертизы актов.

75. Не подлежат направлению на государственную регистрацию:

1) индивидуальные правовые акты:

- персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

- действие которых исчерпывается однократным применением;

- срок действия которых истек;

- оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России;

3) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений ФТС России и не содержащие новых правовых норм;

4) технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

5) акты рекомендательного характера.

76. Правовое управление:

1) обеспечивает соблюдение установленного порядка направления нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Минюст России;

2) организовывает сопровождение прохождения государственной регистрации нормативных правовых актов в Минюсте России;

3) ведет учет зарегистрированных нормативных правовых актов, а также актов, в государственной регистрации которых отказано, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, возвращенных без государственной регистрации;

4) направляет копии нормативных правовых актов, возвращенных без государственной регистрации, а также актов, в государственной регистрации которых отказано, на доработку в подразделения-исполнители;

5) готовит соответствующие распорядительные документы об отмене нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, либо актов, возвращенных без государственной регистрации и не доработанных в установленные сроки;

6) информирует таможенные органы Российской Федерации, учреждения, находящихся в ведении ФТС России, об источниках официального опубликования и вступлении в силу зарегистрированных нормативных правовых актов;

7) осуществляет возврат в Управление делами подлинников нормативных правовых актов;

8) контролирует состояние прохождения государственной регистрации нормативных правовых актов;

9) направляет ежемесячно в Минюст России перечни изданных нормативных правовых актов ФТС России, а также информацию об источнике опубликования нормативного правового акта ФТС России, признанного не нуждающимся в государственной регистрации.

77. Необходимость направления нормативного правового акта на государственную регистрацию в Минюст России определяет начальник Правового управления либо лицо, исполняющее его обязанности, на этапе согласования проекта нормативного правового акта.

Одновременно с визированием проекта акта согласно установленному порядку начальник Правового управления либо лицо, исполняющее его обязанности, делает на оборотной стороне последнего листа проекта (листа согласования) запись: "С государственной регистрацией", заверяемую специальным штампом "Подлежит госрегистрации".

78. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты направляются в Минюст России не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения).

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного ФТС России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), осуществляется ФТС России, если она указана первой в числе подписавших (утвердивших) акт.

В случае, если нормативный правовой акт утвержден совместно ФТС России и органами (организациями), акты которых не подлежат государственной регистрации, и данные органы (организации) указаны первыми, нормативный правовой акт представляется ФТС России на государственную регистрацию.

79. Направление на государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Правовое управление совместно с Управлением делами при участии подразделения-разработчика в случае, указанном в пункте 81 Правил.

80. Управление делами в течение 3 дней со дня подписания (утверждения) нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, представляет в Правовое управление подлинник такого акта и шесть его копий. На копиях нормативного правового акта проставляется заверительная надпись "Верно", должность лица заверившего копию, личная подпись, расшифровка подписи, дата заверения.

В случае проведения оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта подразделение-разработчик в течение 3 дней со дня подписания (утверждения) нормативного правового акта представляет в Правовое управление заключение Минэкономразвития России.

Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двух экземплярах (подлинник и одна копия).

Копии нормативных правовых актов должны быть четкими для прочтения, и текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

Если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя ФТС России, Управление делами представляет в Правовое управление копию распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей для приложения к нормативному правовому акту.

81. В случае, если нормативный правовой акт издан ФТС России совместно с другим федеральным органом исполнительной власти, иным органом (организацией) и подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя органа (организации), подразделение-разработчик обеспечивает получение копии распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей для приложения к нормативному правовому акту. Указанный документ представляется в Правовое управление.

По требованию Правового управления в необходимых случаях подразделение-разработчик предоставляет для Минюста России одну копию подлежащего направлению на государственную регистрацию нормативного правового акта на электронном носителе.

82. К нормативному правовому акту, подлежащему направлению на государственную регистрацию, прилагается справка (в одном экземпляре), которую подписывает начальник Правового управления либо лицо, исполняющее его обязанности.

Справку, прилагаемую к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителем ФТС России и руководителями других федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), подписывают начальник Правового управления и руководители юридических служб соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций).

Справку готовит Правовое управление с участием подразделения-разработчика, ответственное должностное лицо которого предоставляет необходимую информацию для составления справки.

83. В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, в справке, указанной в пункте 82, отражаются:

1) основания издания нормативного правового акта:

- сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование акта, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми ФТС России или совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке);

- сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование акта, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию ФТС России, иного органа (организации), в случае издания нормативного правового акта по инициативе ФТС России, иного органа (организации);

2) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, издаваемых ФТС России, иным органом (организацией) по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом.

В случае отсутствия необходимости внесения изменений и дополнений в действующие акты информация об этом также должна быть отражена в справке;

3) сведения о согласовании нормативного правового акта ФТС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), если такое согласование является обязательным;

4) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке нормативного правового акта (наименование акта, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов);

5) сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с указанием даты размещения проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов и приложением копий экспертных заключений (в случае их поступления);

6) сведения о направлении проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия с приложением копии заключения либо об отсутствии оснований для направления проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия;

7) сведения о раскрытии федеральным органом исполнительной власти информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851;

8) сведения о предварительном обсуждении на заседаниях общественного совета при федеральном органе исполнительной власти с приложением копии заключения соответствующего общественного совета или об отсутствии основания для проведения такого обсуждения.

При наличии в нормативном правовом акте ссылок на нормативные правовые акты ФТС России (в том числе совместно изданные с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами, организациями), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

Если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также, если он издан взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке указываются номер и дата письма Минюста России об отказе в государственной регистрации, либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.

В справке указываются телефоны и фамилии начальника подразделения-исполнителя и ответственного должностного лица.

84. Направление нормативного правового акта на государственную регистрацию сопровождается письмом ФТС России с приложением необходимых документов (подлинника нормативного правового акта, пяти копий акта, заверенных Управлением делами, копии акта на электронном носителе (в случае необходимости), справки Правового управления и других).

Сопроводительное письмо подписывает статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России, или лицо, его замещающее.

На обороте каждого листа подлинника нормативного правового акта проставляются виза начальника Правового управления либо лица, исполняющего его обязанности, и специальный штамп "Правовое управление".

Направление указанных документов в Минюст России осуществляет уполномоченное должностное лицо Правового управления. Допускается направление документов по почте.

Правовое управление служебной запиской информирует подразделение-разработчика о направлении нормативного правового акта в Минюст России в целях обеспечения сопровождения прохождения государственной регистрации нормативного правового акта.

85. При поступлении в ФТС России запросов Минюста России о представлении в Минюст России на правовую экспертизу для решения вопроса о государственной регистрации нормативных правовых актов Правовое управление совместно с Управлением делами обеспечивает направление таких актов в десятидневный срок.

Информация о запросе Минюста России направляется в Управление делами служебной запиской Правового управления для получения подлинника нормативного правового акта и его копий согласно установленному порядку.

Копия запроса Минюста России направляется Правовым управлением в соответствующее подразделение ФТС России, которое подготовило нормативный правовой акт, указанный в запросе Минюста России.

Направление и сопровождение прохождения государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России осуществляются в соответствии с Правилами.

XIII. Сопровождение прохождения государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России

86. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Минюстом России в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

87. Сопровождение прохождения государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России обеспечивает подразделение-разработчик и Правовое управление.

Ответственное должностное лицо подразделения-разработчика несет ответственность за все этапы прохождения государственной регистрации нормативного правового акта до официального опубликования акта.

88. Ответственное должностное лицо осуществляет своевременную информационную связь с уполномоченным сотрудником Минюста России, непосредственно производящим правовую экспертизу акта, а также оказывает ему содействие (в том числе путем устных разъяснений либо представления необходимых документов, материалов) при возникновении вопросов, касающихся положений акта.

В случае необходимости разрешения вопросов правового характера ответственное должностное лицо информирует об этом Правовое управление в целях организации работы по урегулированию вопросов.

Если в ходе совместной работы по вопросам, касающимся положений акта, возникли разногласия, о них докладывается заместителю руководителя ФТС России, курирующему подразделение-разработчик, статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России для принятия решения в целях урегулирования вопросов.

89. Нормативный правовой акт, в государственной регистрации которого отказано, возвращается Минюстом России в ФТС России с письмом о причинах отказа. Правовое управление возвращает подлинник акта в Управление делами (с копией письма Минюста России) и информирует о причинах отказа подразделение-разработчика с приложением копии письма Минюста России, а также статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России.

В течение 10 дней с момента получения отказа в государственной регистрации Правовое управление готовит документ (в форме приказа) об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Минюст России.

В сопроводительном письме, с которым направляется копия документа об отмене акта, указываются дата и номер письма Минюста России об отказе в государственной регистрации. Указанное письмо подписывает статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России, или лицо, его замещающее.

Согласование приказа об отмене акта с подразделением-разработчиком не требуется. Такой документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.

Повторное направление на государственную регистрацию нормативного правового акта, в государственной регистрации которого отказано, под тем же номером и с той же датой не допускается.

Доработка нормативного правового акта с учетом замечаний Минюста России осуществляется подразделением-разработчиком. После устранения причин отказа акт подлежит переподписанию (переутверждению) и направлению на государственную регистрацию в соответствии с порядком, установленным Правилами.

90. Отмена нормативных правовых актов, изданных ФТС России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), в государственной регистрации которых отказано, осуществляется Правовым управлением согласно установленному порядку.

Подразделение-разработчик, участвовавшее в подготовке совместного нормативного правового акта, обязано оказать содействие Правовому управлению при возникновении вопросов, касающихся процедуры отмены такого акта.

91. Нормативный правовой акт возвращается Минюстом России без регистрации в ФТС России с письмом о причинах возврата, если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. Правовое управление возвращает подлинник акта в Управление делами (с копией письма Минюста России) и направляет соответствующую информацию в подразделение-разработчик с приложением копии текста акта и копии письма Минюста России.

Повторное направление нормативного правового акта на государственную регистрацию в течение месяца с момента получения письма Минюста России осуществляет Правовое управление согласно установленному порядку, если подразделение-разработчик в двухнедельный срок доработает нормативный правовой акт с учетом замечаний Минюста России.

В случае принятия подразделением-разработчиком в двухнедельный срок решения об отсутствии необходимости доработки нормативного правового акта указанное подразделение направляет докладную записку по рассматриваемому вопросу на имя курирующего заместителя руководителя ФТС России.

Правовое управление в течение двух недель готовит проект приказа об отмене нормативного правового акта, возвращенного без государственной регистрации, и направляет его копию в Минюст России.

В сопроводительном письме, с которым направляется копия документа об отмене акта, указываются дата и номер письма Минюста России о возврате акта без государственной регистрации. Указанное письмо подписывает статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России или лицо, его замещающее.

Согласование приказа об отмене акта с подразделением-разработчиком не требуется. Такой документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.

92. Если подразделением-разработчиком по согласованию с Правовым управлением в процессе осуществления Минюстом России правовой экспертизы нормативного правового акта выявлена обоснованная необходимость доработки акта, такой акт может быть возвращен Минюстом России без государственной регистрации в соответствии с письмом ФТС России.

Письмо ФТС России с просьбой о возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации для доработки готовится Правовым управлением на основании мотивированной служебной записки подразделения-разработчика. Письмо подписывает статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России или лицо, его замещающее.

Подлинник нормативного правового акта подлежит возврату в Управление делами.

Доработка либо отмена нормативного правового акта производится применительно к порядку, установленному в пункте 91 Правил.

Повторное представление на государственную регистрацию доработанного нормативного правового акта осуществляется в соответствии с Правилами.

93. Если направленный на государственную регистрацию нормативный правовой акт в результате проведения правовой экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), такой акт возвращается в ФТС России с письмом, содержащим основание для принятия данного решения. Правовое управление информирует о решении Минюста России подразделение-разработчика с приложением копии письма Минюста России. Подлинник акта подлежит передаче в Управление делами (с копией письма Минюста России).

Рассылку такого акта производит Управление делами согласно установленному порядку.

Если в нормативный правовой акт, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, будут внесены изменения, такой акт подлежит направлению в Минюст России в соответствии с положениями, установленными Правилами, для проведения правовой экспертизы.

94. Получение подлинника нормативного правового акта, зарегистрированного Минюстом России, осуществляет должностное лицо Правового управления. Акт может быть направлен Минюстом России по почте.

Официальное опубликование зарегистрированного нормативного правового акта осуществляется в соответствии с установленным порядком.

Подлинник зарегистрированного нормативного правового акта подлежит передаче в Управление делами в течение двух дней после его государственной регистрации. Рассылку акта производит Управление делами согласно установленному порядку с учетом пункта 72 Правил.

При опубликовании и рассылке зарегистрированного нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Получение в Минюсте России подлинников нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, актов, возвращенных без государственной регистрации, осуществляют уполномоченные должностные лица Правового управления. Подлинники указанных актов подлежат передаче в Управление делами.

95. Изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу (отмене) подлежат направлению на государственную регистрацию в установленном порядке.

IV. Опубликование нормативных правовых актов и вступление их в силу

В электронном документе нумерация разделов соответствует официальному источнику.

96. Нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в газете "Российская газета", бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона указанные акты вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:

1) актами таможенного законодательства Таможенного союза или Федеральным законом установлен специальный порядок вступления в силу указанных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела;

2) указанные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела устанавливают более льготный порядок, чем действующий, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений.

Нормативные правовые акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня подписания и подлежат опубликованию в издании ФТС России - бюллетене таможенной информации "Таможенные ведомости".

97. Правовое управление уведомляет письмом таможенные органы Российской Федерации о дате и источнике опубликования и о дате вступления в силу нормативного правового акта, прошедшего государственную регистрацию в Минюсте России.

После опубликования нормативных правовых актов, признанных Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, Правовое управление направляет его копию в Минюст России с указанием информации об источнике его опубликования (наименование издания, его номер и дата).

98. Нормативные правовые акты, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

XV. Заключительные положения

99. Нормативный правовой акт, содержащий новые нормативные предписания, разрабатывается, если:

1) имеется в виду принципиально новое решение вопроса, требующего правового регулирования;

2) ранее изданный акт противоречит либо в значительной мере не соответствует законодательству Российской Федерации или позднее изданным нормативным правовым актам ФТС России.

Новый единый нормативный правовой акт, включающий новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, разрабатывается, если:

1) в ранее изданный акт неоднократно вносились изменения и дополнения, которые затрудняют чтение и применение акта;

2) требуется внести существенные изменения или дополнения в ранее изданный акт;

3) существует несколько актов по одному и тому же вопросу.

100. Отмена ранее изданных нормативных правовых актов в области таможенного дела производится путем признания их утратившими силу.

Отмена нормативных правовых актов производится вышестоящим или равным по статусу нормативным правовым актом.

Отмене подлежат акты, противоречащие нормативным предписаниям принятых нормативных правовых актов либо положениям подготавливаемого нормативного правового акта, а также акты, положения которых воспроизводятся в предписаниях подготавливаемого акта.

В целях упорядочения подлежат отмене акты, фактически утратившие свое значение, но формально не отмененные.

Если в отменяемом нормативном правовом акте содержится пункт о признании утратившими силу или не подлежащими применению на территории Российской Федерации ранее изданных нормативных правовых актов, действие таких актов не восстанавливается, за исключением случаев, когда иное будет особо оговорено.

Если составная часть нормативного правового акта, подлежащая отмене, содержит указание на приложение, то вместе с отменой этой составной части одновременно отменяется и приложение, что особо не оговаривается.

С отменой основного нормативного правового акта не подлежат применению дополнительные акты, распространяющие действие основного нормативного правового акта на дополнительный круг лиц или вопросов. Признание таких актов в качестве отмененных может производиться исключительно в целях упорядочения нормативной правовой основы таможенного дела.

101. Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, ранее изданные Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (далее - ГТК России), не допускается.

В случае необходимости изменения правового регулирования отношений, на которые распространяется действие нормативных правовых актов, ранее изданных ГТК России, издается новый нормативный правовой акт ФТС России.

И.о. начальника Правового управления
Е.А.БОЛОЦКАЯ