ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 10 сентября 1993 г. N 238
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЛЕСХОЗАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
В целях определения правового статуса лесхозов Федеральной службы лесного хозяйства России в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации, уточнения задач и функций лесхозов в области регулирования лесных отношений, организации их деятельности в условиях переходного периода к рыночным отношениям приказываю:
1. Утвердить прилагаемое общее положение о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России.
2. Руководителям государственных органов управления лесным хозяйством республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, директорам лесхозов привести правовой статус и деятельность лесхозов в соответствие с Общим положением о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденными настоящим Приказом; руководствоваться в своей деятельности Общим положением о лесхозах.
3. Признать утратившим силу Общее положение о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденное Приказом Министерства лесного хозяйства РСФСР от 8 января 1971 г. N 6.
Первый заместитель Руководителя
Федеральной службы
П.Ф.БАРСУКОВ
Приложение
к Приказу Федеральной службы
лесного хозяйства России
от 10 сентября 1993 г. N 238
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ЛЕСХОЗАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
Общее положение разработано в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации и определяют правовой статус лесхозов Федеральной службы лесного хозяйства России, осуществляющих право владения лесным фондом, содержание их деятельности и права в области регулирования лесных отношений. Общее положение распространяется также на заповедники, национальные природные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, выполняющие в соответствии с Основами лесного законодательства функции владельцев лесного фонда в части осуществления ими задач по ведению лесного хозяйства.
I. Общие положения
1.1. Лесхозы являются местными подразделениями системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации.
1.2. Лесхозы создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации на основе предложений соответствующих государственных органов управления лесным хозяйством субъектов Федерации, согласованных с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.
1.3. В своей деятельности лесхозы подотчетны государственному органу управления лесным хозяйством республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа и входят в их состав.
1.4. Лесхозы обладают правами юридического лица, имеют самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и государственного органа управления лесным хозяйством субъекта федерации, в состав которого входит лесхоз.
1.5. В своей деятельности лесхозы руководствуются Основами лесного законодательства Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, принятых в пределах их компетенции, приказами и нормативными документами государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации и субъектов федерации, настоящим Положением.
1.6. Указания лесхозов в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, в том числе иностранными, независимо от их формы собственности, и физическими лицами.
1.7. Лесхозы обеспечивают выполнение лесохозяйственных мероприятий по лесопользованию, воспроизводству, охране и защите лесов, защитному лесоразведению, а также осуществляют иную деятельность, не противоречащую законодательству.
1.8. Деятельность лесхозов финансируется за счет источников, установленных действующим законодательством.
II. Задачи и функции
2.1. Задачами лесхозов являются:
сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов;
организация многоцелевого, непрерывного, неистощительного пользования лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине и другой лесной продукции;
обеспечение воспроизводства, улучшения породного состава и качества лесов, повышения продуктивности;
сбережение, охрана и защита лесов.
2.2. Лесхозы являются владельцами лесного фонда в границах установленной территории, в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют следующие функции:
учет лесного фонда;
организация и участие при выполнении подготовительных работ к очередному лесоустройству и в проведении лесоустроительных и лесообследовательских работ, приемка указанных работ. Во время проведения подготовительных и полевых лесоустроительных работ лесхозы оказывают помощь и непосредственно участвуют в их выполнении, а также осуществляют контроль за лесоустроительными работами, ежемесячно производят приемку выполненных работ с составлением соответствующих актов, участвуют в разработке принципиальных направлений на предстоящий ревизионный период;
подготовка материалов по отнесению лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, уточнению размера главного пользования лесом при изменении границ лесного фонда, возраста рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменений, происшедших в лесном фонде, в установленном порядке;
подготовка материалов по переводу лесных земель в нелесные;
подготовка и представление предложений, материалов и заключений по вопросам: использования земель лесного фонда для государственных, общественных и других надобностей;
предоставление участков лесного фонда на основании совместного с районным (городским) Советом народных депутатов решения в долгосрочное пользование (аренду) в установленном порядке;
предоставление участков лесного фонда в краткосрочное пользование на основании совместного решения с районной (городской) администрацией;
подготовка материалов по размещению утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям, ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров);
выдача лицензий на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду) на основании совместного решения с районным (городским) Советом народных депутатов;
проведение рубок промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих работ;
освидетельствование мест рубок и других лесных пользований;
участие в организации проведения с районными органами власти лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование, а также участие в установлении ставок и размеров лесных податей, размеров арендной платы за пользование лесным фондом;
организация и осуществление восстановления лесов основных лесообразующих пород путем проведения мер содействия естественному возобновлению леса, закладки лесных культур, реконструкции малоценных насаждений и лесоразведения хозяйственно ценными породами на землях лесного фонда;
организация и осуществление работ по созданию и развитию лесосеменного и питомнического хозяйств, обеспечению заготовки, переработки, хранению лесных семян, выращиванию посадочного материала в необходимых объемах;
ввод в установленном порядке хозяйственно ценных молодняков в покрытые лесом земли;
проведение на договорных началах работ по защитному лесоразведению на землях сельскохозяйственного назначения;
выполнение агротехнических уходов в лесных культурах, питомниках, защитных насаждениях;
противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, защита от вредителей и болезней и борьба с ними;
привлечение в соответствии с решениями местных органов представительной и исполнительной власти к проведению работ по тушению лесных пожаров, борьбе с вредными насекомыми, болезнями леса специализированных служб, лесопользователей и населения;
охрана охотничье - промысловой фауны, контроль за соблюдением правил и сроков охоты в лесах государственного значения, ведение охотничьего хозяйства в комплексе с лесным хозяйством или участие в проведении этих мероприятий в лесхозах, на которые возложены эти функции;
согласование с государственными органами охраны окружающей природной среды допустимой численности диких животных в лесном фонде и норм их отстрела;
государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесхозов;
организация службы государственной лесной охраны, оснащение ее транспортными средствами, оружием, средствами связи, форменным обмундированием, осуществление ее правовой и социальной защиты;
предупреждение нарушения норм и правил пользования лесным фондом, незаконных порубок, уничтожения или повреждения деревьев, в том числе молодняков и подроста и других компонентов лесной среды, загрязнения лесов химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально - бытовыми отходами, отбросами и других нарушений законодательства;
осуществление без ущерба лесу побочных лесных пользований, а также ведение подсобного сельского хозяйства;
обеспечение проектирования, строительства и капитального ремонта объектов лесохозяйственного противопожарного и социально - бытового назначения;
повышение квалификации работников лесхозов.
III. Структура и управление лесхозов
3.1. Основным структурным подразделением лесхозов являются лесничества, которые делятся на лесохозяйственные участки и обходы. Допускается организация лесхозов без деления на лесничества. В таких лесхозах работу, возложенную на лесничества, выполняют непосредственно лесхозы.
3.2. В состав лесхоза входят подразделения по борьбе с лесными пожарами (пожарно - химические станции), лесные питомники, вспомогательно - обслуживающие подразделения, а также могут входить подсобные цехи по переработке пищевых продуктов леса, по производству товаров народного потребления и других изделий, изготавливаемых из древесины, получаемой от рубок промежуточного пользования, подсобные сельскохозяйственные подразделения и другие.
3.3. Непосредственно руководство лесхозом осуществляют директора, являющиеся по должности одновременно старшими государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесхозов.
Директора лесхозов несут ответственность за состояние, рациональное использование лесного фонда, воспроизводство, охрану и защиту лесов, а также результаты хозяйственной деятельности лесхоза.
Директора лесхозов назначаются и освобождаются от должности государственным органом управления лесным хозяйством республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа по согласованию с органами власти района, на территории которого находится контора лесхоза.
3.4. Главный лесничий и другие заместители директора лесхоза назначаются и освобождаются от должности по представлению директора лесхоза государственным органом управления лесным хозяйством республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.
Главный лесничий является первым заместителем директора лесхоза.
Главный бухгалтер лесхоза назначается и освобождается директором лесхоза по согласованию с вышестоящим государственным органом управления лесным хозяйством субъекта федерации.
3.5. Выполнение лесохозяйственных работ осуществляется лесхозами через лесничества, иные структурные подразделения или по договору с другими предприятиями и организациями, согласно планам, разработанным на основании материалов лесоустройства.
3.6. Для выполнения работ лесхозы формируют трудовые коллективы, которые составляют все граждане, участвующие своим трудом в деятельности лесхозов на основе трудового договора (контракта).
3.7. Отношения работника трудового коллектива и лесхоза регулируются законодательством Российской Федерации.
3.8. Лесхозы обеспечивают социальное развитие, улучшение условий труда, обязательное социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников и членов их семей в соответствии с законодательством.
IV. Лесничества
4.1. Лесничества создаются приказом государственного органа управления лесным хозяйством республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.
4.2. На лесничества возлагаются:
учет лесного фонда, участие в проведении лесоустроительных работ, внесение текущих изменений в материалы лесоустройства, ведение технической документации;
проведение под руководством лесхоза лесохозяйственных, лесовосстановительных и других работ, государственный контроль, охрана лесов от пожаров, лесонарушений и браконьерства (где на лесничества возложено ведение охотничьего хозяйства), защита леса от вредных насекомых и болезней, освидетельствование мест рубок и других лесных пользователей;
отпуск древесины на корню по ордерам на основании и в пределах лесорубочных билетов, выдаваемых для этой цели лесничествам лесхозов, выдача в установленном порядке лесных билетов на лесные пользования;
учет в установленном порядке товарно - материальных ценностей, имущества, а также поступающих в лесничества денежных средств.
4.3. Деятельностью лесничеств руководят лесничие, которые являются по должности одновременно государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесничеств.
4.4. Лесничие несут ответственность:
за сохранность, рациональное использование лесного фонда, воспроизводство, охрану и защиту лесов;
за организацию и надлежащее проведение возложенных на лесничества работ и за соблюдение установленных правил по ведению лесного хозяйства и правил техники безопасности;
за сохранность имущества и материальных ценностей, имеющихся в лесничествах денежных средств в установленном порядке.
Указания и распоряжения лесничих по делам лесничеств обязательны для всех работников лесничеств и могут быть отменены директором или главным лесничим лесхоза.
4.5. Лесничие назначаются и освобождаются от занимаемой должности государственным органом управления лесным хозяйством субъекта Российской Федерации по представлению директоров лесхозов.
4.6. Лесничества имеют круглую печать со своим наименованием и лесхоза, в состав которого они входят.
V. Имущество и средства лесхозов
5.1. Во владении лесхозов находятся:
лесной фонд в границах установленных территорий;
основные производственные и непроизводственные фонды;
5.2. Имущество и средства лесхозов отражаются на их балансах и находятся в федеральной собственности.
5.3. Лесхозы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и средствами, закрепленными за ними, в соответствии с законодательством.
5.4. Источниками формирования имущества и средств лесхозов являются:
ассигнования из установленных источников финансирования на лесное хозяйство;
капитальные вложения;
безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений, предприятий и граждан;
средства, полученные в результате хозяйственной деятельности.
5.5. Финансирование расходов на содержание имущества лесхозов осуществляется за счет источников, выделяемых на ведение лесного хозяйства.
5.6. Источниками финансирования деятельности лесхозов являются:
средства республиканского бюджета;
средства бюджетов территорий, выделяемые по решению органов местного самоуправления (лесные подати, плата за аренду участков лесного фонда, платежи за проведение лесных аукционов и торгов, компенсационные выплаты за ущерб, связанный с отчуждением и порчей земель лесного фонда, и другие средства);
сумма неустоек и штрафных санкций за нарушение правил лесопользования и лесного законодательства, по решению соответствующих органов государственной власти;
выручка от реализации лесопродукции, полученной от проведения рубок промежуточного пользования;
выручка от реализации семян и посадочного материала;
плата за услуги, оказанные сторонним организациям и населению;
благотворительные взносы и пожертвования юридических и физических лиц;
прочие поступления.
VI. Права лесхозов
6.1. Принадлежащие лесхозам права, связанные с их основной деятельностью, осуществляются директором, главным лесничим и по установленному распределению обязанностей - другими должностными лицами лесхозов.
6.2. Лесхозы имеют право в пределах своей компетенции:
оформлять договоры аренды участков лесного фонда под соответствующие виды лесопользования;
осуществлять выдачу разрешительных документов на осуществление различных видов лесопользования;
осуществлять государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
давать указания предприятиям, организациям и учреждениям независимо от их подчиненности и форм собственности, а также гражданам по вопросам соблюдения правил пользования лесами, их сохранности и противопожарной безопасности;
прекращать действия договоров аренды лесных участков и разрешительных документов в случаях нарушений условий договора или установленных правил лесопользования;
рассматривать дела об административных правонарушениях и в установленном порядке налагать административные штрафы на предприятия, организации, учреждения, граждан за нарушение лесного законодательства и правил ведения лесного хозяйства;
подготавливать и оформлять документы на прекращение, приостановление и ограничение права пользования лесным фондом в случаях, предусмотренных законодательством;
выявлять нарушения действующего законодательства, оформлять соответствующие акты и протоколы, направлять материалы о нарушениях в следственные органы, прокуратуру, суды и арбитражные суды;
выступать в суде и арбитражном суде при рассмотрении дел о нанесении ущерба лесному хозяйству;
направлять материалы в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел в отношении лесонарушителей;
по согласованию с государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проводить все виды пользования лесом, не запрещенные законодательством.
VII. Отчетность и контроль
7.1. Лесхозы ведут законченный бухгалтерский учет, а также оперативный и статистический учет своей деятельности и представляют в вышестоящий государственный орган управления лесным хозяйством и другие органы бухгалтерские отчеты и балансы, а также статистическую отчетность в установленном порядке.
7.2. Контроль за деятельностью лесхозов осуществляют вышестоящие государственные органы управления лесным хозяйством и другие органы в пределах предоставленных им полномочий.