Письмо Госналогслужбы РФ от 01.11.96 N ВЗ-6-03/755

"О реализации пункта 4 Национального плана проверок налогоплательщиков в 1996 году"
Редакция от 01.11.1996 — Действует

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 1 ноября 1996 г. N ВЗ-6-03/755

О РЕАЛИЗАЦИИ ПУНКТА 4 НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОВЕРОК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В 1996 ГОДУ

В соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков Государственной налоговой службы России на 1996 год, утвержденным Руководителем Госналогслужбы России 12 февраля 1996 г., рядом территориальных государственных налоговых инспекций были осуществлены по заданиям Госналогслужбы России проверки по вопросам правомерности и обоснованности предоставления льгот по налогу на добавленную стоимость по туристско - экскурсионным путевкам, по развлекательным мероприятиям, включая видеопоказ, и по товарам (работам, услугам), реализуемым общественными организациями инвалидов.

Указанные проверки осуществлялись с целью определения эффективности предоставляемых льгот по налогу на добавленную стоимость.

О чем свидетельствуют материалы проверок в обобщенном виде.

Степень влияния предоставленной льготы на уровень конечной цены потребления работ, услуг по этим мероприятиям незначительна, а в ряде случаев не поддается определению в связи с преобладающим воздействием на нее удорожания затрат, составляющих издержки производства (обращения).

Анализ выявленных нарушений предприятий (организаций), осуществляющих туристско - экскурсионную деятельность показал, что основными причинами, повлекшими доначисление налога на добавленную стоимость и предъявления штрафных санкций, явились:

- неправомерное применение льготы по туристско - экскурсионным путевкам. В ряде случаев так называемые туристско - экскурсионные услуги не оформлялись в установленном порядке путевками, а также льготировались услуги по распространению этих путевок, не включенные в их стоимость, что не давало оснований для их льготирования;

- во многих случаях, формализуя процесс использования льгот (оформление путевок), соответствующие организации по своей сути осуществляли не экскурсионную деятельность, а под ее видом торгово - закупочную (в частности, бизнес - туры, шоп - туры, туры за автомобилями) путем поездок за пределы Российской Федерации. При этом одними и теми же физическими лицами на один и тот же срок приобретались несколько так называемых "туристско - экскурсионных путевок", как правило в сфере международного туризма, в целях по сути приобретения определенного количества мест для размещения торгового багажа. Таким образом, установленная льгота использовалась в качестве легального канала уклонения от налогообложения по челночной торговой деятельности.

Материалы проверок подтвердили полную запущенность в вопросах учета и оформления указанных путевок. Не всегда предприятиями (организациями), осуществляющими туристско - экскурсионную деятельность, бланки путевок, являющиеся бланками строгой отчетности, изготавливаются, хранятся и учитываются в порядке, предусмотренном для бланков строгой отчетности. Реализация путевок осуществлялась без указания номера путевки, стоимости и кому она реализована. В целях устранения такого рода нарушений Госналогслужбой России, Минфином России и Госкомтуризмом России подготовлены соответствующие разъяснения, определяющие официальные формы туристско - экскурсионных путевок, являющиеся документом для использования этой льготы. После регистрации в Минюсте России оно будет направлено в госналогинспекции по субъектам Российской Федерации для использования в практической работе.

Наряду с этим необоснованное использование льготы производится за услуги, оплачиваемые дополнительно (сверх стоимости путевок или не связанные со стоимостью путевок), в частности по услугам за предоставление в аренду имущества, за пользование спальными корпусами в качестве гостиницы, по услугам саун, автосервиса, проката спортинвентаря и т.п.

Проверками зафиксированы также многочисленные факты необоснованного возмещения входного НДС по этим услугам, главным образом, по причине отсутствия раздельного учета затрат по приобретенным товарно - материальным ценностям (работам, услугам), относящимся к облагаемым и льготируемым услугам, а также без выделения в расчетных документах отдельной строкой суммы налога, уплаченного при их приобретении.

Серьезные нарушения налогового законодательства выявлены и по проводимым развлекательным мероприятиям, включая видеопоказ, в основном, из-за невключения в облагаемый НДС оборот услуг по предоставлению в аренду имущества, по оформлению заказов предприятий наглядной агитации, услуг автостоянки, от реализации покупных товарно - материальных ценностей и прочей реализации.

Здесь также фиксировались факты неправомерного отнесения сумм налога, уплаченных за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), в полном объеме на расчеты с бюджетом, в то время как по льготируемым услугам они должны быть отнесены на издержки производства и обращения.

Малоэффективно реализуется предоставленная льгота по товарам (работам, услугам), реализуемым общественными организациями инвалидов с точки зрения создания нормальных финансовых условий для развития их.

В отдельных случаях указанная льгота используется для легализации некоторыми предпринимательскими предприятиями для уклонения от уплаты налогов.

Сообщая о результатах проведенных проверок, Госналогслужба Российской Федерации обращает внимание на необходимость четкого отслеживания вопросов льготирования товаров (работ, услуг) в указанных сферах общественной деятельности, не допуская формального подхода, приводящего к искажению сути налоговых освобождений.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ